«Идя в Иерусалим, Он проходил
между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его
десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом
говорили: Йешуа (Иисус) Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им:
пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них,
видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к
ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Йешуа (Иисус) сказал: не
десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу,
кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.»
(Лук. 17:11-19)
У самарянина было смиренное
сердце. Потому он прославил и поблагодарил Адоная! И этот самарянин получил и
спасение! Это было сильным свидетельством и для иудеев, и для
самарян!
О
самарянах
"Еще в первые
годы после возвращения из плена Община отвергла помощь и союз самарян. Эти
потомки обитателей Северного Израиля, смешавшиеся с другими народами, не
сохранили чистоты веры, и поэтому иудеи отказывались видеть в них часть народа
Божия. То, что персы поставили Иерусалим в административную зависимость от
Самарии, углубило конфликт, придав ему политическую окраску. Реформа Эзры и
Нехемии довершила дело.
Впрочем, на какое-то время
соперничество, казалось, стало стихать, и самаряне приняли Тору как единственно
подлинный Моисеев Закон. Но мир длился недолго. Отзвуки древних распрей Севера и
Юга, гордыня и взаимная нетерпимость постоянно подтачивали его. Самаряне все
больше проникались убеждением, что именно они и есть настоящий «остаток»
Израиля, а иудеи — лишь узурпаторы, чье господство некогда навязал народу Давид.
Поэтому северяне не признали и авторитета пророков, большинство которых жило в
Иерусалиме. Южная традиция, развившаяся после падения Самарии в 722 году, была в
глазах самарян еретической. Держась только за Тору, они считали свой Сихем тем
«святым местом», о котором говорит Закон. Исторически они были правы: во дни
Моисея и Иисуса Навина Сихем почитался как религиозный центр (1). Но за прошедшие века многое изменилось.
Иерусалим, куда Давид перенес Ковчег, стал для народа Божия новой духовной
столицей, вокруг которой с тех пор совершались все события Священной Истории.
Когда Александр появился в
Палестине, самаряне сразу же перешли на его сторону, надеясь получить перевес
над Иерусалимом. Но, увидев, что ошиблись в расчетах, они задумали полное
церковное отделение от Юга.
Согласно Иосифу Флавию, у
губернатора Самарии Санбаллата был зять Манассия, брат иудейского
первосвященника. Иудеи осуждали Манассию за брак с самарянкой, а в глазах
самарян он вполне мог стать законным первосвященником храма, который они
собирались воздвигнуть. Надо было лишь заручиться согласием Александра.
Македонец в то время осаждал Тир.
Надеясь снискать популярность у сихемлян, он разрешил им строить святилище. Так
около 328 года возник самарянский храм, соперник иерусалимского. Иудеи расценили
это как вопиющий вызов Закону (2).
Большинство историков долго
сомневалось в достоверности сообщения Флавия, поскольку Санбаллат был известен
как современник Нехемии, то есть жил на сто лет раньше. Но найденные недавно
близ Иерихона документы подтвердили рассказ Иосифа. Оказалось, что и в
IV веке Самарией правил
человек, носивший имя Санбаллата, вероятно внук первого. Он-то и был инициатором
раскола (3).
Разрыву немало способствовал
ригоризм иудейских вождей. Но те же новооткрытые документы оправдывают их
строгость. Среди имен самарян, встречающихся на папирусах, есть такие, которые
включают имена языческих богов: Ваала, Кемоша, Набу. Это означает, что самаряне
в массе были еще сильно заражены язычеством. Впоследствии под влиянием Торы
самаряне освободились от этих пережитков политеизма. Но отчуждение зашло уже
слишком далеко, как это часто бывало в конфликтах между малыми родственными
группами. К тому же признать правоту самарян означало бы для иудеев отказаться
от Давидова мессианства и пророков (4).
В Своей беседе с самарянкой
Христос, предрекая то время, когда люди будут чтить Бога повсюду, не оправдывал,
однако, действий раскольников. «Спасение — от иудеев», — сказал Он, тем самым
давая понять, что Иерусалим — город Мессии — есть подлинный оплот ветхозаветного
Откровения. На этом же стояла иудейская Община, которая по праву считала себя
преемницей древнего Израиля." (о. Александр Мень. История религии. т. 6 , ч. 4,
гл. 15 http://www.alexandrmen.ru/books/tom6/6_gl_15.html)
Иосиф Флавий
об идолопоклонстве самарян
"Когда самаряне
увидели все эти бедствия иудеев, то перестали выдавать себя за их сородичей и
стали уверять, что их храм на [горе] Гаризим вовсе не воздвигнут в честь
Всевышнего Бога; другими словами, они поступили сообразно своей обычной манере,
о которой мы уже упоминали, и выдавали себя за потомков мидян и персов, что
вполне правильно. Вместе с тем они отправили к Антиоху послов с письмом
следующего содержания:
"Послание царю
Антиоху Богу Эпифану от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши
предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили
обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботнего. Вместе с
тем они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и
приносили тут разные жертвы. И вот, так как ты воздаешь теперь иудеям должное
возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны
евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям,
тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по
государственным записям. Ввиду всего этого умоляем тебя, нашего благодетеля и
спасителя, повелеть своему наместнику Аполлонию и уполномоченному своему
Никанору не обижать нас применением к нам тех карательных мер, которые
установлены для иудеев; ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим
обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не
посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет
сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно
посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы".
На эту просьбу
самарян царь послал им следующий ответ: "Царь Антиох Никанору. Сихемские
сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так как в совещании, которое я
устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили,
что возводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и
что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от
преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому"."
(Иосиф Флавий. Иудейские древности, гл. 5:5 http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/12.html)
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info