Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета А как думаете вы ?


Информационный Канал Subscribe.Ru


liberty

А как думаете вы ?

Христос сказал Своим ученикам:

-И познаете истину, и истина сделает вас свободными...всякий, делающий грех, есть раб греха (Евангелие от Иоанна, 8, 32-35).

Грешен - значит не свободен. И мы идем в храм каяться, спешим подать поминальные записки, толкаемся, извиняемся, ставим свечи, стоим. Народ теснит. Старушка поучает, какой рукой что делать. Раздражаемся. Приходят помыслы выйти, развлечься. Сторонние мысли.

Вспоминается старый, некогда прочитанный рассказ: на литургии купец думает о сделке, парень о женитьбе, только  мальчик в уголке слезно просит: “Господи! Помилуй мою больную маму”. Молится от сердца, хотя его молитва “неуставная”. У иных и по уставу не получается.

За стенами храма - обыденная жизнь, суета. Проблем много, советников не меньше. Обычно неофиты (новообращенные) жалуются на церковных бабушек, которые всему поучают с укоризной. Если бы только это. Юноша еще недавно ночи проводил за компьютерными играми, теперь он верующий, приобрел четки у “одного монаха”, не знает, что с ними делать, и к компьютеру влечет. Дама просит у священника напутствия (буквально):

-Батюшка! Благословите, какие ботики купить?

 -Матушка, откуда ж я знаю ваш размер? 

Активный мирянин обеспокоен: соблюдает ли Патриархия каноны?  Лохматый странник призывает рвать паспорта, уходить в катакомбы, и... “живите муж с женой словно брат с сестрой”. Верующие супруги от такой рекомендации  пугаются, и назревает у них конфликт.  Некто  усмотрел разночтение в Писании, в проповедях. Недоумевает. Хочет искать Старца.

          Человеческая свобода имеет две крайности: жить по понятиям (смотря по каким?) или подчинить волю, кому сам доверяешь. Один богомолец ездил по монастырям ради наставлений. Ему указали на местного юродивого:

-Ходите за ним. Он обязательно, что-нибудь скажет.

Тот юродивый чистил свинарники и вид  имел соответствующий - рот перекошен, слюна истекает, долго бормотал невнятное.  В какой-то момент он выпрямился, исчезла гримаса, лицо юродивого стало (по словам очевидца) интеллигентным. И он сказал настойчивому посетителю: -Что за мной ходишь? Авторитетов ищешь? Бог тебе авторитет.

Другой богомолец послал письмо известному духовному лицу, получил ответ с небольшим послесловием: “Я Вас еще плохо знаю. Сами Вы что думаете?”

          Прозорливость преподобного Серафима Саровского вне сомнений. Однако преподобный говорил: “...Что повелевает Господь...то я и передаю требующему полезного... А бывали случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиняю своему разуму... в таких случаях всегда делаются ошибки”.

Это к тому, что святые, прозорливые в Церкви были, есть и будут, но оракулов у нас нет. Стандарты здесь не прописаны. Говорят, например, знание - надмевает. Но ведь и незнание, если вменить его в благочестие, надмевает пуще ученой степени.

Пришел к духовнику некто с вопросом, как молиться?

-Вечером, рассказывает, - читаю правило и три акафиста.

-Вам не надо читать акафисты, достаточно правила.

–Ну нет! Буду читать акафисты.

-Что ж. Читайте, если уверены, что это вам надо...

А что тут еще скажешь, если человек упрямится? Разве что давнюю историю напомнить.

Паломник каялся Серафиму Саровскому в каком-то грехе. Преподобный наложил на него епитимью - тридцать поклонов в день.

-Батюшка! Я в день тысячу поклонов кладу.

-Нет. Только тридцать.

Они встретились снова через некоторое время:

-Батюшка! Не могу - тридцать поклонов. Тяжело!

Сказал ему преподобный:

-Понимаешь теперь, кто помогал тебе делать тысячу поклонов?

Пришли к священнику юноша и девушка. Он спрашивал, как найти супругу, она - как найти мужа. При этом они не имели в виду друг друга. Батюшка сказал молодому человеку:

-Вот тебе и жена.

Скорее всего - совет чисто человеческий. Так мог подумать каждый, увидев симпатичную пару.  Но молодые и их родители восприняли сказанное как прозорливость. Свадьбу сыграли. Вскоре брак распался. Удивлялись, что-де воля Божия не исполнилось.

Но, видимо, причина случившегося - не в опрометчивости духовника. Его пожелание не было приказом,  на ясновидение он не претендовал. Сам просящий совета должен иметь решимость его выполнить. В противном случае - зачем советоваться?

Пришла в один приход молодая женщина. Семейная жизнь у нее не сложилась. Мужа нет, и об этом узнали. Она старательно помогала убирать храм. Приходская «общественность» решила: надо ее сосватать. Жениха выбрали. И однажды по окончании работы в храме ей объявили:

-Он пойдет тебя провожать.

-Спасибо. Сама до дома дойду.

-Так ты отказываешься? Мы тебя уже благословили.

-Помилуйте! Откуда вы знаете, с кем мне (не вам!) провести всю жизнь?

-А мы благословили.

Этакий коллективный “духовный наставник” решил, что по их решению невеста под венцом должна солгать, будто избирает мужа “вольною волей”.

Типичный реликт средневековых клановых отношений, когда отцы с клятвой обручали еще неродившихся младенцев. Каноны этого не предусматривают. А что касается уважения к мнению клира и церковной общины, то абсолютно все от иерархов до простого звонаря рекомендуют не грешить, но мы - грешим.

Тема личной жизни весьма тонкая. Одно дело - необходимость соблюдения общеизвестных норм, иное - управление  человеком, особенно, если он руководства не просит. Либерал увещевал православного уклониться  от армии и защищать таким образом свободу совести:

-Тебя будут преследовать, а мы будем защищать твою свободу.

Жаждет мятежная душа конфронтации.  Пытаются даже управлять Церковью. Очередные “правдолюбы”  идут в патриархийную канцелярию выяснять, правильно ли епископат блюдет канон (что-то насчет диалога и с инославными). А если спросить этих ревнителей, посещают ли они храм не реже одного раза за три воскресенья и как у них самих с канонической дисциплиной? Станут ли “правильные христиане” создавать мирянский “комитет народного контроля” над епископами? Нет на то канонического права.

          Мнение духовного авторитета - вещь серьезная, но не абсолютная. Начинающий поэт колебался: писать стихи или идти в монахи. Духовник благословил его на иночество. Ошибки не было. Тогда товарищ несостоявшегося поэта, сам немного стихотворец, решил: для духовной жизни лирика не нужна. Так и проповедовал, угрожая ослушникам чуть ли не потерей небесного блаженства. Косвенно наложил запрещение на всех поэтов, в том числе “хороших и разных».

Наша вера хороша еще и тем, что она творческая. В ней надо думать, потому что мы сами – и только мы сами отвечаем за последствия своих поступков. А как думаете вы?

Владимир Прилуцкий,

кандидат медицинских наук

Рисунок Володи Лаврина

         

         

         

         

         

         


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное