Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Послание евреям, 7:18-9:14; Числа 31:1-24 / 2.XII.14 вт



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 2 декабря 2014 года, вторник.

Продолжаем читать Письмо евреям и книгу Числа.

Послание евреям, 7:18 – 9:14.

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности для христиан (каноничности).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
(Этот перевод лег в основу издания Нового Завета, выпущенного Российским Библейским Обществом (РБО) под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика). В 2011 г. года РБО выпустило в свет "Современный русский перевод" Библии, частью которого стала и "Радостная Весть" (в редакции 2010 г.).)

Книга Числа, 31:1-24.

Перевод и примечания из "Современного русского перевода" Библии.

Евреям, 7:18 – 9:14

Этот
текст:
 
Комментарии
к книге:
к гла-
ве
 
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина"
"Женевская Библия"
Р. Браун
(серия "Библия говорит сегодня")
 
Крейг Кинер
("Культурно-исторический комментарий")
 
7    
8    
9    

* На момент подготовки выпуска сайт bible-center.ru, ссылки на который мы здесь приводим, неверно отображает некоторые библейские фрагменты – пропускает стихи!

Числа, 31:1-24

Этот текст:

На церковнославянском

Синодальный перевод

Современный русский перевод (РБО, 2011):
С разбиением на абзацы, без примечаний;
Без абз., с примеч.

Перевод "Новый перевод на русский язык" / "Слово жизни": ранняя версия; "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.
Д. Щедровицкий: глл. 25-36.

Письмо евреям

18 Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности — (19) Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу.

20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы, (21) но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему:

"Поклялся Господь,
   
не передумает:
Ты — Священник вовеки!"

22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус. (23) И священников было много, потому что смерть мешала им продолжать служение. (24) Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство. (25) Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.

26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. (27) Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя. (28) Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.

81 Вот суть наших слов: у нас такой Первосвященник, который воссел по правую руку Престола Величия в небесах (2) и священнодействует в небесном святилище, в том истинном Шатре, что поставлен Господом, а не человеком. (3) Разумеется, всякий первосвященник назначается для того, чтобы приносить дары и жертвы. Отсюда следует, что ему нужно что-то иметь, чтобы принести это в жертву. (4) Если бы этот Первосвященник был на земле, Он не стал бы даже священником, потому что здесь уже есть люди, приносящие Богу дары согласно Закону. (5) Они служат в святилище, которое есть лишь тень и подобие небесного. Вот почему Моисею, когда он собирался воздвигнуть Шатер, было указано: "Смотри, — сказал Бог, — сделай всё точно по образцу, который был показан тебе на горе". (6) Но служение, которое получил Иисус, выше, как лучше и Договор, посредником в котором Он является, потому что этот Договор основан на лучших обещаниях.

7 Ведь если бы тот первый договор был безупречным, другой был бы излишним. (8) Но так как Богу есть в чём упрекнуть людей, Он говорит:

"Вот, наступают дни, говорит Господь,
    когда заключу Я с домом Израиля,
    с домом Иуды Новый Договор,
не похожий на тот договор,
    что Я заключил с их отцами
в день, когда, взяв их за руку,
    вывел их из Египта.
Потому что они неверны оказались договору со Мною,
    и Я от них отвернулся, говорит Господь.
10 Вот Договор, что заключу Я с домом Израиля
    после тех дней, заявляет Господь:
Я вложу законы Мои прямо им в голову,
    начертаю их на сердцах.
И Я буду Богом им,
    а они Мне — народом.
11 И не будут отныне учить ни соседа, ни брата,
    не скажет никто: "Знай Господа!" —
потому что все до единого будут знать Меня,
    начиная от самого малого
       и кончая самым великим,

12 потому что Я милостив буду к их прегрешениям
   
и грехов не припомню им больше".

13 Называя этот Договор Новым, Он объявил первый договор устаревшим. А то, что устарело и стареет, скоро исчезнет.

 

91 Так вот, первый договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище. (2) Был изготовлен Шатер, в первом помещении которого находился светильник, стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святым. (3) За второй завесой было помещение, которое называлось Святое Святых, (4) и в нём золотой жертвенник для благовоний и ларец для Договора с Богом, со всех сторон обложенный золотом. В нём был золотой сосуд с манной и пустивший побеги жезл Аарона, а также каменные плиты с текстом Договора. (5) Над ларцом были херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей славы и осенявшие крылами место, где прощаются грехи. Но сейчас нам нет необходимости говорить об этом подробно.

6 После того как всё было таким образом изготовлено, в первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу, (7) а во второе — один только первосвященник, раз в год, и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению. (8) Этим Святой Дух указывал на то, что пока существует первый Шатер, путь в святилище еще не открыт. (9) Всё это символ настоящего времени, означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу. (10) Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов, а это внешние правила, имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.

11 Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ, Он прошел через большее и еще более совершенное святилище, нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным. (12) И вошел в Святое Святых раз и навсегда, и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью, снискав для нас вечное искупление. (13) Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту, (14) то насколько больше силы имеет кровь Христа, который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву! Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить Живому Богу.

 


7.18-19 Ср. Гал 2.16; 3.10-11, 21 и Рим 3.20-31.
7.19 приближаемся к Богу — такое приближение является смыслом и целью всякого поклонения.
7.21 вовеки — в некоторых рукописях: "вовеки, подобно Мельхиседеку".
7.22 В отличие от обычных договоров и соглашений, и Старый (Ветхий), и Новый договоры (заветы) не предполагают наличия третьей, посреднической стороны, так как Договор Бога с человечеством является Божьим даром. Христос действует как представитель Бога в Его делах с человеком, как гарант этого Нового Договора.
7.23-25 По древним представлениям, один всегда лучше, чем несколько. Поэтому один Священник, служащий вечно, лучше, чем множество священнослужителей, чье служение временно.
7.26 отделенный от грешников — в нравственном смысле, т. е. не причастный греху. Превыше небес — см. прим. к 4.14. [По древним представлениям, небо состояло из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три, семь и десять (см. также 2Кор 12.2 и Еф 4.10). Здесь автора письма интересует не количество небес, а то, что Христос вознесся с земли до самого высокого "места" на небе, которое мыслится как место, где пребывает Бог. ]
7.28 См. прим. к 5.9.
8.1 Престола Величия — т. е. Бога (ср. "Престол милости" в 4.16). Чтобы избежать употребления имени Божьего, использовались различные описательные слова и обороты.
8.2 в том... Шатре (или "палатке", "скинии") — здесь аллюзия на переносное святилище во времена исхода из Египта. Это был небольшой шатер, подробное описание которого приводится в Исх 25–30; 35–40; см. также Исх 33.7-11. Автор письма будет говорить о нём еще в 9.1-7.
8.4 Если бы этот Первосвященник был на земле — Иисус уже не на земле, а на небесах, в небесном святилище.
8.5 тень и подобие небесного — см. Исх 25.9, 40. Как шатер во время Исхода, так и иерусалимский Храм, построенный сначала Соломоном, а затем Иродом Великим, были лишь копиями, а копия никогда не может быть лучше оригинала.
8.6-7 Ср. 7.22.
8.7 Договор небезупречен, так как народ Божий не исполнил свои договорные обязательства.
8.8 Богу есть в чём упрекнуть людей — несмотря на это, цитата из пророка Иеремии говорит о надежде, а не об осуждении. Вместо того, чтобы расторгнуть Договор с людьми, Бог обещает заключить с ними Новый Договор, во всех отношениях лучший старого.
8.11 соседа — в некоторых рукописях: "ближнего".
9.1 первый договор имел свои правила богослужения — в ряде рукописей: "первый договор тоже имел свои правила богослужения". А также земное святилище — возможно иное понимание: "но святилище это было земное".
9.2 посвященные Богу хлебы — дословно: "хлебы предложения", т. е. хлеб, принесенный в дар Богу. Хлебов должно было быть двенадцать, выложенных в два ряда по шесть.
9.3 Святое Святых — т. е. Самое Святое Место.
9.4 Согласно Исх 30.1-6, жертвенник для благовоний помещался в первом помещении, а не во втором; он должен быть обложен золотом, но ничего не говорится о том, как должен быть украшен ларец (или ковчег).
9.5 херувимы, означавшие присутствие здесь Божьей славы — дословно: "херувимы Божьей славы"; они названы так, потому что должны были символизировать присутствие Бога в святилище. Херувимы осеняли крышку ларца, которую первосвященник в день Йом-Киппур окроплял кровью жертвы за грех, и поэтому место это называлось местом, где прощаются грехи (см. Исх 25.22).
9.6 постоянно входили — согласно Числ 18.2-6, священники входили дважды в день для жертвоприношения.
9.7 В обязанности первосвященника входило принесение особой жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, когда он 10 числа месяца Тишр`и (середина сентября–октября), в День Искупления (евр. Йом-Кипп`ур) входил с кровью жертвенного животного в Самое Святое Место (Святое Святых).
9.8 пока существует первый шатер — возможно иное понимание: "пока первое святилище сохраняет свое культовое значение". Путь в святилище — вероятно, это путь в истинное, небесное святилище, куда не было доступа людям до жертвы Христа.
9.9-10 это символ — дословно: "это притча". Настоящего времени — т. е. времени, когда еще действуют старые, внешние правила, до установления нового порядка вещей. Касаются еды, питья — см. Лев 11. Об очистительных обрядах (буквально: "омовениях") см. Лев 11.25; 15.18; Числ 19.13; ср. Мк 7.3-4.
9.11 уже свершившихся благ — в некоторых рукописях: "грядущих благ". Под этими благами понимаются прощение грехов, достижение совершенства, освящение и доступ к Богу. Читатели письма живут в переходный период, когда еще действуют старые установления, но Христос уже принес себя в жертву, чем сделал старый порядок вещей отжившим, потерявшим силу. См. также 10.1 и прим. Более совершенное святилище — т. е. небесное, где пребывает Бог.
9.12 Жертва Христа совершена раз и навсегда — см. подробнее в 9.26-28. Нерукотворное, то есть не относящееся к вещам сотворенным — небесное святилище воздвигнуто Богом и поэтому не является частью тварного мира.
9.13 В День Искупления Святое Святых окроплялось кровью жертвенных животных. Пепел телки, согласно Числ 19.2-9, надлежало вынести за пределы стана, а ее кровью окроплялся фасад Шатра.
9.14 Животное, приносимое в жертву, не должно было иметь никаких физических недостатков, только такая жертва называлась непорочной. Жертва Христа воистину непорочна, так как имеет отношение не к плоти, а к Духу, она совершена посредством вечного, т. е. Святого Духа. Вечного Духа — в некоторых рукописях: "Святого Духа".

 

7.19 Евр 9.9    7.21 Пс 110 (109).4; Евр 5.6; 6.20; 7.17     7.22 Евр 8.6; 12.24     7.26 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 8.1; 9.11
7.27 Лев 9.7; 16.6, 15     7.28 Евр 5.1-2
8.1 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 7.26; 9.11; Пс 110 (109).1; Мф 22.44; Мк 16.19; Деян 2.34; Еф 1.20; Евр 1.3; 10.12; 12.2
8.5 Исх 25.40; Кол 2.17     8.6 Евр 7.22; 9.15; 12.24
8.8-12 Иер 31.31-34     8.10 Евр 10.16     8.12 Евр 10.17     9.2 Исх 25.23-40; 26.1-30     9.3 Исх 26.31-33
9.4 Исх 16.33; 25.10-16; 30.1-6; Числ 17.8-10; Втор 10.3-5 9.5 Исх 25.18-22     9.6 Числ 18.2-6
9.7 Лев 16.15-16; Числ 19.9, 17-19     9.9 Евр 10.1-2     9.11 Евр 3.1; 4.14; 6.20; 7.26; 8.1; 10.1     9.13 Числ 19.9, 17-19
9.14 1Петр 1.18-19; 1Ин 1.7

Четвертая книга Моисея. Числа

31

 Господь сказал Моисею: «Отомсти мидьянитянам за их преступления перед сынами Израилевыми, а потом отойдешь к предкам своим».

Моисей сказал народу: «Соберите воинов для похода. Пусть они идут на мидьянитян и свершат мщение Господне над Мидьяном. Отправьте в поход по тысяче воинов от каждого из племен Израиля».

И отобрали средь тысячных отрядов израильских двенадцать тысяч воинов — по тысяче от каждого племени. Моисей отправил их в поход, по тысяче от каждого племени, под руководством священника Пинехаса, сына Элеазара, со священной утварью и сигнальными трубами. Они напали на мидьянитян, как повелел Господь Моисею, и перебили всех мужчин этого племени. Они убили пять мидьянских царей — Эви, Рекема, Цура, Хура и Реву — и сразили мечом Валаама, сына Беора.

Сыны Израилевы захватили в Мидьяне женщин, малых детей, и весь скот, и все стада; все их имущество они разграбили, 10 а все города, в которых жили мидьянитяне, и все их становья сожгли. 11 Они забрали всю добычу, все захваченное, и людей, и скот, 12 и привели пленников, вместе со всем захваченным, со всей добычей, к Моисею, священнику Элеазару и общине сынов Израилевых в свой стан, что находился на Моавской равнине, у Иордана, напротив Иерихона.

13 Моисей, священник Элеазар и все вожди общины вышли из стана навстречу войску. 14 Моисей был в гневе на возвращающихся из похода военачальников, начальников тысячных отрядов и начальников сотен. 15 Он сказал им: «Вы оставили всех женщин в живых? 16 А ведь это именно они, по подсказке Валаама, склонили сынов Израилевых к преступлению против Господа, к пеорскому отступничеству, и в общине Господней начался мор. 17 Убейте всех мальчиков и убейте всех женщин, которые познали мужчину! 18 А девиц, еще не познавших мужчину, оставьте в живых, для себя. 19 Сами семь дней оставайтесь вне стана. И вы сами, и ваши пленные — все, кто убил человека или прикоснулся к убитому, должны пройти очищение, на третий день и на седьмой день. 20 Очищению подлежит также всякая одежда, любая вещь из кожи или козьей шерсти и любая деревянная вещь».

21 Священник Элеазар сказал воинам, участникам сражений: «Вот правило, которое Господь предписал Моисею: 22 золото и серебро, медь и железо, олово и свинец — 23 все, что выдерживает огонь, — очистите огнем и промойте водой очищения. Тогда оно станет чистым. То, что не выдержит огня, очищайте водой. 24 На седьмой день постирайте свою одежду — и станете чисты. Тогда вы сможете войти в стан».

31:3 ...и свершат мщение Господне... — Вероятно, речь идет о воздаянии мидьянитянам за кощунство, к которому они склонили израильтян (поклонение Ваалу Пеорскому, см. ст. 16).

31:19 ...на третий день и на седьмой день. — Здесь подразумевается очистительная процедура с пеплом рыжей коровы (ср. 19:12, 19). 31:23 ...водой очищения. — Вода очищения готовится из пепла рыжей коровы (см. 19:9).

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: Послание евреям, 9:11-22; Числа 31:25-54.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное