Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Если друг — Бог


Информационный Канал Subscribe.Ru

Если друг — Бог
Первая проповедь Иисуса Христа состоялась после того, как Он Крестился в Иордане,
прошел искус в пустыне. Была она такой: “Покайтесь, приблизилось Царство Небесное”.
Ею же завершилось Его служение на земле. Перед Вознесением Он повторил эти слова.
То же самое говорил Иоанн Предтеча. Он не знал Христа, но ждал Его: должен прийти
“Некто, Которого вы не знаете. Он-то, Идущий за мною, но Который стал впереди
меня” (Евангелие от Иоанна, I, 26—27).
Иоанн Креститель — настоящий ветхозаветный пророк. Голос Божий начинал звучать
в нем, но приходил со стороны. Ему давалось свидетельство внешнее: Тот, над Кем
будет Дух Святой в виде голубя, и есть Христос. Именно так узнал Его Предтеча.
Он готовил людей к тому, чтобы и они внешними очами увидели Того, жизни Которого
они не соответствуют. Даже он, как никто постившийся, трудившийся, бывший аскетом,
недостоин развязать ремень обуви Его.
А проповедь Христа все меняла. Он учил: Царство Небесное внутри нас. Наша душа
может жить им. Это откровение для человека. Чтобы подойти к Христу, надо очиститься.
Но чтобы Царствие Божие открылось внутри, требуются особое желание, решимость,
дерзновение, упорство.
Так в чем же каяться? Посмотрим на нашу жизнь. Чаще всего мы оцениваем ее не
по христианским, а по ветхозаветным заповедям: поминали имя Божие всуе, крали,
убивали, завидовали, прелюбодействовали, идолам поклонялись (себе).
Но не только к этому покаянию призывает Господь. Даже не к каким-то человеческим
подвигам, на которые мы способны при напряжении всех своих сил — их мало, чтобы
подняться над прахом земным, подлинным покаянием возродится, воскреснет все,
что было в нас убито Божиего, и тогда откроется Небесное Царство. Такое покаяние
само является Царством Небесным.
Зададим себе вопрос: все наши добрые дела, вера, надежда, духовная жизнь способны
ли принести плод в Царстве Небесном, если будут испытаны временем, Вечностью?
Устоят ли? И что в нас есть от этого Царства?
Тут начинается другой уровень покаяния: суд не над поступками, а над своей душой.
Мы ее принимаем как данность. Даже не знаем, что в ней происходит. А у нас, оказывается,
есть желания, воля, способность сопереживать красивому, радоваться, рождать благую
мысль и благое дело. Это все таланты, зарытые нами глубоко в землю.
Что в нас соответствует жизни Бога? Получается, ничего. Вот и сказано: “Покайтесь!”
Как мы должны себя проверять? Смотреть: добрые поступки наши сделаны с трудом
— или от избытка сердца? Без надежды на выгоду, похвалу? Старались мы оправдать,
простить, помиловать других? Если нет, то те люди для нас пропали. Как же трудно,
тяжело мы прощаем!
Три года — от Крещения до Распятия — Христос учил Царству Небесному. Оно подобно
купцу, который нашел сокровище — и продал все, чтобы его купить. Царство постоянно,
в нем нет переменчивости, предательства. А в нас — есть.
Невозможное человеку — возможно Богу. Религиозные чувства появляются, вернее,
подаются нам не в эмоциональных всплесках — даже до слез, а когда возникает в
душе постоянство. Пусть едва приметное. Что-то от даров веры на человека снизошло
— и не покидает никогда: ни в радости, ни в горе, ни в заботах. И там, где постоянство
начинает расти, внутри крепнет Царство Небесное. Оно переживается благодарностью.
Или покаянным воплем, когда мы его перестаем видеть и начинаем призывать. А то,
что мелькнуло, потом скрылось, — было только мечтой, каким-то чувственным подобием
его.
Многие спрашивают: “Ну в чем мне каяться?” Не только в плохом, но и в недостаточном.
Пусть у меня доброе чувство к людям, любовь — даже жертвенная. Но Заповедь Христова
призывает испытывать: это совершенно? У Самого Христа действия шире, глубже?
Конечно, да. А в нас совершенства нет. Понимание этого рождает желание искать
полноту, блаженную алчбу и жажду.
Спросите великого художника: “Ты достиг совершенства?” Он схватится за голову:
“Да у меня столько недочетов, я так далек от идеала!” И эта его мука привлечет
вдохновение, даст ему в дальнейшем возможность творить все лучше и лучше.
То же самое происходит с нами в жизни. Если все кажется прекрасным, мы себе нравимся,
надо забеспокоиться, будить свою совесть. Внутренне здоровый человек ищет правды
— в делах, чувствах, вере, поэтому на земле — время благим трудам, несению скорбей,
преодолению искушений.
Ключ к духовной жизни заложен в покаянии, в откровении Богу всегда и во всем,
какие мы на самом деле. Да, безусловно, мы Его образ, но утративший Его подобие,
жизнь в Нем. В какой-то степени, сохраняя память в своих глубинах, мы эту жизнь
знаем — и потому способны признать, что ее — нет. Невозможно каяться в том, чего
не осознаешь.
Кстати, люди могут упорствовать, любить свои грехи. Но когда от них устают, признаются:
“Я их всегда чувствовал, все понимал. Жалко было оставлять”.
Ни в каких книгах нельзя прочитать, как человеку любить другого человека. Этот
закон написан в сердце. Возродить его — значит обновить жизнь, творить ее вновь.
Настоящее покаяние приводит к тому, что возможности человека восстанавливаются
и потом расширяются без предела.
Кто-то себя успокаивает: “Я не хуже других, а то и лучше, моральные требования
выполняю, традиции соблюдаю”. Так жили фарисеи, законники, которые распяли Христа.
Подобная вера мертва. Жизнь — это не исполнение, а само существо, делание в свободе.
Где свобода, там любовь. А без любви человек пуст, даже если совершает добрые
дела — “кимвал бряцающий”, как говорил апостол Павел.
Мы не можем возродиться сами, открыть своими силами в себе Царство Небесное.
Но там, где кончаются наши силы, начинает действовать Бог. Что происходит, когда
мы сами трудился, а не лениво ожидаем помощи. Собственно, мы призваны жить по
вдохновению, когда душа объята благодатью: в отношениях с близкими, в труде,
в заботе о природе, в молитвах. И надо каяться, что так не живем, не веруем,
выдавливаем из себя, что можем, по-человечески.
Когда есть друг, становится легче. Если друг — Бог, если чувствуешь, что Он знает,
видит, сопутствует тебе, живешь иначе. И дела наши бывают надежны, другим угодны.
Божие обладает дивной, силой, объединяет, роднит. Прости нас, Господи, и откройся
нам, научи хранить память о Тебе неотступно.
Нужно очень ценить покаяние. Его иногда считают чем-то промежуточным, но это
не так. Покайтесь — и сразу без промежутка наступит Царство Небесное! Поэтому
святые считали: понять какой-то один свой грех — выше, чем видеть Ангелов.
Священник Алексий ПОТОКИН


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное