Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Статья: Перезагружая связи НАТО-Россия ("The Washington Times", США)

привет свободный народ!

Карл-Хайнц Камп (Karl-Heinz Kamp)
Напряженные отношения между НАТО и Россией идут на поправку. Президент Обама
пообещал нажать кнопку перезагрузки, да и сам североатлантический альянс подает
позитивные сигналы. Даже у Москвы, попавшей в серьезную беду из-за экономического
кризиса и буквально сраженной падением цен на нефть - и у той в голосе появляются
примиренческие нотки.
Давайте не будем допускать недопонимание. Никто не забыл войну в Грузии, разжигание
истерии в отношении Украины и использование Россией энергии в качестве инструмента
угроз и давления. В то же время, было совершенно очевидно, что ледниковый период
во взаимоотношениях между Россией и НАТО не мог длиться долго, особенно в связи
с тем, что все страны-члены альянса поддерживают двусторонние отношения с Москвой.
Тем не менее, восстановление отношений НАТО-Россия должно строиться на трезвой
оценке российского образа мышления. Между североатлантическим блоком и Москвой
существуют различные представления как минимум в четырех областях:
(1) НАТО при оценке угроз исходит в основном из намерений потенциального противника.
Россия, с другой стороны, имеет привычку расценивать в качестве потенциальной
угрозы географическое пространство (и заключенный в рамках этого пространства
военный потенциал). Этим можно объяснить многолетние протесты России против процесса
численного увеличения НАТО, так как Москва видит в этом экспансию альянса в направлении
российских границ.
(2) Россия мнит себя возрождающейся мировой державой, находящейся примерно на
том же уровне, что и Соединенные Штаты Америки. Однако такое представление очень
далеко от действительности. Российская экономика по-прежнему основана главным
образом на продаже энергоресурсов и сырья. Население России к 2050 году может
сократиться до 100 миллионов человек, в связи с чем значительные районы на востоке
страны окажутся безлюдными. Армия России, несмотря на хвастливые заявления ее
руководства, по-прежнему получает явно недостаточное финансирование и плохо оснащена
для того, чтобы проецировать свою военную мощь в глобальном масштабе.
(3) Россия продолжает с настойчивой одержимостью культивировать мысль о том,
что ее постоянно не понимают и стараются изолировать. Но на самом деле, ее вовлекают
во все возможные организации и форумы. Россию приняли в ряды семерки самых развитых
в экономическом отношении держав, хотя она явно не соответствовала критериям
вступления. Россия играет свою роль в так называемом "ближневосточном квартете",
хотя по-прежнему поставляет оружие Сирии. Более того, она постоянно срывает международные
попытки прекратить ядерную программу Ирана.
(4) Для североатлантического альянса Совет Россия-НАТО был прежде всего форумом
для определения областей взаимных интересов и общих действий. А что касается
щепетильных вопросов, то между сторонами периодически существовало так называемое
соглашение не соглашаться. Но Россия расценивала этот совет в основном как средство
для рассмотрения и решения таких трудных вопросов, а также как инструмент давления
на процесс принятия решений НАТО. Это, в свою очередь, было неприемлемо для НАТО
как для альянса суверенных государств.
К счастью, диаметрально противоположные представления не исключают сотрудничество.
Однако здесь нельзя допускать иллюзий о том, что одним только взаимодействием
можно начать процесс перехода России в сторону свободы и демократии. На самом
деле, после событий 2008 года прежнего отношения по принципу "все как обычно"
у НАТО существовать не должно.
Вместо этого сотрудничество с Россией должно быть сосредоточено на четырех конкретных
областях.
- Афганистан. Существует взаимная заинтересованность в стабилизации обстановки
в районе Гиндукуша, которая должна послужить основой для реализации целого ряда
проектов сотрудничества НАТО и России. В частности, это предоставление маршрутов
снабжения, прав пролета через воздушное пространство России, а также совместные
действия по борьбе с наркоторговлей.
- Контроль вооружений. Полюбовные и дружественные решения давно уже назрели как
в области ядерного оружия, так и в сфере обычных вооружений. Россия в 2007 году
приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе,
и он с тех пор пребывает в забвении. Огромное количество тактического ядерного
оружия, развернутого в европейской части России, вообще не подпадает ни под какие
ограничения. Однако контроль вооружений нельзя больше сводить к "подсчету бобов",
как это было во времена "холодной войны". Глобальный экономический кризис и урезание
военных бюджетов сами по себе приведут к дальнейшим сокращениям военных арсеналов
во всем мире. А переговоры следует в большей степени сосредоточить на проблемах
информирования и прозрачности. В этом заинтересованы и НАТО, и Россия.
- Безопасность в Арктике. Последствия глобального потепления приведут к фундаментальным
переменам в арктическом регионе. Они окажут свое влияние и на НАТО, и на Россию.
В связи с таянием шапки полярного льда будут открываться новые морские пути,
а это создаст новые варианты действий в плане стратегии и увеличит опасность
экологических катастроф. Еще одним потенциальным источником напряженности и конфликтов
может стать соперничество в борьбе за нефть и газ, а также территориальные притязания.
Таким образом, главными приоритетами становятся урегулирование кризисов и наращивание
мер доверия.
- Сотрудничество НАТО и ЕС с Россией. Президент России Дмитрий Медведев предложил
новый общеевропейский миропорядок. Его идеи могут иметь последствия как для североатлантического
альянса, так и для Европейского Союза. Данные предложения заслуживают серьезнейшего
обсуждения. В то же время, поскольку эти предложения ориентированы в основном
на Европу и европейцев, они могут нанести ущерб трансатлантическим взаимоотношениям.
Следовательно, в таких условиях совершенно очевидно, что НАТО и ЕС должны дать
на эти предложения общий и единый ответ.
Россия имеет право на то, чтобы ее воспринимали серьезно. В то же время, судить
о России будут по ее делам, а не по словам. Сотрудничество с Россией возможно
только в том случае, если оно базируется не на принятии желаемого за действительное,
а на прагматических действиях и конкретных проектах.
Карл-Хайнц Камп - научный директор Оборонного колледжа НАТО (NATO Defense College)
в Риме. В статье высказаны его собственные мнения и оценки.
http://inosmi.ru/stories/08/04/01/3528/247904.html

Ответить   Mon, 23 Mar 2009 19:42:15 +0300 (#836537)