Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] русские фамилии

Добрый день всем участникам рассылки,!
Пересылаю отрывок статьи на интересующую Александра тему о происхождении
русских фамилий, найденную на сайте:
www.familii.ru
где можно попытаться найти и информацию об истории возникновения и Вашей
собственной фамилии. Если, конечно, повезет, и ваша фамилия окажется в базе
имеющихся фамилий на сайте.

* * *
В момент формирования древнерусского именника в дохристианский период
древней Руси имена чётко вписывались в систему представлений наших предков
об окружающем
мире. В именах той поры были запечатлены предметы, объекты, понятия, которые
являлись частью каждодневной жизни нашего языческого пращура. Подобный
именник
- самый древний у всех народов мира.

Рассмотрим отдельные тематические типы древнерусских имён, сохранившиеся в
составе современных фамилий.

1. Имена, повторяющие названия предметов домашнего обихода, оружия, и т.п.:
Горшков, Лопатин, Топоров, Секирин, Иголкин.
2. Названия птиц, рыб, насекомых, зверей, растений: Лебедев, Гусев, Карасёв,
Волков, Мухин, Осокин.
3. <Ландшафтные> имена: Полев, Болотов, Дорогин, Горин, Рекин.
4. Названия небесных светил: Солнцев, Месяцев.
5. Имена-пожелания: Надёжкин, Богатырёв, Смирнов, Краснов.
6. Имена-обереги. Они весьма разнообразны, в них отражены представления о
нечистой силе, языческих божках, болезнях, несчастьях, дурных качествах:
Банников,
Чёртов, Золотухин, Краснухин, Некрасов, Невежин.
7. Части тела человека: Ухов, Носов, Рукин, Ногин, Бородин, Зубов; животного
Клыков, Хвостов, Когтев; растения: Листьев, Веткин, Отраслев и др.
8. Имена, отражающие очерёдность рождения ребёнка: Одинцов, Первухин,
Другов, Дружинин, Третьяков, Пятинин, Шестинин, Шестёркин, Осьминин.
9. Названия известных русскому человеку народов и племён: Черемисин,
Мордвинов, Немчинов, Аглинцев.
10. Указание на время рождения: Сумароков, Зорькин, Вешняков, Мясоедов.
11. Имена, подчеркивающие <ненужность> новорожденного: Шелухин, Мякинин,
Шихов
12. Указания на то, что ребёнок не имеет отношения к данной семье: Чужов,
Найдёнов, Ненашев, Покидышев.
13. Имена <старческие>: Дедов, Старухин, Бабин.
14. Повторяющие названия детёнышей: Стригунков, Сосунков.
15. Названия природных явлений: Грозин, Ветров, Тучин,.
16. Абстрактные понятия: Волин, Слободин - Неволин; Улыбин - Кручинин,
Неудачин; Духов, Разумов, Говорков, Криков,
17. Указания на радость от рождения ребёнка: Хабаров, Гостинцев, Подарков.
18. Имена-характеристики: Великанов, Малютин, Беляков, Чернышёв, Рудаков.
19. Имена-титулы: Князев, Султанов, Баринов, Королёв, Ханов.

Далеко не все основы имён имеют однозначное объяснение. Некоторые допустимо
отнести к двум и более группам (например, имя Неудача могло быть дано и в
качестве
оберега, и как прозвище; фамилия Горин может быть образована от народной
формы крестильного имени Гордей - Горя и т.д.).

Известно, что нашими предками активно использовался принцип выбора имён из
соображения их <тематической> согласованности или противопоставления.
Исторические
примеры:

- в летописи XV в. упоминаются Иван Отрасль и его сын Ветка Отраслев
('отрасль' в древнерусском языке - новый сучок, побег, отросток корня);

- в 1518 г . - Шишка Лысков сын Чертова, отчинник Дмитровский ('шиш' и
'лыско' - эпитеты нечистой силы);

- в 1595-1597 гг. - рязанцы Добыча и Неудача Ивановичи Алымовы.

Показателен следующий пример такой семейной традиции, который можно считать
классическим. Иван Трава, живший в конце XV в., имел внука, которого звали
Иван
Осока; его дети носили имена: Григорей Пырей, Иван Отава ("второй укос
травы"), Василий Вязель ("вика, горошек") и Семён Дятелина ("клевер"); двоих
сыновей
Ивана Отавы звали Трава и Щавель. Их потомки могли получить фамилии,
соответственно: Травин, Пырьев или Пыреев, Вязелев, Дятелинин, Щавелев.

Таким образом, даже из этого краткого обзора становится очевидно, что
древнерусский именник охватывал практически все объекты известного древним
русичам
материального и духовного мира: небесное и земное, одушевлённые обитатели
земли (реальные или мифические) и неодушевлённые предметы, надводный и
подводный
мир, наземный и подземный, части тела человека, животного или части
растений; времена года, суток; природные явления; качества физические и
моральные;
названия известных народов; ландшафт и многое другое.

Каждый человек в Древней Руси получал имя, соответствовавшее какому-то
объекту, имевшему своё место в такой, условно говоря, <наивной> картине
мира. С ним
сопоставлялся какой-либо материальный или абстрактный предмет, существо,
явление. Наши предки верили, что качества, заложенные в самом имени,
определённым
образом скажутся на характере или судьбе носителя данного имени. Таким
образом, человек оказывался вооружённым неким защитным именем-символом или
мог рассчитывать
на покровительство реального или мифического предка (ср. имена Щур-Чур или
имена, повторявшие имя умершего предка), языческого божка.

Как и почему изменялся этот именник в дальнейшем? Какие метаморфозы
претерпели древнерусские имена? Нередко приходится слышать утверждения о
том, что они
постепенно переходили в прозвища. Корректно ли говорить о таком переходе? И
в чём его причины?

По мнению акад. Д.С. Лихачёва, <одним из счастливейших моментов принятия
христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без
особых требований
и научений, направленных против язычества; :именно это обстоятельство и
способствовало мирному вхождению христианства в народную жизнь и не
позволило церкви
занимать резко враждебных позиций по отношению к языческим обрядам, а
напротив, постепенно вносить в язычество христианские идеи, а в христианстве
видеть
мирное преображение народной жизни>.

Такие процессы, как свидетельствуют многочисленные источники, с которыми нам
довелось работать в ходе многолетних антропонимических исследований,
угадываются
и в изменяющейся системен именования русского человека. Например, если
проанализировать прозвища крестьян XVIII-XIX вв. практически любого региона
Российской
империи, то результатом станет выявление в них широкого спектра мотивирующих
основ. Но, сопоставив их с именами раннего периода, мы с неизбежностью
убедимся,
что соответствие не будет стопроцентным. В чём различие и как это связано с
изменившейся языковой картиной мира?

Самый заметный пример - исчезновение имён-оберегов. Вера в охранительную
силу христианских имён прижилась не сразу. Неясные по происхождению,
непривычные
по звучанию церковные имена первоначально воспринимались древними русичами
достаточно настороженно. Их <врастание> в речь и культуру, в быт и
ежедневный
обиход осуществлялось через представление о том, что святой будет оберегать
человека, носящего такое же имя, который, в свою очередь, должен стремиться
подражать святому в его делах и поступках. Важно понимать, что главное
значение для русского человека имело не само имя, не его значение
(этимология),
а христианская легенда о святом, его житие, авторитет, которым он
пользовался в православном мире.

Со временем в сознании православного человека окончательно укрепляется
представление о том, что действенные для него защитные функции выполняют не
различные
<домашние средства>, корнями уходящие в языческие времена, а покровительство
Бога, Богородицы и святых. Естественным следствием этого понимания стала
возможность
и необходимость ограничиться лишь одним именем - именем святого, который
будет для ребёнка защитой и поддержкой. Таким образом, окрестив ребёнка и
выбрав
ему церковное имя, родители отдавали его под защиту святых, а также
ангела-хранителя.

Разумеется, это не означает, что и представление об устройстве мира русского
человека и его система ценностей полностью изменились в соответствии с
христианскими
постулатами. Многие языческие верования сохранились, как известно, в виде
бытовых суеверий, обрядов. Так, например, пасхальное яичко или масленичные
блины,
которые, несомненно, возникли как языческие символы, прочно вошли, вросли в
русское традиционное народное православное сознание. В этом смысле любопытна
и <судьба> нечистой силы. Характерны слова и образы записанной в 1992 году
фольклорной экспедицией Российской академии музыки имени Гнесиных в
Смоленской
области купальской песни, призванной изгнать ведьму с поля (по народным
представлениям, именно выход ведьмы на поле был связан с появлением так
называемых
'заломов' - спутанных и согнутых в центр круга диаметром 30- 35 см .
колосьев; считалось, что ведьмы делают такие заломы в полночь, и, если
кто-нибудь
увидит ведьму в это время, то непременно умрёт, когда вернётся домой):
<Ня иди ведьма, В наше жито -
У нашем жите Сам Бог сидит.
Сам Бог сидит С боженятами:
Бог Илюшка, Сын Петрушка>.

Данный пример весьма нагляден: защитниками от нечистой силы стали
восприниматься исключительно христианские святые, окончательно заместившие в
этой роли
древнерусских божков.

Следует обратить внимание на то, что изменяется и обычай давать имена,
указывающие на время рождения ребёнка. В ходе исследований нам удоалось
зафиксировать
распространение имён, отражающих христианский календарь и народные названия
его отдельных периодов. Эти имена сохранились в современных фамилиях
Мясоедов,
Свято, Постников, Пасхин и др. Однако и они постепенно оказываются
излишними: христианские имена присваиваются в точном соответствии со
святцами. На основе
церковного календаря к этому времени сложился так называемый народный
календарь. Он соединил церковные праздники, мясоеды и посты с традиционным
русским
хозяйственным календарём, определявшим, например, время пахоты, сева,
первого выгона скота, уборки урожая и др. и восходившим к дохристианским
верованиям.

Народный календарь бытовал в устной форме как система примет, поверий,
гаданий. Метеорологические и аграрные приметы народ соединил с именами более
чем
четырёхсот святых, мучеников, духовных лиц. Многие святые получали
соответствующие прозвища. Например, Федора - замочи хвосты (11 сентября,
начало осени),
Арина-журавлиный лёт (18 сентября, отлёт журавлей), Параскева - грязниха (14
октября, грязь на дорогах), Тимофей-полузимник (22 января, прошла половина
зимы), Василий-капельник (28 февраля, первая оттепель), Марья-зажги снега
или Марья-заиграй овражки (1 апреля, таяние снега), Ирина-рассадница (16
апреля,
засеивание капустной рассады) и др.

Первоначальное деление года на зиму и лето (период весеннего и осеннего
равноденствия) было приурочено ко Дню Пресвятой Богородицы и Воздвижению
Животворящего
Креста. Августовские Спасы - праздники христианского календаря, связанные с
евангельскими текстами об Иисусе Христе - в народном календаре превратились
в медовый Спас (1 августа, выемка пчелиных сот), яблочный Спас (6 августа,
начало сбора яблок) и хлебный Спас (16 августа, период дожинок, т.е.
окончание
жатвы, отмечавшееся радостными дожиночными обрядами, песнями и плясками). В
результате необходимость в какой-либо иной датировке становилась просто
ненужной,
излишней.

Однако в связи с тем, что христианский именник стал играть роль
единственного источника для выбора имени, у наших предков усиливалось,
акцентировалось внимание
и к самому христианскому имени - вплоть до вопроса о его благозвучии. В
результате многие уже полностью адаптированные русским языком и, казалось
бы, прочно
вошедшие в русский именник календарные имена становятся редкими или со
временем вовсе выходят из употребления (например, имена Фока, Фёкла, Фома и
др.)

В то же время исчезновение мирских имён и сокращение активно используемой
части именника церковного противоречило устной речевой практике. Снова
возникла
необходимость в прозвищах, дополнительных именованиях, помогающих различать,
например, пятерых носителей имени Иван, являющихся родственниками или
земляками.
Возможно, здесь сказалось также и то, что в христианской традиции сами
святые нередко имеют неофициальные (прозвищные) именования. Например,
святого Николая
Мирликийского на Руси обычно называют Николаем Угодником.

Характерно, что близкая традиция номинации утвердилась и в народных
названиях церквей. Например, Церковь Всех Святых на Кулишках и Церковь Всех
Святых на
Лосином острове. Подобные дополнительные компоненты названий храмов (<на
Песках>, <на Глинищах>, <в Старых Садех> и т.д.) были весьма употребительны
и
функциональны.

Следует подчеркнуть, что роль и значение прозвищ в этот период уже
значительно отличались от той функции, которую ранее выполняли классические
мирские имена.

По замечанию акад. Д.С.Лихачёва, <чрезвычайная информативная ценность имени
собственного как своеобразного компонента национальной культуры неоспорима>.
Разумеется, для более полного раскрытия этой стороны значения имён
собственных и, в частности, антропонимов отечественным ономатологам
предстоит немало
потрудиться.

Специалисты-источниковеды полагают, что до нашего времени дошло, вероятно,
всего 4-5% памятников древнерусской письменности. Основная их часть была, по
разным причинам, утрачена - уничтожена или утеряна. Тем большую значимость
приобретает для нас такой необычный и богатейший источник, как свод
современных
фамилий.
ДВУИМЁННОСТЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ
КАРТИНЫ МИРА РУССКИХ НА МАТЕРИАЛЕ ЭТИМОЛОГИИ ФАМИЛИЙ. (К ПОСТАНОВКЕ
ПРОБЛЕМЫ)
Автор статьи:
В.О.Максимов, генеральный директор ИИЦ <История Фамилии>
Источник:
Материалы конференции "Новгородика"

это 4-е письмо от отправителя: Эвелина
дискуссионный лист: "Свободное общение на любые темы"
выпуск номер: 1296
подписчиков на данный момент: 72
модератор: instrumentalist
комодератор: алексей
Писать Модерирующей группе нужно по адресу:
rest.interesting.svoboda-owner@subscribe.ru.
возраст листа в днях: 96
для того,чтобы подписаться на этот дискуссионный лист по почте,отправьте любое (даже пустое) письмо по адресу:
rest.interesting.svoboda-sub@subscribe.ru
Для получения правил листа по E-Mail отправьте пустое письмо по адресу:
rest.interesting.svoboda-rules@subscribe.ru

Ответить   Sat, 14 Jul 2007 09:59:49 +0400 (#678876)