Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Мф 3; Еккл 4-7 / 10.III.11 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 10 марта 2011 года, четверг.

Продолжаем читать Евангелия от Матфея. Сегодня глава 3. Ú

Перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")*. (Об этом переводе)

 

[

Данный перевод лег в основу издания Нового Завета, выпускаемого Российским Библейским Обществом под заглавием "Радостная Весть"
(без указания переводчика).
Существуют различные издания, отличающиеся форматом и обложкой.

Приобрести данный перевод можно, например, в интернет-магазинах:

ozon.ru  
(Формат 130х200 мм)
Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого (формат 130x200 см)
]

 

 

Этот текст на церковнославянском / Синодальный перевод

Комментарии
к книге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии Лопухина" "Женевская Библия" из комм. В.Н. Кузнецовой  
3
:13-14;  :18-22;
       
 

Также в этом выпуске:
Экклеcиаст, главы 4–7.
Ú

Перевод и комментарии: Э.Г. Юнц.
(Ранее в этой рассылке мы читали перевод этой книги, выполненный А.Э. Графовым [купить].)

ancientrome.ru/antlitr/antost/eccles/kniga_f.htm

''Перевод "Книги Экклесиаста" <...> впервые был издан в журнале "Вопросы философии" (1991, № 8). Перевод заново просмотрен автором, и является окончательной его версией. Использование перевода разрешается только со ссылкой на источник публикации и указанием имени автора, без права вносить какие-либо изменения без письменного разрешения автора".

 

Комментарии
к кни-
ге:
к гла-
вам
  из 'Брюссельской' Библии из "Толковой Библии Лопухина"
4
5
6
7

КНИГА ЭККЛЕСИАСТА

4,4 удача в трудах — примечательно, что ст. 4-9 объединяет сквозная тема труда, а ст. 8-12 связывает мотив одиночества. Такая же тематическая перекличка наблюдается ниже, во многих соседствующих друг с другом изречениях: "терпение" 7,8 и "выдержка" 7,9; "случай" 9,11 и "судьба" 9,12; "пирующие вельможи" 10,16 и "бездельник" 10,18; "кто выжидает ветра, тот не посеет" 11,4 и "начинай сеять прямо с утра" 11,6. Часто примыкание бывает формальным, по наличию одного и того же слова или понятия: "змея" 10,8 и 10,11; "колоть дрова" 10,9 и "лезвие топора" 10,10; "тучи" 11,3 и 11,4; "ветер" 11,4 и 11,5. Число подобных примеров легко умножить. Как видим, отдельные изречения нанизываются одно на другое по ассоциативному принципу, через связующее ключевое слово, или группируются вокруг такого слова, образуя смысловое гнездо, или куст. Нетрудно догадаться, что тот и другой способ организации материала (выстраивание ассоциативных цепочек и формирование смысловых кустов) есть мнемонический прием, призванный облегчить заучивание книги наизусть. Такое расположение удобно еще и тем, что позволяло позднейшим продолжателям Экклесиаста пополнять коллекцию афоризмов, подстраивая к тому или иному слову новые изречения.

4,5 разоряется — возможен иной перевод: "гложет себя (завистью к богатым)".

5,3 скорее исполнить — ср. Втор. 23,22: "Если ты дал Господу Богу твоему обет, постарайся его скорее исполнить". Примечательно, что Экклесиаст, почти дословно цитируя Пятикнижие, заменяет сочетание "Господь Бог" (Адонай Элохим) на "Бог" (Элохим) . Ср. прим. к 1,13.

5,5 священника — досл. "посланника", малах, в котором некоторые комментаторы видят храмового посыльного, явившегося за обещанным пожертвованием. Скорее, однако, речь идет о священнике как полномочном "после" и представителе Бога. Ср. Мал. 2,7: "Уста священника — источник знания. Из его уст следует искать наставлений, ибо он — посланник Владыки Воинств".

5,14 нагим и возвратится туда — ср. Иов 1,21: "Нагим я вышел из материнского чрева, нагим туда и вернусь".

6,10 спорить с тем, кто сильнее его — т.е. с Богом — характерное для Экклесиаста осторожно-почтительное избегание Божьего имени. Ср. прим. к 2,12 и к 9,9.

7,1 доброе имя дороже елея — игра слов: шем "имя", и шемен "елей, благовонное масло".

7,6 треск колючек в огне под котлом — игра омонимами: сир "колючка, терний", и сир "горшок, котелок".

7,7 в начале этого стиха некоторые издатели предполагают лакуну, но масоретский текст, на наш взгляд, здесь вполне целостен и не нуждается в дополнениях.

7,8 лучше терпение, чем поспешность — игра слов: эрех-руах "терпение, уступчивость", досл. "длинный дух"; и гвах-руах "вспыльчивость, надменность", досл. "высокий дух".

 IV. А еще оглянулся я и увидел, сколько несправедливостей творится под солнцем. Угнетенные плачут, а утешить их некому. Притесняют их, и нет им поддержки. 2 И сказал я:

Покойник, который уже в могиле
              Счастливее тех, кто остался жить.

3 Но еще лучше тому, кто вообще не родился
              И не видел злодеяний, творимых под солнцем.

    4 А еще понял я, что талант и удача в трудах вызывают у ближнего зависть. Это тоже бессмысленно, как ловля ветра.

    5 Глупец сидит сложа руки и разоряется. 6 Но лучше малая горсть покоя, чем полные пригоршни труда и хлопот.

    7 Увидел я и другой пример того, как бессмысленно всё под солнцем. 8 Иной человек совсем одинок, и нет у него ни сына, ни брата, а он изнуряет себя трудом, одержимый ненасытной жаждой богатства, и не скажет себе: Для кого я тружусь и лишаю себя радостей жизни? Это тоже нелепо.

    9 Двоим лучше, чем одному. Так им легче заработать на жизнь. 10 Если один из них упадет, то другой всегда поможет товарищу встать. Но горе одному, если он споткнется и некому будет его поднять.

    11 Если двое вместе лежат, то тепло им, а в одиночку невозможно согреться.

12 Одного всегда одолеть нетрудно,
              Но двое сумеют постоять за себя,
                            И тройная нить не скоро порвется.

    13 Лучше быть бедным, но умным юношей, нежели старым, но глупым царем, уже неспособным прислушиваться к советам, 14 ибо тот и из темницы выйдет в цари, а рожденный царствовать станет нищим. 15 Видел я, как всё живое, ликуя, встречает юношу, занявшего место царя. 16 Несметная толпа окружает его, но она же позднее разочаруется в нём. Это тоже бессмысленно, как погоня за ветром.

    17 Отправляясь в храм Божий, ступай осторожно. Лучше прийти в послушании, чем приносить жертвы, подобно глупцам, которые сами не ведают, что грешат.

    V. Придержи язык и не позволяй себе опрометчивых высказываний перед Богом. Ведь Бог на небе, а ты на земле, и потому пусть речи твои будут кратки. 2 От избытка забот — беспокойный сон, а от избытка слов — глупая речь.

    3 Если ты дал Богу обет, постарайся его скорее исполнить. Худо придется тому глупцу, который обет не исполнит. 4 Лучше вовсе не обещать, чем обещать, но так и не сделать. 5 Не давай языку вводить тебя в грех и не уверяй священника, что дал обет по ошибке. Стоит ли ложью гневить Бога, обрекая на гибель свои труды? 6 Лишних слов избегай пуще лишних забот, а главное, бойся Бога.

    7 Если увидишь, как на местах притесняют бедняков, попирая справедливость, не удивляйся. Ведь один начальник прикрывает другого, а его — еще более высокое начальство. 8 Уже и то хорошо, что есть царь, пекущийся о стране в целом.

    9 Алчному всегда не хватает денег, и стяжателю кажется, что прибыль мала. Это тоже нелепость.

    10 Где много богатств, там и едоков много. А самому владельцу какой от них прок? Разве что любоваться ими.

    11 Труженику всегда сладко спится, даже если он несытно поел, а богачу не спится из-за богатства.

    12 Бывает под солнцем и такое несчастье: богатство вдруг превращается в бедность. 13 Разоряет богача неудачная сделка, и сын его остается ни с чем.

14 Нагим он вышел из материнского чрева,
              Нагим и возвратится туда,
                            Так ничего и не получив за труды.

15 Вот уж поистине жалкая доля:
              С чем он пришел, с тем и уходит.
                            И зачем только он трудился на ветер!

16 А ведь он всю жизнь свою ел впотьмах,
              От забот и тягот не зная покоя.

    17 Самое лучшее, как я убедился, это — есть, пить и находить радость в работе, которой человек занят под солнцем в считанные дни жизни, которую дал ему Бог, ибо в этом и состоит его доля. 18 Всякий, кому Бог пошлет богатство и даст возможность распоряжаться им, вволю жить и наслаждаться работой, пусть это примет как дар Божий, 19 и пусть забудет о краткотечности жизни благодаря счастью, которое дал ему Бог.

    VI. Видел я под солнцем и другой пример невыносимо тяжкого горя. 2 Иному Бог дает столько богатств и почета, что хватит для исполнения любой прихоти, но лишает возможности распоряжаться этим, так что пользуется богатством чужой. Какая бессмыслица и нелепость! 3 Пусть он родит хоть сотню детей и проживет сколь угодно долго, но если от жизненных благ он не вкусит и если останется непогребенным, то поистине хуже ему, чем недоноску.

4 Напрасно рожденный, во мрак тот уходит,
              И имя его покроется мраком.

5 Ни разу не видел он света солнца,
              Но всё же лучше ему, чем тому,

6 Кто прожил дважды по тысяче лет,
              так и не насладившись жизнью.
                            Один конец всем уготован!

    7 Человек тратит все силы, чтобы наполнить желудок, но душу его невозможно насытить.

    8 Умный ничуть не лучше глупца, и ни к чему простолюдину учтивость.

    9 Лучше брать то, что перед глазами, чем о недоступном мечтать. Это так же бессмысленно, как гнаться за ветром.

    10 Порядок вещей давно установлен, и назначено, кем должен быть человек. Поэтому пусть не пытается он спорить с Тем, кто сильнее его. 11 Бессмысленны здесь длинные речи, и препирательство тут не поможет. 12 Да и кто знает, что хорошо для человека в бесцельной и краткой жизни его, напоминающей бледную тень? Кто расскажет ему, что после него будет под солнцем?

    VII. Доброе имя дороже елея, и день смерти лучше дня появленья на свет.

    2 Лучше пойти на похороны, чем на угощенье. Там невольно вспомнишь, какой конец ждет нас, а поразмыслить над этим каждому стоит.

    3 Лучше горевать, нежели веселиться. Чем печальней лицо, тем душа чище.

    4 Сердце мудрых — в доме, где плачут, а сердце глупых — там, где веселье.

    5 Лучше услышать от мудрого порицанье, чем упиваться хвалою глупца.

    6 Что треск колючек в огне под котлом, то смех глупца. Это тоже нелепость.

     7 Даже мудрому взятка помрачает ум, и подкуп ему растлевает душу.

    8 Легко начать дело, но завершить трудно. Лучше терпение, чем поспешность.

    9 Если ты раздосадован, не показывай виду, ибо только глупцы не владеют собой.

    10 Не спрашивай, почему раньше жилось лучше. Не от большого ума такие вопросы.

    11 Мудрость столь же ценна, как богатство, и даже ценнее для видящих солнце: 12 и мудрость, и деньги нам служат подспорьем, но мудрость дарует жизнь человеку.

    13 Взгляни на дела Бога: кто может выпрямить то, что он согнул?

    14 В счастливый день наслаждайся счастьем, а в неудачный — вспоминай, что и он тоже от Бога, и остается только смириться с этим.

    15 Всякое видел я в ничтожной жизни своей. Иной праведник гибнет при всей своей праведности, а нечестивец живет долго, несмотря на нечестие.

    16 Не будь чересчур праведным, и не очень умничай: стоит ли этим губить себя? 17 Но не слишком греши, и не будь глупцом: зачем тебе умирать раньше срока? 18 Хорошо придерживаться того и другого, но обеих крайностей следует избегать.

    19 Ум делает мудреца более могущественным, чем десяток градоначальников.

    20 Нет на земле такого праведника, который ни разу не согрешил бы.

    21 Не принимай близко к сердцу каждое слово, и если даже раб твой клянет тебя, 22 вспомни, что и тебе самому не раз случалось бранить других.

23 Много размышлял я над сутью вещей,
              Но постигнуть ее оказался не в силах:

24 Далеко скрыта истина и глубоко,
              Так глубоко, что в нее не проникнуть.

    25 Задумался я, желая понять, что представляет собою разум, и понял, что глупость хуже кощунства, и легкомыслие хуже греха.

    26 Узнал я, что женщина горше смерти. Ее внешность — ловушка, сердце — капкан, и западне ее руки подобны. Угодный Богу от нее ускользнет, но грешник станет ее добычей.

27 Вот что нашел я, — говорит Кохелет, —
              В долгих и трудных поисках истины.

28 Вот что душа моя продолжает искать,
              И чего до сих пор мне найти не удается:

Нашел я одного мужчину из тысячи,
              Но женщины не нашел ни одной.

    29 Вот единственное, что я узнал достоверно: Бог создал человека прямым, но люди пошли путем извращений.

Евангелист Матфей. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ


3 В те дни в Иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель. (2) Он возвещает: «Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!»

Ведь он был тот, о котором сказал пророк Исайя:

«Голос глашатая в пустыне:
Проложите путь Господу,
прямыми сделайте Его тропы».

Этот самый Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом, а пищей ему была саранча и дикий мед.

К нему приходили все жители Иерусалима, а также всей Иудеи и окрестностей Иордана. (6) Они признавались в грехах, а он омывал приходивших в реке Иордане.

7 Увидев, что приходят к нему для омовения многие фарисеи и саддукеи, он сказал им:

— Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? (8) Докажите на деле, чего стоит ваше обращение! (9) Только не вздумайте говорить в душе: «Наш отец — Авраам!» Говорю вам, Бог из этих камней может сделать детей Аврааму. (10) Уже лежит наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. (11) Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин даже сандалии Его нести. Он омоет вас Духом Божьим и огнем. (12) У Него в руках лопата, Он провеет зерно на току: пшеницу соберет в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.

13 Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:

— Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!

15 — Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус. — Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

16 Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему.

17 И голос с неба сказал: «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада».


3.2 Вернитесь к Богу — буквально: «раскайтесь». Греческий глагол «метаноэо», которым переводится еврейский глагол «шув», означает полную перемену мыслей, но «шув» («повернуться, возвратиться») гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как «Небеса», «Небо», «Великий Царь», «Имя» и т. д. Царство Бога — царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т. е. станут Его соправителями. Уже рядом — возможно иное понимание: «уже здесь». В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (Мк 9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Мф и Лк: «Пусть придет Твое Царство!»), но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).

3.6 омывал — нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике. Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т. д. после каждого случая ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение. Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание) были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол «бапт`идзо» и существительное «б`аптисма» переводятся как «омывать» и «омовение», когда речь идет о дохристианском ритуале очищения грехов через погружение в воду, потому что «крестить» и «крещение» в русском языке семантически связаны со словами «Христос» и «крест» и такой перевод верен лишь в отношении христианской практики.

3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 – 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи. Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.

3.9 Авраам считается прародителем народа Израиля. «Дети Авраама» — почетный титул у евреев (см. Ин 8.33; Рим 9.7; 11.1; 2Кор 11.22; Евр 2.16 и др.). Очень многие люди того времени были уверены, что Авраам обладал таким количеством заслуг перед Богом, что это гарантировало всем его потомкам — даже тем из них, у кого было много грехов — вхождение в Божье Царство. Иоанн не отрицает их сыновства, но предостерегает их, чтобы они не полагались на это. Если понадобится, Бог может заставить камни рожать людей (ср. Ис 51.1–2).

3.11 я недостоин даже сандалии... — снимать обувь не входило в обязанности слуги и даже раба из евреев. Омовение Святым Духом всегда мыслилось как знак наступления Царства Бога. Святой Дух часто символизируется огнем (ср. Деян 2.2–4), который и очищает, и уничтожает. Омоет огнем — имеется в виду огненный суд, который придется пройти всем: праведные огнем будут очищены, а грешники погибнут.

3.12 Так очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину в сторону, а чистое зерно собиралось потом в амбар. Это еще одно метафорическое изображение Суда (ср. 13.30).

3.16 Он увидел — так как в греческом тексте имя не указано, а подразумевается местоимение 3 л. ед. числа, оно может относиться и к Иисусу, и к Иоанну, но последнее менее вероятно. Дух, словно голубь, спускается — возможно, имеется в виду движение, напоминающее полет птицы, а не телесная форма (как в Лк 3.22). Тогда схождение Духа должно напомнить о творении Богом мира, когда Дух носился (в еврейском языке это слово означает полет птицы, летящей к своему гнезду) над бездной.

3.17 любимый — когда это слово относится к сыну или к дочери, оно означает «единственный». Дарование Святого Духа в ВЗ значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией, т. е. Царем-Помазанником, но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим служителем Господним (Ис 53).

 

3.1-12 Мк 1.3-8; Лк 3.2-9,15-17; Ин 1.19-28    3.2 Мф 4.17; 10.7; Мк 1.15    3.3 Ис 40.3    3.4 4Цар 1.8
3.7 Мф 12.34; 23.33; Лк 3.7    3.9 Ин 8.33, 37, 39; Рим 4.12    3.10 Мф 7.19; Лк 13.7,9; Ин 15.6
3.13-17 Мк 1.9-11; Лк 3.21-22    3.16 Ин 1.32
3.17 Быт 22.2; Пс 2.7; Ис 42.1; Мф 12.18; 17.5; Мк 9.7; Лк 9.35; 2Петр 1.17

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Мф 4; Еккл 9–12.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное