Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Обида


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обида
“Обида горькая пришла, закрыла небо голубое...” Песенка эта старая. Слова — точные.
— Интересно, женская обида отличается от мужской? — спрашиваю постоянного автора
нашей газеты священника Сергия Резникова из Успенского храма Красногорска.
— Я отвечу по семейному опыту. Женщины больше обижаются. Им свойственно сначала
обниматься, целоваться, а потом чуть что не по ним — сразу обида.
А мужчины более резки, грубы (простите за это слово). Меньше держат обиду. Наговорят
чего-нибудь — и забудут. Впрочем, могут и отомстить. А в принципе отношение духовное
к обиде — одинаково. Обижаться нельзя ни мужчине, ни женщине.
∙ Почему?
— А Бог обидчивых не любит. Есть такая поговорка. И апостол Павел говорит: благословляйте,
любите, молитесь за обидчиков своих, как и за врагов. Когда мы немножечко остываем,
то понимаем: за всякой обидой стоит Господь.
Многим известно духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого “От Меня это
было”. Оно прямо на эту тему: “Каждое затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово,
каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в работе, все, что вызывает чувство
досады, разочарования, обиды, — помни всегда, что от Меня это было”. И дальше:
“Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя именно
в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Все послано Мною для совершенствования
твоей души”.
Коротко и ясно.
∙ От этих слов действительно можно прийти в себя.
— А вообще уткнуться носом в обиду — это все равно, что на большой картине видеть
только один квадратный дециметр. Или взять из книги две строчки — и толковать
их как угодно. Так делают сектанты.
Часто мы повторяем, что корень обиды — тщеславие. Но копнуть поглубже не даем
себе труда. А стоит. Ведь корешок в том, что мы себя считаем приличными людьми,
совершенно не заслуживающими, чтобы к нам относились плохо. Высоко себя ставим.
∙ Значит, чем меньше тщеславие, тем меньше и обидчивость?
— Конечно. И правильно считать себя последним, хуже всех людей. Тогда Бог вознесет.
Но считать искренне, без задней мысли: “Унижу-ка я себя, чтобы Господь меня на
горку втащил!”
Дело в том, что Бог попускает обиды по разным причинам.
∙ По каким?
— Во-первых, я через них узнаю, что обидчивый, нетерпеливый, что нет у меня ни
кротости, ни любви. Иначе мы этого урока не усваиваем, к сожалению. Во-вторых,
Бог испытывает нашу веру. Чего она стоит, если любой обидчик может искоренить
ее сразу?
∙ Ну да, и начинается “око за око, зуб за зуб”. Молиться за врагов не получается.
— Какое там! Один священник сказал: “Мы друзей-то своих не можем любить, не то
что врагов!”
Обиды помогают нам воспитать в себе терпение. Я не оговорился: надо именно самим
начинать терпеть, и тогда Бог отвечает и помогает нам. А если мы не стараемся,
то Он отходит. Бог насильно не действует.
∙ Какой первый шаг нужно сделать, чтобы не обижаться?
— Мобилизовать свою волю. Собрать и направить. А она почти у 100 процентов людей
очень расслабленная. Собирать ее мы иногда можем, но направляем не в ту сторону
— от Бога.
Вот если нам хочется чего-нибудь сладенького, то мы добьемся этого.
∙ Или на волне тщеславия горы свернем.
— Буквально. Нам помимо воли даны разум, вера, силы, власть над собой. А человек
часто приходит и говорит: “Батюшка, ничего не могу сделать”.
Я считаю, что это совершенно неправильная формулировка. Пока не могу и без Бога
не могу. То есть не выявляю всех своих средств и пытаюсь двигаться без молитвы,
без того, чтобы Господа просить. А надо брать свою страсть, грех как бы в клещи
с двух сторон.
∙ С одной — я, с другой — Бог?
— Конечно. Это называется “синергия” в богословской терминологии.
∙ Значит, через обиды мы узнаем себя...
— А еще искупаем свои грехи. Терпение очень спасительно. Одна женщина как-то
спрашивала меня: “Что мне делать?” Я ответил: “Терпеть и молиться”. “Это я понимаю,
— соглашалась она. — Делать-то что?”
А вот это часто и есть самое главное дело — потерпеть, а потом подумать: для
чего Бог мне эту ситуацию послал? Он ничего зря не делает. И все — на пользу.
И еще одна причина, по которой нам попускаются обиды: чтобы научить нас молиться
за врагов. Это исключительно важно. Святой Силуан Афонский считал, что без молитвы
за врагов нет христианина.
Бог как бы молча стоит и смотрит: вот Я тебе даю такую крошечную задачку, поработай.
А нам потрудиться надо гораздо меньше, чем мы виноваты перед Ним. Он за малую
толику прощает очень многое. Кто-то из отцовписал, что Господь любит быть милостивым.
Да мы-то не любим, чтобы Он был милостив к нам: все время себя возвышаем.
Когда нас обижают, всегда надо помнить: моя вина перед Богом больше, чем другого
человека — передо мной. Часто мы в совершенно искаженном виде понимаем его вину,
потому что обида ослепляет нам глаза.
В Прощеное воскресенье мы же формально просим прощения у незнакомых людей.
∙ А у тех, кто нам насолил, попросить прощения почти невозможно.
— Очень трудно. Я недавно был на Афоне, и там один монах сказал интересную вещь:
“Надо не осуждать другого человека, потому что он есть ты”. Человечество едино.
Глаз не должен обижаться на палец, потому что они находятся в одном теле.
Но когда тебя обижают, боль должна быть. Боль — за обидчика. Мы хотим не победы
на братьями, а возвращения их к Богу. Разлука с ними терзает наше сердце, сказал
Григорий Богослов. А у нас даже в мыслях нет, что Господь нас создал как одного
Адама, как единое человечество. К счастью, у некоторых монахов — есть.
∙ Обида и осуждение — тесно связаны?
— Обида — это обратная сторона осуждения. Она совершенно отвлекает нас от собственных
грехов. Святые отцы говорили, что видеть Ангелов — не удивительно, а вот попробуй
увидеть свои страсти, грехи. Это главное в жизни. Тогда есть надежда на спасение.
Рассматривая чужие страсти, обижаясь, мы просто теряем время. Да еще и в осуждение
себе.
∙ Как молиться за обидчика?
— Полезно говорить: “Господи, прости нас!” Не только его, а обоих.
Святитель Тихон Задонский в молодости был очень вспыльчив. А в конце жизни Бог
его так воспитал (при его горячем участии), что известен такой случай. Один помещик
ударил святителя по лицу, и тот стал перед ним на колени, просил прощения за
то, что сам соблазнил помещика на такой неправильный поступок.
И в этом смысле мы все должны просить друг у друга прощения. “Нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется...” — писал Тютчев. Мы скажем человеку плохое слово,
у него испортится настроение, он передаст это кому-то другому. И наше плохое
слово отзовется потом в другом времени.
Если бы мы знали цену слов, то избегали бы обид, как огня.
∙ Обижать и обижаться?
— То и другое Бог не благословляет. И для нашего спасения одна прощенная обида
стоит больше, чем бесконечные годы “борьбы с борьбой”. Мы на демонстрации ходим,
что-то защищаем. Это полезно в какой-то части жизни, но не вместо духовной работы.
∙ Но простить — не просто. Конечно, нужно время, чтобы рана затянулась. Вероятно,
надо каяться на исповеди в том, что обида тлеет внутри?
— Безусловно. Если только стараться не повторять каких-то поступков — это одна
сторона медали. А другая — каяться на исповеди. Таинство совершается тогда, когда
мы искренне стараемся избавиться от того, что мешает нам прийти к Господу.
∙ И он только может вытянуть из нас обиду. А если все-таки никак не получается
простить?
— Нужно обращаться к Богу: “Господи, хоть Ты его прости!” А еще открыть книжку
— авву Дорофея, Исаака Сирина или кого-то еще из отцов. И прочесть один абзац
о том, как бороться, допустим, со страстью гнева. А мы вместо того, чтобы сразу
за это лекарство хвататься, ленимся, впадаем в памятозлобие, без конца пережевываем
какую-то ситуацию.
Открываю “Добротолюбие” и читаю Феодора Студита: “Вот я как бы вместе с вами
вижу и слышу, как исторглось жестокое слово против кого-либо (это он братии говорит!),
укор, поношение или другое что. Но ты, брате мой, прияв такое оскорбление, не
превращайся в зверя лютого, не малодушествуй, будь тверд и непоколебим. Ибо поношение
и посрамление падает на того, кто их изрыгает, а кто бесстрашно принимает их,
тому принадлежит победа, он является человеком Божиим, а тот — “рабом неключимым”,
губящим себя”.
Ну что лучше сказать?
Насколько я понимаю, обиды неизбежны.
∙ Бесстрастный — это тот, кто не отвечает злом на обиду?
— Бесстрастие — вовсе не равнодушие. Как раз горячая молитва в нас должна быть.
Просто нельзя давать своим страстям разгуливаться.
У некоторых психологов есть такие рекомендации: если ты обиделся, вылей свои
эмоции. Побей чучело президента или начальника — и будешь ходить спокойный и
радостный. Здесь учитывается плоскость отношений между людьми, а вертикальная
составляющая — отношения с Богом — не замечается.
В духовной жизни не так. Надо бороться с самым зародышем своих страстей — с мыслью.
Тут нужна тренировка, подвиг.
∙ Подвиг — значит подвигаться?
— Да, двигаться к Богу в свою меру. Подвиги бывают разные. Наш — сдержаться от
обиды.
Помните, как преподобный Антоний Великий про себя говорил: “Я-то что! А вот есть
две женщины, которые в течение всей жизни на кухне не поссорились!” Вот, оказывается,
подвиг, равносильный монашескому. А обида ведет к поиску виноватого.
∙ И тут уже — не до себя?
— Это началось с Адама. Он свалил свой грех на Еву, Ева — на змия. И с тех пор
мы без конца повторяем их ошибки. Виноват другой: в войне, в революции, в ссоре.
∙ Но бывают ситуации, когда человек страдает ни с того ни с сего.
— Бывают. Пьяный сын бьет мать. Или внук — бабушку. Совершенно безобразно, не
помня себя. Может убить. Меня спрашивают: “Как тут поступать?” Я отвечаю: “Замолчите,
не разговаривайте с ним!” Они возражают: “Но это же осуждение”. Я говорю: “Нет.
Можно сделать обиженный вид. Сыну или внуку полезно увидеть, что он горе несет.
Но внутри молитесь за человека”.
Всегда надо помогать другому стать лучше. Вытягивать из болота, а не топить.
Осуждение топит однозначно. А молитва либо утверждает человека в добре, либо
вытягивает из грязи.
∙ Значит, и тут следует начинать с себя, а не с другого.
— Преподобный Серафим Саровский часто повторял: “Суд без милости — не оказавшим
милости”.  Лучше “согрешить” в прощении обиды, чем ставить себя на место судьи.
По сути — на место Бога. Так мы превращаемся в малых антихристов, с которыми
любим бороться, а в себе не замечаем.
И последний мой любимый пример. У одного монаха был келейник, который должен
был ему помогать, а на самом деле бил, отнимал хлеб. Каждый день одно и то же,
на грани смерти. И в какой-то день игумен позвал этого келейника, монах мог отдохнуть.
Ему бы благодарить Бога, а он молился: “Господи, ничего я для Тебя не потерпел
— и день прошел даром!”
Это высота, до которой нам никогда не подняться. А знать о ней нужно. Читайте
святых отцов!
Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное