Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Кино снимали про богатых, а финансы пели романсы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Кино снимали про богатых, а финансы пели романсы

Эта красивая девушка с темными лучистыми глазами появилась на наших экранах в
70-х годах. С ее участием вышли фильмы «Не болит голова у дятла», «Д*Артаньян
и три мушкетера», «Школьный вальс», «Счастливая Женька». Прервав успешную актерскую
карьеру, она решила стать режиссером и сняла «На Тебя уповаю», «Камышовый рай»,
сериал «Семейные тайны», создает Совет Молодых при Союзе Кинематографистов России.
Я встретилась с заслуженной артисткой России Еленой Октябревной Цыплаковой на
XII МКФ «Золотой Витязь» в Калуге, где она была председателем жюри дебютных и
студенческих фильмов. Первый вопрос, конечно, был о семье: «Судя по вашему отчеству,
ваш отец был коммунистом?».
– Да, дед тоже был коммунистом. У моего отца в детстве случилась странная история.
Бабушка повела его в церковь крестить, а священник услышал, что его зовут Октябрь,
и выгнал их из храма. Бабушка дома с расстройства случайно обварила его щами.
И он потом всю жизнь горько посмеивался: «Я крещен щами». А кто знает? Может
быть, таким образом обгорело его нехристианское имя?
Папа очень переживал то, что происходило в стране, потому что воспринимал коммунизм
как высшую идею. Когда он умирал, у него под подушкой лежала маленькая икона-складень,
то есть в финале своей жизни он все равно пришел к Богу. Знаете, у многих людей,
даже у тех, кто считает себя коммунистом, заложен внутри этот нравственный потенциал,
это чувство веры, даже неосознанно. Мама тоже по-настоящему пришла к вере только
в конце жизни, с моей помощью. 
– Чему родители вас научили своим примером? Что вы перенесли в собственную жизнь?
– Наверное, в первую очередь, уважение к труду. Мои родители очень много работали
на дому, оба были промышленными графиками. Мы ложились спать – они все работали.
Мы просыпались – они уже работали. У меня перед глазами всегда был пример таких
тружеников, которые очень ответственно относились ко всему.
– Как вы пришли к вере?
– Крещена я с детства. Первые молитвы и впечатления были связаны с моей бабушкой
Екатериной Алексеевной, которая водила меня в церковь. Потом был сложный достаточно
путь, когда я пыталась читать Евангелие, но четкого, ясного понимания, что такое
есть христианин, конечно, не было, потому что это тема очень серьезная. У меня
были отстраненные от реальной жизни знания. 
Я пришла к вере почти в 37 лет через определенные сложности в своей жизни, через
болезни. Огромную роль сыграло знакомство с удивительной женщиной по имени София.
Она руководит духовным православным центром в Днепропетровске. До этого я пыталась
общаться со священниками, но для меня это было сложно, внутреннего контакта не
происходило. И видимо, мне нужна была эта встреча, чтобы понять, что такое закон
Божий, как он действует в мире. 
Для меня это было как гром среди ясного неба и полный переворот в жизни. Я почувствовала
ликование оттого, что наконец поняла самое главное. С другой стороны, теперь
я должна была полностью изменить свою жизнь. При том, что у меня было все в светском,
человеческом смысле:  муж, прекрасный дом, работа, я получала призы, снимала
кино. Но было внутреннее ощущение, что я просто гибну, что живу не так, как должна.

– И у вас возникли проблемы с совмещением вашей веры и профессии?
– Я не представляла, как можно их соединить Моей первой реакцией было: «Я уйду,
не буду больше заниматься ни актерской, ни режиссерской деятельностью». И опять
мне помогла София: «Интересно, когда ты грешила, ничего не знала и не понимала,
то не стеснялась выступать с экрана, со сцены, с трибуны. А теперь, когда ты
познала истину, ты что, боишься? А кто же будет говорить? Господь столько тебе
дал: прославил тебя, ты известная актриса, режиссер. Так почему же ты не свидетельствуешь
о Христе?». Для меня это было удивительно, но мне нужно было пройти через внутренний
отказ от профессии, просто чтобы перебороть боязнь потерять работу, наткнуться
на непонимание, осуждение. 
И начался путь. Первое время было очень сложно. Мне  тут же начали предлагать
сыграть то ведьму, то какого-то экстрасенса, вызывающего духов умерших людей,
– причем, все это за хорошие деньги, а работы не было. И я отказывалась, сначала
не объясняя причин. А потом поняла, что нельзя молчать. Наоборот, может быть
Господь и подводит ко мне этих людей, чтобы я поделилась с ними своими знаниями,
верой. И я начала объяснять им, потому что с большим уважением относилась к тому,
что они предлагают мне работу из лучших человеческих побуждений. Я говорила им
о том, какая ответственность лежит на нас всех, когда мы создаем некую реальность,
даже когда мы произносим хотя бы одно слово. «Вначале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог», то есть если сказанное слово было полно скверны, она
воплощается, начинает нас окружать, мы живем в ней. Нам это не нравится, но постепенно
мы привыкаем. 
Я начала возвращаться в профессию, но до этого мне надо было еще накопить впечатления.
Для этого я очень много читала и пыталась превратить свою работу в служение Господу.
Во время выступлений на пленуме Союза кинематографистов я сначала очень волновалась,
так как они были первые после переворота в моей жизни. Я говорила, что кроме
ответственности художника перед обществом есть более важная ответственность –
перед Богом. И слова стали приходить словно сами собой, Господь дал мне говорить
от души.
Однажды я проснулась с мыслью, что Господь каждому человеку выделил свой удел,
который надо возделывать. Если взять эту комнату – сколько здесь труда разных
людей! Один делал лампочки, другой проводил электричество, третий клеил обои,
четвертый шил шторы. И все вместе это собрано в некий мир. Не будь проводков
– лампочка не загорится. То есть каждый человек настолько важен, у каждого есть
свое место. Многие неофиты мечтают уйти в монастырь, не всегда понимая, что это
особый дар и немногим он дан – молиться за других, уйдя из мира. Господь послал
нас в мир возделывать его. Мы должны преобразовывать этот мир, а не разрушать
его.
– И чем теперь для вас стало кино?
– Огромной мощной, трибуной. Как кино воздействует на душу человека! И ведь оно
может разрушать, а может созидать. И насколько важно, чтобы человек, творец,
понимал, что он делает. Есть огромная масса людей, для которых театр может стать
ступенькой возвышающей, приводящей их к вере.
Кино может сыграть в деле спасения душ огромную роль. Другое дело, что все это
должно финансироваться. Потому что я знаю, как сложно бывает говорить с продюсерами
о каких-то откровенно религиозных вещах. Какое иногда у них возникает сомнение,
сопротивление, нежелание этого.
– Что вы сейчас снимаете?
– Детский приключенческий сериал под названием «Полоса препятствий», по-моему,
очень соответствует тому, что сегодня происходит. Это очень милая история. Конечно,
не настолько откровенная в духовном плане, как мне бы хотелось, продюсеры были
против. Тем не менее там идет речь о добре и зле. Ребята 13-14 лет собираются
вместе в спортивно-оздоровительном лагере, проявляют себя уже как личности. Они
пытаются защитить лес от браконьеров  – может быть, не самыми правильными средствами,
но тем не менее – поют,  танцуют, делают трюки. Маленькие герои учатся ездить
на лошадях под руководством отставного военного, которого играет Алексей Булдаков.
С самим сериалом история пока довольно сложная, потому что он 8 месяцев стоял.
Посмотрим, что получится.
– А этот сериал будет показан по телевидению?
– Надеюсь, что будет. Пока мы его еще не доделали. Там 6 серий.
– Почему вы взяли тему брошенных детей и детского дома в вашем фильме «На Тебя
уповаю»?
–Мы взяли острую ситуацию. Я некоторое время ездила по детским домам, чтобы освежить
сценарий, потому что он был написан за 8 лет до этого. То, что у нас происходит,
чудовищно. Основная масса детей – не круглые сироты. У них есть не только родственники,
но и родители – или отказники или лишенные родительских прав. Как можно бросить
свою деточку?! 
Картина названа фразой из псалмов Давида, где он обращается к Господу: «На Тебя
уповаю». Там играют пятилетние детишки, 11 человек. Они сами себя озвучивали.
Это были дети и из настоящего детского дома, и из семей, домашние. Мне очень
хотелось говорить о том, что они в этом возрасте – уже личности.
В нашем каталоге фильмов «Золотой Витязь» есть страничка с фразами  из детских
обращений к Богу. Меня до слез потрясли слова: «Я не хочу в мир взрослых: там
все – неправда», «Господи, как много вокруг Иуд, и все лезут целоваться» – это
говорят маленькие детки 8, 10 лет.
– Ваш стиль в режиссуре светская пресса иногда называет жестким. А как вы сами
считаете?
– У архимандрита Рафаила есть статья о любви. И мне очень дорого то, что он там
написал. Есть два рода любви. Душевная эмоциональна, иногда эгоистична, она сопереживает.
А есть другая любовь – духовная. Она более жесткая, иногда может даже показаться
кому-то жестокой. Потому что она любит в человеке образ Божий и не принимает
в нем зла, греха. Эта жесткость нужна мне не как средство выразительности. Если
мы будем терпимы к греху и не возненавидим его, то никогда от него не освободимся.
Да, любовь все покрывает, но это не значит, что она принимает грех. Представьте
себе хирурга. Он увидит у человека опухоль и пожалеет сделать ему больно, вырезать
ее – это приведет к смерти больного.
– Сериал считается легкомысленным, «мыльным» жанром. Почему вы взялись снимать
«Семейные тайны»?
– Во-первых, сценарий позволял говорить о внутренней, духовной жизни героев.
Во-вторых, мы собирались делать «Семейные тайны» не как некую сериальную продукцию
– мы пытались снять кино, но в те сроки, в тех условиях и на те средства, которые
были нам даны.
У нас не было желания просто отработать. Мы старались всеми силами, кто как мог,
работали на полную катушку в условиях бешеной гонки, которая происходит во время
съемок сериала. Мне многие говорили, что у нас прекрасно работали актеры, я им
очень благодарна. Я сама в прошлом актриса и очень ценю их труд: если актер будет
работать плохо, любая режиссерская задача низвергнется. Удивительно проявились
операторы. Осветители с молниеносной скоростью переставляли свет. Художник-постановщик
иногда просто плакал от наших требований (улыбается), потому что денег было мало.
А наша художница по костюмам Людмила сотворила из недорогих вещей даже шубы из
искусственного меха, шикарно смотревшиеся на экране. Ведь мы снимали про богатых,
а финансы пели романсы.
– А как вам удалось «раскрыть» на такую самоотдачу неверующих людей – ведь наверняка
были и такие?
– Были. Я по себе знаю, что когда с уважением относишься к человеку, к его труду,
то он это чувствует и старается лучше работать. И потом собрались люди-профессионалы,
которые дорожат и своим именем, и своей профессиональной честью.
– Вы – председатель жюри дебютных и студенческих фильмов на XII МКФ «Золотой
Витязь» в Калуге. Сегодня первый день просмотра. Что вы ощущаете?
– Для меня это очень близкий по теме, по философии фестиваль. И я нахожусь в
трепетном ожидании. Очень интересно посмотреть, что делают молодые верующие ребята.
Если я увижу на самом деле глубокие фильмы,  это очень сильно поддержит и укрепит
не только меня, но и многих других. Даже сериал «Семейные тайны», где о духовном
говорится не очень много, для многих послужил поводом для внутреннего укрепления
в своих нравственных позициях. Для меня как для верующего человека любой фильм,
любая книга – это чье-то свидетельство о вере. 
Я декан факультета кино и телевидения Гуманитарного университета им. Натальи
Нестеровой, сама тоже преподаю и вижу, насколько сложно сегодня говорить с ребятами
о вере, нравственности, ответственности. К сожалению, немного верующих приходит
в эту профессию. Ломать их убеждения, наверное, нельзя – у всех свободная воля.
И я стараюсь, чтобы ребята не превратились в попугаев, повторяющих чужие слова,
а смогли максимально выразить то, что у них внутри. Говорю с ребятами о добре
и зле, что режиссер – это проповедник, но что он проповедует? Какой дух они сами
будут нести людям через экран? 
– Как родилась идея создать Совет молодых при Союзе Кинематографистов России?
– Это инициатива самого Союза кинематографистов. Хочется, чтобы жизнь в Союзе
были более активной. В Совет молодых автоматически войдут члены Союза Кинематографистов
до 45 лет. Плюс мы принимаем ребят, даже студентов, которые учатся кинематографическим
профессиям, но пока не наработали того, за что их можно было бы принять в Союз.
Мы даем им пропуск, удостоверение, чтобы они смогли участвовать во всех мероприятиях
Союза, чтобы именно сейчас, пока молоды и полны жизни, могли накапливать опыт,
знакомиться друг с другом. Вчера на церемонии открытия XII «Золотого Витязя»
мы говорили с Никитой Сергеевичем Михалковым о том, чтобы сделать Совет молодых
международным.

Беседовала Елена Меркулова
Фото автора

Вопросы
Фильмы и роли. Любимая роль. «Школьный вальс» – проблема юной девушки – матери-одиночки.
Достаточно сложный путь к вере, Евангелие в каком возрасте
Есть ли братья, сестры, часто ли видится с родными, как они относятся к вере
Почему любит снимать детей, есть ли свои дети
Как отнеслись знакомые к приходу к вере
Почему сложно пробиться, не разрешают снимать фильмы о богатых, какие возражения
приводят
Кто духовник
Где преподает, что
Сюжет сериала «Полоса препятствий»
Проект про стариков и детей
Про чудо, как выздоровела от смертельной болезни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное