В то время как чемпионат Формулы-1 взял курс на Дальний Восток для проведения
последних гонок сезона, премьер-министр Малайзии, Махатир Мохамад, наоборот,
покинул родину и отправился в Великобританию.
Цель его визита - отнюдь не созерцание красивых осенних пейзажей. Это даже не
столь распространенная среди чиновников Дальнего Востока поездка в Европу за
известным чаем от Fortnum&Mason или на шоу Ллойда Веббера.
Да, Махатир приехал за покупками, но в его планы не входит приобретение всяких
безделушек. Он хочет купить большой автомобилестроительный завод. Правда, у
него уже есть несколько. В Великобритании он собирается посетить
компанию Lotus, что в Норфолке. Она принадлежит Малайзии с 1996 года, когда
Махатир купил эту известную корпорацию для осуществления своего плана полной
индустриализации страны к 2020 году. Этот план получил
название "Мечта-2020".
На момент приобретения Lotus Махатир все еще намеревался построить трассу
Формулы-1 в Куала Лумпур, но он был также задействован в качестве посредника в
спонсорской сделке между национальной нефтяной компанией Petronas и
Sauber. Цель сделки заключалась в расширении международных связей компании и
становлении ее как диктатора на мировом нефтяном рынке.
В сделке участвовал и интерес совместного предприятия Sauber Petronas Engineering, деятельность которого
направлена на распространение технологий Формулы-1 и обучение малайзийских инженеров способам конструирования
двигателей.
Махатиру не нравилась зависимость его страны от японской компании Mitsubishi Motors, которая работала для
малайзийской Proton. Поэтому вторая часть программы "Мечта -2020" (которая действует с 1997 по 2006 год)
включала в себя меры по усовершенствованию квалификации малайзийских инженеров, в частности в автоматической и
технологической отраслях.
Тогда Sauber Petronas Engineering разработала качественно новую линию двигателей для Proton. Lotus начала
производство машин для малайзийских предприятий, а Proton была приобретена Petronas. Из-за разразившегося
кризиса национальной валюты, план о разработке компанией Sauber Petronas Engineering двигателя V10 для
Формулы-1 не состоялся. Тогда осуществление этого проекта было совершенно невозможно.
Сейчас существует возможность приобретения двигателя Формулы-1 через некую компанию Asia Motor Technologies,
которая заведует программой Peugeot Sport. Если договоренность будет заключена, то Малайзия будет как нельзя
более близка к достижению своей цели - налаженному производству собственного двигателя Формулы-1.
Но в тоже время, Махатиру нужно обеспечить продукции успех у потребителя. Автомобильные рынки сейчас очень
монополизированы, и подчас выживает только одна крупная корпорация. Некоторые производители, правда, справляются
с жестокими законами рынка, занимая определенную уникальную по своей специализации нишу. В число таких компаний
входит Proton. Вся трудность пребывания на рынке в качестве хозяина какой-либо ниши заключается в том, что
сохранять первые позиции крайне сложно из-за многочисленных соперников. И это объяснимо. Что касается ценовой
конкуренции, то все крупные автомобилестроители сейчас в состоянии производить дешевые машины. К тому же, при
текущих тенденциях к краху производителей, специализирующихся лишь на выпуске автомобильных деталей, сохранение
вторых позиций на рынке становится совсем бессмысленным.
Proton - это типичный пример дешевого импорта, достигаемого за счет низких цен на азиатскую рабочую силу.
Махатир понимает, что компании такого рода обычно не выживают в долгосрочном периоде. Поэтому ему срочно нужно
как-то продвигать Proton в лидеры. Одним из средств к этому он выбрал покупку Lotus. Далее последовала сделка с
Sauber.
Теперь остается только выделить и занять свою нишу. Для этого потребуется не только отличная конструкторская
работа, но и ее высокое качество. Именно поэтому министр Малайзии приехал в Великобританию. Ведь сейчас в
Лонгбридже есть огромный завод, который только и ждет, когда кто-то спасет его от окончательного запустения. В
прошлом он принадлежал BMW (которая купила Rover Group в 1994 году). Знаменитая немецкая компания-производитель
шикарных машин вложила в него миллионы, стараясь обеспечить высокий технический уровень оборудованию и обучить
рабочих строительству качественных и престижных автомобилей (в противовес сомнительной продукции Rover, которую
она выпускала в 1980-х годах). В результате, у BMW возникло столько проблем, что компания все-таки продала Rover
за 10 фунтов группе промышленников, которым казалось, что они смогут спасти производство и удержать на рабочих
местах 7000-й персонал Лонгбриджа.
Они переименовали компанию в MG Rover и начали искать надежного помощника. Никто из крупных компаний даже не
обращал на них внимания, зато Махатир очень заинтересовался этим предприятием. Идея приобретения завода,
способного производить машины уровня качества BMW, да еще и за низкую цену показалась малазийцу очень
заманчивой. К тому же, сочетание таких торговых марок, как уже приобретенная им British Lotus и MG Rover сулило,
по мнению премьера, большие перспективы.
Говорить о прибыли компании Proton в течение ближайших нескольких лет еще рановато. Но существование текущей
системы прямого поступления денег из нефтяного бизнеса в оборот компании уже дает ей большие шансы на
процветание в будущем.
Интересно, какие новости привезет Мохатир из Лонгбриджа:Однако, стоит помнить, что, если до вторника он
туда не заглянет, то интереснейший проект можно считать несостоявшимся. Ведь к тому времени Махатир уже должен
быть в пути на родину, для того, чтобы присутствовать на Гран-При Малайзии, мероприятии, напрямую связанном с
его программой "Мечта-2020".