Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

За 2020-12-01

[свободная трибуна] В возрасте 98 лет ушла из жизни бессменный хранитель и душа

В возрасте 98 лет ушла из жизни бессменный хранитель и душа Пушкинского
музея Ирина Антонова

Ушла из жизни Ирина Антонова. Великая, именно так о ней говорят во всем мире
все, кто неравнодушен к изобразительному искусству. Из своих 98 лет более
полувека она была бессменным хранителем и душой Пушкинского музея. Это
благодаря ей он стал больше чем музеем - центром притяжения. Еще в советские
годы Антонова сделала так, чтобы люди здесь, в Москве, могли увидеть шедевры
мировой культуры. И не просто увидеть, а понять и почувствовать. На каждой
выставке создавала уникальную атмосферу. Всегда повторяла: <Я хочу увлечь
искусством>. И это ей определенно удалось.

Озябшие розы на ограде Пушкинского. Музея, которому Ирина Антонова всегда
признавалась в любви. Вот и одно из последних выступлений начала с этого: <Я
очень люблю наш музей, я в нем выросла, можно сказать. Вся моя жизнь в нем
прошла>.

Она пришла в Музей еще до Победы в апреле 1945 года. Всю жизнь жестко
относилась к возвращению трофеев, считала, что вывезенные из Германии
произведения искусства - это ничтожная расплата за потери нашего народа.
Успела застать создание Музейного городка вокруг Пушкинского.

Но о главной своей мечте - возрождении Музея нового западного искусства,
уничтоженного по приказу Сталина в 1948 году, Антонова говорила с особой
страстью, убежденностью и, как и обещала, до последних дней: <В Москве будет
великий музей самого первого ранга! Это музей, собранный Щукиным и Морозовым
и восстановленный в Москве!>

Ирина Антонова всегда искренне удивлялась, когда ее спрашивали: <Что вы
чувствуете, приходя в музей, которым руководили больше полувека?>

- Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера. Те же самые
чувства!

Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года не директор -
президент музея. Но прошедшие семь лет показали: ни Антонова не могла без
Пушкинского, ни он без нее.

- Ну а что вы меня снимаете, ребята? Ну, не надо!

Излишнее внимание Ирина Александровна не любила. Говорила: <Вы не на меня
смотрите, а по сторонам!>

Французский культуролог Андрэ Мальро однажды зажег Ирину Антонову идеей, что
все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это
надо так, чтобы понял даже ребенок.

<Маленькая восьмилетняя девочка говорит: <А я вижу общее между вот этой
кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! - Она говорит: <Они какие-то
оба очень вдумчивые!> Ребенок это угадал, вы понимаете?> - рассказывала она.

Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и
впервые - возле музея. <Джоконда> Леонардо да Винчи, которая до этого лишь
дважды покидала Лувр, оказалась в Москве благодаря ее усилиям. Легендарную
очередь занимали за много часов. Чтобы хоть на мгновение встретиться глазами
со знаменитой итальянкой.

Вместе с гениальным пианистом Святославом Рихтером Ирина Антонова придумала
знаменитые <Декабрьские вечера> - объединила музыку и живопись. Так уж
совпало, что сегодня фестиваль проходит в сороковой раз, и, конечно,
посвящен только ей одной. А в начале 80-х Антоновой серьезно попало за то,
что в музее играли Стравинского, Шнитке и Рахманинова.

Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих - Кандинского,
Малевича и Шагала - было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году
на выставке <Париж - Москва>.

Она говорила, что человечество создало столько великого, что хватит всем не
на один век. Не упускала из виду не одну деталь. Развешивала картины словно
совершала акт творения.

<Это есть драматургия в музее. И акценты, которые мы расставляем, вы часто
не отдаете себе в этом отчет, а принимаете это через нас. Мы вам так
предложили смотреть!> - поясняла Ирина Антонова.

Блистательный переговорщик, она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005
году м полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. Кабинет директора
превратился в оперативный штаб.

Возвращенные картины она встречала на крыльце как детей. А когда готовила
выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить эту картину,
которую никогда не выносили из римской церквушки.

До пандемии каждый ее день был расписан. Научные конференции, лекции и
поездки по всему миру - постоянные поиски и мысли о новых выставках. Ирина
Александровна переживала за любой экспонат всем сердцем, ведь он должен
сохраниться на века.

Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и
Диора. Разрушала <железный занавес> и расширяла горизонты. А ведь когда-то
выбирала между балериной и циркачкой. С детства мечтая о профессии, где
зрителей не обманешь.

Когда свой царственной походкой она шла в итальянский дворик Пушкинского, ей
устраивали овации. До 90 лет сама водила машину - говорила, что так
отдыхает, пока едет на работу. При жизни она утопала в цветах и
комплиментах. Все эпитеты были только в превосходной степени.

И сегодня эти залы, которым Ирина Антонова отдала 75 лет своей яркой жизни,
наполненные ее дыханием, трепетом и любовью, словно осиротели. Но они
продолжат жить и восхищать новые поколения зрителей, потому что пропитаны ее
энергией и верой в то, что музей - это единственное место, где хранится
самое высокое представление о человеке.

Пока человек существует, существует искусство, и оно будет существовать, то
есть будут создаваться произведения искусства, которые делают нас тоже
бессмертными>, - говорила она.

https://www.1tv.ru/news/2020-12-01/397727-v_vozraste_98_let_ushla_iz_zhizni_
bessmennyy_hranitel_i_dusha_pushkinskogo_muzeya_irina_antonova

   2020-12-01 19:15:47 (#3661660)

[свободная трибуна] В Крыму открыли памятник легенде Русской армии, прославленно

В Крыму открыли памятник легенде Русской армии, прославленному генералу
Петру Котляревскому

Скульптуру героя Русско-Персидской войны установили на набережной Феодосии,
где после тяжелого ранения и выхода в отставку жил военачальник. Авторы
изобразили его сидящим на коне, под копытами - яркий персидский ковер как
символ поверженного противника. В ходе торжественной церемонии корабли
Черноморского флота выстроились в парадную линию и дали салютные залпы из
орудий.

https://www.1tv.ru/news/2020-11-29/397595-v_krymu_otkryli_pamyatnik_legende_
russkoy_armii_proslavlennomu_generalu_petru_kotlyarevskomu

   2020-12-01 19:00:50 (#3661659)

[свободная трибуна] Прославленному американскому режиссеру Вуди Аллену исполняет

Прославленному американскому режиссеру Вуди Аллену исполняется 85 лет

Комик с грустным лицом - гений и интеллектуал - американскому кинорежиссеру
Вуди Аллену исполнилось 85. Обладатель четырех премий <Оскар>, впрочем,
награда для него - не золотые статуэтки, а сам процесс киносъемки. Привыкший
выпускать по фильму в год, Аллен и сейчас не делает скидок на пандемию.
Творческий процесс кипит.

В своих фильмах Вуди Аллен играет и сам, его персонажи, как правило, скромны
и застенчивы, зачастую нелепы, таким он был в молодости, когда выходил на
сцену как стендап-комик: говорят, смущался настолько, что закрывал уши,
когда зрители аплодировали. К России у режиссера особые чувства - Аллен
интересуется русской литературой, бывал в нашей стране и с восхищением
отзывается о переменах в Москве и Петербурге. Воспоминаниями Вуди Аллен
поделился во время эксклюзивного интервью нашему коррепонденту Георгию
Олисашвилли.

<Я тогда с семьей приехал на пару дней, но уже через два часа прибежал к
администратору в отеле и сказал: "Забронируйте мне ближайший рейс на
самолет, все равно куда!" И с большим облегчением улетел в Стокгольм. Но
сейчас все иначе. Я был в Петербурге, и он сказочно хорош, как и Москва -
просто великолепна. Там, как в Париже, где просто идешь - смотришь по
сторонам, и это уже наслаждение", - рассказывает Вуди Аллен.

https://www.1tv.ru/news/2020-12-01/397712-proslavlennomu_amerikanskomu_rezhi
sseru_vudi_allenu_ispolnyaetsya_85_let

   2020-12-01 18:41:49 (#3661657)

[свободная трибуна] Народный артист России Геннадий Хазанов отмечает 75-летие

Народный артист России Геннадий Хазанов отмечает 75-летие

Артист, для которого <народный> - не просто звание, это символ всеобщей
любви. Он может сыграть и смешного попугая-правдоруба, и историческую
личность, быть справедливым членом жюри или говорить голосом
мультипликационного персонажа. Сегодня 75-летие отмечает яркий и
многогранный Геннадий Хазанов. Он легко взрывает зал своим изящным и
неповторимым юмором, но ему подвластны любые жанры.

"Надо бежать, надо нести на себе все радости, и тяготы жизненного марафона,
потому что сам по себе марафон - это прекрасно", - говорит Геннадий Хазанов.

Марафон Геннадия Хазанова длится уже 75 лет. Непрекращающийся забег на
дальнюю дистанцию, который приводит его то в стены родного театра Эстрады,
то к самым неожиданным киноролям, а иногда и на берег любимой Юрмалы, где
Геннадий Викторович может лишь ненадолго выдохнуть, а потом все по новой.

<Театр тем и прекрасен, он живородящий. Кинематограф имеет совершенно другой
принцип: один раз сняли, смонтировали - и так будет навсегда>, - отмечает
Геннадий Хазанов.

Отмечать юбилеи Геннадий Викторович не любит, предпочитает поздравлять
других в своей оригинальной манере.

Карл Маркс, Гоголь, Крылов, Нострадамус. А ведь когда-то Хазанова не
принимали ни в одно театральное училище, пришлось поступать в
инженерно-строительный институт.

С учебой как-то не ладилось, зато в студенческой команде КВН МИСИ как раз не
хватало такого, как Хазанов. Именно в это время родится персонаж, который
тут же прославит его на весь Союз. Его первые монологи называли
недозволенными, а он придумывал все новые образы, и не только сценические.

Гений импровизации с безупречным вкусом, искрометный и интеллигентный. Он
как никто может заставить зал буквально разрываться от смеха, не прибегая к
плоскому юмору и шуткам ниже пояса.

Впрочем, повторяться, как и быть артистом одной роли - это не про него. И
вот уже совсем другой Хазанов выходит на сцену МХАТа с Юрским, Евстигнеевым,
Филатовым, Калягиным в культовой постановке <Игроки> или снимается у
Рязанова в драме <Тихие Омуты>.

<Когда-то мой персонаж Попугай в конце монолога произносил сакраментальную
фразу: <Но я и здесь молчать не буду!> Я думаю, что это проявление
характера. Конечно, с годами фильтров стало гораздо больше, и я говорю
значительно меньше, чем думаю>, - признается Геннадий Хазанов.

В суперпроекте <Точь-в-точь> Геннадий Викторович оценивает мастерство
перевоплощаться - строго, бескомпромиссно и с юмором. В общем, как всегда.

Совсем скоро Театр Эстрады откроет свои двери после ремонта, к этому
времени, быть может, уже даже снимут ограничения по количеству зрителей в
зале. Хотя этим Геннадия Викторовича точно не испугаешь. Он всегда говорит:
лучше играть перед пустыми креслами, чем перед пустыми лицами. Ну, что же
начинается 75-й круг этой дистанции. На старт! Внимание! Марш!.

<Как-то нет ощущения, что дистанция пройдена. И мне очень хочется еще многое
сделать. Что именно, пока сказать не могу. Потому что в мою... Хотел
сказать, полунормальную голову влезают самые неожиданные идеи>, - говорит
артист.

Кристина Левиева

https://www.1tv.ru/news/2020-12-01/397708-narodnyy_artist_rossii_gennadiy_ha
zanov_otmechaet_75_letie

   2020-12-01 18:32:28 (#3661655)