Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Евгений Дога: «Под мой вальс выходят замуж»


Информационный Канал Subscribe.Ru

Евгений Дога: «Под мой вальс выходят замуж»

Его знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» слышится повсюду
– в музыкальных магазинах, в подземных переходах, даже в ЗАГСах – эту воздушную
мелодию влюбленные пары часто выбирают, когда расписываются. Он работал с певицами
Марией Биешу, Софией Ротару, Надеждой Чепрагой, режиссерами Эмилем Лотяну, Самсоном
Самсоновым и многими другими. 
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии композитор Евгений Дмитриевич
Дога был гостем на XII МКФ «Золотой Витязь», прошедшем в конце мая в Калуге 2003г,
где согласился дать интервью нашей газете.

– Как вы считаете, насколько семья, родители влияют на дельнейшую судьбу одаренного
ребенка, на выбор им профессии?
– Это вовсе необязательно. У меня есть очень примитивная схема, но в ней есть
большой элемент логики. Бог как сеятель выходит на пахоту, берет горсти зерен
и разбрасывает их. И так засевается поле. А эти зерна – разные таланты. И вот
какое кому зерно попадется, а когда и вовсе не попадется. Я считаю, что это разбрасывание
происходит вне зависимости от того, какая у этого ребенка семья. Он уже рождается
с этим даром. Это как полезные ископаемые: в одной зоне много угля, в другой
есть руда, а третьей ничего нет. Во время священнодействия Сеятеля зерно попало
на голову в Холмогорах, которая потом стала Ломоносовым, гением. Его родословная
не имеет к этому отношения. А родители ходят под Богом, как и мы, хотя конечно,
они влияют на нашу личность, хотя не дают нам дар. На открытии Кинофорума «Золотой
Витязь» мы видели фильм Никиты Михалкова «Мама». А ведь у него могло быть иначе.
А могла быть абсолютно не творческая семья – врачи, слесари, –  и в ней родился
бы творчески одаренный ребенок. Я считаю, это не передается по наследству.
У меня, например, семья немузыкальная, хотя что считать семьей – своих родителей
или известную мне родословную, которая тоже очень важна, оттуда все пошло.
Отец родословная
Я очень плохо помню отца. Он погиб на войне. Он был военным, и видел я его очень
мало. Он то служил на границе, то был бригадиром в колхозе. Знаю по рассказам
мамы, что он был очень продвинутым математиком. Во мне ровным счетом наоборот
– никакой математики нет. 
Я по рассказам хорошо знаю свою родословную со стороны отца. Его род имеет очень
давние корни у западных склонов Карпат. Там много наших однофамильцев. Мои предки
появились на левом берегу Днестра из-за вечных войн, которые заставляли передвигаться
целые народы.
Мама родословная
О материнской родословной я знаю еще больше. У меня даже есть книга глубиной
в 300 лет, это очень ценный, редкий на сегодняшний день материал. Очень интересно
изучать и знать всю нашу семью. 
Наша родовая фамилия – Кишляковы («кишло» – турецкое слово, связанное с овцеводством).
Род начался в устье Дуная, на юге Бесарабии. Моя мама – потомственная бесарабка,
но родилась (в Румынии), так как моя бабушка вышла там замуж. Мои предки были
очень мастеровые и одаренные люди – художники, два композитора, много музыкантов,
специалисты по обработке дерева. Я своими глазами видел, какие удивительные вещи
делали из дерева мои дяди. Один мой предок был специалистом по церковной музыке,
он жил в 19 веке и имел специальное разрешение Патриарха на редактирование церковных
гимнов. Другой был очень талантливый музыкант, сочинял концерты. Его называли
юным Моцартом. Но в 20-30 годы 20 века, с зарождением фашистской организации,
началась резня. Он кому-то не угодил, и в 15 лет его убили.
Детство
Я был единственным ребенком в семье. Естественно, я был любимцем. Помню, меня
очень любил отец. И я рос очень шаловливым, наверное, как и все дети. Помню,
мне было не больше трех лет. Возле дома стоял огромный стог. Я залез на кухню,
взял спички. Зажег я эту солому, она великолепно горела. Я сел на порог дома
и завороженно смотрел на царство огня. Это был разгар лета, крыша дома была из
камыша, так что меня ждало еще более впечатляющее зрелище… Родители как раз что-то
пропалывали за домом. И вдруг клубы дыма. Что случилось? Прибежали соседи, стали
вместе тушить. Отец меня схватил: «Я тебя закопаю здесь!». Я спросил: «А подушку
положите?» (смеется). Но не хлопнул, он меня никогда не бил.
Помню детские наивные песни о летчиках пулеметчиках «Если завтра война», играло
множество духовых оркестров, маршировки, красные полотнища, фильмы о шпионах.
Все это было, чтобы показать румынам-капиталистам на той стороне Днестра, как
здесь хорошо живут. 
В таком окружении я рос, все это формировало мой характер. Не могу отнести себя
к нежным и ласковым людям. Я очень экспансивный, могу тепло, а могу жестко проявить
себя, потому что нет времени для сюсюканий. У меня его не было и в детстве. Я
никогда не пишу черновики, сразу на чистовик. У меня нет другой жизни для чистовиков.
В основном, я живу один, хотя у меня есть семья, подрастает внук Доминик. Для
моего творчества это необходимо. Чтобы что-то делать, требуется одиночество,
условия для работы. Когда сидишь в семье или просто на людях, моя энергия расходуется
на разговоры, и ее не хватает на творчество. Я бываю разговорчивым очень редко,
неделями ни с кем не общаюсь. И эти накопленные силы переходят в другие формы,
образы. Я потом могу легко сесть и что-то написать безо всяких затруднений. Я
все время в работе.

Мама
Большую часть я, конечно, проводил с ней. И я получился маминым ребенком, даже
внешне больше похож на нее. Она была намного моложе моего отца. Вышла за него
замуж в 1932 году, когда был страшный голод. Ей пришлось прервать учебу в сельскохозяйственном
техникуме. Надо было выжить, ведь за год умерло 6 миллионов человек. Когда отца
не стало, ей еще не было 30 лет. И она больше не вышла замуж. Она меня опрятно
одевала, в доме всегда была чистота.
Моя мама никогда не видела своего отца, моего дедушку. Он погиб в самом начале
Первой Мировой войны, не зная, что у него родилась младшая дочь. Бабушка осталась
с пятерыми детьми в чужой стороне.
Когда начались репрессии, моей маме каким-то образом удалось спастись. Наверное,
потому что она вышла замуж за молдаванина, который был вне подозрений. Почти
всех бабушкиных детей сослали на Вятские болота в Кировскую область, и никто
из них не вернулся. Лет 15 назад я был в тех местах с концертом и побывал на
тех болотах. Я стал там попечителем строительства православного храма, для меня
это дань памяти моим погибшим предкам.
Монастырь
Они были насельниками монастыря в Сахарнии. Например, мой  дядя Федор писал книги
на духовные темы, написал множество икон для монастыря. Это крупный духовный
центр на правом берегу Днестра. Он запрятан в скалах, построен еще во время (нашествия)
турков, был тайным убежищем для христиан, где они могли молиться, служить Литургию.
У нас вообще много скальных монастырей, церквей. А если храм строился в долине,
то за холмом. И не дай Бог, чтобы виднелись купол с крестом. Турки были очень
жестоки в плане религии.
В 1946 году монастырь закрыли, все духовенство, монахов разогнали, кого сослали.
А в бывшем монастыре устроили дома для проституток, для алкоголиков и для дебилов,
как издевательство над этим святым местом. Многие церкви сейчас уже восстанавливают.
Но в этом монастыре не осталось никого из моих родственников, потому что все
умерли.
Помню, как видел последнюю из оставшихся в живых моих теток, (старицу) монастыря.
Она была потрясающе красивой в этой монашеской одежде/мантии с длинным шлейфом.
Тетя приехала в черной карете, запряженной черными лошадьми, с кучером тоже в
черном, у него был цилиндр, как у Пушкина. Когда она шла, за ней два мальчика
несли этот шлейф, очень красиво.
Икона
Когда я ездил в своей предвыборной кампании по Молдавии – я баллотировался в
депутаты – в одном селе Чинак(?) мне встретилась деревянная церквушка. Столько
войн, а она уцелела, редчайший случай. Местные жители устроили там музей села.
Вместо икон, на стенах висели портреты животноводов. Прекрасный церковный забор
разобрали и свезли к бывшему храму навозные кучи – опять же издевались. Несколько
раз эту церковь обливали бензином и пытались поджечь, но крестьяне вилами и косами
отстояли свой храм. Стояли насмерть.
Я сразу попросил отвести меня в эту церковь, а местное руководство напряглось
– время было еще атеистическое, хотя уже начиналась перестройка. Еще были парторги,
КГБ. Тем более я кандидат в депутаты. Я увидел этот ужас и похлопотал в Москву,
чтобы храм передали Церкви…


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное