Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Семья и сцена.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Откровения
Семья и сцена. Камерная

Художественный руководитель Московского театра драмы “Камерная сцена” заслуженный
деятель искусств России Михаил Щепенко говорит о своем коллективе:
— Мы все как одна семья!
Это, наверное, еще и потому, что его собственная семья — тоже в «Камерной сцене».
Жена, заслуженная артистка России Тамара Баснина, директор театра. Дочь Юлия
— актриса. Сын Дима — юный актер.  

∙ Михаил Григорьевич, в вашей семье первым пришел к вере?
— У нас был общий путь. Мы с Тамарой Сергеевной долго переживали кризис безрелигиозного
сознания. Напрямую прийти к Православию оказалось нелегко. И мы пошли дорогой,
типичной для русской интеллигенции — через восточные учения.
Помните слова Пушкина в стихотворении «Безверие»: «Ум ищет Божества, а сердце
не находит!»? Именно так было с нами. Жить стало тошно, началось уныние. Это
уж потом осознали, что находились в греховном состоянии. Ведь мы как обычно рассуждаем:
«Я — хороший. Другие, может быть, и грешат, а со мной-то все нормально! И вообще,
какое там падшее естество, если я сам для себя такое существо дорогое?»
Нет, зло творят не только злодеи, оно творится нашими руками. И позже мы в спектаклях
стали проводить эту мысль.
Вместе с нами первые шаги к вере делала Юля. Она оказалась очень близка нам по
духу. 

∙ Скажите, то, что у вас вся семья работает в театре, помогает вам или наоборот?
— Думаю, то и другое. Театр — это в каком-то смысле образ жизни. Каждый человек
в нем — существо по-своему сложное. Главное — сохранить духовное единство.
Говорят, театр живет 10—15 лет, и я знаю массу случаев, когда спектакли продолжают
ставиться, но сам театр при этом мертв. 
«Камерная сцена» держится на модели семьи. Это скрепляет нас и помогает работать.
Каждое утро перед началом дела мы встаем на молитву. Не все, правда. Кое-кто
уходит. Но мы никого к молитве не принуждаем и не меняем отношения к человеку.

Есть и сложности. К примеру, актриса беременна. В других театрах решается просто:
найдем такую, которая не рожает. Для производства это удобно. А мы своих актрис
любим и ценим. Приходится переживать беременность, а потом учитывать материнское
бытие: заболел ребенок и так далее.
∙ Дети актеров приходят в театр?
— Конечно. Все время толкутся здесь. У нас есть детская и юношеская студии. В
спектаклях играют взрослые и ребята. Зрителям нравится. В студии занимается и
мой сын.
∙ Давно играет?
— Да чуть ли не с рождения. 
∙ Учебе это не мешает?
— Нет, ему удается все совмещать. Единственное, что меня беспокоит: какой отпечаток
наложит на его личность игра на сцене. Ведь актерство в духовном плане — дело
опасное. Здесь сталкиваешься с большими искушениями. У взрослого есть хоть какие-то
ориентиры. А как быть ребенку?
Вначале я не хотел занимать детей в спектаклях. Но меня на это благословил настоятель
храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе протоиерей Владимир Ригин.
∙ Даже его сыновья играли у вас.
— Да. И сейчас у нас проходят общие праздники. Я понял, что детскому театру быть.
Кстати, моя дочь Юлия по образованию журналист. В репертуаре театра 5 ее пьес.
Первую — «Небесный Гость» — она написала как раз для детского театра. На Рождество
мы поставили ее вместе с воскресной школой. В итоге — зрители в слезах, батюшка
в восторге. Говорит: «Пиши, Юлия, продолжение — на Пасху». 
∙ Найти хорошую пьесу трудно?
— Невероятно трудно! Драматургии сейчас почти нет. В основном проза. Приходится
превращать  ее в драму. «Необойденный дом» В. Одоевского мы поставили по притче
«Муромское чудо» — на основе житийной литературы. Ну а хорошая драма — просто
находка для театра. Одной из них стал «Царь Феодор Иоаннович» А. К. Толстого.
На мой взгляд, это одно из величайших произведений мировой драматургии.
∙ Царь Федор — ваша любимая роль?
— Конечно! Его я играю около 6 лет. 125 спектаклей прошло.
∙ Как вы определяете цель театра?
— Гоголь сказал: «Театр должен быть ступенькой к христианству». Преподобный Амвросий
Оптинский на это заметил: мол, да — ступенька, но все-таки с черного хода.
∙ Так, видимо, и было в XIX веке.
— А теперь что же нам делать — бросить тех, которые идут широким путем к погибели
и замкнуться в Церкви? Для большинства людей искусство очень много значит. И
мы обладаем самым сильным средством воздействия на них.
По массовости театр, конечно, не спорит с кино и телевидением, но со зрителем
взаимодействует намного ближе. Так что кричать: «А-а, это все плохо!» — значит
отдать оружие в руки врага. 
Недавно я наткнулся на маленький рассказ. Идет по улице греческий философ с учениками,
а навстречу ему — блудница. «Вот ты собрал учеников, — говорит она, — а я любого
из них поманю пальцем — и он пойдет со мной». Философ ответил: «Конечно. Ведь
ты его поманишь вниз, а я веду — вверх». К сожалению, театр сейчас в основном
языческий и занимается тем же, чем блудница. 
Слава Богу, Церковь относится к “Камерной сцене” положительно. Но бывают и казусы.
Пару лет назад мы собрались поехать на крестный ход по трем великим рекам — Волге,
Днепру и Западной Двине. Так нас не пустили на теплоход, хотя билеты были оплачены.
Причем это сделали люди, которые перед этим смотрели у нас «Царя Феодора Иоанновича»!
∙ А чудеса в вашей жизни были?
— Да, и много. 5 лет назад, например, мы попали в автокатастрофу. Я и Тамара
Сергеевна ехали на заднем сиденье «Жигулей». Маленький Дима спал у нас на руках.
А впереди — два актера. Неожиданно нам навстречу вылетел милицейский «Форд».
Слышу, по рации передают: «Один особенно тяжелый». Это про Васю, который был
за рулем. Его отправили в институт Склифосовского, а нас развезли по другим больницам.
Чудо, что мы остались живы, хотя не были пристегнуты ремнями безопасности. 
Васе было очень плохо. Ни руками, ни ногами он пошевелить не мог. 
На следующий день навестить Тамару Сергеевну пришла женщина, которая работала
у нас. Принесла воды из источника святого Василия Великого. Жену осенило: «Не
мне, беги скорее к Васе. Это же его святой!»
Тот выпил немного воды, остальную вылил на себя. А утром встал и пошел. Палата
переполошилась: «Ты куда?..» Через 3 дня его выписали. При повторном обследовании
врачи ничего не нашли. 
∙ Как на людей действуют чудеса?
— Они обычно поражают, но крайне редко приводят к вере. Вспомните евангельскую
притчу о богаче и Лазаре. Там ясно сказано: есть закон, которому нужно следовать.
А раз вы его знаете и все равно не исполняете, то большого смысла в чуде нет.
Кто-то из богословов сказал, что мир держится на волоске Божеского благоволения.
Так что главное чудо — это наша жизнь. Просто мы ко всему привыкаем и видим окружающее
замутненным взглядом.

В ноябре театру «Камерная сцена» исполняется 25 лет. Мы поздравляем с юбилеем
эту театральную семью и ее главу Михаила Григорьевича Щепенко. Желаем творческих
успехов и долгой, радостной жизни! 
Беседовала Наталья Соснова, студентка факультета журналистики РПУ св. Иоанна
Богослова


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное