Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Театр “Куликово поле”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Театр “Куликово поле”
Не знаю, как удается театру “Камерная сцена” находить такие произведения, которые
говорят вроде бы о давнем, но еще больше — о сегодняшнем. Да еще переводить прозу
на сценический язык. Именно так сложилось с повестью Ивана Шмелева “Куликово
Поле”.
Осенью 1925 года на Куликовом Поле бывший лесной объездчик находит старинный
Крест. Хочет передать его в Сергиев Посад — за 400 верст, бывшему барину. Вдруг
видит благообразного Странника в бедной монашеской одежде. Тот берется выполнить
желание объездчика.
В тот же вечер Странник оказывается в домике помещика. Это выясняет позже бывший
следователь. Тогда многих называли “бывшими людьми”. Страшно подумать: “бывший
человек”. А сейчас — кто?
Произошло безусловное чудо — явление преподобного Сергия Радонежского. Встреча
с иной реальностью. Чтобы в самой тяжелой, казалось, безвыходной ситуации укрепить
людей — в вере, надежде. В том, что еще откроются двери лавры и будет светить
свеча ее высокой колокольни.
“Она лежала и плакала неслышно,— сказано в повести о дочери бывшего помещика.—
Эти слезы были для нее “радостными и светлыми”. Ей все вдруг осветилось, как
в откровении. Ей открылось, что все — живое, все — есть: “будто пропало время,
не стало прошлого, а все — есть!” Для нее стало явным, что покойная мама — с
нею, и Шура, мичман, утопленный в море, в Гельсингфорсе, единственный брат у
ней,— жив и с нею; и все, что было в ее жизни, и все, что она помнила из книг,
из прошлого, далекого,— “все родное наше” — есть и с нею; и Куликово Поле, откуда
явился Крест,— здесь и в ней! Не отсвет его в истории, а сама его живая сущность,
живая явь”.
Это, пожалуй, главное откровение повести Шмелева. У Бога — все живы и присутствуют
невидимо с нами. У Бога никто не забыт — и всегда открыты пути к радости, миру,
полноте. Такова и основная мысль спектакля, поставленного Михаилом Щепенко. Поэтому
он получился жизнеутверждающим. И очень утешающим.
Сейчас многие люди почему-то ощутили себя “бывшими”. Шли, шли в привычном строю
к кем-то объявленным целям. Оглохли, ослепли, перестали понимать, что путь этот
— к пропасти.
Но ведь открылись храмы. Зазвонили колокола. Светит и зовет к себе лавра преподобного
Сергия. Почему же царит уныние? Почему многих сковывает “страх будущих бедствий”?
В такие моменты искусство может стать — и становится — лестницей, которая поднимает
человека вверх и дает увидеть перспективу. А ведь жизнь-то — жительствует! Красота,
чистота, вера  неистребимы.
И вместе с дочерью бывшего помещика Ольгой (артистка Юлия Щепенко) мы можем сказать:
— Папа, не укрывайся же за слова!.. Ищет твоя душа Бога, ищет!.. Но ты боишься,
что вдруг все твое рухнет, чем ты жил!.. Ну, а все, чем ты жил... разве уже не
рухнуло?! Что у тебя осталось? Все твои “идеалы” рухнули!.. Чем же жить-то теперь
тебе?! Не может рушиться только вечное! А ты не бойся...
Спектакль “Куликово Поле” обращен к человеческой личности. Всегда — настоящей.
Он возвращает нас к тому семейному быту, в котором терпение, взаимное уважение
— естественны. К культуре отношений. Показывает характеры подлинных, неизмельчавших
людей — Странника (Михаил Шепенко), Следователя (Аркадий Аверин), его дочери
(Ирина Винокурова), помещика Среднева (Дмитрий Поляков)...
Театр дает нам согреться их теплом. Поразмышлять с ними. Расправить плечи, видя
их достоинство. Разве этого мало?

Наталия ГОЛДОВСКАЯ


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное