Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ


Информационный Канал Subscribe.Ru


И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ

Слово священнику.
И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ

Дело человека - от зла отгребаться, к добру прикрепляться: к кротости, милосердию, тихости. Мы часто бываем борцами за справедливость, правдоискателями: око за око, зуб за зуб. Нам нагрубили - сразу назад возвращаем, вскипаем злостью. А когда-то считали, что есть бес справедливости, и ее поиски - его происки. Закона же, заповеди справедливости нет. Господь без нашей помощи обходится, когда нужно восстановить правду, одного наказать, другого наградить.

Почему человек не должен мстить за себя, отвечать злом на обиду ? Потому что наше восприятие мира невероятно узко. Вот нагрубил мне человек. Значит, злой? Но вдруг он одумался, извинился. Мое мнение круто меняется: хороший человек, замечательный!

И то и другое - обман. Внутри каждого происходит борьба добра и зла. Побороть зло - подвиг. И думать о ком-то, что он благороден, хорош - неправильно, так снижается подвиг человека, умаляются его достижения.

Есть старый анекдот. Сержант командует солдатами: -Ройте траншею от забора и до обеда! Смешно? Смешно. Но на деле пространство и время в нашей жизни тесно соединены, ограничены узкими рамками. Так ограничено и наше представление о справедливости.

Рассмотрим ситуацию.  С работы пришел отец, пьяный, еле на ногах стоит. И ребенок его осудил. Правильно ? Вроде бы да: негоже человеку доводить себя до такого состояния, грешно. А с другой стороны, мечется отец, попал в сложное положение, не знает, как выкрутиться. Тут рамки нашей справедливости расширяются: мы начинаем сочувствовать отцу - и осуждать ребенка, который жизни не знает, а уже судит.

А перед Богом мы все такие дети. Надо сказать, крайне не воспитанные. Сейчас учат предметам. Нужна же на первом месте - добродетель. И прежде духовности развить в человеке порядочность, долг, честь. Когда ребенок видит их в окружающих, когда понимает, что это красиво, он им подражать хочет. А если не видит? Негде увидеть?

Воспитанность должна быть естественной. И духовность - тоже естественной. Чтобы к ней придти, надо научиться. Учебник тут - заповеди Божии. И тогда я смогу быть порядочным не только людям, но и Богу.

Как раньше представляли себе идеал человека? Верный, ровный, надежный. А теперь? Создается схема потребителя, который все время должен что-то получать. Приходит к вере, интересно ему. Но тут сталкивается с тем, что надо быть делателем. А потребитель ничего не видит, ничего не понимает, как толпы людей, которые были рядом со Христом. Он накормил их хлебами -  и они еще хотят хлеба. Так и не смогли ничего понять. Апостолы первыми приняли учение Христа о Царствии Небесном, ощутили себя пришельцами на этой земле - на очень короткий срок. А дальше куда? Если дорога началась, значит, она куда-то ведет.

А потребитель не хочет вопросов. Тем более искать ответов. Не хочет перемен. Ему бы стабильно получать блага, с уверенностью в завтрашнем дне. А так не будет.

Каждый из нас проходит все стадии выбора. Быть правдивым - или слукавить ради конфетки? Слушаться ли родителей? И если не слушаемся, потому, потом для нас становится неважен голос других людей, а дальше - и голос Божий.

Люди отучились учиться. А состояние поиска не должно прерываться. Остановился - и стал потребителем, мертвецом. Окончательная же, высшая формула мертвеца - “пожить для себя”.

Смысл нашей жизни - вернуть общение с Богом, разорвать пелену, которая отделяет нас от Него и от окружающих. Это возможно, если выполнять заповеди: для нормальных отношений с другими людьми, для нормальных отношений души с Высшим.

Даже чуть самодовольный человек ничего не поймет в заповедях. Они таинственны. Существуют области, недоступные исследованию - и только почувствовать можно, что когда-то в иной жизни кое-что станет ясно.

Таинственными моментами  наполнена судьба каждого человека, общества, отношения с другими людьми и Богом.

Бог есть - значит есть и тайна.

О.Алексий ПОТОКИН

Наше знание о Боге в какой-то момент начало совершенствоваться. Путь был такой: Адам знал Бога и беседовал с Ним. Видимо, его дети, близкие какое-то ведение о Нем имели. Ною было дано откровение - и он Его уже не в такой степени, но все-таки знал. Позже знание утеряно настолько, что народы смешались. И ощущение утерянной веры породило в людях желание по-своему ее восстановить. С этого момента образовалось много религий. Они имеют какие-то сходные части. Например, человек должен совершенствоваться в вере.

Отцом верующих назван Авраам. До него люди не называются верующими - они ведали и знали. Но ведение ушло, и никто не понимал, что такое Бог, что главное, что второстепенное. Одни - язычники - связывали Бога с природой, другие искали мистики.

До Авраама не было ни одного народа, который  имел бы верное представление о Всевышнем. Ему же дано откровение: переселяйся на землю, которую я тебе уготовал. По-видимому, это был внутренний голос. Авраам почувствовал его правду - и все оставил, и пошел. Ему дан обет, что он наречется отцом верующих и что семя его (видимо, духовные дети) населит землю. Духовно он действительно отец верующих.

Вера Авраама - сверхъестественная. Господь велел ему принести в жертву единственного сына. И он подчинился, не рассуждая. Слыша голос, Авраам понимал его правду. Понимал и другое: если принесет сына в жертву, уже не будет отцом. И сам он, и супруга его - старые люди.

В библии сказано: он поверил в Бога. А есть такие слова: поверил Богу. То есть в Бога он верил давно. Но довериться Ему - уже другая степень веры.

Когда душа открыта Богу, когда понимаешь, что Он есть - одна жизнь. Бесы тоже веруют и трепещут. Но Ему не верят, хотят своей жизни.

Внутреннее желание слушать Бога, несмотря ни на что, - это уже иная степень веры. Авраам доверился Богу, был правдив в своей вере - и Господь вменил ему это в праведность.

Авраам - личность удивительная, благая, красивая, с глубоким отношением к жизни. Первый человек, который, не видя Бога очами телесными, узрел очами духовными, то есть чистый человек.

После него рождалось много людей, углублявших знание о Боге. В Ветхом Завете то были по большей части пророки, им за горячую любовь к Богу, за чистоту и рвение, как Илие, дано ведение, и они, иногда сами того не желая, демонстрировали веру сверхъестественную. Как Иона: не хотел пророчествовать ниневитянам, но пророчествовал.

Бог избрал человека. В какой-то степени - незаслуженно, с нашей точки зрения. Менялись пророки, ведение о Боге увеличивалось. В конце концов Исаия, наиболее глубокий из них, определенно предсказал самое важное: пришествие и крестное страдание Христа.

Весь Ветхий Завет - откровение о новом этапе в отношениях между человеком и Богом. Бог не меняется. Мы знаем, что в какой-то исторический момент Господь распят на кресте. Но это не значит, что до того он не распинался. Он по любви создал человека и ради него всегда был готов жертвовать Собой.

Вспомните притчу о блудном сыне. И крест отца: он отпускает сына на все четыре стороны, не может его удержать силой своей любви. Отпускает и ждет.

В блудном сыне - вся история человечества. Господь щадил, миловал, обновлял людей. Он Сам во всем присутствует. И мы, уничтожая природу, души - напрямую враждуем с Богом.

Углубление веры привело к тому, что мы узнали Бога, Который стал помогать человечеству восходить на Небо. Адам был бессмертен: он пожил бы на земле, усовершенствовался, а потом каким-то образом вознес туда свою плоть, стал достоин небесной жизни. Не получилось. И тогда Сам Господь вошел в нас, и кто хочет, кто Его принимает, может подняться на Небо.

В Ветхом Завете все люди были обреченными. Даже последний пророк Иоанн Креститель. И смерть его - полная обреченность. Воскресения Христа не было, спаситель ему даже не ответил: Он ли Христос или надо ждать другого? Сказал: если можешь веровать в Мои дела, то веруй. Таким образом, в Ветхом Завете мы видим Бога Карающего, праведного, сильного. И только некоторым пророкам открыто, что у Бога есть Сын, Который способен Свою жизнь принести за людей.

Смотрите, как любопытно в Библии: согрешает отдельный человек, а потом показано: это грех целого народа. Весь Ветхий Завет - история души каждого человека и всех нас вместе.

Моисею дан Закон Божий. Что такое заповеди ? Записанные словесно духовные начертания, которые в чистой душе Адама естественны, он их знал и понимал. Как мы понимаем, что подниматься в гору тяжело, из ощущений, естественным образом.

В Ветхом Завете не было способа, как оживлять в себе заповеди. С приходом Христа он появился: через покаяние человек может сделать свою душу такой, что она становится его заповедями.

О.Алексий ПОТОКИН

Сегодня мы завершаем разговор о первой заповеди. Хочется собрать все мысли, чувства, жизнь, чтобы осознать себя перед Богом. Мы иногда думаем, будто полностью проделали внутренний труд. Но потом узнаем: что-то в нас дремало, что-то не включилось.

Отношения с Богом становятся сильнее, когда изменится их глубина, и весь человек, вся суть его захватывается служением Господу. Тогда первая заповедь начинает выполняться по-особому. Становится видно: везде, во всем есть присутствие Божие. И окружающие требует от нас заботы, попечения.

Когда Господь творил Адама, Он сказал: “Нехорошо человеку быть одному на земле, сотворим ему жену - подобие его”. Разрыв между человеком и Отцом небесным делает одиночество необратимым. Но теперь-то у нас Бог воплотившийся! И я, как с невестой, могу заключить с Ним брак, то есть связать жизнь.

Человек женится и видит: многое трудно принять в жене. И не потому, что оно дурно, а потому, что это все-таки другая личность. Часто живут в таком состоянии, не приняв друг друга до конца, вроде считаясь мужем и женой. А в заключенном браке отношения человеческие проверяются до конца, до последней точки, самого страшного испытания, смерти: ничего меня не оторвет.

Такой брак мы заключаем  и с Христом. И видим всюду Его руку, заботу, нужду в нас, через нас он помогает другим людям. Пока человек не может относиться к Богу с силой и крепостью, нельзя сказать, что у него вера - полная. Самому ему, как правило, кажется, что он не стал добродетельным. А на деле скорбь о другом: нет совершенной веры.

Когда вера совершенна, ты оправдан Господом, становишься Его другом. Оправданность уже здесь, на земле, чувствуешь. И понимаешь, что прочим людям нужно твое оправдание, твоя милость. Не только с внешней человеческой заботливостью, но исполненная духа, проникающего во все и вся. Тогда мир видится и понимается как воля Божия и Его помысел - судьбы человеческие, земли и звезд. Мы видим: они работают на нашу пользу.

Когда вспоминаете близкого человека, вам тепло. Если вспоминаете Христа всегда, в любой ситуации - и на душе у вас хорошо, значит, вера состоялась. Коли так, остальные заповеди в отношении Бога выполняются автоматически: нет кумиров, суесловия, находится время для чтения, молитва, храма.

Если брак с Христом не состоялся, то появляются увлечения, материальные ценности, работа и так далее, от чего трудно отказаться ради Бога. Тут начало отпадения. К любимому душа сразу идет.

В отношениях с Господом тоже можно быть эгоистом. А человек, любящий его, говорит: “Что я ?! Иди, помогай другим!” Недаром у великих молитвенников рождались такие слова: “Я не знаю, о чем просить, Ты знаешь, что мне надо”.

Привязавшись к чему-либо, мы сначала будем находится в зависимости, а потом попадаем в рабство. Отсюда родится суетливая, злая жизнь, где потихонечку размениваются, отдают, пропадают. Попадают во множество сетей.  Вроде бы появляются новые возможности, они влекут. Но мудрый человек знает: жизнь нового не дает. Наше любопытство - всего лишь проявление страсти к кумирам.

Бог сделал нас Своими друзьями. Даже великому человеку, способности которого несопоставимы с моими, я должен быть другом. И если он не откликается на мою дружбу, это странно. Ничего дороже дружбы нет. Человек говорит: “ Я приношу тебе свое сердце и судьбу”,- а ты отказываешься? Как же так? Значит, у великого человека какие-то не те ценности ...

Между прочим, Бог дает силы трудиться ради Него. Так и нечто второстепенное тоже будет давать силы. Энергия у людей бешеная. Все перероют, переделают, “облагородят” - а потом смотрят, что натворили, и себя тратили и других не щадили, а толку - никакого. И сила пропадает, пальцем шевельнуть не могут.

Вторая заповедь - “не сотвори себе кумира” - относится ко всему, что кажется ценным, но отвлекает от Бога: к красоте, удобствам, искусству, талантам. Даже людям. Я уж не говорю о безудержных страстях - пьянстве, служении деньгам, которое особенно проявляется сейчас у юношей. Они не видят великолепия мира, его величия. Вот уж действительно страсть удушающая, человек оглуплен, ослеплен.

Все хорошо на своем месте. И красота, и искусство могут облагородить нас, поднять, возвысить. Для чего? Для служения Богу.

Я могу овладеть всем, что есть на земле. Но не могу - свободой сердца другого человека и свободой Господа. В том и суть любви: есть нечто, не принадлежащее мне. Ради этого стоит жить. И пусть свобода другого меня касается, радует. И я ее жду, жить без нее не могу.

Все даст Бог. Он сказал: “Ищите Царствия Небесного, а остальное все приложится”. Приложится столько - не знаешь, как вместить.

О.Алексий ПОТОКИН

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное