«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и
положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь
чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли
они пред лицем Господним.» (Лев. 10:1-2)
Из-за чего погибли два сына Аарона? Из-за высокомерия, гордыни. Это
служение (благовонное курение) не было добровольным. Его должен был
совершать Аарон (первосвященник) (Исх. 30). Даже если они что-то не поняли,
почему они не посоветовались с Моисеем (Моше) и Аароном?
А с чего все началось? Они взяли свои кадильницы. Не общинные, а
свои! Уже здесь проявилось свое "я"!
Урок для нас: слушаться Бога. Не поступать по плоти. Прославлять Бога, а не
свое "я".
Ниже - отрывок из традиционного комментария Ш.-Р.Гирша.
"СЫНОВЬЯ ААРОНА, ВЗЯЛИ КАЖДЫЙ. “Сыновья Аарона не воздали должногопочтения Аарону. Надав и Авиу не посоветовались сМоше; каждый взял
свою курильницу, каждый пошел своим путем, непосоветовавшись даже друг с
другом”. Так Торат коаним показывает,какими словами текста
подчеркивается высокомерие, с которым эти юноши велисебя. В тексте не
говорится: “И Надав и Авиу взяли курильницы иразожгли в них чуждый
огонь”. Он с самого начала констатирует, чтоони были “сыновьями Аарона”;
т.е. в нем подчеркивается их сыновьиотношения с Аароном. Затем идут
слова “каждый” и “своюкурильницу”. Все эти слова описывают
самонадеянность, котораяовладела ими, и показывают, что и Надав, и Авиу
в этом отношениисхожи. И Надав и Авиу были сыновьями Аарона. Однако они
непосоветовались с отцом, прежде чем действовать. Или, возможно, онисчитали, что, будучи сыновьями Аарона, они не обязаны ни с кемсоветоваться. На деле они были лишь “Надавом и Авиу”,отдельными
членами нации, но они не искали совета у вождя своего народа. Или, может быть,
они были столь полнычувством самоценности как отдельные личности, что
они полагались лишьна себя. Действительно, каждый человек следовал
своемусобственному побуждению. Они не посоветовались даже друг с
другом!"
"Более того, это жертвоприношение само по себе было незаконным во всехотношениях. На двойственную незаконность их действий указывается в Торат
коаним (Ваикра16:1) на основании двух отличительных заявлений Писания: “Они умерли потому,
что приблизились к Б-гу” (Ваикра 16:1), и : “Но Надав
и Авиу умерли передБ-гом, когда принесли чуждый огонь”
(Бемидбар 3:4). Не только ихотношение, их “приближение”, но и их
жертва как таковая можетрассматриваться как греховная. Не только
кропильницы, но и огонь, ивоскурения были незаконными, ибо вся утварь,
употребляемая при службе,должна была быть священной и являться
собственностью всей общины (См. РамбамХрамовая утварь
8:7, Храм 1:20). Толькокогда человек использует присовершении жертвоприношения утварь своего национального Святилища, он и его
жертва вместе с ним могутвступить в сферу Святилища национального
Закона. Лишь таким образом,исключив вселичные капризы, он может
полностью отдаться требованиям этого Святилища. Но кропильницы Надава и Авиу
были ;
каждый из нихпользовался собственной кропильницей. Не в состоянии
самоотречения, нес сосудами Святилища, но с собственной утварью
предстали они передБ-гом.
ПОЛОЖИЛИ В НИХ ОГОНЬ. Раби
Акива в Торат коаним определяетэто более точно: “Чужой огонь:
из своих собственных очагов”. Онипринесли воскурение не огню жертвенника, как
предписывает ежедневноеприношение воскурений и приношение воскурений в
Йом кипур, не“огню Закона”, который требует преданности всего общества, от
возвышеннейшего до примитивнейшего в народе, но огню из своих собственных
очагов.
А теперь относительно самих воскурений. Приношение воскуренийбыло
единственным, которое никогда – ни общиной, ни отдельным человеком – не
совершалоськак добровольная жертва. Ономогло проводиться лишь
так, как предписано Законом: общиной, какежедневное приношение, и
первосвященником только в Йом кипур(Менахот
50). Мы считаем, что вправе толковать приношениевоскурений как
символическое выражение нашей полной поглощенностистремлением добиться
Б-жественного одобрения, нашей полной самоотдачи, воплощенной в подчинении
Б-гу. (См. Шмот 30 и 34). Следовательно, идея,которую символизирует это приношение – это цель, поставленная
Б-гом как абсолютный идеал Его требований. Но еслибы эту
идею нужно было выразитьсобственным выбором человека, т.е. вкачестве добровольного приношения, это было бы величайшейсамонадеянностью с нашей стороны (т.к. это предполагало наличие у нас
ощущения, что мы уже достигли поставленной перед нами Б-гом
цели).
В первую очередь и прежде всего, однако, Б-жественное Слово, описываяэто злополучное приношение, подчеркивает, что это былоприношение,
которого Б-г не приказывал сыновьям Ааронасовершать. Даже
если бы отдельные этапы приношения, как таковые,были законными (а мы
видели, что они, в действительности, былинезаконны), того лишь факта,
что приношение не было заповедано Б-гом, было бы достаточно для его
запрещения.Жертвоприношения, совершаемые в Святилище Закона, не
являютсяпредметом личного выбора. Даже добровольные жертвоприношения
должныстрого соответствовать определенным формам и ограничениям. Ибоблизость к Б-гу и приближение к Б-гу, которые
символическидостигаются через
(жертву), можно обрести лишь черезпослушание воле Б-га и
согласие с Его волей; через полное личноеподчинение Б-жественной воле."
(Подробнее: Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc03_1.htm)
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info