Мосли: Райкконен - действительно исключение
Год назад
18.10
Стоддарт об австралийских талантах
18.00
Деннис о реструктуризации McLaren
Де ля Роза: дебют в Prost
12.30
Мосли о важности встречи 14 февраля
Ирвайн присоединился к Бурти в Валенсии
12.20
Arrows: удачный день тестов в Валенсии
Вручение призов Ferrari и Maserati Challenge 20000 в Фиорано
12.00
Результаты тестов в Валенсии, 11 февраля
11.30
Бывшие пилоты Ф-1 о борьбе Шумахера и Хаккинена
Williams: неудачный день в Кьялами
11.20
Хаккинен: лучшее время в Валенсии
Баррикелло: длительные испытания в Мюджелло
00.30
Первый день в Кьялами стал удачным для Вильнева
Производители заинтересованы в приобретении 25-35% акций SLEC
00.20
На место второго пилота в Minardi претендуют три гонщика
Michelin надеется на успех
00.00
Minardi подпишет контракт с Michelin
11 февраля 2001
18.00
Результаты тестов в Эшториле, 10 февраля
17.50
Результаты тестов в Кьялами, 10 февраля
16.10
Прогнозы Мосли на предстоящий сезон
16.00
Гостиничный бизнес Култхарда работает на будущее
Стоддарт приглядывается к талантливому австралийцу
15.50
Эдди Ирвайн: "Процесс работы важнее результата"
Ален Прост: "Michelin нам поможет"
11.20
Marlboro уйдёт от Ferrari в 2002 году
Ferrari вновь откладывает симуляцию гонки в Мюджелло
11.00
Кому нужен Херберт?
Год назад
00.30
Как Формула-1 изменила Эдди Ирвайна?
00.20
"В детстве Эдди был другим!"
Дождь в Эшториле портит планы двух команд
00.00
Дебют Баррикелло на F2001
Макс Мосли: "Берни продержится ещё дольше меня"
Интервью с Жан Тодтом.
Ferrari наизнанку
Перевод выполнен Константином Седовым
Руководитель команды Ferrari дал интервью немецкому "Der Spiegel" о своих
взглядах на жизнь в ярчайшей команде современной Формулы-1, о внутренней и
внешней политике и об отношениях с Михаэлем Шумахером.
Незадолго до первого тестового выезда Михаэля Шумахера в новом году фанаты
Ferrari были поражены известием о том, что немец прервет свой контракт в
случае победы в чемпионате 2001 года. Это так? Жан Тодт: Это чушь. У Михаэля контракт до 2002 года. Конечно же, есть
различные оговорки, но контракт очень строгий.
После победы Вы сердечно обняли Шумахера. Почему он вновь и вновь повторяет,
что его работа в Ferrari была бы невозможна без Вас? Жан Тодт:Я люблю Михаэля. Мы фантастически хорошо работаем вместе, и
у нас сформировалась дружба, необычная для наших профессий. Но он очень
рационален. Он знает, что я делаю, и знает, что делают все остальные. Я не
могу решать проблем с двигателем, это вопрос к нашим инженерам. Я
лишь создал организационную структуру, которая хорошо работает. В этом
отношении я - гарантия для Михаэля в том, что мы действуем правильно.
И по этой причине Вы привили своим сотрудникам практически немецкое чувство
долга? Жан Тодт: Невозможно работать в грязном или неопрятном офисе, и я
ненавижу окурки на полу. Когда я начинал, я всем объяснил, что во время
Гран-При в идеальном состоянии должна быть не только машина, но и все механики.
Это означает никакого алкоголя, чистая рубашка, ежедневное бритьё. С
трехдневной небритостью пришлось мириться. Я понял, что итальянская
ментальность не имеет аналогов, и есть гораздо более важные вещи для
соблюдения принципов, чем ежедневное бритьё.
Виртуозный Тодт и педантичный Шумахер - как итальянцы справляются с таким
культурным шоком? Жан Тодт: Михаэля нужно уважать. На публике он холоден, необщителен,
и редко улыбается. Когда он с механиками, они чувствуют, что ему с ними
нравится. Он открытый, разговорчивый, относится к ним серьезно и
обедает вместе.
Как он себя ведет при объяснении механикам и инженерам, чего он от них хочет? Жан Тодт: Он тверд, но всегда добр. Он никогда не использует негативных
слов, никогда не срывается. Он очень рационален, задает много вопросов.
Шумахер руководит? Жан Тодт: Нет. Он не был на фабрике уже два месяца, за исключением
рождественского вечера. Но он часто звонит, и не может дождаться увидеть свою
новую машину. Он звонит главному конструктору, ведущему мотористу. Он хочет
знать всё в мельчайших подробностях. В этом отношении он помогает
поддерживать командный дух, и передает остальным свою мотивацию.
Сейчас благодарность Шумахера всей команде после победы стала уже практически
рутинной. Жан Тодт: Михаэль - лучший гонщик. Многие пилоты могут сделать быстрый
круг, но не ехать на пределе всю гонку - он делает это лучше кого бы то ни
было. Конечно же, если команда зазывает его на пит-стоп на круг раньше или
позже, чем следовало, это может решить судьбу победы или
поражения независимо от его вождения. Формула-1 - командный спорт, и Михаэль
знает это. Мы трижды чуть-чуть проигрывали с ним в чемпионате, по различным
причинам. Не было никаких обвинений. Мы многое прошли вместе, и это нас только
объединяет.
Формула-1 имеет репутацию очень жесткого бизнеса, в котором все пожирают друг
друга. И всё же, Вы цените духовные ценности? Жан Тодт: Знаете ли, иногда здесь приходится быть доктором, а иногда
пожарным. Но прежде всего - я главный управляющий, который должен подбирать
правильных людей, убеждать их и правильно назначать. Моя работа - создать им
условия, в которых они смогут качественно выполнять свою
работу. Если уж им приходится работать с утра и до позднего вечера, атмосфера
должна быть приятной.
Шумахер однажды сказал, что думал, что "честность и искренность отсутствуют
в Формуле-1, пока не встретил Жана Тодта". Это беспокоит Вас? Жан Тодт: Я думаю, это грустно. Для меня, вежливость и уважение -
основные качества. Я здесь отвечаю за 600 сотрудников. Я не помню всех имен,
но я знаю все лица поскольку все они проходят через мой офис. Каждый новый
сотрудник приходит ко мне, перед подписанием контракта, и в первую
неделю работы. Все важные решения я объявляю лично. Никто не должен думать,
что есть что-то, чего я не знаю.
На Вас также лежит публичная ответственность, особенно за поражения. Как Вы
относитесь к тому, что чаще Вас голову рубят только, пожалуй, руководителю
итальянской национальной футбольной команды? Жан Тодт: Что бы ни приходило извне, например средства массовой
информации, для меня имеет очень низкий приоритет. Я провожу много времени
в этом офисе. Вчера я был тут до полуночи. Сегодня на обед у меня был только
бутерброд с чаем. Я отдаю себя работе, и верю в то, что мы делаем. И я
горд тем, что выдержал семь лет на этом посту.
Остались бы Вы руководителем команды, если бы Шумахер не выиграл титул в
октябре прошлого года? Жан Тодт: Если честно, я не знаю. Было большое давление извне, особенно
когда в Малайзии-99 наша техника, казалось, не соответствовала правилам. Но
если уж так, то где была Ferrari когда я начинал? Я проложил дорогу для м
ногого, я выбирал людей, которые начинали подъем - технический
директор Росс Браун, конструктор Рори Берн, Шумахер и еще некоторые. И где
теперь Ferrari? Мы боремся за чемпионство уже четыре года.
В некотором роде, Ваша миссия теперь выполнена, Вы завоевали первый титул за
21 год. Есть ли новые стремления? Жан Тодт: Ferrari настолько мотивирует, что можно дважды добиваться
одной цели. В конце концов, мы единственная команда, которая делает и шасси,
и двигатель, и пока команда держится вместе, я не
вижу смысла уходить.
В середине февраля, наверное, будет принято решение по поводу введения так
называемого контроля тяги с Гран-При Испании и далее. С этого момента
электроника будет не давать проскальзывать колесам. Это хорошее решение? Жан Тодт: Не хорошее, но необходимое. Лично я против любого вида помощи
пилоту. Всё таки этот спорт предполагает борьбу человеческих способностей.
Должно быть определенное умение для управления машиной мощностью 800 лошадиных
сил и весом 600 килограмм. Однако я не вижу альтернативы -
контроль тяги нужно легализовать, поскольку невозможно определить, есть эта
программа в машине или нет. Легализация по крайней мере снимает все
подозрения.
Другими словами, последние два сезона были отмечены жульничеством? Жан Тодт: Я не знаю. Я не могу, да и не желаю, обвинять кого бы то ни
было. Я только знаю, что происходили определенный вещи, которые больше не
будут повторяться.
Ferrari также обвиняли некоторые команды, например McLaren-Mercedes, в
использовании нелегальных машин, и тогда Вы еще предложили им обратиться к
психиатру для лечения тяжелой паранойи. Жан Тодт: Это так. Я полагаю грустным, когда поражение оправдывают,
поливая грязью победителя. Иногда просто нужно признать, что кто-то другой
просто был лучше. Я очень уважаю McLaren. Они невероятно хороши, и в чем-то
лучше нас. Какой смысл мне заявлять, что McLaren жульничает?
Прежде всего, я так не считаю. Во-вторых, это не сделает мою машину быстрее.
И в-третьих, это должно быть лучшей мотивацией для мобилизации своей энергии,
увеличения усилий для победы над лидером.
Считаете ли Вы себя лишним в мире Формулы-1, полном закоренелых эгоистов? Жан Тодт: Настоящая жизнь идет здесь, в моём офисе. На трассе слишком
много людей, потерявших опору. Мне жаль их. Я избегаю любого очаровательного
жеманства. Во время Гран-При я перемещаюсь лишь между гаражом, моторхоумом
и отелем.
Вы всегда выглядите очень напряженным во время квалификации и гонки. Вы
действительно так волнуетесь? Жан Тодт: Последние 15 минут квалификации просто ужасны. Часто
напряжение таково, что я сбиваюсь с ритма дыхания.