Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета О.Алексий ПОТОКИН : И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ


Информационный Канал Subscribe.Ru


О.Алексий ПОТОКИН : И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ
        Наш разговор о заповедях Христовых кому-то может показаться слишком длинным
или утомительным. Но жизнь полна значительных подробностей. Очень часто люди
не понимают, что происходит с ними, что сами творят. И как через покаяние прийти
к Богу.
        Покаяние отчасти подобно восстановлению отношений между человеком и Богом. Вот
на что это похоже. Человек обнаруживает в себе что-то недостойное. Можно этим
мучиться, корить себя, но боль не пройдет. Мы не способны изменить к лучшему
то, что разрушили в себе и других. И бесплодные угрызения совести иногда доводят
нас до крайностей (это тоже является грехом). Но не приносят облегчения, ведь
мы не можем простить самих себя.
        Переживание греха прежде всего обращено не к собственной нечистоте, а к тому
злу и его последствиям, которые мы принесли другим, к болезни и раскаянию об
этом. И единственный путь преодоления зла – прийти и просить прощения у того,
перед кем виноват. Уже даже не рассчитывая на прощение, человек  хотя бы в малом
желает, чтобы другая душа не имела причин для вражды, скорби, и сердцем сокрушенным
хочет уменьшить боль, которую принес кому-то.
        Если иная душа нам действительно нужна, мы будем просить так,  чтобы она простила,
чтобы прежние отношения восстановились. Тогда, таинственно обновляясь, они становятся
крепче, глубже и сильнее, чем до разрыва, до предательства. Поэтому, пережив
и преодолев разлом, люди не боятся его повторения, знают: такого не будет никогда.
        Надо помнить: мы себя простить не можем. Чтобы прошла боль и горечь от сделанного
зла, нам нужен другой, его милость и слово, которым он опять нас принимает к
себе. Тяжесть нашей вины перед Богом и людьми, живыми и усопшими, преодолима.
Ищите этих людей сердцем, ищите сердцем Бога и познаете силу покаяния – великого
дара Его жертвенной любви.
        Еще одно важное условие преодоления греха – желание и умение прощать других.
Это одна из основных добродетелей. Учатся ей не сразу, иногда годы, десятилетия.
Господь говорит: для тех, кто судит без милости, суд тоже будет без милости,
суд тоже будет без милости. То есть тот, кто не умеет прощать, и сам никогда
не познает прощения.
        Часто прощение путают с восстановлением формально добрых отношений. Но прощаем
мы – в сердце. И не всегда тех, кого простили на словах, готовы опять принять
в свою жизнь. И они не всегда готовы к этому.
        Прощение других совершенно необходимо для нашей души, как дело – для рук, мысль
– для ума. Не думайте, что оно делает людей глупыми и беззащитными перед злом.
Нет, участь прощать, они как раз становятся более мудрыми, расчетливыми и внимательными
к различению добра и зла, избавляются от наивности и невежества в духовной жизни.
        Мы и сами часто бываем не правы, несдержанны, навязываем другим свое добро,
не заботясь о том, способны ли люди принять и хранить его. А ведь Священное Писание
запрещает метать бисер перед свиньями, давать святыню псам.
        В таком «свинском состоянии» мы сами часто оказываемся. Делать добро очень и
очень трудно, это великая наука. Быть просто добреньким, налево-направо разбрасывать
свои лучшие чувства и намерения ни в коем случае нельзя. Хотя бы потому, что
зло – расчетливо и ищет любую щель, как обмануть, ограбить человека, причинить
боль. Добро должно быть не менее расчетливо. А мы неразборчивы, слепы.
        Прощение других людей открывает дорогу в храм. В Евангелии есть притча, где
Бог рассказывает о должнике, которому было много прощено. За какой-то мелочный
долг этот человек друга своего посадил в темницу. Душа наша возмущается такой
несправедливостью, когда мы думаем, что это рассказано не о нас. Трудно эту притчу
примерить на себя, понять, что именно нам прощается великое, нам открывается
жизнь вечная. И это несравнимо с тем, что мы имеем против других, каким бы обидным,
горьким и острым оно ни казалось. Поэтому приход к покаянию лежит через прощение
обидчиков.
        Часто люди обижаются не только на близких, но и на Бога – конечно, не называя
прямо Его виновником. Обижаются на жизнь, обстоятельства, весь мир. Человеку
надо примириться со всем существующим, чтобы обида прошла и душа стала свободна,
увидела святость мира, его великолепие и благо прежде всего. Тогда она поймет:
совершенный Божий мир болеет нашими болезнями, грехами. То, что мы имеем вокруг,
- не дело рук Божиих, а результат нашей безблагодатной жизни.
        Великий русский святой Серафим Саровский говорил: если ты стяжаешь мир в душе,
тысячи вокруг тебя спасутся. Оказывается, стоит человеку сделать свою душу тихой,
светлой – и все вокруг преображается, многим людям становится жить несказанно
хорошо. Им открывается дорога к Небу.
        Значит, жаловаться надо на самих себя, скорбеть о том, что не стали такими.
А это доступно каждому.
        

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное