«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да
озарит (осияет на) тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит
Господь лице Свое на тебя и даст тебе шалом (мир, здоровье, безопасность,
полноту в полноте)!» (Чис. 6:24-26)
"Троекратному упоминанию имени Божия в А. б. в НЗ
соответствует упоминание имен трех Лиц Св. Троицы в благословении: «Благодать
нашего Господа Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со
всеми вами» (2 Кор 13. 13)..." (http://www.pravenc.ru/text/62392.html)
24 и сохранит тебя - от всякого зла.
"Мудрецы Торы так расшифровывают смысл этого благословения:
"Пусть Всевышний даст тебе то, чем ты можешь владеть, и убережет тебя от того,
что может завладеть тобой". Иными словами, пусть Всевышний даст челов достаток и
убережет его от дурных желаний, которые, овладев человеком, непременно приведут
на его голову многочисленные беды." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd02_3.htm)
"Дабы не напали на тебя разбойники, чтобы отнять твое
богатство. Когда (человек) дает подарок своему слуге, он не может уберечь его от
всех. Но если нападут на него разбойники и отнимут у него, какая польза ему от
того подарка?! Однако Святой, благословен Он, и дает, и оберегает (от всякого
посягательства). И много аллегорических толкований этого (стиха) дано в Сифре."
(Раши, там же)
25 Да озарит (осияет на) тебя Господь светлым лицем
Своим - Божий свет - это Божья любовь! Спаситель - свет миру.
"Комментаторы Торы рассматривают свечение лица как чисто
духовный дар. "Пусть Он даст тебе прозрение, и ты будешь видеть свет Шехины.
Пусть огонь пророчества горит в душе твоих детей. Пусть свет Торы освещает твой
дом", - так авторы книги Сифри понимают содержание этой части благословения
коhенов." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd02_3.htm)
и помилует тебя - "Комментаторы понимают слово вихунека
как "сделает тебя приятным для других, и ты всегда найдешь расположение и доброе
отношение людей к себе". Раби Ханина бен Доса говорил: "Тот, кто приятен для
ближних своих и находит милость в глазах людей, - тот приятен для своего Творца
и найдет милость в Его глазах"." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd02_3.htm)
26 Да обратит Господь лице Свое на тебя - каждый
верующий - это драгоценность у Бога.
"Именно тебя сделал Б-г объектом Своего правления." (Ш.-Р.
Гирш)
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ
святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы
в чудный Свой свет;» (1 Пет. 2:9)
и
даст тебе шалом (мир, здоровье, безопасность, полноту в
полноте)
и даст тебе мир - "Букв. "и положит тебе мир". Мир
приходит из духовных сфер. Элементы материального мира сами по себе не могут
существовать в единстве и гармонии. Для того, чтобы установился мир между ними,
требуется проявление объединяющей духовности, которая спустится с Небес. В
ежедневной молитве мы говорим: "Тот, Кто творит мир в вышине, сотворит мир для
нас и для всего Израиля"." (Сончино http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd02_3.htm)
"... рабби Моше Алшейх в своем комментарии (6:22-27):
Зачем должны коhены говорить Израилю: “Да благословит тебя
Господь”? Лучше бы тогда они обращались к Всевышнему и просили Его: “Благослови
их, Господь, и охрани их”.
И вот что он отвечает:
“Смысл этого в том, призвав Имя Мое на сынов Израиля, вы
настраиваете их на то, чтобы они приняли Мое благословение, готовите их к тому,
чтобы благословение пришло на них”
Алшейх основывает свой ответ на стихе 27: “Так пусть
произносят имя Мое над сынами Израиля”, что означает, по его мнению, подготовку
благословляемого к тому, чтобы принять благословение. Об этом говорит и
комментарий “Акедат Ицхак”, развивая идею необходимости “сотрудничества”
человека со Всевышним, которую можно встретить и во многих других местах. В
Книге Дварим (10:16) мы находим: “Удалите же черствость сердца вашего
(буквально: обрежьте сердца ваши”) и не упрямьтесь более”. И далее (30:6):
“И обрежет бог сердце ваше…”
Или в Книге Иехезкеля также мы видим призыв
сначала к движению “снизу вверх” (18:31): “Сделайте себе сердце новое и
дух новый”, а затем обещание действия “сверху вниз” (36:26):