Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета О чудесах, трудных временах и простых выводах


Информационный Канал Subscribe.Ru


СПГ – 3 – 04

О чудесах, трудных временах и простых выводах

Труднее всего встретить отца Андрея Кураева в Москве. Он все время в разъездах. Поэтому на открытии ХII Рождественских чтений его обступили журналисты. Интервью известного богослова и профессора Свято-Тихоновского богословского института шли без перерыва.

-Что у вас? – спросил он, кода дошла очередь до нашей газеты.

-Чудеса.

-Это к отцу Никите на отчитку!- пошутил отец Андрей, указывая на священника напротив.

-Отец Андрей, наша вера основана на чуде: Спаситель принял крестную смерть – и на третий день воскрес. И жизнь – тоже чудо.

-Давайте различать эти вещи. Само существование мира есть чудо. То, что у мира есть законы – тоже чудо. Это некий вывод, к которому приходит вдумчивый религиозный человек.

Но из этого не следует, что путь от неверия к обретению христианской веры должен пролегать через то, что сам человек квалифицирует как чудо.

Конечно, любое обращение - чудо.

-Да, обращение к Богу.

-Но это ты потом понимаешь задним умом. А пока идешь по этому пути, я бы сказал так: вера, которая строится на чуде, очень непрочна и недоброкачественна. Потому что любое чудо в некотором смысле бессмысленно. Это просто нечто необычное, привлекающее внимание. Некий стоп-сигнал. Чем ты его нагрузишь, какое дашь толкование, зависит от того, кто будет рядом с тобой объяснять, изъяснять это чудо. То есть надо превратить чудо в знамение.

-Знамение?

-Да. Напомню, что по-гречески это «semeion». Отсюда семиотика - наука о знаках, значениях, смыслах. И если человек ищет не смыслов, а просто чего-то экстраординарного, то со временем он может увидеть множество других чудес - уже не от Бога. Более того, они будут нагружены для него таким толкованием, которое окажется разрушительным для духовной жизни.

Так что строить свою личную веру надо не на тех или иных потрясающих, шокирующих чудесах, а все-таки на решении воли, желающей ввести себя в мир Евангелия.

-Я с вами согласна. Более того, меня смущает, что сейчас чудеса сыплются, как из рога изобилия. Иконы мироточат в Богородичном центре – страшной секте, в каких-то загадочных кельях -  с 6 до 7 часов, например. Как по заказу. Кому-то ежедневно «является» Божия Матерь, хотя преподобному Сергию Она являлась всего несколько раз.

-Я тоже немножко ошарашен многочисленностью чудес как в церковной среде, так и за ее пределами. И в какой-то пограничной зоне.

-Что бы это значило?

-Очень хочется ответить, что близость конца света. Но это было бы богословским хулиганством. Поэтому я воздержусь.

Еще раз повторю: есть чудо и есть истолкование чуда. Для правильного истолкования необходимо обладать тем, что Церковь называет даром прозорливости. То есть умением смотреть на вещи глазами Бога. У меня такого дара нет, и я воздерживаюсь от комментариев.

Могу только свидетельствовать о том, что обилие чудес и информации о них в меня вселяет чувство некоего дискомфорта - как в человека, воспитанного в традиции. А для церковной традиции все-таки чудо – не есть нечто, поставленное на конвейер.

-Из писем наших читателей видно: даже люди, недавно воцерковившиеся, начинают относиться к чудесам с подозрительностью.

-Ну и слава Богу. Чудес искать нельзя. Православное отношение к чуду очень сложное. С одной стороны, оно прописано в жизни православного христианина, имеет в ней повседневный характер – чудо Причастия или освящения воды. И то, что в более обычном смысле называют чудесами. На это как-то не обращаешь внимания. Ты помолился – что-то исполнилось по твоей молитве. Странно было бы иначе.

Православный человек такие вещи не запоминает, не коллекционирует, не рассказывает. Они само собой разумеются.

С другой стороны, нельзя настаивать на чуде. О нем можно просить, но нельзя клянчить, искать.

И самое главное – нельзя искать внутренних чудес.

-Поясните, пожалуйста.

-Например, у тебя остается 10 минут до отхода поезда, а ты стоишь в пробке. Начинаешь в отчаянии молиться: «Господи, мне очень надо успеть на этот поезд!» – и успеваешь на него. Чудо, да?

-Безусловно.

-Но нельзя молиться о чуде обращенном внутрь.

-Например?

-«Дай мне, Господи, пережить духовный восторг, что-то увидеть!» Жажда видений, необычных переживаний – это совсем плохо.

-Почему?

-Потому что желания исполняются.

-И человек получает?..

-Духовный «кайф». Есть замечательная русская поговорка: «Не надо путать Божий дар с яичницей». Не надо путать некое человеческое самовозбуждение с даром духовной благодати. И совсем страшно, если это будет уже не твоя энергия, а чужая. Но не от Бога.

-Вы как-то ссылались на афоризм, близкий по смыслу тому, о чем говорите сейчас: «Если ты беседуешь с Богом, это молитва, если Бог беседует с тобой, это шизофрения».

Отец Андрей, недавно автобус с паломниками ездил в Оптину пустынь. Приехали рано. И вдруг видение. Кажется, инок Трофим, убитый на Пасху 93-го года вошел в автобус и стал говорить: «Слушайтесь Патриарха...» Как вы относитесь к чудесам такого рода?

-Никак. Я, честно говоря, и так всем сердцем желаю быть на послушании у нашего Патриарха. Меня в этом убеждать не надо.

Нельзя желать другим того, чего не желал бы себе. И наоборот. Я желал бы для себя кончины инока Трофима, но не желал бы, чтобы он мне являлся. Все очень просто.

-Некоторые вспоминают, что после 17-го года ХХ века было много чудес. Это воспринималось как предвестие: грядут трудные времена. И теперь люди напряглись: «А вдруг?..»

-Стало общим местом – и довольно пошлым – говорить на эту тему. Что от этого меняется для конкретного человека – Ивана Ивановича или Марии Петровны?

Если бы эта Мария Петровна стала гречку закупать тоннами, это еще было бы понятно...

-Гречку уже закупали – и потом выбрасывали. Она долго не хранится.

-А вот дома у себя собрать церковную библиотечку, причем апологетической, миссионерской направленности, было бы хорошо. Потому что тяжелые времена для верующего человека – это же, наверное, не очередной финансовый кризис, а гонения на Церковь.

И если в обществе поднимется волна антицерковных настроений, православные люди должны эту волну встретить с таким знанием своей веры, чтобы уметь ее защитить, а главное – передать детям.

Это был основной изъян нашей церковной жизни, обнаженный революцией 17-го года. Люди, которые были тогда в Церкви, почти все в ней остались (в атеисты мало кто ушел). Но они в этих условиях оказались бессильны передать свою веру детям. Давайте хотя бы этот урок усвоим. И сформируем в себе интерес к знанию веры, воспитаем в себе культуру религиозной мысли и религиозной речи.

Если бы в эту сторону толкования чудес склонялись, я бы это только приветствовал. А пока это – только язву себе наживать: «Ах, еще одно чудо, скоро будет очень плохо!» Ну и что из этого?

-Но подбор книг, вероятно, нужен строгий. Сейчас повально увлекаются опять же чудесами ХХ и прочих веков.

-Знаете, мне очень скучно читать книги о чудесах. С одной стороны, это напоминает подглядывание в замочную скважину, копание в чужих жизнях. С другой стороны, есть в этом нечто излишнее для нормального церковного человека. Мне для веры не нужны тома свидетельств о чудесах святителя Николая. Я и так, когда морем поплыву, ему помолюсь.

-Какие книги вы посоветовали бы иметь в каждом доме? Прежде всего, вероятно, диакона Андрея Кураева?

-Да, для начала назовем это имя. Я с этой целью и пишу их. Еще книги митрополита Антония Сурожского, отца Георгия Флоровского, отца Василия Зеньковского, Владимира Николаевича Лосского. Кроме того в домашней библиотечке должны быть книги по школьной программе. Но такие, которые могли бы дать вашему ребенку больше знаний по истории литературы и русской культуры, чем имеет его учительница. Учитывая, что промывка мозгов будет совершаться не только через телевизор, но и через школу.

-И уже давно совершается.

-Поэтому очень важно, чтобы существовала версия русской истории, альтернативная официальной. И тут помимо русской классики нужно приобрести книги по истории Скрынникова и Панченко, по литературе – Валентина Непомнящего, Воропаева. Труды Юрия Лотмана тоже были бы полезны.

Необходимы и книги по истории Русской Церкви – не пропагандистские или рекламные, а нормальные научные издания. Тот же знаменитый десятитомник митрополита Макария или более дешевое издание Тальберга.

-Только что прошла информация, что россиян опять пронумеруют – теперь всех и личным идентификационным номером. Как вы думаете, шум будет большой?

-Мне кажется, что церковные люди устали от шума вокруг налоговых номеров. И здесь уже есть некий иммунитет.

-Летом я была в Арзамасе. Монахиня водила нас по монастырю и настойчиво советовала ни ИНН, ни новых паспортов не принимать. После решения Святейшего Синода.

-Арзамас, как и Дивеево, – место своеобразное. Это на сегодня «палата № 6» российского масштаба. Именно в Дивеево происходит  масса чудес, видений самого прелестного характера, масса энтузиастских порывов с чем-нибудь бороться и что-нибудь обличать.

По этому поводу епископ Нижегородский Георгий неоднократно и жестко высказывался, требуя от игумении мер к тому, чтобы повысить богословскую культуру сестер. Не говоря уже об окружающем кольце переселенцев, которые поехали туда спасаться от антихриста. Так что Арзамас и Дивеево – не показатель.

Беседовала Наталия Голдовская




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное