Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета О.Александр Лаврин: ПАСХА: ИДЕМ «ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ»


Информационный Канал Subscribe.Ru


ПАСХА: ИДЕМ «ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ»

Интервью

ПАСХА: ИДЕМ «ВЕСЕЛЫМИ НОГАМИ»

   Вроде бы все знают, что такое Пасха. Ликует природа, ликуют люди и идут «веселыми ногами», как сказано в Пасхальном каноне.

   Да как же не радоваться? Христос воскрес из мертвых. Победил смерть. Но в этом празднике есть тайна.

   -И она неисчерпаема, как неисчерпаем Сам Бог, - рассказывает священник Александр Лаврин из храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. - Мы можем только приоткрыть ее для себя - в пределах нашего понимания.

   -Выходит, нужно долго жить, чтобы что-то открылось?

    -Совсем нет. Даже если отношения только начинаются, это не значит, что они неглубокие. Радость узнавания никогда маленькой не бывает. Просто многое еще скрыто.

   Вообще христианство стремится к переживанию, сердечному познанию Бога. Хотя ясно, что без слова, которое обращено к разуму и убеждению, ничего не получится.

   -Итак, поговорим о тайне Воскресения.

   -И Креста. Потому что без Креста Воскресение не понять, они нераздельны.

   Ясно, что Господь воскрес, вернулся к жизни не ради Себя. Он пришел на землю для других – каждого из нас. Об этом ярче всего свидетельствует икона Сретения. Богородица приносит Сына в храм, Его принимает Симеон Богоприимец. И лицо Младенца повернуто не к Матери, что было бы естественно, а к старцу.

   -По существу - к человечеству.

   -Крестом Господь сходит в мир мертвых. И воскресает – ради живых и мертвых.

Бог может все. Но Богочеловек Иисус Христос мог войти в ад только с человеческой душой. А Его человеческое тело, пронизанное Божеством, в это время пребывало в Гробу.

   -В ад Господь сходит вечером в Великую Пятницу.

    -И по сути мы начинаем праздновать Пасху в то время, когда в храмах выносят Плащаницу.

Давайте попробуем уяснить, что такое ад. Иначе мы не осознаем, что произошло, когда Спаситель вошел туда.

«Ад», «аидос» – в греческом языке значит «безвидно», абсолютный мрак, бездна, пропасть. Душа обречена там на совершенное одиночество.

   В Евангелии Иоанна Богослова мы помним прекрасные слова: «Царство Божие внутри вас есть». Но внутри человека и ад. Именно от того, что носит в себе душа на земле, зависит, в какое место она придет после смерти.

   Известно, что Господь разрушил державу и власть ада и смерти.

   -А где эта держава располагается?

   -У Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть такие слова: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле борьбы – сердце человеческое, Господь прямо обращается к человеку: «Сыне, отдай Мне сердце твое». Ад и смерть тоже желают завладеть этим местом. Для нас главное – в этом.

   «Топографически» же, по свидетельству святых отцов, ад находится в «поднебесной» - воздушном пространстве. И там, где пребывают падшие духи, остаются души тех людей, которым эти сферы близки по сердечному расположению, «сродству» с ними.

   Иногда высказывается ошибочное мнение, что нельзя молиться за людей, живших и умерших некрещеными в пору официального безбожия. Говорят, они-де теперь Бога уже узнали, и эти молитвы им – как соль на рану. Но это не так, ибо тот, кто Бога узнал, находится в Раю. И не может быть иначе.

   -А как молиться за тех, кто Его не узнал и даже не крещен? Ведь за их даже не вынимаются частички из просфор на Литургии.

   -Не вынимаются. Но за них молятся святому мученику Уару. Он имеет талант ходатайствовать о таких душах. Мы знаем много примеров, когда по молитвам христиан участь душ за порогом смерти менялась. А значит, менялось их внутреннее состояние. Следовательно, у человеческой души есть возможность откликнуться на призыв Божий даже в царстве мертвых. И может ли она быть не услышана в этом случае?!..

   Ведь не случайно, по преданию, Христос вошел в область ада – и проповедовал там. А до него – в аду проповедовал Иоанн Предтеча о том, что освобождение близко.

   -То есть души умерших были подготовлены к приходу Христа?

   -И знали, что «падут вереи медные». Господь не открыл врата ада, а сломал, разрушил их. Другими словами, эти «врата» никогда уже не смогут замкнуться и запереться... Ад готовился встретить прах земной, природу человеческую, а вместо этого встретил лицо Божие.

   -Перед Которым он – бессилен...

   -Пасху празднуют все – и живые, и мертвые. Господь освободил из тюремных оков человеческие души в целом. Он разорил ад. Отныне от нашего выбора зависит, войдем ли мы в эти руины, останемся ли там.

   До крестной жертвы Христа люди не имели возможности благодатной жизни. Вот почему мы видим такую разницу между ветхозаветными праведниками, пророками и христианскими святыми. Воскресением Христос победил все несовершенство, всю ограниченность человека.

   Тут любопытно еще одно обстоятельство. Оказывается, те, кто творит добро без Христа, как ветхозаветные люди, находятся в органической и безусловной зависимости от течения внешней жизни – обид, характеров, ударов, потерь.

   -А мы?

   -Сплошь и рядом, но у христиан есть возможность освободиться – причастностью к благодатной Христовой жизни. А когда чувствуем зависимость, то признаем, что это – наша неправда. Каемся и просим: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» Иными словами: «Господи, воскресни во мне! Погибаю».

Когда живешь Воскресшим Христом, то душа понимает: в ней есть заноза смерти. В Христе ее не было, грех для Него неестествен. Он в Себе всегда нес Воскресение – и открыл его в Своей смерти.

   Кстати, область смерти видна на иконе Распятия Господня. Под Крестом – как бы черный провал и череп Адама. Не там ад. Но недра земли – вот уж воистину «безвидно»! – это образ совершенного мрака, где нет никого рядом. Одиночество и замкнутость навеки.

   -То же, что мы часто видим на земле...

   -...когда ад начинает активно проявлять себя в человеке. Мы тогда испытываем обиды, ощущение оставленности, замыкаемся, унываем, отчаиваемся – и уже никого не видим. Как бы ласково с нами ни говорили, все бесполезно, «лицом к лицу лица не увидать»...

   Но не случайно эта область смерти так предельно мала на иконе Распятия и как бы попирается ногами Спасителя. Знаете, сильные, воскресительные слова слышны именно с Креста. Как ни парадоксально, это Христово обращение: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

   Для неверующего – это слова слабости. А для человека, стоящего на грани жизни и смерти, это слова надежды. Потому что после них Господь сказал: «В руки Твои предаю дух Мой...»

   Значит, и в самом отчаянном состоянии, положении человек может встретиться со Христом.

   -Как «благоразумный» разбойник на кресте - предать себя Богу.

   -Вот действительно пример! Душа разбойника узнала Бога, увидела в Нем Спасителя – и воскресла

   -Распятый Господь был в крайней точке человеческого отчаяния?

   -Да, об этом ярко говорил владыка Антоний Сурожский. Именно поэтому теперь нет такого состояния, в котором мы не могли бы схватиться за руку Бога, как за крепкую помощь. Мы так и называем Господа: Помощник и Покровитель. Но Помощник - особый. Очень скоро, при надичии духовной жизни, появляется понимание, что только помощи и покровительства нам недостаточно. Поэтому в церковном постовом песнопении поется: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение». Так как есть в человеке такая сфера, где нужен уже не Помощник, а Спаситель.

   -Какая?

   -Наших чувств, плененного ума, расслабленной воли. Тут нужна всецелая помощь Божия. Ведь ум, чувства и воля являются сердцевиной любых человеческих проявлений.

   Мы и к вере приходит вовсе не в результате самостоятельных поисков смысла жизни, а благодаря нескончаемому Божиему призыву. Сам же человек на первых порах только и может, что присмотреться – и пугливо так, осторожненько сделать неуверенный, махонький шажочек навстречу Господу.

   -Почему пугливо?

    -А вдруг ловушка?.. И при этом мы надеемся, что такого минимума будет достаточно, чтобы Бог нам Себя отдал, стал таким Помощником, Который никогда от нас не откажется, не отойдет. Не потому, что мы это заслужили, а потому что Он нас так любит.

   Однако, когда мы в духовной жизни – через покаяние, молитвы, службы, Таинства  - начинаем расти в отношениях с Богом, Он нам позволяет поработать самим. Иногда нам кажется, что Он нас не слышит. А оказывается, мы просто можем какое-то усилие сделать самостоятельно.

   Пример предельной самостоятельности человека описан в житии Антония Великого. Святой после немыслимых искушений спрашивает: «Господи, где Ты был?» И слышит: «Рядом, и смотрел, как ты борешься». Значит, душа преподобного была так исполнена благодатью Божией, духом Христовым, что могла противостоять полюсу зла.

   -Воскресший Господь первым явился женам-мироносицам.

    -Как Адама первой увидела Ева, жена, так и  Нового Адама – Христа первыми увидели женщины. Прежде всего Богородица – Ее называют Новой Евой.

   Именно женщины, жены-мироносицы по преимуществу являются апостолами-евангелистами.

   -Да, они первыми понесли другим весть о Воскресении.

   -В Евангелии сказано: ко Гробу Господню шли Мария Магдалина и другая Мария. Под этим именем Церковь, по преданию, видит Матерь Божию.

   -А как нам воскреснуть? Страсти бушуют, хоть мы и боремся с ними.

   -Но в этих борениях душа как раз и созревает для Царства Небесного.

   Именно в церковной жизни особенно заметны смертные стороны души: темные, мелочные, постыдные.

   -Почему?

   -Потому что здесь очень ускоряется внутренняя жизнь человека. Чтобы человек грех свой – увидел, как на ладони, реально осознал, жил с напряженной совестью. Как в псалме – «грех мой предо мною есть выну», то есть всегда.

   Свой же грех можем познать, как правило, только в определенных обстоятельствах – при встрече с несправедливостью, коварством, обманом... Если с нами ласковы - и мы вроде ничего. Что нам Воскресение? И так, кажется, слава Богу, живы.

   Грех обязательно должен проявиться, обнаружить себя. В церковной жизни человек ориентирован не на внешние обстоятельства, а на свой выбор в них. И скоро убеждается, что грех – это некое сквозное состояние, которое примешивается ко всем даже самым добрым его делам, словам, мыслям. Это и есть тот ад, который мы в себе носим.

   Но если грех так сроднился с нами, то остановить его может только смерть. И Господь дает нам особую смерть – в Крещальной купели. Душа крестится в смерть греху и воскресает в Боге к благодатной жизни, Царству Небесному. Мы из купели выходим чистыми (хотя дальше, конечно же, требуется целая жизнь, чтобы наши отношения с Христом утвердились).

   Поэтому крещеные души, даже если богословски и не сильны, на Пасху всегда с таким воодушевлением восклицают (да и у некрещеных душа часто всколыхнется): «Христос Воскресе!»

   -Воистину Воскресе!

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

20 апреля – Радоница, день поминовения усопших

25 апреля – память святых жен-мироносиц (православный женский день, как шутят многие).


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное