Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета История


Информационный Канал Subscribe.Ru

История

Праздник Пасхи установлен при исходе евреев из Египта. Слово “пасха” — элинизированная
форма древнееврейского “песах”, буквально значит “прохождение мимо”. Израильтяне
праздновали избавление от рабства и по ветхозаветной традиции приносили в жертву
Богу кроткое животное — агнца (барашка в возрасте 1 года).
Песах иудейский в высшем значении — прообраз искупительного подвига Христа, Который
как “Пасха наша, был заклан за нас” (1 Коринфянам, 5,7). “Как овца, веден был
Он на заклание, и, как агнец перед стригущими его безгласен...” (Исаия, 53, 7—8).
Когда Иисус Христос вышел на проповедь, иудеи принимали Его по-разному. В народе
многие думали, что Он один из пророков — воскресший Иоанн Креститель, Илия или
Иеремия (от Матфея, 16, 14).
Следовавшие за Иисусом апостолы подчас недоумевали: “Кто Он, — творящий великие
чудеса?” Был момент, когда некоторые последователи не поняли мистической глубины
проповеди Иисуса об Евхаристии и отошли от Него. Иисус спросил апостолов, не
уйдут ли они. Петр ответил: “К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.
И мы уверовали, что Ты Христос, Сын Бога живаго” (от Иоанна, 6, 68—70).
Когда же Спаситель принял крестную смерть, они почти все рассеялись, гонимые
ужасом. У Креста Господня стояли Дева Мария, апостол Иоанн, жены-мироносицы.
Были другие, кто не оставил Казненного. Умер Иисус Христос в день Великой Пятницы
накануне Пасхи Иудейской, которая в тот год была в Субботу в полнолуние еврейского
месяца Нисана (по юлианскому календарю был Апрель). Тогда пришел тайный ученик
Христов — Иосиф Аримафейский и просил Понтия Пилата отдать ему тело Иисуса для
честного погребения. Фарисей Никодим — один из старейшин иудейских, пытавшийся
добросовестно разобраться в учении Христовом, принес ароматические вещества.
С погребением торопились, чтобы завершить скорбную процедуру до начала субботы.
По прошествии Страстной Субботы наступило утро первого дня следующей седмицы.
10 апостолов (Фома отсутствовал) собрались в тайной горнице. Ради чего они вновь
вместе, хотя по человеческим соображениям лучше бы им рассредоточиться? Идти
им больше некуда. Они слышали глаголы жизни вечной и не в состоянии вернуться
в мир, в котором, как они думают, не стало Христа.
Первые часы первой христианской Пасхи наполнены горечью, тревогой. Жены-мироносицы
идут ко Гробу Господню, неся приготовленные ароматы. Это Мария Магдалина, “другая
Мария” (мать апостола Иакова Младшего), Саломия (ее имя назвал евангелист Марк).
По-видимому, Мария Магдалина немного опередила идущих. Едва ли женщины поняли,
что происходит, когда земля содрогнулась, “ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем...
— Вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите,
посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его...”
(от Матфея, 28,1—6).
Однако весть о Воскресении Христовом не доходит до их сознания. Мария Магдалина
сообщает апостолам только, что Гроб пуст: “унесли Господа из гроба, и не знаем,
где положили Его” (от Иоанна, 20,2).
Ее слова подтверждают другие женщины. Им не верят. Все же Петр и Иоанн бегут
ко Гробу. Иоанн обгоняет Петра, видит пустой гроб, останавливается в размышлении.
Петр входит в погребальную пещеру, за ним Иоанн. Тела нет, лежат свернутые пелены
и рядом платок, “особо свитый”, которым была повязана глава Покойного. Иоанн
понял: невозможно отделить от тела Усопшего плащаницу и головной плат без того,
чтобы нарушить конструкцию всего свитка (для этого пришлось бы развернуть пелены).
И он уверовал. Петр дивился происшедшему. По-видимому, Ангелы апостолам не являлись.
Тем временем плачущая Мария Магдалина возвращается ко Гробу, видит Ангелов, спрашивает
их: куда унесли тело Господа. Можно понять ее состояние. Оглянувшись, она увидела
Воскресшего, но и Его приняла за садовника, спрашивала: где положили тело. Она
узнала Спасителя, когда Он назвал ее по имени. На этот раз Мария Магдалина возвестила
апостолам о Воскресении Господнем.
Может быть, последовательность событий этого Пасхального утра была немного иной.
Вероучительного значения это не имеет. Апостолы оставались в горнице при запертых
дверях “страха ради иудейска”. Иисус вошел к ним “дверем затворенным”. Первая
Пасха Нового Завета — это непосредственная встреча верных с Воскресшим Спасителем,
торжество победы над смертью. Пока эта пасхальная радость для немногих.
Самое название “Пасха”, — писал Иоанн Златоуст, — “означает прохождение смерти;
такое значение оно имеет в языке еврейском”. Подразумевается, что при свершении
десятой казни египетской — избиении первенцев египетских за нечестие фараона,
физическая смерть прошла мимо домов израильтян. В отличие от Пасхи ветхозаветной
Жертва Христова освободила человечество от неизбежности смерти метафизической.
Иисус Христос, как все умиравшие во времена Ветхого Завета, сошел в преисподнюю.
И ад бежал перед Ним. Спаситель вывел праведников из царства теней. Иоанн Златоуст
указывает на текст Первого Послания апостола Павла к Коринфянам: “Жало же смерти
— грех...” (15,56). Спаситель “всего Себя... отдал смерти, чтобы умертвить ненасытного
зверя”. Так как не было во Христе греха, “в Нем не нашлось ничего, что могло
быть пищей для смерти”. Поэтому “она (смерть)... сама для себя сделалась смертью”.
Поется в Пасхальном тропаре: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ”.
Отсутствующий Фома не верил, что Господь восстал из гроба, хотя говорили ему
об этом более десяти свидетелей. Все же он возвращается, ибо то, что связывало
его с Иисусом сильнее всяких рациональных сомнений. При личной встрече с Христом
он первый назвал Воскресшего Богом. Лука и Клеопа на пути в Эммаус, встретили
Христа и узнали Его в преломления хлеба, — в литургическом акте. Формальные доводы
человеческого разума и вещественные доказательства не всегда убедительны, когда
речь идет о глубинных вопросах веры. По-видимому, многие в Иерусалиме слышали,
что Гроб Господен пуст и тело исчезло. По свидетельству апостола Павла в те дни
более 500 человек видели Иисуса живым. В день Вознесения Спаситель открыто шел
с учениками к горе Елеонской. Их не могли не заметить, но жители Иерусалима до
времени оставались пассивны. Ведь сказано было: “Если бы кто из мертвых воскрес,
не поверят”. Когда в день Пятидесятницы послал Господь апостолам Духа Святаго
Утешителя, иудеи, слышавшие их проповедь, крестились тысячами. Не требовали более
чудес и “доказательств”, ибо в Духе Святом принимали веру во Святую Троицу (разумеется,
еще без четких догматических определений), входили в Церковь Христову. “И врата
ада не одолеют ее” (от Матфея, 16,18).
Владимир Прилуцкий 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное