Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

изКниги Бытия стихи 28:10-22; 31:1-55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29-50:21.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 5 апреля 2011 года, вторник.

В этом выпуске — из Книги Бытия стихи 28:10-22; 31:1-55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29–50:21.

Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев.
Первое издание: Книга Бытия. // Издательство ГРРУ, 1999. Российское Библейское Общество. [A]

 

Ср. этот же текст на церковнославянском.

Синодальный перевод

Комментарии
к книге:

Введение к книге в "Брюссельской" Библии.
Введение к книге в "Толковой Библии Лопухина".
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика + список комм. на blagovestnik.org

к
гла-
вам
 
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина"
28
31
32
37
46
47
49
50

Глава 28:

10 Покинув Беэр-Шеву, Иаков направился в Харран. 11 Дойдя до некоего места, он остановился, застигнутый ночью, и лег спать, подложив под голову камень. 12 Во сне он увидел лестницу, соединявшую небо и землю; ангелы Божьи поднимались и спускались по ней. 13 ГОСПОДЬ стоял на вершине и говорил Иакову:

— Я ГОСПОДЬ, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Эту землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и твоим потомкам. 14 Многочисленны, как песок, будут твои потомки, и расселятся они на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты и твои потомки. 15 Я с тобой: куда бы ты ни шел, Я буду тебя хранить — и верну тебя обратно, в эту страну. Я тебя не оставлю: исполню всё, что обещал.

16 Проснулся Иаков и вымолвил:

— Воистину, ГОСПОДЬ пребывает на этом месте — а я-то и не знал!

17 — Как же страшно это место! — сказал он в ужасе. — Это же дом Бога, врата небес!

18 Наутро Иаков взял камень, который клал себе под голову, поставил его стоймя, как священный камень, и возлил на него оливковое масло. 19 Место это он назвал Бет-Эл — а прежде город назывался Луз.

20 И дал Иаков такой обет:

— Если Бог будет со мною, оберегая меня в пути, подавая мне хлеб и одежду, 21 и если я с миром возвращусь в отчий дом, то ГОСПОДЬ станет Богом моим. 22 Священный камень, который я поставил, станет Домом Божьим, и от всего, что Ты дашь мне, я буду отдавать Тебе десятую часть.

28:12 ...лестницу... — За этим видением встает образ зиккур`ата, храма-башни. Широкая каменная лестница зиккурата соединяла, как верили жители Месопотамии, мир людей с обителью божества.

28:13 ...на вершине... — Другое возможное понимание: "...рядом с Иаковом...".
...Авраама, отца твоего...  — Слово "отец" имеет здесь более общее значение  — "предок, прародитель".

28:14 См. примечание к 12:3. [Благословением ты станешь для всех народов земли! — Это место допускает две интерпретации. Согласно одной, Аврам станет для всех народов земли образцом того, как Бог может благословить человека (ср. 48:20). Согласно другой, через Аврама Бог благословит все народы земли (так понимается это место в Гал 3:8-9).]

28:18-19 Священные камни (их ставили стоймя, как стелы) почитались в древней Палестине обиталищами божества. Они могли также увековечивать чью-то память (Рахили, 35:20; Авессалома, 2Цар 18:18), или же договор (Иакова с Лаваном, 31:45; израильского народа с Господом, Исх 24:4). Отметим, однако, что ветхозаветное законодательство запрещало ставить священные камни (Втор 16:22).
...возлил на него оливковое масло. — Оливковое масло использовалось во многих обрядах. Помазание им совершалось при возведении в священники (Исх 29:7), цари (1Цар 10:1; 16:13; 3Цар 1:39) и пророки (3Цар 19:16). Драгоценная смесь на растительном масле использовалась для помазания святилища (Исх 30:22-33).
Бет-Эл — См. прим. к 12:8. [Бет-Эл ("Дом Бога") — один из важнейших религиозных центров Израиля. Он тесно связан с именем праотца Иакова (Быт 28:10-22; 35:1-15). Согласно Суд 20:18-28, здесь некоторое время находился Ковчег Завета; после разделения Израильского царства на Северное и Южное здесь было главное святилище Северного царства (3Цар 12:26-33). Город Гай, судя по данному рассказу, а также по Нав 7:2, должен был находиться к востоку от Бет-Эла.]

28:22 Обычай отдавать десятину (т.е. десятую часть дохода) святилищу хорошо известен из Библии (ср. Быт 14:20). Надо полагать, что в данном тексте обет Иакова относится не к самому Иакову, а к его потомкам — израильтянам, для которых святилище в Бет-Эле было на протяжении столетий одним из важнейших культовых центров (3Цар 12:26-33).

<.....>

31 Иакову стало известно, что сыновья Лавана говорят про него так:

— Иаков забрал у нашего отца всё! Это за счет нашего отца он приобрел свое богатство! Иаков уже и сам заметил, что Лаван относится к нему совсем не так, как прежде. И ГОСПОДЬ сказал Иакову:

— Вернись домой, к родным. Я буду с тобою.

Иаков послал за Рахилью и Лией, чтобы они вышли в поле, где паслись его стада, и сказал:

— Я смотрю, ваш отец относится ко мне уже не так, как прежде. Но со мною Бог моего отца. Сами знаете: я работал на вашего отца изо всех сил, а он меня обманывал и всё время менял назначенную плату. Только Бог не давал ему причинить мне зла. Если ваш отец говорил мне: "Твоей платой будут крапчатые", — весь скот рождался крапчатым. А когда говорил: "Твоей платой будут пестрые", — весь скот рождался пестрым. Вот так и передал мне Бог стада вашего отца.

10 Как-то раз в пору случки скота я увидел во сне, что все козлы, которые покрывали коз, были пестрыми, крапчатыми или пятнистыми. 11 "Иаков!" — воззвал ко мне ангел Божий во сне. Я ответил: "Да!" 12 И он сказал мне: "Посмотри, все козлы, что покрывают коз, — или пестрые, или крапчатые, или пятнистые. Я вижу всё, что Лаван с тобой делает. 13 Ведь Я — Бог Бет-Эла, где ты дал Мне обет, возлив оливковое масло на камень. Вставай, уходи из этой страны, возвращайся в родную землю".

14 Рахиль и Лия отвечали Иакову:

— Разве нам еще что-то принадлежит в отцовском имуществе или наследстве? 15 Он считает нас чужими; он нас продал, а всё, что получил за нас, присвоил себе. 16 А раз так, то всё добро, какое Бог отобрал у нашего отца, принадлежит нам и нашим сыновьям. Так что поступай, как велит тебе Бог.

17 Иаков посадил детей и жен на верблюдов, 18 собрал всё нажитое добро, забрал скот, приобретенный им в Паддан-Араме, и направился в Ханаан, к своему отцу Исааку. 19 Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца. 20 Так Иаков обманул Лавана-арамея: ничего ему не сказав, 21 ушел от него вместе со всем своим добром. Переправившись через Реку, Иаков направился к Гил`адским горам.

31:15 ...всё, что получил за нас, присвоил себе.  — Выкупом за Лию и Рахиль была четырнадцатилетняя работа Иакова на их отца.

31:19 ...домашних божков... — По-видимому, такие божки должны были приносить семье удачу и благополучие. Судя по рассказу о бегстве Давида от Саула (1Цар 19:13,16), божки представляли собой человеческие фигурки. Согласно 4Цар 23:24, божки, наряду с идолами, чародейством и "прочими мерзостями, творившимися в Иудее и Иерусалиме", были запрещены царем Иосией. Примечательно, что в 31:30-35 Лаван и Иаков называют их "боги" (элох`им), а автор книги Бытия — "божки" (тераф`им).

31:21 ...через Реку... — Имеется в виду Евфрат.
Гилад — область к востоку от Иордана.

22 На третий день Лавану донесли, что Иаков ушел. 23 Лаван собрал своих родичей и погнался за Иаковом. Через семь дней он нагнал его в Гиладских горах. 24 Но той же ночью, во сне, Бог явился Лавану-арамею и сказал:

— Смотри, ничего не делай Иакову!

25 Лаван был уже совсем рядом с Иаковом: Иаков остановился в Гиладских горах, и там же, в Гиладских горах, остановился Лаван с родичами. 26 И Лаван обратился к Иакову:

— Что ты делаешь? Ты меня обманул! Угнал моих дочерей, будто пленниц, добытых на войне! 27 Зачем ты ушел от меня тайком, обманул меня и ничего не сказал мне? Я бы проводил тебя с веселыми песнями, под звуки бубна и цитры, 28 а ты даже не дал мне поцеловать дочерей и внуков на прощание! Глупо ты сделал. 29 Я мог бы хорошенько отплатить вам за это, но сегодня ночью Бог вашего отца сказал мне: "Смотри, ничего не делай Иакову!"

30 — Ладно, — продолжал Лаван, — ты ушел от меня, потому что соскучился по родному дому. Но зачем было красть моих богов?

31 — Я боялся, — отвечал Иаков Лавану, — думал, ты заберешь назад своих дочерей. 32 Но у кого найдутся твои боги, тому не быть в живых! Пусть наши родичи будут свидетелями: осмотри всё, что есть у меня, и что твое — забирай!

(Иаков не знал, что это Рахиль украла божков.)

33 Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. 34 Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, 35 а Рахиль сказала ему:

— Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание.

Лаван всё перерыл, но божков не нашел. 36 Теперь уже Иаков разгневался и стал обвинять Лавана:

— Так в чём же моя вина, в чём мое преступление, что ты за мной погнался? 37 Ты перерыл все мои вещи — и что же своего ты там нашел? Давай показывай, пусть родичи нас рассудят. 38 Двадцать лет я на тебя работал. Не было за это время выкидышей ни у овец, ни у коз. Я не ел баранов из твоего стада. 39 Если, бывало, скотину задерут звери, я не приносил ее тебе, но сам возмещал убыток. Днем ли было дело, ночью ли — ты спрашивал с меня за пропажу. 40 Днем меня мучил зной, ночью — холод, я глаз не смыкал. 41 Двадцать лет я был у тебя. Четырнадцать лет я работал на тебя за твоих дочерей, шесть лет — за скот, а ты всё время менял назначенную плату. 42 Да если бы не был со мною Бог отца моего — Бог Авраама и Ужас Исаака — ты отослал бы меня ни с чем. Но Бог видит мою обиду и мои труды: этой ночью Он Сам за меня вступился!

43 И Лаван ответил Иакову:

— Это ведь мои дочери, мои внуки, мой скот. Всё, что ты здесь видишь, — мое. Разве я обижу своих дочерей? Или внуков? 44 Давай заключим договор, и пусть у нас будет свидетель.

45 Тогда Иаков поставил большой камень стоймя, как священный камень, 46 и сказал своим родичам:

— Собирайте камни.

Они нагромоздили холм из камней и подле него устроили трапезу. 47 Лаван назвал этот холм Ег`ар-Сахадут`а, а Иаков назвал его Гал-Эд. 48 Лаван сказал:

— Этот холм — свидетель нашего договора. Потому это место и называют Гал-Эд. 49 А еще — Мицп`а, ибо Лаван добавил:

— Пусть ГОСПОДЬ наблюдает за нами обоими, когда мы потеряем друг друга из виду. 50 Если ты будешь обижать моих дочерей или возьмешь себе, кроме них, новых жен, помни: не человек, а Бог наш свидетель!

51 — Смотри, — сказал Лаван Иакову, — этот холм из камней и этот священный камень, которые я поставил между нами, — 52 они свидетели нашего договора. И я не буду переходить со злым умыслом на твою сторону холма, и ты не переходи со злым умыслом на мою сторону холма и священного камня. 53 Пусть нашими судьями будут Бог Авраама и бог Нахора.

(То есть отчие боги Иакова и Лавана.)

И поклялся Иаков Ужасом отца своего Исаака. 54 Затем Иаков принес на Гор`е жертву и пригласил родичей на трапезу. После трапезы они остались на Горе ночевать. 55 Наутро Лаван поцеловал внуков и дочерей, благословил их и отправился домой.

31:34 Верблюжье седло представляет собой деревянный каркас полуметровой высоты, покрытый ковром или кожей.

31:35 Женщина во время менструации считалась нечистой, и поэтому Лаван не приближается к Рахили. Ему также не приходит в голову, что Рахиль в таком состоянии может сидеть прямо на семейных божках.

31:39 Согласно Исх 22:13, пастух не должен платить хозяину стада компенсацию за животных, задранных хищниками, — он должен лишь принести останки животного как доказательство, что он не продал его и не съел сам (так же и в законах Хаммурапи). Лаван, таким образом, спрашивал с Иакова строже, чем было положено.

31:42 Ужас Исаака — эпитет Бога, встречающийся только здесь и в 31:53.

31:44 ...пусть у нас будет свидетель. — Свидетелем будет Бог (32:50); Его символизируют священый камень и холм из камней (32:48, 51-52).

31:47 Егар-Сахадута означает "груда-свидетель" по-арамейски, а Гал-Эд — то же самое по-еврейски. Иаков выступает здесь как прародитель израильтян, а Лаван — как представитель арамеев.

31:48 Слова Гал-Эд созвучны географическому названию Гилад (см. прим. к 31:21).

31:49 Мицпа буквально означает "Сторожевая Башня". Этим именем называлось несколько палестинских городов. Здесь имеется в виду город на востоке Гилада (упоминаемый в Суд 11:29 и др.); его точное местонахождение неизвестно.

31:51-52 По Гиладу проходила граница между Израилем и арамейским царством со столицей в Дамаске.

31:53 При заключении договора Лаван и Иаков клянутся богами-покровителями своих семей. Множественное число глагола ("пусть нашими судьями будут") указывает на то, что — по крайней мере для Лавана — речь шла о двух разных богах. Пояснение "то есть отчие боги Иакова и Лавана" принадлежит не Лавану, а рассказчику (оно отсутствует в греческом переводе и в некоторых еврейских рукописях).

<.....>

Глава 32:

22 Но той же ночью Иаков встал, поднял обеих своих жен, обеих наложниц, одиннадцать сыновей и вброд перешел реку Ябб`ок. 23 Он перевел их всех на другой берег, переправил всё, что у него было, 24 и остался один.

И вот, Некто вступил с ним в схватку — и боролся с ним до самой зари. 25 Увидев, что не может одолеть Иакова, Он ударил его по бедру — так, что кость вышла из сустава, — 26 и сказал Иакову:

— Отпусти меня. Уже заря.

— Не отпущу, пока не благословишь меня, — ответил Иаков.

27 — Как твое имя? — спросил Тот.

Он ответил:

— Иаков.

28 И тогда Тот сказал:

— Отныне ты будешь зваться не Иаков, а Изр`аиль, ведь ты боролся с Богом и с людьми — и выходил победителем.

29 — Назови мне свое имя! — попросил Иаков.

Но Тот ответил:

— Не спрашивай о моем имени.

И благословил Иакова.

30 Место, где это было, Иаков назвал Пен`и-`Эл, что означало: "Здесь я видел Бога лицом к лицу и остался жив". 31 Взошло солнце. Иаков покинул Пену`эл. Он хромал.

32 (Поэтому потомки Израиля не едят бедренной мышцы — ведь именно по этой мышце, по бедру, ударил Иакова его Противник.)

32:22 Яббок — горная речка, восточный приток Иордана.

32:24 ...Некто... — Буквально: "человек" (иш), однако Осия (Ос 12:4), пересказывая эту историю, говорит об ангеле, а сам Иаков (Быт 32:30) говорит, что видел Бога.

32:28 ...боролся с Богом...  — Другое возможное понимание: "...боролся с богами...".
• Имя Израиль созвучно словам "бороться" (сар`а) и "Бог" (эл). Смена имени, как в случае с Аврамом и Сарой (гл. 17), означает особое избранничество. Заметим, что Израиль — это также и будущее имя избранного народа. Однако Авраам и Сарра, получив новые имена, никогда уже не называются в Ветхом Завете своими старыми именами. Напротив, имена Иаков и Израиль в дальнейшем повествовании свободно чередуются.

32:30 По представлениям, отраженным в Ветхом Завете, увидеть Бога означало для человека неминуемую смерть; увидеть Бога и остаться в живых — чудо (ср. Исх 33:20).
• Слова "лицо Бога" (Пен`и-`эл) созвучны географическому названию Пенуэл (город в Заиорданье, упоминаемый в Суд 8:8-17 и 3Цар 12:25).

32:32 ...не едят бедренной мышцы... — Евр. гид-ханнаш`е по-видимому обозначает какую-то мышцу (а не нерв или сухожилие, как иногда переводят), так как данный запрет подразумевает возможность употребления гид-ханнаш`е в пищу. Более этот запрет в Библии не упоминается.

<.....>

Глава 37:

2 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИАКОВЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.

Иосифу было семнадцать лет. Он пас овец вместе с братьями  — помогая сыновьям Валлы и Зелфы  — и сплетничал про них отцу. 3 Иосиф родился у Иакова уже на склоне лет, так что Иаков любил его больше, чем прочих сыновей,  — даже подарил ему цветную рубаху. 4 Когда братья увидели, что отец любит Иосифа больше, чем их, они так возненавидели Иосифа, что уже и слова доброго сказать ему не могли.

5 Как-то раз Иосифу приснился сон. Он рассказал его братьям  — и те возненавидели его еще сильнее.

6 — Послушайте, — сказал он,  — что мне приснилось! 7 Будто мы вяжем снопы в поле и мой сноп стал прямо, а ваши снопы окружили его и поклонились ему!

8 Братья ответили:

— Так ты, значит, царствовать над нами собрался? Начальником быть над нами?

И возненавидели его еще больше — и за сны его, и за рассказы. 9 А Иосифу снова приснился сон, и он снова рассказал его братьям:

— А я видел во сне, будто солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклонились мне!

10 Когда он рассказал этот сон отцу и братьям, то отец отругал его:

— Что за сны тебе снятся? Что, мы все — и я, и твоя мать, и твои братья — придем и падем тебе в ноги?

11 Братья разозлились на Иосифа, но отец запомнил его рассказ.

 

37:3 ...цветную рубаху.  — Точное значение выражения кет`онет пасс`им неясно (цветная рубаха? полосатая рубаха? рубаха до пят?). В любом случае, судя по 2Цар 13:18-19, где этими словами называется одежда, которую носят незамужние царские дочери, то был предмет роскоши, возбуждавший зависть.

12 Как-то раз братья Иосифа ушли пасти отцовских овец в окрестностях Шехема. 13 Израиль сказал Иосифу:

— Твои братья пасут скот под Шехемом. Давай я и тебя к ним пошлю.

— Я готов, — ответил Иосиф отцу.

14 — Сходи, — сказал тот, — посмотри, как у них там дела, что со скотом. Вернешься и расскажешь мне.

Отец простился с Иосифом, и, оставив Хевронскую долину, Иосиф пошел в Шехем. 15 Там ему встретился какой-то человек.

— Что ты здесь ищешь? — спросил он у Иосифа, бродившего по полю.

16 — Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Скажи мне, где они пасут скот?

17 — Они отсюда ушли, — сказал ему тот, — я слышал, как они говорили, что пойдут в Дот`ан.

Иосиф пошел за братьями — и нашел их в Дотане. 18 Те уже издали приметили Иосифа и, пока он приближался, сговорились его убить.

19 — Вот и наш сновидец! — сказали они друг другу. — 20 Убьем его, бросим в яму, и скажем, будто звери его загрызли. Вот и поглядим, как сбудутся его сны!

21 Рувим это услышал и спас Иосифа.

— Не надо его убивать, — сказал Рувим. — 22 Зачем проливать кровь? Чем убивать его своими руками, бросьте его лучше вон в ту яму посреди пустыни.

(На самом деле он хотел спасти Иосифа и вернуть его отцу.)

23 Как только Иосиф подошел к братьям, они сорвали с него цветную рубаху, 24 схватили его и бросили в яму. Яма была пустая; воды в ней не было. 25 Только братья сели за еду, как увидели, что со стороны Гил`ада показался караван измаильт`ян— их верблюды везли в Египет благовонные смолы, ладан и бальзам.

26 Иуда сказал:

— Какой нам прок убивать брата? Придется скрывать пролитую кровь. 27 Лучше продадим его измаильтянам, и наши руки будут чисты. Ведь он нам всё-таки брат, родная плоть.

Братья согласились. 28 Когда мидь`янские купцы подошли ближе, то братья вытащили Иосифа из ямы и продали измаильтянам за двадцать шекелей серебра, а те повели его в Египет.

37:12 ...в окрестностях Шехема. — Шехем находится примерно в 80 км к северу от Хеврона.

37:17 Дотан лежит примерно в 20 км к северу от Шехема.

37:22 ...в ту яму... — Имеется в виду выкопанный или высеченный в скальном грунте резервуар, в сезон дождей собиравший воду. В засушливое время года этой водой пользовались пастухи и их скот. Резервуар мог иметь несколько метров в глубину, и выбраться оттуда без посторонней помощи было невозможно.

37:25-28 Измаильтяне и мидьянитяне — древнееврейские названия кочевников и торговцев, населявших северную Аравию. Согласно генеалогиям книги Бытия, измаильтяне — потомки Авраама от Агари (25:12-18), а мидьянитяне  — от Кетуры (25:4), однако в книге Судей (гл. 8) и в истории Иосифа эти два имени выступают как синонимы. Возможно, Суд 8:24 указывает на то, что мидьянитяне — одно из измаильтянских племен.

37:25 Благовонные смолы (к числу которых относятся также ладан и бальзам) добывались из кустарниковых растений восточного Средиземноморья и Аравии. В эпоху, не знавшую мыла, благовония были важным предметом торговли; они использовались также в медицинских целях, при погребении усопших и при богослужении.

37:28 ...двадцать шекелей серебра...  — Буквально: "двадцать серебром". Единица измерения не упомянута, но имеется в виду шекель (ок. 11,5 г). Двадцать шекелей стоил раб-подросток (Лев 27:5).

29 Рувим вернулся, подошел к яме — Иосифа нет! И в знак скорби он разорвал свои одежды.

30 — Мальчика нет! — сказал Рувим, вернувшись к братьям. — А я? Куда мне деваться теперь?

31 Братья взяли рубаху Иосифа, зарезали козла и выпачкали рубаху в крови козла. 32 Потом принесли ее отцу и сказали:

— Вот что мы нашли! Посмотри — это рубаха твоего сына?

33 Иаков взглянул и закричал:

— Рубаха моего сына! Его звери загрызли! Растерзали, растерзали Иосифа!

34 И, разорвав свои одежды, с одним лишь куском грубой ткани на бедрах, Иаков оплакивал сына много дней подряд. 35 Сыновья и дочери пришли к нему, чтобы утешить, но Иаков не желал утешиться.

— Нет! — говорил он. — Буду оплакивать сына! С плачем сойду к сыну, в Шеол!

И продолжал оплакивать Иосифа.

37:35 Шеол — царство мертвых.

37:36 ...начальник стражи. — Некоторые комментаторы предлагают чтение "начальник поваров" (такой титул, действительно, существовал в Египте, его носитель принадлежал к высшим сановникам).

36 А мидьянитяне тем временем отвели Иосифа в Египет и продали Потиф`ару — то был сановник фараона, начальник стражи.

<.....>

46 1 Израиль собрал всё свое добро и отправился в путь. Придя в Беэр-Шеву, он принес жертву Богу своего отца Исаака  — 2 и Бог позвал его в ночном видении:

— Иаков, Иаков!

— Да, — ответил Израиль.

3 Бог сказал:

— Я Бог, Бог отца твоего. Не бойся, иди в Египет: там Я произведу от тебя великий народ. 4 Я Сам пойду с вами в Египет, Я Сам и выведу вас оттуда. Иосиф своею рукою закроет тебе глаза.

5 И Иаков оставил Беэр-Шеву.

46:1 Беэр-Шева расположена примерно в 40 км к юго-западу от Хеврона. Это последний крупный населенный пункт по дороге из Палестины в Египет.

На повозках, которые им дал фараон, сыны Израилевы везли Иакова, детей и женщин; 6 они гнали перед собой свои стада и везли добро, что нажили в Ханаане. Так Иаков вместе со всем своим потомством переселился в Египет: 7 сыновей, внуков, дочерей, внучек — весь свой род он привел в Египет.

 

<.....>

47 1 Придя к фараону, Иосиф сказал:

— Пришли из Ханаана мой отец и мои братья, вместе со стадами скота, мелкого и крупного, и со своим добром. Сейчас они в земле Гошен.

2 Иосиф представил фараону пятерых из братьев. 3 Фараон спросил, чем они занимаются, и те отвечали:

— Мы, рабы твои, пасем овец, как и отцы наши.

4 И еще сказали:

— Мы пришли в эту землю как переселенцы. Нам, рабам твоим, негде пасти скот, ведь в Ханаане сейчас сильный голод. Позволь нам, рабам твоим, поселиться в земле Гошен.

5 Фараон сказал Иосифу:

— К тебе пришли отец и братья — 6 так посели их в лучших краях нашей земли: вся страна египетская перед тобою. Пусть живут в земле Гошен. И если ты знаешь среди них подходящих людей, то поставь их смотреть за моими стадами.

7 Затем Иосиф представил фараону своего отца Иакова. Иаков благословил фараона, 8 и тот спросил:

— Сколько же тебе лет?

9 — Сто тридцать лет я прожил на свете, — отвечал Иаков. — Это немного, и трудными были эти годы. Им не сравниться с годами, которые прожили на свете мои праотцы.

10 И, вновь благословив фараона, Иаков удалился.

47:11 ...в области Раамсес... — При Рамсесе Втором (1290–1224 гг. до н.э.) в восточной части Дельты, на месте города Таниса, была возведена новая столица  — Пер-Рамсес (видимо, давшая имя и окрестной территории).

11 Иосиф, как и повелел ему фараон, поселил отца и братьев в лучшем краю Египта, в области Раамсес, и наделил их там землей. 12 И отцу, и братьям, и всему своему роду Иосиф выдавал зерно, каждому по числу детей в его семье.

<.....>

Глава 49:

29 Иаков сказал сыновьям:

— Скоро мне уходить к праотцам. Похороните меня рядом с моими предками, в пещере, что на поле Эфрона-хетта. 30 Эта пещера — на поле Махпела, рядом с Мамре, в земле ханаанской, а поле Авраам купил у Эфрона-хетта как место для погребения. 31 Там похоронены и Авраам с Саррой, и Исаак с Ревеккой, там я и Лию похоронил. 32 И поле, и пещера, что на нём, куплены у хеттов.

33 Дав сыновьям такой наказ, Иаков лег на постель и скончался, и отошел к праотцам.

50:11 Авел-Мицраим — "Плач Египтян" (евр.).

50:17 ...ведь мы рабы твоего отчего Бога! — Обязательства, вытекающие из родственных уз, нарушены братьями. Однако их по-прежнему связывает с Иосифом почитание Бога-покровителя их семьи.

50 1 Иосиф припал к телу отца и, рыдая, целовал лицо усопшего. 2 Своим слугам-врачам он велел набальзамировать тело Израиля. 3 Сорок дней, как положено, врачи бальзамировали тело, и семьдесят дней египтяне оплакивали усопшего. 4 Когда время траура кончилось, Иосиф попросил приближенных фараона:

— Сделайте милость, скажите фараону, 5 что мой отец взял с меня клятву: когда он умрет, я должен похоронить его в Ханаане, в усыпальнице, которую он заранее приготовил для себя. Я прошу позволения пойти и похоронить отца — а потом вернусь.

6 И фараон разрешил:

— Иди и похорони отца. Выполни клятву.

7 Иосиф отправился хоронить отца, и с ним пошли все вельможи фараона, и все старшие сановники, и все старейшины земли египетской, 8 и вся семья Иосифа, и все его братья, и весь его род  — в земле Гошен остались только их дети и скот. 9 И колесницы сопровождали его, и конница, и великое множество народа.

10 Дойдя до Г`орен-Ат`ада, что за Иорданом, они подняли там великий и горький плач — семь дней оплакивали они Иосифова отца. 11 Ханаанеи, жившие в той земле, увидели траур в Горен-Атаде и воскликнули:

— Как горько плачут египтяне!

(Потому-то и называется это место за Иорданом Ав`ел-Мицр`аим.)

12 Сыновья выполнили волю отца: 13 принесли его тело в Ханаан и похоронили в пещере на поле Махпела, что некогда было куплено Авраамом у Эфрона-хетта как место для погребения  — неподалеку от Мамре. 14 После похорон Иосиф, его братья и все сопровождавшие вернулись в Египет.

15 Теперь, после смерти отца, братья Иосифа задумались: "А что если Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?" 16 И они велели передать Иосифу:

— Перед смертью отец завещал 17 сказать тебе: "Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину  — то зло, которое они тебе причинили". Так прости же нас, ведь мы рабы твоего `отчего Бога!

Иосиф плакал, слушая эти слова.

18 Братья пришли, простерлись перед ним на земле и сказали:

— Отныне мы твои рабы!

19 — Не бойтесь, — ответил Иосиф.  — Разве я Бог? 20 Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: сколько людей спасено из-за этого! 21 Не бойтесь. Я буду заботиться и о вас и о ваших детях.

Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.

 

[A] Данный перевод Книги Бытия можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

NEW! На сайте открылся партнерский интернет-магазинчик христианской книги.
Заказывая книги через этот раздел сайта
(который предполагается развивать),
вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: Исайя, 48:17-49:13; 65-66

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное