Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 4; Еккл 8-12 / 11.III.11 пт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 11 марта 2011 года, пятницу.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея.
Сегодня глава 4.
Ú

Перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть").[A]

 

 

Этот текст на церковнославянском /
Синодальный перевод

Комментарии
к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюс-
сельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина" "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой  
4
:12-17
       
   

Также в этом выпуске
завершаем чтение книги Экклеcиаст (главы 8–12).
Ú

Перевод и комментарии: Э.Г. Юнц.
(Ранее в этой рассылке мы читали перевод этой книги, выполненный А.Э. Графовым.)

ancientrome.ru/antlitr/antost/eccles/kniga_f.htm

''Перевод "Книги Экклесиаста" <...> впервые был издан в журнале "Вопросы философии" (1991, № 8). Перевод заново просмотрен автором, и является окончательной его версией. Использование перевода разрешается только со ссылкой на источник публикации и указанием имени автора, без права вносить какие-либо изменения без письменного разрешения автора".

 

Комментарии
к кни-
ге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии Лопухина"
8
9
10
11
12

КНИГА ЭККЛЕСИАСТА

9,9 наслаждайся счастьем — досл. "жизнью", хайим. Вульгата: "наслаждайся вином", хайайин , что согласуется с вином, названным в предыдущем стихе. Очевидно расхождение между масоретским текстом и тем. которому следовал Иероним.

9,9 которую дал тебе Бог под солнцем — досл. "которую он тебе дал под солнцем". Ср. прим. к 6,10.

9,10 в могиле, куда ты сойдешь — ср. Сир. 14,16: "Живи вволю и тешь свою душу: ведь в преисподней тебе не придется искать развлечений".

10,2 ум мудреца направлен на доброе — досл. "сердце мудрого расположено справа, а сердце глупого — слева", распространенное архаическое представление о том, что правая сторона соответствует доброму, позитивному ("наше дело правое"), а левая — негативному, злому.

10,3 даже когда он просто гуляет — возможен иной перевод: "Куда бы глупец ни шел, о каждом встречном он думает: Вот глупец!"

10,8 кто копает яму, рискует в нее свалиться — знаменитое изречение, которое в отрыве от контекста приобрело совершенно иной смысл и превратилось в совет не строить ловушку ближнему.

10,16 холоп — досл. "отрок", наар, т.е. раб, слуга, вообще человек низкого происхождения. Многие понимают это слово буквально, как "ребенок, недоросль", а всю фразу — как жалобу на засилье временщиков при малолетнем царе, что нарушает, однако, смысловой параллелизм с 10,17.

10,20 в мыслях — по другому чтению: "в постели", т.е. во сне, что хорошо согласуется с упомянутой ниже спальней.

11,5 зарождение жизни в материнском чреве — место грамматически не вполне ясное, досл. "как (строятся) кости в утробе беременной". Смысл, вероятно, тот, что формирование зародыша начинается с возникновения костей. Отметим специфическое представление о костях как важнейшем телесном компоненте, имеющем особое, даже сакральное значение, Ср. рассказ о сотворении Евы из ребра Адама (Быт. 2,21) и провербиальное выражение "ты моя кость и плоть" (Быт. 29,14), соответствующее нашему "плоть и кровь".

12,3 задрожат обходящие дом — ст. 3-5, описывающие угасание человеческой жизни, полны дерзких сравнений и намеренно темных метафор, которые раскрываются приблизительно так: "ноги дрожат, выпадают зубы, притупляется зрение, слабеет слух, седеют волосы, тело становится грузным".

12,5 каперс не возбуждает желаний — плоды каперса применялись не только как острая приправа, возбуждающая аппетит, но и как средство, усиливающее мужскую потенцию.

12,7 душа — или "дыхание, жизнь", руах. Ср. Быт. 2,7: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул ему в ноздри дыхание жизни, нишмат хайим , и стал человек живым существом". После смерти эта божественная субстанция, как видим из текста, в полной сохранности и прежнем объеме возвращается к своему источнику.

12,8 — этот стих замыкает авторский текст, образуя со ст. 1,2 композиционную рамку. Ее в свою очередь обрамляют явно неавторская вводная фраза (1,1) и эпилог (12,9-14), в котором неизвестный переписчик или редактор даст от себя восторженную оценку произведению.

 VIII. Только мудрец о вещах судит здраво. Мудрость проясняет человеку лицо и вносит умиротворение в душу.

    Вот мой совет: Повинуйся царю, ибо ты давал ему клятву пред Богом. Будь осторожен, уходя от него, и не участвуй в неблаговидном деле. Это он волен делать всё, что угодно. Последнее слово всегда за царем, и возражать ему никто не посмеет.

    Соблюдающий заповедь не узнает горя, ибо мудрый помнит о предстоящем суде. Ведь каждый поступок там будет рассмотрен, и горе тому, над кем тяготеет вина.

    Предвидеть будущее человек не в силах. Кто скажет ему, каково оно?

Никто не может продлить себе жизнь,
              И никто не властен над смертным часом.

Неотвратима война для людей,
              И порочность в людях неистребима.

    И еще понял я, задумавшись над делами, которые творятся под солнцем: Бывает так, что человек властвует над человеком себе же во вред.

    10 Видел я также, сколь пышной гробницы удостаивается иной нечестивец, а праведника сограждане гонят вон, и в святом месте предают забвенью. Это тоже нелепость.

    11 Кара не сразу постигнет виновных, а поэтому люди не боятся грешить. 12 Но даже если закосневший в грехах нечестивец проживет долгие годы, я твердо знаю, что счастлив будет лишь тот, кто чтит и боится Бога. 13 Нечестивцу и грешнику счастья нет, ибо как тень недолговечен тот, кто не испытывает пред Богом должного страха.

    14 Бессмысленно то, что на земле происходит. Есть праведники, которых преследуют неудачи, словно они нечестивцы, а есть нечестивцы, которым, наоборот, выпала участь, достойная праведных. И сказал я себе: Это тоже нелепость.

    15 И восхвалил я радости жизни, ибо нет для человека большего блага, чем есть, пить и предаваться веселью. Только в этом плата ему за труды в жизни, которую дал ему Бог под солнцем.

16 Я жаждал мудрости, чтобы понять
              Всё то, что на земле происходит,

Где людям нет ни сна, ни покоя,
              Где трудятся они, не смыкая глаз.

    17 И убедился я, что человек до конца не сможет постичь творение Божье. Сколько бы человек ни бился над этим, ему всё равно не найти ответа, и если даже мудрец возьмется за это, то и он не сумеет этого сделать.

    IX. Долго я размышлял, и понял, что и праведник, и мудрец во власти Божьей, и не дано человеку знать, любви или ненависти он достоин.

Один конец ожидает всех.
              Одинакова участь праведника и грешника,

Доброго и злого, чистого и нечистого,
              Приносящего жертвы и не приносящего,

Добропорядочного и негодяя,
              Честного человека и клятвопреступника.

    В том-то и состоит самое худшее из всех зол, творимых под солнцем, что один конец уготован людям. К тому же, душа их в течение всей их жизни полна и злобы и глупости.

У живых есть хотя бы надежда.
              Даже псу живому лучше, чем мертвому льву.

Живые знают хотя бы то, что умрут,
              А мертвые уже ничего не знают.

    Нет им больше доли ни в чём, ибо даже память о них истерлась. И любовь их, и ненависть, и ревность исчезли. Никогда больше не смогут они участвовать в происходящем под солнцем.

    Так иди же, весело ешь хлеб, и пей беззаботно вино, так как Бог предрешил твои поступки. Не снимай белоснежных одежд и не жалей благовоний. Наслаждайся счастьем с любимой женой все дни бесцельной жизни твоей, которую дал тебе Бог под солнцем, все напрасные дни твои, ибо это единственная награда за все твои тяжкие труды под солнцем.

10 Любое дело, которое ты найдешь себе,
              Старайся делать как можно лучше,

Ибо в могиле, куда ты сойдешь,
              Ты не сможешь больше творить и мыслить.

    11 Вот что еще я заметил под солнцем: Не всегда достается награда быстроногому, победа храброму, пропитание мудрому, богатство ученому и почет умелому, но всё зависит от прихоти случая.

12 Человек не знает своей судьбы,
              И как рыба, попавшая в злополучную сеть,
                            Как птица, запутавшаяся в силках,

Люди беспомощны в час беды,
              Внезапно обрушившейся на них.

    13 А вот еще поучительный пример, который довелось мне видеть под солнцем. 14 Могущественный царь обложил осадой маленький, беззащитный город. 15 Но нашелся в городе умный бедняк, который своей находчивостью спас сограждан. Тем не менее, бедняка этого быстро забыли. 16 И сказал я себе: Мудрость лучше, чем сила, но мудрого бедняка презирают и не прислушиваются к нему.

    17 В тихой речи умного человека смысла больше, чем в крике вельможного дурака.

    18 Мудрость сильнее осадных орудий, но одна оплошность может испортить всё.

    X. Как муха, попав в сосуд с благовонием, делает его непригодным, так малейшая глупость сводит на нет усилия мудреца.

    Ум мудреца направлен на доброе, а ум дурака склоняется к злому. Даже когда он просто гуляет по улице, прохожим видна глупость его.

    Если начальник распекает тебя, сдержи свои чувства и изъяви покорность: самообладание удерживает от неверного шага.

    Видел я и другое зло, которое случается по недосмотру властителя: Невежды сидят на высоких постах, а достойные внизу прозябают. Я видел рабов, разъезжавших верхом, и князей, ходивших пешком, как рабы.

    Кто копает яму, рискует в нее свалиться, и кто ломает изгородь, будет ужален змеей. Кто таскает камни, может и надорваться, а кто колет дрова, тот рискует пораниться.

    10 Если лезвие топора затупилось, и нет оселка, чтобы его наточить, работа становится невыносимой, но тот, кто запаслив, горя не знает.

    11 Если внезапно ужалит змея, то и искусство заклинателя не поможет.

    12 Слова мудреца внушают к нему уважение, а глупца губит его же язык. 13 Начинаются его речи с нелепости, а кончаются опасным кощунством. 14 Но он не прекращает своей болтовни: несчастный не понимает, что его ждет, и никто ему не подскажет это.

    15 Глупцу любая работа трудна: он даже не знает дороги в город.

    16 Горе стране, где у власти холоп и вельможи которой спозаранку пируют. 17 Блаженна страна, царь которой знатен и князья которой обедают скромно.

    18 У бездельника протекает крыша, и где праздны руки, там рушится дом.

    19 Чтобы развлечься, люди пируют, и на радость им существует вино, но удовольствия эти требуют денег.

    20 Не смей даже в мыслях хулить царя и даже в спальне бранить богатого, ибо птица небесная донесет на тебя, и крылатая перескажет твои слова.

    XI. Пускай свой хлеб по течению вод, и спустя много дней он вернется к тебе. Помогай семерым, и восьмерым не отказывай: ведь неизвестно, что может случиться завтра.

    Если сгустились грозовые тучи, они непременно прольются дождем. На юг ли, на север ли падает дерево, куда-нибудь оно всё равно упадет.

    Кто выжидает ветра, тот не посеет, и кто смотрит на тучу, тот не пожнет.

    Как скрыто от тебя движение ветра и зарождение жизни в материнском чреве, так же мало дано тебе знать о том, как Бог созидает мир.

    Начинай сеять прямо с утра, и вечером не переставай трудиться. Неизвестно, какой посев окажется лучше; а может, хорош будет и тот, и другой.

    Поистине, сладостен свет, и видеть солнце отрадно глазу. И если человеку суждено прожить долго, пусть он радуется каждому дню, но пусть помнит и о днях печали, которых у него будет немало, и о том, что будущее ничтожно.

    Веселись, юноша, покуда ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай всё, что желает твоя душа и чего просят глаза твои, только знай, что за всё с тебя взыщет Бог. 10 Отринь от сердца мрачные мысли и не дай болезни коснуться тебя, ибо молодость и здоровье не вечны.

XII. Вспоминай, юноша, о Создавшем тебя
              До того, как настанут тяжкие дни
                            И приблизятся безотрадные годы,

До того, как померкнут солнце и свет,
              Луна и звезды, и вслед за дождем
                            Небо затянут черные тучи,

Когда задрожат обходящие дом,
              И дряхлыми старцами сильные станут,

Когда перестанут молоть жернова,
              Потому что их мало, и потускнеют окна,

Когда запрется входная дверь
              Под умолкающий скрип зернотерки,

Когда не слышно станет щебета птиц,
              И голоса поющих девушек стихнут,

Когда страшен в гору подъем,
              И на дороге подстерегает опасность,

Когда зацветает миндаль,
              И саранча, объевшись, взлететь не может,
                            И каперс больше не возбуждает желаний.

Тогда человек отходит в свой вечный дом,
              А толпа вокруг него причитает.

Тогда лопнет серебряный шнур,
              И оборвется нить золотая,
                            И разобьется кувшин у ключа,

И сломается ворот колодца,
              И прах вернется в лоно земли,
                            А душа возвратится к своему источнику, Богу.

    8 Ничтожно всё, — сказал Кохелет, — Напрасно всё и бессмысленно всё.

    Кохелет не только сам отличался мудростью, но и охотно наставлял других, слагая много поучительных притч. 10 Он старался сочинять изящно, но всё, что написано им — чистая правда.

11 Слова мудреца подобны стрекалу,
              И его изречения — словно вбитые гвозди.

    12 И сверх этого, сын мой, ничего не ищи. Всех книг всё равно не прочтешь, и ум напрягать — себя только мучить. 13 Хватит! Главное ты уже слышал: Бойся бога и соблюдай его заповеди. Вот всё, что требуется от человека. 14 Ведь Бог будет судить каждый поступок, в том числе тайный, и плохой, и хороший.

Евангелист Матфей. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ


4 1 Потом Иисус был уведен Духом в пустыню, чтобы там Его испытал дьявол. (2) Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте и сильно проголодался. (3) Дьявол, испытывавший Его, подошел и сказал Ему:

    — Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.

4 Иисус ответил:

    — В Писании сказано:

«Не только хлебом должен жить человек,
   но и каждым словом,
      исходящим из Божьих уст».

5 Тогда дьявол приводит Его в святой город, ставит Его на самый верх Храма (6) и говорит Ему:

    — Если Ты Сын Бога, бросься вниз. Ведь Писание говорит:

Бог «ангелам Своим повелит оберегать Тебя —
   они на руки подхватят Тебя,
чтобы нога Твоя не споткнулась о камень».

8 Снова берет Его дьявол, на очень высокую гору, показывает Ему все царства мира во всём их блеске (9) и говорит Ему:

    — Я всё это отдам Тебе, если Ты, пав на землю, поклонишься мне.

10  — Прочь, Сатана! — ответил ему тогда Иисус. — Ведь Писание говорит:

«Господу, Богу твоему, поклоняйся,
   и Его одного почитай».

11 Тогда дьявол оставил Его. Тут же пришли к Иисусу ангелы и прислуживали Ему.

12 Иисус, узнав, что Иоанн брошен в тюрьму, вернулся назад в Галилею. (13) Покинув Назарет, Он поселился в Капернауме, в городе у Галилейского моря, в земле Зевулуна и Нафтали. (14) Это произошло потому, что должно было исполниться сказанное устами пророка Исайи:

15 «Земля Зебулона, земля Нафтали,
   ведущая к морю! Заиорданье!
   Галилея, страна язычников!
16 Народ, живущий во тьме,
   увидел великий свет.
Для тех, кто жил под сенью смертной,
   взошла заря».

17 С тех пор Иисус стал возвещать: «Вернитесь к Богу! Царство Небес уже рядом!»

18 Проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел двух братьев — Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея. Они были рыбаки и забрасывали в море сети.

19  — Пошли за Мной! — говорит им Иисус. — Я сделаю вас ловцами людей!

20 Оставив сразу же сети, они последовали за Ним. (21) Пройдя немного дальше, Он увидел двух других братьев — Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна, — они в лодке со своим отцом Зеведеем чинили сети. Он позвал их. (22) И они, сразу же оставив лодку и отца, последовали за Ним.

23 Иисус ходил по всей Галилее и учил в синагогах, возвещая Радостную Весть о Царстве и исцеляя народ от всяких болезней и недугов. (24) Слава о Нём прошла по всей Сирии. К Нему приносили всех, кто страдал от разных болезней и мучительных недугов, одержимых бесами, больных падучей и парализованных. Иисус всех исцелял. (25) Толпы людей из Галилеи, Десятиградья, Иерусалима, Иудеи и Заиорданья ходили за Ним следом.


3.2 Уже рядом — возможно иное понимание: «уже здесь». В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: «Пусть придет Твое Царство!»), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).

4.1 дьявол (греч. «клеветник», «противник») — то же, что Сатана (см. прим. к 4.11).

4.2 Пост часто был подготовительным этапом перед принятием важного решения. В древности он заключался в полном отказе от пищи на определенный период времени.

4.3 пусть эти камни... — вероятно, камни в пустыне были похожи на хлебы — плоские восточные лепешки. Дьявол хочет внушить Иисусу мысль, что Его целью должно стать всеобщее благоденствие на земле.

4.8 во всём их блеске — дословно: «и всю славу их». В Священном Писании славой часто называется богатство, пышность, роскошь. Согласно дьяволу, лишь получив власть и богатство, можно добиться своих целей.

4.11 Сатана — арам. «противник». В Книге Иова он — один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать людей, подвергая проверке их верность (гл. 1–2; ср. также 1Пар 21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1–10). Но постепенно в нём начинают видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством. Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему — греческое слово «диакон`ео» («служить») может употребляться в самом общем смысле, но может быть и термином: «прислуживать за столом, подавать пищу».

4.12 Галилейское море было не морем, а озером (см. Лк 5.1), но в народе часто называют большие озера морями (ср. русское «славное море, священный Байкал»). Оно также называлось Геннисаретским и Тибериадским.

4.13 Зевул`ун и Нафтал`и — в ветхозаветные времена эти племена обитали на севере Палестины, где в I в. жило много язычников.

4.17 уже рядом — см. прим. к 3.2.

4.18 Симон — это еврейское имя (полное имя — «Симеон», точнее: «Шим`он»). Петр (арам. Кеф`а) — прозвище, данное Симону Иисусом, означае «камень, скала».

4.23 уча в синагогах (греч. «сюнагоге — «собрание»; позже также «молитвенный дом») — жертвоприношения совершались в иерусалимском Храме, а по субботам люди собирались в синагоги для молитвы и чтения Священного Писания. Любой сведущий и уважаемый человек мог там читать и толковать Священное Писание, а также учить собравшихся.

4.24 Сирией называлась римская провинция со столицей в Антиохии.

4.25 Десятиградье (греч. Декаполис) — союз свободных греческих городов (число их вначале было десять), находившихся под покровительством римского наместника провинции Сирия, а также территория, на которой они расположены. Плиний Старший сообщает, что этими городами были Дамаск, Рафана, Дион, Скифополь, Гадара, Гиппос, Гераса и Филадельфия.

 

4.1-11 Мк 1.12-13; Лк 4.1-13    4.1 Евр 2.18; 4.15    4.3 Мф 4.6; 27.40    4.4 Втор 8.3    4.6 Пс 91 (90).11-12
4.7 Втор 6.16; 1Кор 10.9    4.10 Втор 6.13    4.12-17 Мк 1.14-15; Лк 4.14-15    4.12 Мф 14.3; Мк 6.17; Лк 3.19-20
4.13
Ин 2.12    4.15-16 Ис 9.1-2    4.16 Лк 1.79    4.17 Мф 3.2; 10.7    4.18-22 Мк 1.16-20; Лк 5.1-11
4.23-25 Лк 6.17-19    4.23 Мф 9.35; Мк 1.39; Лк 4.44    4.25 Мк 3.7-8

[A] Мф. в переводе В.Н. Кузнецовой// О переводе. 

[ Данный перевод лег в основу издания Нового Завета, выпускаемого Российским Библейским   Обществом
  под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика).
  Существуют различные издания, отличающиеся форматом и обложкой.

Приобрести данный перевод можно, например, в интернет-магазинах:

 
(Формат 130х200 мм)
Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого (формат 130x200 см)
]

   

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Мф 4:23 — 5:20.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное