Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Интервью: Богач, бедняк. Это про нас


Информационный Канал Subscribe.Ru


СПГ –12=1

Интервью

Богач, бедняк. Это про нас

Стояла зима,

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями темная дымка плыла.

Прекрасно сказал Борис Пастернак  о ночи Рождества. Сразу чувствуешь, видишь, что происходило тогда. В какой же скудости родился Спаситель!

-На протяжении веков многие святые, учителя Церкви обращались мыслью к Рождеству Христову. И, конечно, содрогались: «Господи! Неужели не нашлось Тебе более достойного места на земле?»- рассказывает протоиерей  Георгий Бреев, настоятель двух Богородичных храмов в Москве.- Но Господь Сам выбрал, когда и где ему нужно воплотиться. Выбрал себе и Матерь – Пресвятую Деву Марию.

-Может, вспоминая убогие ясли Христа, некоторые христиане считают, что нам не нужны большие дома, красивая одежда, вкусная еда. Материальное богатство – это хорошо или плохо?

-В каких-то ситуациях Сам Господь призывал учеников: «Идите за Мной!» И называл неблагонадежными для Царства Божия тех, кто оглядывался назад – на дом, на плуг.

-Короче, на имущество?

-И даже на любимое дело. С другой стороны, Спаситель нам много дает изначально, больше, чем мы можем себе представить. И духовных богатств, и материальных.

Появляется младенец на свет – и родители уже заботятся о нем, создают домашний уют, тепло. Растет ребенок – обеспечивают его одеждой, воспитывают.  Потом вводят в общество, стараются, чтобы он не чувствовал себя ущербным по сравнению с другими юношами.

Но настоящая мудрость человека состоит в том, чтобы оценить: самый драгоценный дар, полученный нами от Бога - дар жизни. Независимо от того, где мы родились – в царских чертогах или крестьянской избе. Этот дар ни с чем не сравним. Перед ним можно только благоговеть, благодарить за него Творца.

И если человек осмысленно принимает дар жизни, то он счастлив в любых условиях.

-Вот уж этот-то дар, мне кажется, сейчас не хранится. У многих людей какая-то страшная усталость – только в гроб лечь и умереть!

-Да, это так.

-А почему?

-Потому что угасла живая вера в Бога, в подлинность души, ее бессмертие. Конечно, вера есть, но она относительная.

Святые отцы, прозревая будущее, говорили: придет время, когда в сердцах охладеет любовь.

-Вероятно, оно пришло – мы это знаем по себе.

-И Господь, Который любит нас бесконечно, скорбями, болезнями, испытаниями подвигает нас к вере.

-Так вот почему столько много испытаний!

-Я только что исповедовал двух молодых людей (а таких приходит немало). Они находятся в очень тяжелом состоянии. Оба говорили одно и то же: «Я считаю себя преступником, но хочу, чтобы моя жизнь изменилась».

Господь через тягчайшие испытания дал им осознать себя личностями, почувствовать в себе Его Божественный образ.

-Что же делать нам со своей слабой верой?

-А мы давайте вспомним евангельскую притчу о сеятеле. Там семя упало на каменистую почву, проросло и быстро засохло. Корешочков-то у него не было.

 Наше время – каменисто. Оно обернулось к нам своей шершавостью, жесткостью. И нам нужно, как один из святителей советовал, наращивать в сердце почву добра.

-Как?

-Воспитывать в себе солидарность со всеми людьми, созидать, собирать высокие мысли, чувства. Учиться смотреть на жизнь духовными глазами.

Нам дано слово Божие – понятное, доступное, жизнеутверждающее. Бери – и руководствуйся. Строй жизнь.

Я не говорю, что будет легко, без испытаний и скорбей. Но эти трудности – благословенные. Они будут формировать твою личность, дадут настоящее духовное мужество, поведут по путям совершенства.

 Если же выбрать разрушение – то впереди мрак и отчаяние.

-Может, потому мы и страдаем, что без конца рушим.

-Вот прошли семьдесят лет атеизма – безумного отвержения духовных основ и веры. К нам в храм часто приходят старушки и рассказывают: «Бабушка в детстве меня в церковь водила, вере учила, я до сих пор все помню». Спрашиваешь: «А сколько ж лет ты не причащалась?» Отвечают, пятьдесят или даже шестьдесят.

А сколько с тех пор выросло поколений, которые считали, что все в жизни можно сделать без Бога? Мать, не имеющая веры, чему могла научить своих детей? Вот и выросли пассивные люди. Изменились условия жизни – а они приспособиться к ним не хотят. Что остается? Пить, приходить в отчаяние?

И таких трагедий полно. Мы очень сожалеем о них, призываем всех искать себя, свое дело. Любое дело помогает сегодня спастись.

А люди верующие, настроенные на созидание сумели творчески организоваться: «Господи, Ты это время дал, надо найти выход. Он есть. Помоги!»

И Спаситель помогает.

-Даже государственные власти признают: очень велико материальное расслоение людей. По-моему, это главный камень преткновения сейчас: одному – все, другому – ничего.

-Не только сейчас. Об этом говорил еще Макарий Великий. Ни один человек – от царя до нищего – не избегает соблазна материальными ценностями. Знаете, почему? Потому что мир – материален. Бог его создал таким, чтобы мы пользовались благами земли. Но нам-то нельзя жить только этим.

В главе 6 Евангелия от Матфея Господь говорит: «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (25). И показывает: Промысел Божий печется даже о лилиях полевых, а уж тем более о человеке.

-По-моему, тут есть лазейка для бездельников: а буду-ка я лежать на диване, пусть Бог мне все обеспечит.

-Не получится. После изгнания Адама и Евы из Рая Господь сказал: в поте лица своего будете зарабатывать хлеб свой. Да еще пообещал, что земля вырастит для них терние и волчцы.

-Значит, надо трудиться.

-Между прочим, такая поговорка римская есть: «Трудись и молись».

-Так как же это сочетается с тем, чтобы не думать о завтрашнем дне?

-Думать-то как раз надо. Даже пустынники питались трудами своих рук своих: корзины плели, огороды сажали. А уж мы-то должны подумать и о хлебе насущном, и о готовке, и об уборке, и как жилье для взрослых детей приобрести.

Но тут не должна произойти подмена ценностей. Забота о земном не может стать целью жизни. Человек, который думает только о материальном, в Евангелии назван безумным.

-Значит, трудись, молись, а о результатах позаботится Бог?                 

-Все так. И если к тебе течет богатство, не прилагай к нему сердца. Бог дал – Бог взял.

Шесть дней трудись, седьмой посвящай Господу, не забудь о душе. Раньше даже считалось, что десятую часть имения надо отдать в храм, нищим, на дома престарелых, детские приюты. Есть люди, которые не имеют ничего – и их устами Бог к тебе обращается.

Спаситель объясняет: придет суд – и тебя спросят, напоил ли ты жаждущего, накормил голодного, приютил бездомного? Что сделал человеку – то сделал Ему.

Иногда подумаешь: «Господи, сколько в мире материальных ценностей! И все это Ты приготовил для нас!»

-А некоторые думают о том же гораздо практичнее. Тут по телевидению предлагали зрителям ответить, как нам быть дальше: все отобрать и поделить или работать и зарабатывать?

-Только работать и зарабатывать! Отнимать – это лукавый путь, не Божий. Это опять насилие, новые витки несчастья.

И, конечно, надо молиться за тех, у кого собраны большие ценности, чтобы они не погубили свою душу. Чем больше богатство, тем больше прирастает к нему душа. А она должна быть свободна. Человек приходит в этот мир голенький, никакого имущества с собой не приносит. Так и уходит отсюда в Небесное Отечество. Все оставляет – даже тело.

Да, пока мы тут, надо разумно пользоваться богатством. Некоторые думают: «Я сам всего добился». А это не так. Бог милостив – и Он все нам дает. Так дай же и ты другим порадоваться – семье, стране, народу. Блаженство милости провозглашено Господом.

-Мы как-то перешли на здоровых и богатых. А бедные - скорбят.

-И это понятно. Включишь телевизор, а там рассказывают, что люди остаются без тепла, продуктов, воды. Что можно им пожелать? Возыметь надежду на Господа, искренне молиться: «Господи, Ты видишь, посетила нас крайняя нужда, не оставь без помощи!»

В Библии мы тоже находим периоды, когда оскудевали поля, начинался голод. По той же самой причине, что и у нас: отступал народ от веры.

Господь показал: есть только одно средство, чтобы изменить свою жизнь – осмыслить е. Не в материальном плане: было – и потерял. А переменить ум, покаяться, увидеть духовную суть вещей. И тогда, мне кажется, люди обретут надежду, веру.

Общество наше тоже заговорило о том, что надо решать проблемы детей, стариков, нищих. Но не только государству, а всем сословиям необходимо принять участие в их судьбе.

-Так все-таки богатство – это хорошо или плохо?

-Большое стадо на лугу пасется. Это хорошо?

-Безусловно!

-Сад растет. Это хорошо?

-Еще бы!

-А когда человек все забирает себе, чревоугодничает, забывает меру?

-Отвратительно!

-Вот и ответ. У слов «Бог» и «богатство» – один корень. У Бога всего много – и духовного, и материального. Но нужно правильно относиться к богатству – не быть хищниками.

Жизнь - это борьба. За спасение бессмертной души. А если бороться только за земные блага, то энергия человека уйдет не в ту сторону, и он возможно, никогда не восполнит того, что потеряет.

-Кажется, я поняла. За душу – борьба, а для благосостояния – труд и милость.

Беседу вела Наталия Голдовская


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное