Миссия невыполнима?
Или каково быть напарником Михаэля Шумахера
Перевод выполнен Елизаветой Ковачевой
Все, кому когда - либо доводилось быть в одной команде с действующим чемпионом
мира в классе Формула-1, делятся впечатлениями от работы и общения с Михаэлем
Шумахером.
Итак, кто же он - напарник Шумахера: его верный союзник или основной соперник?
Рубенс Баррикелло
Ferrari, 2000
Михаэль оказался именно таким, каким я представлял его до нашей встречи. Он
чертовски хороший пилот, и в результате работы с ним мои собственные ставки
резко возросли. Как только он появляется на треке, он
выкладывается весь без остатка на первом же круге.
Его отличие от всех моих предыдущих напарников в том, что он неустанно
работает. Он постоянно совершенствуется, что делает его великолепным гонщиком,
таким, который способен побеждать от гонки к гонке. Он очень трудолюбив и
заслуживает всех тех успехов, которых достиг, и я уверен, что ничто не могло
бы его остановить в достижении титула 2000 года.
Пресса наверняка не разделяет мою точку зрения по поводу Михаэля. В нем живут
два разных человека. Есть Михаэль-семьянин и Михаэль-друг, а есть
Михаэль-пилот и Михаэль-знаменитость. Эти два образа, можно сказать,
полярны. Но на самом деле он прекрасный человек, и у него доброе сердце.
Теперь страсти в Ferrari поулеглись после получения командой титула, и наша
победа в 2000 году только укрепила наши отношения с Михаэлем".
Эдди Ирвайн
Ferrari, 1996-1999
"Михаэль заслуживает всего, что он успел достичь в Формуле-1, просто потому
что он настоящий профессионал".
Йос Верстаппен
Benetton, 1994
"Помню свой первый год в Формуле-1: Михаэль лидировал на каждом круге. Он был
лучшим учителем, которого я мог бы для себя найти.
Когда он появляется на новой трассе, то на первом же круге он показывает весь
свой потенциал. Весь тот год мои результаты не шли ни в какое сравнение с его
результатами. По прошествии 4-х гонок в правила чемпионата было введено много
изменений из-за смерти Айртона Сенны.
В основном, мы тестировали различные новшества, а не оптимизировали машину под
меня, потому что Михаэль был основным претендентом на титул. Я помню Хоккенхайм
того года. Я вылетел с трека из-за разлитого масла болида Герхарда Бергера еще
до квалификации и повредил машину. Тогда я пересел на болид Михаэля, но разбил
и его! После этого я сказал ему: "Михаэль, я действительно очень виноват".
Надеюсь, он принял мои извинения.
Уместить мои воспоминания о Михаэле в одно предложение? Это очень сложно. Он
всегда был быстр, чертовски быстр! (Я не уверен, хорошо ли его знаю. Люди
бывают разные, но мне почему-то кажется, что я знаю его довольно
хорошо).
Джонни Херберт
Benetton, 1994-1995
"У нас с Михаэлем была пара забавных моментов, но тесно мы никогда не
общались. Михаэль не хотел, чтобы кто-нибудь по-настоящему близко узнал его.
Единственное, что как-то объединяло нас, - это наши жены. Они неплохо ладили
одно время, а потом его жена вдруг перестала говорить с моей. Очевидно, что
это было сделано по просьбе Михаэля. Так он хотел предотвратить
наше сближение.
Он всегда был очень эгоцентричен, но такова Формула-1. В чем действительно
была проблема, так это в повышенной лояльности команды к мнению Михаэля.
Начиная со второй гонки, мне уже не было позволено сравнивать свои данные с
его. Дело было не в самом Шумахере, а именно в команде. В плане результатов,
это был мой самый успешный год, но я смог бы показать и лучшие результаты,
если бы команда относилась ко мне иначе.
Что касается личных качеств, в Михаэле нет ничего особенного. Мои отношения с
Рубенсом Баррикелло, Алексом Занарди, Микой Хаккиненом и Джанни Морбиделли
складывались намного лучше. Михаэль просто не хотел нашей дружбы".
Д.Д. Лехто
Benetton, 1994
"У меня всегда было такое ощущение, что команда работала на Михаэля, хотя я
был далеко не последним действующим лицом во время его первого сезона в
чемпионате. Я получил серьезные повреждения шеи в катастрофе на
тестах в начале сезона и был не в состоянии соревноваться с Михаэлем из-за
проблем со здоровьем.
Я никогда не мог сравниться с ним в квалификациях, но это происходило из-за
того, что я слишком рано уходил в боксы. Мне стоило ждать подольше, но
ожидание не присуще Формуле-1 по определению.
Едва ли я узнал Шумахера за те 6 гонок, в которых я выступал за Benetton, но
я не согласен со многими вещами, которые люди говорят о нем. Я никогда ни на
что не жаловался. Те, кто его не знают, говорят, что он надменен, но я думаю,
это просто выражение его лица производит такое впечатление. Именно его
внешность заставляет считать его надменным".
Мартин Брандл
Benetton, 1992
"На первых тестах в Португалии Миахэль выглядел очень уверенным, и он был
очень быстр. Его окружала какая-то аура, скорее даже сияние - да, именно
сияние.
Он был одним из самых значительных напарников в моей карьере. Он заставлял
команду работать на себя, ведь он делал большие успехи, но я никогда не считал
его неискренним. Он был быстрее меня в квалификациях, зато в гонках
- наоборот, я был впереди. Несколько раз я пытался обойти его, и он
поддавался!
Когда я впервые увидел его на подиуме, шумно праздновавшим свою победу, я
сначала подумал, что это было уж слишком, но именно у него я научился брать
всё от успешных дней, тогда и неудачи проще будет переживать.
Он очень прямолинейный человек. Мы общались совсем немного, но я не думаю,
что отношения между напарниками должны быть слишком тесными.
Еще Михаэль очень порядочен. У него твердые устои, в том числе относительно
семьи, пусть это немного не вяжется с его выходками на треке. Но, будучи пай
мальчиком, не станешь чемпионом мира".
Рикардо Патрезе
Benetton, 1993
"Мои отношения с Михаэлем складывались очень хорошо. У нас не были разногласий
ни вне трека, ни на нем, даже при том, что он был тогда еще совсем юным.
В 1993 году я пришел в Benetton в качестве старшего пилота. Я тогда занял
вторую позицию в чемпионате 1992 года, и у меня уже был опыт использования
активной подвески и системы контроля тяги, что и заинтересовало во мне
команду Benetton.
Я провел все зимние тесты, лидируя до 1993 года, так как у Михаэля были
проблемы с коленом. Он приехал в Сильверстоун на первый же день февральских
тестов: это был один из тех холодных, туманных дней, когда лучше
оставаться дома в постели. Я вышел на трек и установил время 1:27. После этого
на трассу вышел Михаэль и после 5 кругов уже показал результат 24:3! Тогда я
понял, что он очень талантлив.
Я пошел проверить телеметрию в его болиде, радиопередача на Bridge
отсутствовала! Еще за год до того мы могли преодолеть тот поворот в квалификации
без помощи телеметрии лишь в течение одного круга.
Единственным пилотом, который мог сравниться с Михаэлем, был Айртон Сенна.
Найджел Мэнселл был очень быстр, но для достижения наилучших своих результатов
ему требовался попутный ветер. Как и Сенна, Михаэль всегда силен,
будь то дождь или солнце.
Михаэль, такой, каким он появляется на публике, возможно, некоторым и
несимпатичен, но, если узнать его ближе, понимаешь, какой он замечательный
человек".
Нельсон Пикет
Benetton, 1991
"Я уже давно был в Benetton, когда Михаэль только пришел в команду в 1991 году
на Гран-При Италии. В то время я еще не знал, что тот сезон станет последним
в моей карьере. Если бы мне поступило какое-нибудь интересное предложение от
успешной команды на 1992 год, я бы согласился. Но мне некуда было пойти. Лучше
было остановиться на достигнутом. Я не стал публиковать сообщение о своем
уходе из спорта в прессе, как все это делают сейчас.
Я никогда не чувствовал, что Михаэлю отдается предпочтение в Benetton. Конечно,
он был быстр, иногда даже быстрее меня. Я видел, что его ценили. Benetton
хотела продлить контракт с ним и на следующий год. Я был счастлив познакомить
его с командой и правилами.
Сейчас я не смог бы представить себя в тех же жизненных ситуациях, в которых
оказывался тогда. Всему свое время - мое уже прошло. Уже после 3 чемпионатов
эта работа начинает казаться довольно рутинной. Это приносит разочарование.
Возможно, я недостаточно серьезно ко всему относился. Но, наверное, так было
даже лучше".
Андреа де Сезарис
Jordan, 1991
"Для пилота, не знавшего, что такое Спа, и никогда не управлявшего болидом
Формулы-1, он показал тогда фантастический результат. Я подумал: "Этот парень
доставит мне еще немало хлопот!". Слава Богу, он перешел в другую команду!
В Спа он, конечно же, сошел с трека почти на старте из-за проблемы в сцеплении.
Тот уик-энд явно стал упущенной возможностью для Jordan.
Я считал Михаэля отличным парнем, да и он в долгу не оставался. Со мной он
всегда был любезен и дружелюбен, даже сейчас, когда я заговариваю с ним, он
приветливо общается со мною. Думаю, он по-прежнему имеет
превосходство над Микой Хаккиненом".