Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Воскресение — это победа над смертью


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью
Воскресение — это победа над смертью
— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
Так мы приветствуем друг друга на Пасху. И христосуемся (слово-то какое!). Целуемся
— троекратно. В русском языке “христосоваться” — значит одарять любовью.
— Пасха — это праздник Самого Бога? — спрашиваю митрофорного протоиерея Георгия
Бреева, настоятеля двух Богородичных приходов в Москве, постоянного автора нашей
газеты.
— Конечно, — отвечает батюшка. — Праздник Бога, любящего человека. Он в Себе
— Своей любовью, Своим снисхождением, Своей Божественной силой — восстановил
то, что изначально дал людям.
— А они — потеряли?
— Когда мы внимательно изучаем Священное Писание, то видим с первых страниц:
человеческая природа в Раю была нетленной, пронизанной светом. Бог являлся людям
и беседовал с ними.
Совсем другая картина открывается, когда грех непослушания, противления Богу,
гордыня низвергли человека из Рая. Люди не устояли в Божественной высоте, к которой
были призваны.
Слово “Воскресение” свидетельствует о преодолении смерти. Апостол Павел говорит:
смерть — это оброк греха. Мы платим эту тяжелейшую плату, когда наша жизнь, угасает,
силы оставляют и человек умирает,переходит в неведомую для него вечность.Только
в силу веры мы постигаем,что есть будущая жизнь.
— Понятно, почему умирают люди. Но как умер Господь? Ведь Он свят.
Христос как Бог не имел в Себе греха. Возлюбив человека, Он пришел в мир, взял
на себя нашу немощь, падшесть, мертвенность, растление — и Свою Божественную
природу соединил с нашей смертной. Евангелие как раз говорит нам о тайне любви
Божией и Его воплощении.
Телесная оболочка любого человека несет в себе его индивидуальную природу. А
Христос (Его апостол Павел сравнивает с Новым Адамом) облекся во все человечество.
От Адама, нашего праотца, произошел род людской. Господь же Своим воплощением
всю освятил человеческую природу — и она приобщилась Его Божеству.
— Удивительно!
— Человек должен был понести следствия своего греха. Христос это следствие взял
на Себя, принял страдания, смерть — конечный удел людей. Он любил Себя называть
Сыном Человеческим, но ведь Он был и Сыном Божиим. На Кресте страдала Его человеческая
природа, соединенная с Божественной. Он не разделял Себя — и мы не разделяем
личность Бога и человека в Нем.
Божество бесстрастно. Божественная природа не подлежит смерти. А Христос прошел
через нее именно как Богочеловек, совершил очищение, оправдание, искупление нашего
рода.
Воскресение Христово — это и есть восстановление человечества в Богочеловеке,
Победившем смерть, тление, грех.
— Второе, новое сотворение людей?
— Да. И тленный, по словам апостола Павла, облекается в нетление, смертный —
в бессмертие, земной — в небесное. Это происходит в лице нашего Бога и Спасителя.
Воскресение Христово является для нас высочайшим знамением и чудом.
— В Евангелии рассказывается, как книжники требовали от Господа чудес и знамений.
— А Спаситель отвечал: не будет знамения роду лукавому, кроме одного — Ионы-пророка.
Как Иона был три дня во чреве кита, так Сын Человеческий будет три дня в недрах
земли.
Согласно древним пророчествам, Его кость не должна была сокрушиться, а тело —
потерпеть тление, хотя Он умер на Кресте. Так и случилось. Божественной силой
Господь победил ужас смерти, ада, вечной тьмы, которой уготовал себе человек.
Показал людскому роду, что верующий в Него будет иметь жизнь вечную, таинственно
обновится. Природа человеческая непременно пройдет через смерть и воскресение.
 Но это — в будущем?
 Конечно, мы еще живы, но смертность и тленность в себе несем, знаем. И говорим
о Воскресении Христа как о нашем воскресении. Апостол Павел соединяет все чаяния
христианские, когда говорит: “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша” (I послание Коринфянам, 15,14).
Но Господь воскрес — и вера наша этим утверждается, получает непреложность.
— Надежность...
— И все даже малое добро веры через Спасителя входит в Небесную сокровищницу.
Господь сравнил нас с Его пшеницей. А Царство Божие — с житницей. И вот мы, малая
пшеничка, рассеянная по всей земле, потом собираемся в эту житницу вечную. Только
благодаря тому, что Спаситель приносит всему человеческому роду Свой небесный
дар — Воскресение.
— И отсчет времени уже как бы начинается с него? По церковному календарю в начале
каждой недели существует день с названием “воскресенье”.
— А наш годовой круг из недель и состоит. Каждая из них повторяет те библейские
семь дней, в которые Бог творил мир, человека. После Воскресения Христова главным
днем недели стал воскресный. Он открывает человеку конечный смысл жизни, как
бы “альфу” и “омегу” — начало и конец всего.
Господь Воскрес — и мы идем к торжеству вечной жизни, к Пасхе. Она — как океан.
В нее вливаются маленькие ручейки наших жизней.
И вот что удивительно: сорок дней Воскресший Христос являлся Своим ученикам.
А число “сорок” — указывает на состояние перехода. Пасха и есть переход от рабства
смерти, страха перед нею — к свободе в Боге.
До прихода Спасителя люди знали: что бы они ни делали, как бы ни жили, их удел
— шеол, мрачное место, где безрадостно и бессмысленно обитают тени, оставшиеся
от человеческих душ. Полноты жизни там нет.
Но Господь дал нам иную реальность: жизнь наполнена жизнью, “жизнь жительствует”,
как говорит в своем пасхальном слове святитель Иоанн Златоуст. Этот великий святой,
учитель покаяния на Христово Воскресение вдруг утверждает: “Никто пусть не плачет
о грехах, ибо из Гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила
нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею. Он опустошил ад, сошед во
ад...”
Если даже человек не попостился строго, пусть воодушевится: нам уготована Божия
трапеза. Если опустились у кого-то руки, пусть они поднимутся, мрак душевного
уныния разойдется. Эти истины надо начертать на сердце огненными словесами.
— Почему огненными?
— Потому что вера и есть огонь, пылающий к Богу в нашей душе. Преподобный Серафим
Саровский встречал всех словами: “Радость моя, Христос воскресе!” Этот огонь
горел в нем.
Когда природа преодолевает ветхость, смертность, живет началами Духа, то воскресение
для нее — уже реальность. Христос, Который и вчера, и сегодня, и завтра Тот же,
дает нам избыток жизни, делает сопричастными Ему — через Его Воскресение.
Как бы ни сложилась наша жизнь — радостно или скорбно, будем всегда иметь основой
нашу веру в Спасителя, Который нас, детей Своих, делает наследниками Воскресения.
— Батюшка, расскажите про вашу первую Пасху.
— Я ее пережил в момент крещения, в 18 лет. Это было в День Святого Духа. Утром
после ночной смены пришел в храм, крестился. Вернулся домой в состоянии блаженства,
радости. Поскольку ночью не спал, то меня клонило в сон. Я задремал — и увидел
какие-то радужные, светлые обители. А в душе звучала небесная музыка. И я реально
пережил: душа воскресла, с нею произошло то, что определит ее жизнь.
— Праздник Пасхи начинается в алтаре — тихо-тихо: “Христос Воскресе из мертвых...”
Когда вы оказались там?
— Я восемь лет учился в Духовной семинарии и Академии. Алтари для учащихся всегда
были открыты. Мы приходили туда, молились, участвовали в Богослужении.
Со второго класса я попал в правый хор. На Пасху вся служба от начала до конца
поется. И потому певчие чувствуют, что они — творцы этого торжества. Когда мы
поднимались на хоры, то старались выложиться до конца, создать благолепие. Это
всегда окрыляло.
Когда поешь всю Пасху, то душа ликует радостью — и хочется ее всем передать.
— А когда вы стали священником, какие-то новые чувства появились?
— Пасха — это праздник, к которому долго готовишься через Великий пост. И всегда
испытываешь священный трепет от того, что будешь участником великого события.
Каждый священнослужитель, начиная с самых малых чинов, хочет, чтобы это торжество
не прошло мимо него, внешним образом. Потому что, если сам его не переживешь,
и другим не сможешь передать.
Московские благочестивые люди старого уклада говорили: “В Светлую Седмицы надо
каждый день бывать в церкви”. Утром и вечером ходили в храм. И эта радость настолько
впитывалась в душу, что ее хватало на год — до следующей Пасхи.
Смысл праздника именно такой — напитать душу реальностью, которая присутствует
в таинствах Богослужения. Чтобы это духовное переживание потом, как светоч, горело
в сердце.
— Ваши родители были неверующими, когда вы крестились. Значит, семейных церковных
праздников у вас не было?
— Нет. Но когда я стал ходить в храм, сразу появился близкий мне круг молодых
людей. Одни — из верующих семей, другие — нет. И если было свободное время, мы
собирались у кого-нибудь дома.
После ночной службы на Пасху шли разговляться вместе, любили под гитару попеть
пасхальные песнопения. Я и сам немножко на гитаре играл, и два моих друга. Радость
пасхальной службы продолжалась в кругу друзей.
Интересно, что почти все из нас стали священниками. Вот какое время было. Оставался
человек верующим — и это непременно получало завершение. Куда еще пойдешь, если
все твои интересы — в Церкви?
— А когда собственная семья сложилась, как вы отмечали Пасху?
— В большие праздники у священников большие нагрузки. Иногда целыми днями остаешься
в храме: ночная служба, утренняя, вечерняя...
Священнику можно немножко отдохнуть только после Радоницы. Тогда мы в гости к
друзьям ходили, их к себе приглашали. И имели возможность вместе порадоваться,
пообщаться.
Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное