[свободная трибуна] Уникальные экспонаты из коллекции фарфора князей Юсуповых представлены в музее-
MiU40J2qZhX9ngWu8f0aJ2QGEmZq0B4bFQyaeH5Jp74i0wyTL8toNArP5y+YX/VX8lPZnx0rXbTT
Z
tRTgPiWW1pT1X4JJHKUM=;
Уникальные экспонаты из коллекции фарфора князей Юсуповых представлены в
музее-усадьбе <<Архангельское>>
<<Отражение изысканного вкуса>> -- так называется выставка в музее-усадьбе
<<Архангельское>>, где представлен фарфор из коллекции князей Юсуповых,
собранный пятью поколениями знаменитой семьи. Сотни уникальных
экспонатов. Каждый шедевр погружает в атмосферу времени, а по расписным
деталям можно узнать о смене стилей, модных тенденций и направлений.
Мы-то теперь знаем, что есть что в этой юсуповской коллекции фарфора.
Сами Юсуповы считали, что сосуды для специй на самом деле чайники,
применяли по назначению. Так с подобными сервизами поступали и европейцы.
Выставка фарфора - это не только про фарфор.
<<Ты можешь понимать очень многое: как создавалась пространство в
XVIII-XIX веке, как украшались дома, какая была мода, какими красками
работали>>, -- рассказывает директор музея-заповедника <<Архангельское>>
Вадим Задорожный.
Глядя на эти тарелки, можно представить, каким был сад первой жены
Наполеона, Жозефины Богарне. Серия <<Розы>>. На фарфоре постепенно
изобразили все 250 сортов. Или вот, например, наглядно, как зарождалась
гжель. На первый взгляд кажется - это она и есть. Но нет.
<<Когда описывали эти предметы, написали, что это XIX век. А это на самом
деле Европа, конец XVII и первая половина XVIII. Когда еще в Европе
только появился фарфор>>, -- говорит куратор выставки Надежда Бережная.
Это китайские блюда, расписанные голландцами. Рядом работы русских
авторов. Саму посуду покупали в Берлине, Вене, Петербурге. Мастерская по
росписи и обжигу была прямо здесь, в этом зале. Богатая и влиятельная
семья Юсуповых могла себе позволить такое: производство в собственной
усадьбе, на чашках и блюдцах - виды их имений, Москвы-реки, портреты
родственников или картины, которые висели у них на стенах.
<<Это все делали крепостные. Они обучались. Надо сказать, что они были
профессионалы! Они участвовали в росписи дворца после пожара 20 года,
писали картины маслом, делали копии с живописных оригиналов
владельческих картин, иллюстрировали книги из библиотеки Юсупова. Они
были удивительные мастера. Но крепостные>>, -- рассказывает куратор
выставки Надежда Бережная.
О них говорили -- <<крепостная интеллигенция>>. Расписанный ими фарфор был
даже у Николая I.
А это так называемая экспозиция открытого хранения. По сути, фонды
музея. Помещение, которое никогда раньше не открывали для посетителей,
находиться здесь могли только сотрудники. Тут уже не только фарфор. Во
время интервью замечаем неприметно выставленный экспонат из коллекции
Юсуповых. За мерцающим хрусталем -- братина XIX века, стекло. И ведь тоже
непростое.
<<Трехслойное стекло: бесцветный, молочный, синий. Роспись -- двуглавые
орлы и по бортику: "Не пей до дна - не видать добра">>, - показывает
сотрудница музея-заповедника <<Архангельское>> Анастасия Москалева.
На выставке стекло и фарфоровая посуда из собраний Эрмитажа, Русского
музея, усадьбы <<Архангельское>> и музея керамики в <<Кусково>>. Коллекции
Юсуповых здесь - это сотни уникальных экспонатов, изящных и невесомых,
как и 300 лет назад.
Анна Курбатова
https://www.1tv.ru/news/2020-12-28/399253-unikalnye_eksponaty_iz_kollektsii_farfora_knyazey_yusupovyh_predstavleny_v_muzee_usadbe_arhangelskoe