Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] В возрасте 98 лет ушла из жизни бессменный хранитель и душа Пушкинского музея Ирина Антонова

В возрасте 98 лет ушла из жизни бессменный хранитель и душа Пушкинского
музея Ирина Антонова

Ушла из жизни Ирина Антонова. Великая, именно так о ней говорят во всем мире
все, кто неравнодушен к изобразительному искусству. Из своих 98 лет более
полувека она была бессменным хранителем и душой Пушкинского музея. Это
благодаря ей он стал больше чем музеем - центром притяжения. Еще в советские
годы Антонова сделала так, чтобы люди здесь, в Москве, могли увидеть шедевры
мировой культуры. И не просто увидеть, а понять и почувствовать. На каждой
выставке создавала уникальную атмосферу. Всегда повторяла: <Я хочу увлечь
искусством>. И это ей определенно удалось.

Озябшие розы на ограде Пушкинского. Музея, которому Ирина Антонова всегда
признавалась в любви. Вот и одно из последних выступлений начала с этого: <Я
очень люблю наш музей, я в нем выросла, можно сказать. Вся моя жизнь в нем
прошла>.

Она пришла в Музей еще до Победы в апреле 1945 года. Всю жизнь жестко
относилась к возвращению трофеев, считала, что вывезенные из Германии
произведения искусства - это ничтожная расплата за потери нашего народа.
Успела застать создание Музейного городка вокруг Пушкинского.

Но о главной своей мечте - возрождении Музея нового западного искусства,
уничтоженного по приказу Сталина в 1948 году, Антонова говорила с особой
страстью, убежденностью и, как и обещала, до последних дней: <В Москве будет
великий музей самого первого ранга! Это музей, собранный Щукиным и Морозовым
и восстановленный в Москве!>

Ирина Антонова всегда искренне удивлялась, когда ее спрашивали: <Что вы
чувствуете, приходя в музей, которым руководили больше полувека?>

- Прихожу каждый день! Я работаю здесь с утра до вечера. Те же самые
чувства!

Тот же кабинет и тяжелые двери, только на табличке с 2013 года не директор -
президент музея. Но прошедшие семь лет показали: ни Антонова не могла без
Пушкинского, ни он без нее.

- Ну а что вы меня снимаете, ребята? Ну, не надо!

Излишнее внимание Ирина Александровна не любила. Говорила: <Вы не на меня
смотрите, а по сторонам!>

Французский культуролог Андрэ Мальро однажды зажег Ирину Антонову идеей, что
все произведения искусства эмоционально связаны между собой. И показать это
надо так, чтобы понял даже ребенок.

<Маленькая восьмилетняя девочка говорит: <А я вижу общее между вот этой
кошкой и портретом Льва Николаевича Толстого! - Она говорит: <Они какие-то
оба очень вдумчивые!> Ребенок это угадал, вы понимаете?> - рассказывала она.

Это ее идеи привели к тому, что люди дежурили не только у магазинов, но и
впервые - возле музея. <Джоконда> Леонардо да Винчи, которая до этого лишь
дважды покидала Лувр, оказалась в Москве благодаря ее усилиям. Легендарную
очередь занимали за много часов. Чтобы хоть на мгновение встретиться глазами
со знаменитой итальянкой.

Вместе с гениальным пианистом Святославом Рихтером Ирина Антонова придумала
знаменитые <Декабрьские вечера> - объединила музыку и живопись. Так уж
совпало, что сегодня фестиваль проходит в сороковой раз, и, конечно,
посвящен только ей одной. А в начале 80-х Антоновой серьезно попало за то,
что в музее играли Стравинского, Шнитке и Рахманинова.

Пушкинский хоть и был витриной страны для Запада, но своих - Кандинского,
Малевича и Шагала - было не выставить. И зрители их увидели лишь в 1981 году
на выставке <Париж - Москва>.

Она говорила, что человечество создало столько великого, что хватит всем не
на один век. Не упускала из виду не одну деталь. Развешивала картины словно
совершала акт творения.

<Это есть драматургия в музее. И акценты, которые мы расставляем, вы часто
не отдаете себе в этом отчет, а принимаете это через нас. Мы вам так
предложили смотреть!> - поясняла Ирина Антонова.

Блистательный переговорщик, она вызволила арестованные в Швейцарии в 2005
году м полотна Ренуара, Дега, Ван Гога и Гогена. Кабинет директора
превратился в оперативный штаб.

Возвращенные картины она встречала на крыльце как детей. А когда готовила
выставку Караваджо, дошла до самого кардинала, чтобы заполучить эту картину,
которую никогда не выносили из римской церквушки.

До пандемии каждый ее день был расписан. Научные конференции, лекции и
поездки по всему миру - постоянные поиски и мысли о новых выставках. Ирина
Александровна переживала за любой экспонат всем сердцем, ведь он должен
сохраниться на века.

Она привезла к нам Эль Греко, Тициана и Рафаэля, Гойю и Модильяни, Шанель и
Диора. Разрушала <железный занавес> и расширяла горизонты. А ведь когда-то
выбирала между балериной и циркачкой. С детства мечтая о профессии, где
зрителей не обманешь.

Когда свой царственной походкой она шла в итальянский дворик Пушкинского, ей
устраивали овации. До 90 лет сама водила машину - говорила, что так
отдыхает, пока едет на работу. При жизни она утопала в цветах и
комплиментах. Все эпитеты были только в превосходной степени.

И сегодня эти залы, которым Ирина Антонова отдала 75 лет своей яркой жизни,
наполненные ее дыханием, трепетом и любовью, словно осиротели. Но они
продолжат жить и восхищать новые поколения зрителей, потому что пропитаны ее
энергией и верой в то, что музей - это единственное место, где хранится
самое высокое представление о человеке.

Пока человек существует, существует искусство, и оно будет существовать, то
есть будут создаваться произведения искусства, которые делают нас тоже
бессмертными>, - говорила она.

https://www.1tv.ru/news/2020-12-01/397727-v_vozraste_98_let_ushla_iz_zhizni_
bessmennyy_hranitel_i_dusha_pushkinskogo_muzeya_irina_antonova

Ответить   Tue, 1 Dec 2020 19:14:55 +0300 (#3661660)