← Май 2017 → | ||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://snob.ru/
Открыта:
20-05-2015
Статистика
0 за неделю
В Нью-Йорке автомобиль врезался в прохожих
В Нью-Йорке автомобиль врезался в прохожих 2017-05-18 19:07 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)
RNS: Демьян Кудрявцев начал переговоры о продаже The Moscow Times ее основателю Дерку Сауэру 2017-05-18 18:38 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) Источник RNS на медиарынке сказал, что стороны уже близки к сделке. Кудрявцев отказался комментировать информацию. The Moscow Times запустили в 1992 году. В 2005 году издательский дом Independent Media купила финская медиагруппа Sanoma, образовав холдинг Sanoma Independent Media. Сауэр запустил также «Ведомости» и Cosmopolitan, а в 2012 году покинул холдинг. В том же году он стал президентом медиахолдинга РБК, а в 2015 году — вице-президентом группы «Онэксим». В 2015 году Sanoma объявила об уходе из России из-за принятия закона о запрете иностранцам владеть более чем 20 процентами СМИ в стране. Тогда Кудрявцев купил The Moscow Times, 33 процента «Ведомостей» и несколько журналов. В 2015 году Кудрявцев выкупил доли Financial Times и The Wall Street Journal и стал единоличным владельцем «Ведомостей». В 2015 году из-за претензий Роскомнадзора Кудрявцев передал The MoscowTimes своей супруге Яне. Тогда сообщалось, что Кудрявцев не смог доказать Роскомнадзору, что отказался от гражданства Израиля: у Израиля нет формы подтверждения отказа от гражданства. Мозель-Кудрявцева — единственный владелец компании «Москоутаймс», которая издает газету. В Белгороде женщина прикурила от свечки в храме. Ее осудили за оскорбление верующих 2017-05-18 18:00 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Молодая женщина, имя которой не раскрывается, в 2015-2016 годах опубликовала на странице «ВКонтакте» фотографии, где она изображена в православном храме, прикуривающей от свечи. По информации «БелПрессы», речь идет о Преображенском кафедральном соборе. Уголовное дело против девушки возбудили после того, как в правоохранительные органы обратились активисты «Скорой молодежной помощи» Суд признал женщину виновной по первой части 148-й статьи УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). Максимальное наказание, предусмотренное первой частью статьи, составляет один год лишения свободы. Суд вынес приговор с учетом смягчающих обстоятельств — женщина родила ребенка. Это первый приговор об оскорблении чувств верующих, который вынесли в Белгородской области. В 2013 году ввели наказание за оскорбление чувств верующих. Новая редакция 148-й статьи УК РФ появилась после того, как участницы группы Pussy Riot устроили панк-молебен в Храме Христа Спасителя. Участниц той акции осудили за хулиганство. Журнал Time посвятил обложку превращению Белого дома в Кремль 2017-05-18 17:18 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) На обложке Белый дом превращается в храм Василия Блаженного на Красной площади. На странице журнала в Instagram опубликован короткий видеоролик, на котором показан момент превращения. В редакционном материале Time о президенте США Дональде Трампе авторы журнала пишут о беспокойстве, которое охватило администрацию американского президента. Сотрудники Белого дома, опрошенные изданием, рассказали, что не знают, что дальше будет делать Трамп, поскольку он постоянно меняет свое мнение. В марте 2017 года журнал The New Yorker выпустил номер, на обложке которого изобразил президента России Владимира Путина в монокле и Дональда Трампа в образе бабочки, которую рассматривает российский лидер.
Тогда же журнал The New Yorker выпустил статью «Трамп, Путин и новая холодная война», которую проиллюстрировал рисунком, на котором Кремль нависает над Белым домом.
Мир сквозь«Призму». Приложение, которое превратило фото в картины 2017-05-18 16:58 dear.editor@snob.ru (Анна Алексеева) Эксперты обсудили развитие Новгородской области на выездной сессии ПМЭФ 2017-05-18 16:55 Эксперты обсудили способы стимулирования региональных предприятий, внедрение новых технологий и привлечение инвестиций в экономику Северо-Запада. На мастер-классах участники сессии узнали, как пользоваться инструментами поддержки экспорта и бизнеса в целом. Сессию организовали фонд «Росконгресс», Российский экспортный центр и Агентство стратегических инициатив. В ней, в том числе, приняли участие врио губернатора Андрей Никитин, директор «Росконгресса» Александр Стуглев, глава Российского экспортного центра Петр Фрадков, а также бизнесмены, российские эксперты по инвестициям и представители общественности. «По итогам выездной сессии ПМЭФ наши предприниматели должны воспользоваться всеми мерами поддержки, которые им положены. Развитие новгородских предприятий — одно из ключевых направлений нашей работы», — заявил Никитин. Сессия в Великом Новгороде продолжает цикл выездных мероприятий в преддверии ПМЭФ, который пройдет с 1-го по 3-е июня в Петербурге. Следующая сессия состоится 24 мая в Перми. Дмитрий Маликов зачитал рэп в клипе Юрия Хованского 2017-05-18 16:47 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Клип начинается со встречи Хованского и Маликова в Петербурге, на которой блогер просит артиста сходить с ним на свидание с девушкой, чтобы отвлечь внимание ее мамы. Однако, по сюжету, у Хованского возникают трудности с девушкой и он предлагает Маликову поменяться. В итоге певец очаровал и маму, и ее дочь. В ролике Дмитрий Маликов зачитал рэп, где среди прочего упомянул, как в ноябре 2016 года рассудил участников рэп-баттла Versus-battle. Перед баттлом ведущий проекта представил певца как «мечту твоей мамки». Тогда же артист говорил, что хотел бы записать рэп с одним из участников Versus. Участника митинга «Он нам не Димон» посадили на 8 месяцев 2017-05-18 16:07 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) По версии обвинения, Юрий Кулий во время митинга против коррупции 26 марта схватил бойца Росгвардии за правое плечо и за резиновую дубинку, после чего затащил в толпу, чем причинил ему физическую боль, сказано в решении судьи. Кулию признали виновным по 318-й статье УК России (применение насилия в отношении представителя власти). После задержания Юрий Кулий признал свою вину, его дело рассматривали в особом порядке — без изучения доказательств и допроса свидетелей. После приговора Кулий сказал, что признал вину, поскольку рассчитывал получить условный срок. В городах России 26 марта прошли акции протеста против коррупции. В Москве полицейские задержали более одной тысячи человек, которые устроили несогласованную прогулку по Тверской улице. После митинга 26 марта 2017 года следователи возбудили уголовное дело о нападении. Кроме Кулии в деле фигурируют еще три человека. Вышел первый трейлер сериала о детстве Шелдона Купера 2017-05-18 15:29 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) В спин-оффе «Теории большого взрыва» рассказана история детства гениального физика Шелдона Купера. В сериале ему 9 лет, он живет в Техасе с родителями, старшим братом и сестрой-близнецом. Несмотря на возраст, Шелдон уже учится в старшей школе. Главную роль исполнил Иэн Армитедж («Большая маленькая ложь»). Актер Джим Парсонс, сыгравший Шелдона в «Теории большого взрыва», в новом сериале выступил как рассказчик. Премьера сериала «Молодой Шелдон» намечена на сентябрь 2017 года. Сериал «Теория большого взрыва» выходит с 2007 года. Премьера 10-го сезона шоу, которая состоялась в сентябре 2016 года, привлекла 15,8 миллиона зрителей. В феврале 2017-го сериал продлили еще на два сезона, которые станут последними. В Испании школьники начали играть в «Синий кит» 2017-05-18 15:13 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) В Марбелье в автономном сообществе Андалусия полиция знает о как минимум пяти подростках из России, которые играют в «Синий кит». В начале мая родители 15-летней школьницы российского происхождения заметили на ее руках порезы в виде надписи «F57», после чего обратились в полицию. Сейчас семье школьницы оказывают необходимую помощь. Еще об одном случае, связанном с игрой «Синий кит», во вторник, 16 мая, стало известно в городе Дуранго в провинции Бискайя. Всего полиция Страны Басков расследует два похожих дела. В Каталонии в игре участвовали как минимум еще шесть подростков. Самому юному игроку всего 12 лет. Во время игры «Синий кит» анонимный куратор присылает участнику задания, которые нужно выполнить в течение 50 дней, например, посмотреть страшный фильм, но с каждым разом задания становятся сложнее. Последнее задание, которое необходимо выполнить игроку, — это суицид. В апреле 2017 года полиция Великобритании после гибели подростков в России предупредила местные школы об игре «Синий кит». Полицейские призвали родителей «быть бдительными и отслеживать использование интернета детьми», а подросткам посоветовали игнорировать пугающие сообщения в соцсетях. В мае 2016 года «Новая газета» опубликовала статью, в которой заявила, что с ноября 2015 года по апрель 2016 года в России покончили с собой 130 подростков. Утверждалось, что они свели счеты с жизнью из-за групп о суицидах и популярных депрессивных подростковых сообществ в соцсети «ВКонтакте». После этого Следственный комитет России начал расследование, которое проходит во многих регионах страны. В 2016 году в России выросло число самоубийств среди несовершеннолетних — с 685 до 720 случаев в год. Однако на самоубийства, связанные с «группами смерти», приходится 1 процент, говорили в МВД. Reuters: отец крестницы Путина тайно общался со штабом Трампа 2017-05-18 14:07 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) По словам источников агентства, Медведчук разговаривал с сотрудниками Трампа об отношениях России и США, о борьбе с «Исламским государством» и о Китае. Сам Медведчук заявил, что не знаком ни с кем из близкого окружения Трампа, и поэтому не мог вести такие разговоры. ФБР и члены Конгресса США расследуют связи России со штабом Трампа. Они узнали о 18 неизвестных ранее разговорах. Шесть из них вел посол России в США Сергей Кисляк, еще часть — Медведчук. Имена остальных собеседников засекречены. Сам факт переговоров не является нарушением, но информация о них может усилить давление на Трампа и его помощников. Бывший заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж объяснил, что в контактах с иностранными чиновниками во время избирательных кампаний нет ничего необычного, но «так много звонков зарубежным официальным лицам, особенно из страны, которую мы считаем враждебной, — это редкость». В Европе Facebook оштрафовали на 110 миллионов евро 2017-05-18 13:11 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) В Еврокомиссии сказали, что Facebook предоставил «некорректную или вводящую в заблуждение информацию» во время расследования в 2014 году о покупке WhatsApp. Во время таких расследований комиссия может оштрафовать покупателя на сумму до 1 процента общего годового оборота компании. Facebook сообщил Еврокомиссии о покупке WhatsApp за 19 миллиардов долларов в 2014 году и добавил, что не сможет создать «надежное автоматическое сопоставление учетных записей пользователей Facebook и WhatsApp», но в августе 2016 года WhatsApp предоставил пользователям возможность увязывать номера телефонов пользователей с данными пользователей Facebook. В декабре 2016 года Еврокомиссия заявила, что возможность автоматического сопоставления номеров пользователей WhatsApp и Facebook существовала еще в 2014 году, и в Facebook знали о ней, что противоречит тому, о чем говорила соцсеть в 2014 году. 12 мая Италия оштрафовала WhatsApp на 3 миллиона евро из-за того, что мессенджер использует личные данные пользователя из Facebook. Итальянские антимонопольщики считают, что WhatsApp навязал своим пользователям правила, введя их в заблуждение о невозможности дальнейшего использования мессенджера без согласия человека на передачу своих данных из Facebook. Итальянское правительство также назвало нарушениями то, что в соглашении об использовании сервиса говорится о перебоях работы мессенджера без объяснения причин и о возможности прекратить оказание услуг в одностороннем порядке со стороны WhatsApp. ФСБ проводит обыск в офисе компании ПИК 2017-05-18 13:05 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «В главном офисе компании ПИК проводятся следственные действия. На месте работают сотрудники ФСБ России», — сообщил собеседник агентства. Он не уточнил, с чем связан обыск. Бойцы ОМОН дежурят возле офиса и никого не впускают и не выпускают из здания Следователи проводят обыск и изымают документы в группе ПИК в рамках уголовного дела об ущербе, нанесенном спортивному обществу «Динамо», сообщила «Интерфаксу» представитель Следственного комитета по Москве Юлия Иванова. Она не стала раскрывать обстоятельства дела. После того, как СМИ сообщили об обыске, акции группы компании ПИК на торгах Московской биржи упали на 6 процентов до 274 рублей за бумагу. Группа компаний ПИК основана в 1994 году. Это одна из ведущих строительных компаний, которая за годы своего существования построила 16 миллионов квадратных метров жилой недвижимости (более 270 тысяч квартир). Саша Щипин: Сыщик, муха и Кинг-конг: 5 ремейков, которые превзошли оригиналы 2017-05-18 12:49 dear.editor@snob.ru (Саша Щипин)
«Сыщик»Безработный актер Майло Тиндл приезжает к знаменитому писателю Эндрю Уайку, чтобы уговорить того развестись с женой и отписать ей половину своего состояния. Следующим ее мужем станет, разумеется, сам Майло — наглый, смазливый и не обремененный лишними моральными принципами. Уайк соглашается, но при одном условии: сперва актер должен инсценировать ограбление его особняка, чтобы хозяин, лишившись жены, получил хотя бы страховку. Конечно, это ловушка, но большой вопрос, кто выйдет победителем из этой игры.
В 1972 году уже была снята картина с аналогичным сюжетом и даже с наполовину тем же актерским составом — Майкл Кейн, в версии 2007-го оказавшийся мужем, тогда был любовником. Интрига там была закручена умно и изящно, актеры (в партнеры Кейну достался сам Лоуренс Оливье) сыграли на своем уровне, но великим тот фильм не стал. «Сыщик» 1972 года был просто крепкой камерной драмой с уклоном то ли в детектив, то ли в триллер, однако нобелевский лауреат Гарольд Пинтер, взявшийся за переделку сценария, превратил эту историю в нечто большее. В ремейке нашлось место стрельбе, дракам и неожиданной развязке, но главным достоинством картины, вышедшей на экраны в 2007 году, стали разговоры героев — настоящий словесный поединок двух мужчин, ни один из которых не готов уступить. Каждый хочет доказать сопернику и самому себе, что он сильнее, и, кажется, даже жена Уайка в какой-то момент отступает для обоих на задний план. «Железная хватка»
За роль в первой «Железной хватке» Джон Уэйн получил в 1970 году свой единственный «Оскар», однако было бы некоторым преувеличением назвать фильм безусловным шедевром. Очередной отличный вестерн с участием этого актера, где он снова, в сущности, сыграл самого себя — премию Киноакадемии Уэйн получил отчасти по совокупности заслуг, снявшись к тому времени более чем в сотне картин. Да и сам жанр традиционного вестерна к тому времени пришел в некоторый упадок и нуждался в переосмыслении: не случайно одновременно с «Железной хваткой» на экраны вышли «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», а также «Дикая банда».
Братья Коэны, впервые в своей карьере взявшись за чисто жанровое кино, обошлись без постмодернистских заигрываний и иронических усмешек, сняв действительно честный вестерн, одновременно злой и сентиментальный. Чтобы найти убийцу своего отца, четырнадцатилетняя девочка нанимает за сто долларов Рустера Когберна, человека сильно пьющего, но не знающего себе равных в ремесле охотника за головами, и отправляется вместе с ним вершить правосудие. Герой Джеффа Бриджеса с повязкой на глазу стреляет без промаха, ворчит и страдает от похмелья, девочка пугает своей кровожадностью, а Мэтт Дэймон оказывается удивительно хорош в роли их спутника, присоединившегося к мстителям по своим соображениям. В 2011 году «Железная хватка» получила десять номинаций на «Оскар», но умудрилась не завоевать ни одной награды — и этим тоже вошла в историю. «Одиннадцать друзей Оушена»
«Одиннадцать друзей Оушена», появившиеся на экране в 1960 году, стали бенефисом «Крысиной стаи» — знаменитой компании актеров и музыкантов, где заводилой был Фрэнк Синатра. В том фильме тоже был Лас-Вегас, ограбление казино, отключение электричества и мешки с деньгами, но все это проходило, скорее, по разряду декораций — на скорую руку нарисованный задник. Гораздо важнее была чувствующаяся даже через экран общая атмосфера давно сложившейся тусовки с общими воспоминаниями, взаимным подтруниванием и легким флиртом. Даже диалоги в картине — чуть ли не наполовину импровизация, благо никто из актеров не привык лезть за словом в карман.
Стивен Содерберг, ставший режиссером ремейка 2001 года, пошел другим путем. В его фильме все продумано до мелочей: реплики, костюмы, интерьеры. Когда вышедший из тюрьмы Дэнни Оушен решает украсть у казино 150 миллионов долларов, чтобы поправить свое финансовое положение и заодно отомстить бизнесмену, к которому ушла его девушка, друзья героя действуют как хорошо отлаженный механизм, где каждый знает свой маневр и точное время его выполнения. Правда, звезд, которые изображают грабителей, поначалу сложно было назвать единой командой — многие вообще познакомились только на съемочной площадке. Однако за то время, пока снимался фильм, они стали настоящей бандой: вместе играли в карты в перерывах между дублями, слушали байки Карла Райнера, заставшего еще золотой век Лас-Вегаса, и по очереди разыгрывали Джулию Робертс. Результатом стали 450 миллионов кассовых сборов, слава одного из лучших в истории фильмов про ограбления, а также начало прекрасной дружбы — не хуже, чем у Синатры и его компании. «Интерактивное ТВ» от «Ростелеком» дает возможность взять «Одиннадцать друзей Оушена» напрокат на 48 часов, но пересматривать эту картину можно и бесконечно — за небольшую доплату приобретя ее в свою коллекцию. «Кинг-Конг»
Фильм, снятый Питером Джексоном в 2005 году, — не первый и, похоже, далеко не последний ремейк «Кинг-Конга», вышедшего на экраны еще в 1933 году. При этом именно он ближе остальных к черно-белой классике: в обеих картинах есть съемочная группа, в поисках экзотической натуры отправившаяся на таинственный остров, кровожадные динозавры и, конечно, огромная обезьяна, затащившая блондинку на шпиль Эмпайр-стейт-билдинг. Даже реплика про красоту, убившую чудовище, осталась на своем месте. Изначально предполагалось, кстати, что произнести ее должна Фэй Рэй, сыгравшая в фильме 1933-го главную роль, однако актриса умерла в 2004 году.
Джексон вообще очень бережно отнесся к оригиналу, перенеся оттуда в свою картину массу не всегда даже заметных деталей, но этот пиетет нисколько не помешал ему во всем превзойти своих предшественников. Дело даже не в спецэффектах — в конце концов, было бы просто нечестно сравнивать по этому параметру фильмы 1933 и 2005 годов. Просто Питер Джексон превратил печальную сказку о гигантской горилле в настоящий миф, масштабный и в то же время сентиментальный. Как и положено мифу, в нем есть всё: герои и жертвы, смерть и красота, жажда любви и одиночество большого волосатого бога, которому молилось маленькое туземное племя. И чтобы рассказать об этом, нужно немало времени: фильм идет больше трех часов, поэтому, возможно, вам пригодится функция «Мультискрин», которая позволяет смотреть картину по очереди на разных устройствах. «Муха»
Для широкой публики «Муха», вышедшая на экраны больше тридцати лет назад, так и осталась самым известным фильмом Дэвида Кроненберга — режиссера преимущественно арт-хаусного и фестивального. В этот проект он попал отчасти случайно, поскольку с большими студиями обычно дела не имел, но, дав свое согласие сделать ремейк классического хоррора 1958 года, подошел к делу со всей ответственностью. Оригинальная версия этой истории была очень хорошим для своего времени, но все-таки вполне традиционным фильмом ужасов, где ученый в ходе эксперимента по телепортации случайно скрещивает сам себя с мухой и превращается в монстра с головой насекомого.
Кроненберг, сохранив фабулу, погрузился в исследование проблем человеческого тела и его распада — собственно говоря, этой теме посвящены практически все его фильмы. Герой Джеффа Голдблюма, которого именно эта картина и сделала знаменитым, превращается в чудовище не сразу. Новая сущность прорастает в нем как болезнь: ученый, обретая невероятную силу и выносливость, постепенно теряет способность к сопереживанию, контроль над своими инстинктами и, в итоге, человеческую сущность. В середине восьмидесятых многие восприняли это как метафору заболевания СПИДом, однако для Кроненберга это была просто история недуга, одновременно душевного и физического, причем интересовали его не только реакции жертвы, но и чувства, которые испытывала подруга главного героя, — на эту роль он пригласил Джину Дэвис, через год ставшую женой Голдблюма. За грим «Муха» получила премию «Оскар», и главный герой, превращающийся в насекомое, действительно производит впечатление — даже без скидок на далеко шагнувший с тех пор технический прогресс. Поэтому функция родительского контроля может оказаться здесь очень кстати. Все эти фильмы можно найти в сервисе «Видеопрокат» «Интерактивного ТВ». Кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных картин, можно здесь. В Москве откроется выставка Тициана, Тинторетто и Веронезе 2017-05-18 12:46 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) На выставке представят 25 работ художников «золотого века» итальянского Ренессанса, полученные из музеев Италии, коллекций ГМИИ и Эрмитажа и одного частного российского собрания. Марина Лошак рассказала, что Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе сыграли определяющую роль в формировании художественной культуры Европы. На их работах учились такие художники XVII столетия, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен. На выставке среди прочих представят картину Тициана «Саломея» из собрания частной Галереи Дория-Памфили в Риме, а также его произведение «Венера и Адонис». Венецианская Галерея Академии представила алтарные композиции Тинторетто — «Тайную вечерю» из церкви Сан Маркуола и «Крещение Христа» из церкви Сан Сильвестро. Кроме того, москвичи увидят композицию Веронезе «Венера, Марс и амур» из собрания Галереи Сабауда в Турине. Также в ГМИИ имени Пушкина выставят картину «Святой Георгий с принцессой» Тинторетто и «Портрет неизвестного», который написал его сын и помощник Доменико Тинторетто. Оба полотна предоставил Эрмитаж. Впервые после реставрации представят «Воскресение Христа» Веронезе, которое хранится в ГМИИ. Сообщение о смерти Алексиевич оказалось фейком 2017-05-18 12:37 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова) «Я жива-здорова, нахожусь сейчас в Сеуле — здесь проходит презентация моих книг. Не знаю, откуда появились такие известия, кто это так шутит», — сказала Алексиевич. О смерти Алексиевич сообщил аккаунт в твиттере, подписанный как аккаунт французского министра культуры Франсуазы Ниссен. Позже в этом аккаунте появилось сообщение о том, что он создан итальянским журналистом Томмассо Дебенедетти. Светлана Алексиевич родилась в 1948 году в Станиславе Украинской ССР. После демобилизации отца-белоруса семья переехала в Белоруссию. В 1972 году Алексиевич окончила факультет журналистики БГУ и работала журналистом. В 1983 году ее приняли в Союз писателей СССР. С начала 2000-х она жила в Италии, Франции и Германии, а в 2013 году переехала обратно в Белоруссию. Первой книгой Алексиевич стала «Я уехал из деревни», собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город, но книгу отказались публиковать из-за критики паспортного режима и «непонимания аграрной политики» партии. После и сама Алексиевич отказалась от публикации книги, сочтя ее слишком «журналистской». Первой опубликованной книгой писательницы стала «У войны не женское лицо», написанная в 1983 году, — документальная повесть, основанная на интервью с женщинами, участвовавшими в Великой Отечественной войне. В 1985 году Алексиевич написала «Последние свидетели: книга недетских рассказов» о воспоминаниях детей о Великой Отечественной войне, в 1989 — «Цинковые мальчики» об Афганской войне. В 1993 году вышла книга «Зачарованные смертью», посвященная самоубийствам из-за резких социальных перемен в бывшем Советском Союзе. В 1997 году — «Чернобыльская молитва» о Чернобыльской катастрофе. В 2013 году — «Время секонд хэнд» о феномене «советского человека» и травме из-за распада социализма. В 2015 году Алексиевич получила Нобелевскую премию с формулировкой «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Солиста «Би-2» привлекли к ответственности за хранение марихуаны 2017-05-18 11:57 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «В отношении мужчины составлен протокол об административном правонарушении, он направлен для принятия решения в суд», — сказал представитель московской полиции. По его словам, у музыканта изъяли 0,5 грамма марихуаны. Когда суд рассмотрит дело Левы Би-2, пока неизвестно. В административном кодексе России за хранение наркотиков предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или арест на срок до 15 суток. Полиция задержала вокалиста «Би-2» вечером в среду, 17 мая, во время футбольного матча «Спартак» — «Терек», который проходил на стадионе «Открытие Арена» в Москве. После задержания артиста отвезли для разбирательства в отдел полиции по району Покровское-Стрешнево. В США умер лидер Soundgarden Крис Корнелл 2017-05-18 11:36 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Крис Корнелл умер «внезапно и неожиданно» спустя несколько часов после концерта в Детройте, прошедшего в среду, 17 мая. Что стало причиной его смерти, пока неизвестно Семья артиста будет тесно сотрудничать с судмедэкспертами, чтобы установить, отчего умер Крис Корнелл. В сообщении, которое получило агентство, сказано, что семья шокирована случившимся и просит СМИ не вмешиваться в их личную жизнь. Крис Корнелл родился в Сиэттле в 1964 году. В 20 лет вместе с Хиро Ямамото и Кимом Тайилом он основал группу Soundgarden, которая стала одной из самых популярных групп из Сиэтла. Коллектив ставят в один ряд с Nirvana и Pearl Jam и называют пионером гранжа. В 1997 году Крис Корнелл объявил о распаде группы, после чего записал первый сольный альбом. Позднее он стал вокалистом группы Audioslave, которую создали бывшие участники Rage Against the Machine. Вместе они выпустили три альбома, однако в 2007 году Корнелл ушел из группы и занялся сольной карьерой. В 2010 году он воссоздал Soundgarden, а спустя два года выпустил шестой студийный альбом группы King Animal. «Мы думали, нас ждет судьба евреев». Крымские татары о депортации 2017-05-18 11:30 dear.editor@snob.ru (Анна Алексеева)
Ремзие Джемилева, 89 лет, СимферопольРано утром 18 мая 1944 года на улице такой туман стоял — молоко. Я подоила корову, родители еще спали. Раненый отец вернулся с фронта в отпуск на шесть месяцев. Когда я была на кухне, в дверь постучали солдаты. Они велели разбудить родителей. На сборы дали 15 минут. Папа пытался объяснить, что должен вернуться в часть, иначе его посчитают дезертиром. Он документы показал, но его никто не слушал: «Собирайтесь!» Мы взяли документы и ценности, папа Коран в ткань обернул. Мы думали, что пришли только к нашей семье. Деревушка у нас маленькая, семей 40–50 было. Повели нас под конвоем в центр — к колодцу. А там вся деревня! Дети плачут, старики молятся. У кого узелок в руках, у кого — ничего. Я хотела вернуться домой, взять еды, а меня не пустили солдаты. Потом приехали машины, нас посадили и привезли, сейчас точно не скажу, но, скорее всего, в Симферополь — он был самым ближним к нашей деревне. Там нас загнали в вагоны, в которых скот возят. В один вагон по 5–6 семей. Мы в нижнем ярусе разместились. Нам не говорили, куда и зачем мы едем. Мы думали, что нас ждет судьба евреев. На остановках кто-нибудь выходил, ставил два кирпича и варил еду. В нашем вагоне больных и умерших не было. В соседних кто-то по дороге умирал. Я очень хорошо училась в школе. Мы пели песни на татарском и русском, хвалили Сталина, думали, что лучше нашей страны нет, — нас так воспитали. У меня были большие планы: хотела стать врачом. Я плакала, не понимая, за что мне это. 1 июня мы приехали в Ферганскую область Узбекистана. Жара больше 40 градусов. Люди измучены голодом и жаждой. Чистой воды нет, она какая-то желтая. И вот люди ее пили, заедали фруктами, а потом семьями умирали от дизентерии, тифа и малярии. Папа помогал их хоронить. После поезда нас повели в баню, потом загрузили на арбы и повезли в районы. Мы попали в колхоз имени Молотова в Алтыарыкском районе. Нам выделили навес во дворе одной узбечки. Мы жили там долгое время. Постели не было, стелили рисовую солому, пальто использовали как подушку.
Сначала было нелегко. Нам узбеки уже потом рассказывали, что их предупредили, будто крымские татары — враги народа, предатели, немцам помогали. На нас дико смотрели. Каждый месяц надо было отмечаться в комендатуре, не дай Бог не прийти — могут посадить. Это было такое унижение. Мы стояли в очереди, а люди мимо проходили, на нас смотрели. Нашей семье очень помогла грамотность. Папа мой еще до женитьбы окончил медресе, читал Коран. Я с 5 лет пошла в школу и до войны проучилась 8 классов, русский знала хорошо. В то время узбеки были очень темными, грамотных не было. И к нам стали люди приходить: кому заявление написать в сельсовет, кому молитвы прочесть за горстку муки или лепешку. Отношение к нашей семье изменилось в лучшую сторону. Я поступила в контору ткацкой артели, папа устроился там же сторожем. Постепенно жизнь наладилась. В 1952 году мы, с разрешения комендатуры, переехали из района в Фергану к папиной сестре. Жили хорошо. Я получила высшее образование, вышла замуж, родила троих детей. В апреле 1990 года мы продали дом и вернулись с мужем в Крым. У дочери и сына были уже свои семьи, они остались в Узбекистане, другой сын учился в медицинском университете в Баку. Через три года после возвращения в Крым мой муж умер. Дети перебрались ко мне. Один сын умер три года назад, другой — работает на себя, а дочь уже пенсионерка. Живем нормально. Я пенсию получаю сейчас как труженица тыла. Здоровье пока ничего, слава Богу. На референдум в 2014 году я не ходила. Я уже старый человек. Лично я всем говорю: мы жили до депортации в Советском Союзе, потом жили с немцами, узбеками, украинцами, теперь живем с русскими. А что мы могли сделать? Ничего. Крым остается на месте. Для меня нет разницы — на Украине или в России. Главное, чтобы все было спокойно, чтобы народ, который отсюда уехал, вернулся обратно. Мы столько жили на чужбине, нам в Крыму дорог каждый камешек. Суваде Акифеева, 90 лет, Судак
Моя семья жила в селе Ай-Серез (сейчас — Междуречье, входит в Судак. — Прим. ред.). Рано утром к нам пришли советские солдаты и велели собираться. Нас всемером загрузили в вагоны и увезли в Узбекистан. Мы ничего не успели забрать из дома: ни денег, ни одежды. Я взяла мешочек муки, но солдаты отняли его и выбросили, когда мы садились в вагон. Там было очень тесно и нечем дышать. Нам давали баланду, кусочек рыбы и воду — вот и вся наша еда. Так мы ехали 18 дней. По дороге умерло много стариков и маленьких детей. Тела выносили из вагона, но хоронить не давали.
В Узбекистане нас искупали в бане и развезли по селам. Мы и еще 60 семей попали в специальные переселенческие дома по ту сторону колхозов. Поначалу люди плохо относились к нам, но потом увидели, что мы неагрессивные, и стало полегче. Меня взяли на сбор хлопка. В 1991 году мы вернулись в Крым: сначала в Перекоп, а через несколько лет переехали в Судак. Здоровье сейчас не очень: быстро устаю и плохо слышу. Но главное, я дома. Суваде плохо слышит. Здоровье не позволяет ей долго говорить. Ее историю перевела с татарского дочь Фатма. Халил Сары, 87 лет, Симферополь
Я родился в селе Ай-Василь Ялтинского района. В семье было четверо детей. Моего отца Ибрагима Сары мобилизовали, до наступления немцев он прослужил на аэродроме в Сарабузе. Он попал в окружение и сбежал из плена с несколькими знакомыми. Мои дяди служили в армии с 1939 года. Один дошел до Праги, другой до Германии. Советские солдаты отступали через наше село в Севастополь. Мы оказались в руках немцев. Годы оккупации были страшными. Мой дядя Эмир-Усеин, был коммунистом, председателем Ай-Васильского сельсовета. Как только немцы захватили Ялту, коммунистов арестовали. Моего дядю расстреляли вместе с еще 17 коммунистами. Потом забрали всех оставшихся мужчин, а те, кого не забрали, ушли в партизаны. В нашем селе остались только старики, женщины и дети. В апреле 1944 года наши вернулись. Мы очень радовались. В середине апреля моего отца назначили председателем колхоза. В два часа ночи 18 мая нас подняли и согнали в школьный двор. Нас окружили солдаты с автоматами, посадили в машины и увезли в Бахчисарай, а потом отправили на поезде в Среднюю Азию. Мне было 14 лет. В поезде были в основном дети и старики. Еды и воды не было, многие болели и умирали в дороге. Тела вытаскивали и оставляли прямо на дорожном полотне. Через 20 с небольшим дней мы приехали в Узбекистан. Нас отправили в колхоз имени Сталина в Учкурган. Мы все ждали, что нас отпустят домой, что это ошибка. В 1951 году я познакомился с Зевиде. Три года мы встречались и в конце концов поженились. В комендатуре, где все депортированные ежемесячно отмечались, Зевиде не разрешили поменять фамилию. Я расстроился, конечно. Она по сей день Исмаилова. В 1973 году мы уехали в Геленджик, который напоминал мне родную Ялту. Нас не пускали в Крым, не давали прописаться, жить, работать. Мы вернулись только в 2008 году. Отцовский дом стоит на месте, иногда мы там бываем. Сейчас там живут другие люди. Их пугали, что приедут татары, будут убивать детей. Представляете? Мы пытались выкупить дом еще в 90-х, но крымским татарам не продавали. Сейчас мы живем в Симферополе. Мне 87 лет, и я никак не могу прийти в себя. За что нам это? Наш народ добрый, трудолюбивый, плохого никому не делал. Почему с нами так поступили? Зевиде Исмаилова, 82 года, Симферополь
Я родилась в селе Куртлук Белогорского района. В 1942 году наше село за связь с партизанами сожгли немцы. Мы переехали в деревню Азамат (сейчас Малиновка. — Прим. ред.) к дяде, он ушел на войну. В 1944 году нас, как щенят, бросили в вагоны и отправили в Узбекистан. Мы попали в Папский район. Нас было пятеро детей. Через три месяца после депортации отец умер, младшая сестренка погибла от голода, а мама заболела тифом и из-за болезни полностью оглохла. В Узбекистане люди семьями умирали от голода и болезней. Когда дядя демобилизовался, он приехал в Узбекистан, нашел нас и перевез в Наманган. Мама и старшая сестра стали работать, а нас отдали в детдом, где я воспитывалась до 16 лет. Детей это спасло. В 1951 году я выпустилась из детдома, поехала к маме и устроилась на работу. В том же году я познакомилась с Халилом. У нас родились две девочки и два мальчика. Мы построили дом, дали детям образование. Сейчас у нас 7 внуков и 12 правнуков. Дети хорошо смотрят за нами, уделяют внимание. В таком приличном возрасте мы, слава Богу, на ногах и живем на родине. Но весь май мы плачем. Нашу боль поймет только тот, кто пережил это. Ахмед Бекиров, 92 года, Междуречье
Рано утром в наш дом в селе Ай-Серез Судакского района пришли два солдата и офицер. Они дали нам три минуты, чтобы собрать в узелок необходимые вещи. На машине нас перевезли в Феодосию, посадили в поезд и отправили в Узбекистан. Нас не кормили, не давали воды. Много людей умерло в дороге, тела забирали на станциях.
Нас поселили в доме под Самаркандом, там не было ни окон, ни дверей. Мы разжигали костер посреди комнаты и грелись. Спали там же. Были все черные от копоти, иногда обжигались. Нам выдавали по 200 грамм зерна — было тяжело, но мы как-то выживали. Местные узбеки относились к нам хорошо, они очень гостеприимные люди. Каждый месяц мы отмечались у коменданта. К родственникам в другое село нельзя было уходить без его разрешения: могли в тюрьму посадить. В Узбекистане я женился. Выделили участок, и мы стали строиться. В Крым вернулись только в 1991 году, когда татарам разрешили прописку на побережье. Мой дом к тому времени уже снесли. В родном селе депортированным выделили участки на 13 семей, где раньше росли виноградники. Мы все это чистили и сначала жили в шалаше. Всей семьей лепили из глины и соломы кирпичи — саманы — и построили дом, где теперь и живем. В Турции разбился автобус с украинскими туристами 2017-05-18 11:11 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Обновлено: в посольстве РФ заявили, что в автобусе ехали украинцы, а не россияне Авария произошла на трассе между городами Мугла и Денизли на юго-западе Турции. Во время ДТП микроавтобус перевернулся. Телеканал Haberturk опубликовал видео с места происшествия.
В автобусе ехали российские туристы, которых везли из Бодрума в Памуккале, утверждают турецкие СМИ. В аварии в том числе пострадали двое граждан турецкого происхождения. В каком состоянии находятся пострадавшие, не уточняется. На месте аварии работает полиция. В провинции Денизли находятся популярные у туристов достопримечательности древний город Иераполис и источники Памуккале, которые относят к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. 10 цитат из Моэма, за которые вас посадят 2017-05-18 10:53 dear.editor@snob.ru (Евгений Бабушкин)
О патриотизмеРусский патриотизм — это нечто уникальное; в нем бездна зазнайства; русские считают, что они не похожи ни на один народ и тем кичатся; они с гордостью разглагольствуют о темноте русских крестьян; похваляются своей загадочностью и непостижимостью; твердят, что одной стороной обращены на Запад, другой — на Восток; гордятся своими недостатками, наподобие хама, который оповещает, что таким уж его сотворил Господь, и самодовольно признают, что они пьяницы и невежи; не знают сами, чего хотят, и кидаются из крайности в крайность. О похмельеЕсли русских угнетает сознание своей греховности, то не потому, что они виновны в бездействии или злодействе (кстати говоря, они, по преимуществу, склонны упрекать себя в первом), а из-за некой физиологической особенности. Почти все, кому довелось побывать на русских вечеринках, не могли не заметить, как уныло русские пьют. А напившись, рыдают. Напиваются часто. Вся нация мучается с похмелья. То-то была бы потеха, если бы водку запретили и русские в одночасье потеряли те свойства характера, которые так занимают умы склонных к сентиментальности западных европейцев. О покорностиРусскому никогда не придет в голову, что он должен делать что-то, чего не хочет, только потому, что так положено. Почему он веками так покорно переносил гнет (а он явно переносил его покорно, ведь нельзя представить, чтобы целый народ мог долго терпеть тиранию, если она его тяготила), а потому что, невзирая на политический гнет, он лично был свободен. Русский лично куда более свободен, чем англичанин. Для него не существует никаких правил. О подчиненииВ русских глубоко укоренено такое свойство, как мазохизм. Захер-Мазох, славянин по происхождению, первый привлек внимание к этому недугу в сборнике рассказов, ничем прочим не примечательных. Судя по воспоминаниям его жены, он и сам был подвержен тому состоянию, о котором писал. Вкратце речь идет вот о чем: мужчина жаждет, чтобы любимая женщина подвергала его унижениям как телесным, так и духовным. К примеру, Захер-Мазох настоял, чтобы его жена уехала путешествовать с любовником, а сам, переодевшись лакеем, прислуживал им, терзаясь ревностью. В своих произведениях Захер-Мазох неизменно выводит женщин крупных, сильных, энергичных, дерзких и жестоких. Мужчин они всячески унижают. Русская литература изобилует подобными персонажами. Героини Достоевского принадлежат к этому же типу повелительниц; мужчин, их любящих, не привлекают ни нежность, ни кротость, ни мягкость, ни обаяние; напротив, надругательства, которые они претерпевают, доставляют им чудовищное наслаждение. О писателяхЧто поражает каждого, кто приступает к изучению русской литературы, так это ее исключительная скудость. Критики, даже из числа самых больших ее энтузиастов, признают, что их интерес к произведениям, написанным до девятнадцатого века, носит чисто исторический характер, так как русская литература начинается с Пушкина; за ним следуют Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский; затем Чехов — вот и все! О пассивностиВ жизни русских большую роль играет самоуничижение, оно им легко дается; они смиряются с унижением, потому что, унижаясь, получают ни с чем не сравнимое чувственное наслаждение… Каждого, кто жил среди русских, поражает, как женщины помыкают мужчинами. Они, похоже, получают чуть ли не плотское наслаждение, унижая мужчин на людях; манера разговаривать у них сварливая и грубая; мужчины терпят от них такое обращение, какое стерпел бы мало кто из англичан; видишь, как лица мужчин наливаются кровью от женских колкостей, но ответить на оскорбления они даже не пытаются — они по-женски пассивны, слезливы... О проспектахНевский проспект. Он грязный, унылый, запущенный. Очень широкий и очень прямой. По обеим его сторонам невысокие однообразные дома, краска на них пожухла, в архитектурном отношении они мало интересны. Можно подумать, Невский проспект застраивали кто во что горазд, вид у него — хоть мы и знаем, что строители строго следовали плану, — какой-то незавершенный: он напоминает улицу где-нибудь на западе Америки, наспех построенную в разгар бума и захиревшую, когда бум прошел. Витрины магазинов забиты жалкими изделиями. Нераспроданные товары разорившихся пригородных лавчонок Вены или Берлина — вот что они напоминают. О пассионарностиРусские вечно твердят, что миру точно так же не дано понять их, как им самих себя. Они слегка кичатся своей загадочностью и постоянно разглагольствуют о ней. Не берусь объяснить вещи, объявленные множеством людей необъяснимыми, однако задаюсь вопросом: а что, если отгадка скорее проста, нежели сложна. Есть нечто примитивное в том, как безраздельно властвует над русскими чувство. У англичан, к примеру, характер — это прочная основа, чувства влияют на нее, но и она в свою очередь оказывает на них воздействие; похоже, что русских любое чувство захватывает всецело, они полностью подчиняются ему. О ПетербургеПетроград. Вечерами он куда красивее. Здешние каналы удивительно своеобразны, и хотя порой в них можно уловить сходство с венецианскими или амстердамскими, оно лишь подчеркивает их отличие. Неяркие, приглушенные краски. Близкие к пастельным, но такие нежные, какие художникам редко удается передать: туманно-голубые и тускло-розовые тона, как на эскизах Кантен де Латура, зеленые и желтые, как сердцевина розы. Они пробуждают те же чувства, что французская музыка восемнадцатого века с ее пронизанным грустью весельем. От каналов веет тишиной, бесхитростностью и наивностью; этот фон представляет отрадный контраст русским с их необузданным воображением и буйными страстями. Усманов записал видеообращение к Навальному. Назвал его «неучем» и «лузером» 2017-05-18 10:47 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) В ролике Усманов обращается к Навальному на «ты». В начале видео он опровергает слова оппозиционера о том, что он якобы сидел в тюрьме за изнасилование. По словам Усманова, он действительно сидел в советское время, но «по реально сфабрикованному делу за кражу социалистической собственности». Бизнесмен отметил, что его судимость погашена в отличие от судимости Навального: «Из нас двоих уголовник — это ты». Усманов также называет Навального «неучем» и говорит, что чувствует со стороны оппозиционера «страшную зависть лузера и неудавшегося бизнесмена». Он также несколько раз ставит под сомнение юридическую квалификацию Навального. Также Усманов опроверг, что когда-либо платил взятки, как утверждалось в расследовании Фонда борьбы с коррупцией Навального. Он предложил оппозиционеру извиниться за выдвинутые в адрес миллиардера обвинения и «жить спокойно». Свое обращение Усманов закончил словами «Тьфу на тебя, Алексей Навальный». Видеообращение вышло в четверг, 18 мая. В этот день суд должен начать предварительное рассмотрение иска Усманова о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданного к Навальному. 11 апреля Усманов объявил, что собирается судиться с Навальным из-за расследования ФБК о «тайной империи» премьер-министра Дмитрия Медведева. В фонде утверждали, что однокурсник премьера Илья Елисеев и связанный с ним фонд «Соцгоспроект» получили от Усманова как пожертвование земельный участок с домом в селе Знаменское на Рублевском шоссе стоимостью 5 миллиардов рублей. Навальный назвал это взяткой: «Мы прекрасно понимаем, что значит такой подарок: это взятка. Никакого другого объяснения, почему олигарх кому-то дарит поместье за 5 миллиардов, быть не может». Усманов опроверг слова Навального о взятке. Миллиардер заявил, что обменялся с фондом Елисеева: он передал организации усадьбу и участок в Знаменском, а взамен получил участок рядом со своим домом на Рублевке. Навальный в ответ заявил, что Усманов действительно расширил свое имение, но купил землю не у фонда «Соцгоспроект», а у двух компаний. Под Читой 80 шахтеров отказались покинуть шахту из-за снижения зарплаты 2017-05-18 10:24 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Шахту отказался покидать 81 горняк, работавший на шахте «Юго-Западная» по добыче золота, пишет ТАСС. По информации краевых властей, забастовка началась в среду, 17 мая, из-за задержки зарплаты на два дня. В шахту организовали подачу пищи и воздуха. 18 мая трое человек добровольно покинули шахту. Руководство предприятия ведет переговоры с бастующими. Шахтеров также не устраивает, что после изменения коэффициента трудового участия им снизили размер зарплаты, рассказали в государственной инспекции труда в Забайкальском крае. После начала забастовки районная прокуратура начала проверку, к которой при необходимости привлекут сотрудников краевого ведомства. Ожидалось, что в Тунгокоченский район прилетит прокурор края, но из-за сильного ветра вылет задержали. Также в район срочно выехала губернатор региона Наталья Жданова. Башмет, Бутмани другие на вечере русско-американской музыки «Над барьерами — 2» 2017-05-18 10:14 dear.editor@snob.ru (Юлия Гусарова) 27 мая в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт русско-американской музыки под руководством композитора Игоря Райхельсона. Музыкальный вечер объединит композиторов и исполнителей, которые живут и работают по обе стороны Атлантики. В концерте примут участие Юрий Башмет, Игорь Бутман, Екатерина Асташова, Вадим Холоденко (Украина — США), Юра Ли (Корея — США) и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». За дирижерский пульт встанет художественный руководитель и главный дирижер Королевского симфонического оркестра Севильи, главный дирижер Симфонического оркестра Милана имени Джузеппе Верди Джон Аксельрод (США). Концерт пройдет при поддержке посольства США в России. Предстоящий вечер станет вторым в серии «Над барьерами», которую Игорь Райхельсон начал в мае прошлого года своим юбилейным концертом. В программе — сочинения Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Джорджа Гершвина, Николая Левиновского и Игоря Райхельсона. Откроет концерт увертюра «Слава!» Леонарда Бернстайна, посвященная Мстиславу Ростроповичу, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Не только программа, но и участники концерта символизируют собой культурные связи между двумя странами. Талантливый молодой пианист Вадим Холоденко — уроженец Киева, выпускник Московской консерватории, обладатель I премии и золотой медали Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна (Форт-Уорт, США). На концерте Вадим Холоденко исполнит «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова, написанную уже в эмиграции и впервые исполненную автором в США. Альтистка из Кореи Юра Ли — выпускница Индианского университета в Блумингтоне и Консерватории Новой Англии в Бостоне, ныне — профессор Высшей школы музыки в Дрездене. На предстоящем вечере она исполнит Концерт для альта с оркестром, написанный Игорем Райхельсоном. Исполнение этого концерта четыре года назад принесло Ли I премию VII Международного конкурса альтистов под руководством Юрия Башмета. Американец Джон Аксельрод — дирижер, ученик американского композитора, пианиста, дирижера и популяризатора академической музыки Леонарда Бернстайна — уже не раз выступал с концертами в России. Самого Игоря Райхельсона называют одним из ведущих современных композиторов-неоромантиков. В основе его творчества — сочетание джаза и классики. Юрий Башмет и Игорь Бутман выступали на первом вечере «Над барьерами» и присоединятся к Райхельсону и другим 27 мая. Они не раз играли на одной сцене. Райхельсон начал выступать с Бутманом еще во времена учебы в Музыкальном училище им. Римского-Корсакова, а с Башметом познакомился в 1997 году, будучи гостем на Европейском музыкальном фестивале на Эльбе. Позже для них Игорь Райхельсон написал джазовую сюиту — произведение для альта, саксофона, струнного оркестра и рояля. «Я всегда мечтал применить принцип кроссовера в музыке, соединить два стиля в одном произведении. И благодаря шутке для Башмета написал джазовую сюиту. Та сюита была моим первым композиторским опытом, а в итоге стала самым исполняемым моим произведениям. Башмет с Бутманом объехали с ней всю Америку, Израиль, Европу», — признался в одном из интервью Игорь Райхельсон. На музыкальном вечере Юрий Башмет будет солировать в Адажио для альта и струнных, написанном Райхельсоном. 27 мая Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Большой зал. Ул. Большая Никитская, д. 13/6. Начало в 19.00 Введите вашу контактную информациюАлександр Снегирев: Собеседник на час 2017-05-18 09:22 dear.editor@snob.ru (Александр Снегирев)
Когда девушка, которой ты домогался, сидит напротив без косметики и говорит о раке, поневоле становишься человечнее. Сколько мы не виделись? Она задаст этот вопрос позже. Сколько? Года три? Я кивнул, хотя на самом деле мы не виделись четыре года и пять месяцев. Час, который нам удалось выкроить для встречи, обошелся без тягостных пауз: моей собеседнице было что рассказать. Когда ее матери поставили диагноз, старший брат запаниковал, а отец сразу постарел. Оба мужчины, каждый по-своему, опустили руки. Не успел я подумать, что и сам бы на их месте впал в уныние, как она пустилась в воспоминания. Сначала врачи расходились во мнениях, потом наконец сошлись, но обнадеживать не стали. Зато посоветовали заграничную клинику. Сами оперировать не решились. Она наодалживала денег, перевезла семью на дачу и срочно сдала квартиру. Даже сбор средств организовала.
Я мысленно встрепенулся. В этом деле я принимал участие: устроил заметку с просьбой помочь на одном популярном сайте. Не знаю, много ли перевели пожилой даме со сложной онкологией незнакомые доброжелатели, но главное ведь участие. Активность принесла плоды — сумму собрали. Но не всю. А операцию откладывать было уже нельзя. На заграницу денег не хватало. К счастью, вдруг удалось найти решительного хирурга на месте. Даже в бесплатной клинике. И он прооперировал. Далеко не бесплатно, зато успешно. На лучевую и химию повезли-таки за границу. Тамошние доктора свои расценки оправдали: терапия принесла результаты. Впрочем, может, и наша бы принесла. Теперь не проверишь. Да и не важно. Вопреки статистике и пессимистическим прогнозам, здоровье матери восстанавливалось. Обритая перед трепанацией голова быстро обросла седым ежиком. На фоне этих героических проявлений женской воли мужчины продолжали сдавать позиции. Лысый и красивый ухажер моей самоотверженной собеседницы дал деру. Гормональный парняга, страстный любовник, оказался совершенно нестоек перед свалившимися перипетиями. Сначала он отлынивал, ссылаясь на нервность, потом стал ныть, что на фоне болезни тещи про него совсем забыли, а у него тоже, между прочим, чувства и потребности. Вдобавок он стал клянчить деньги на алименты: его бывшая, воспитывающая в одиночку двоих, общих с ним, сыновей, грозила судом. Столкнувшись с такими тяготами, лысый мачо просто сбежал. Переехал к родителям и перестал отвечать на звонки.
Дезертирство лысого имело, помимо прочего, одну интересную деталь. Собеседница моя — особа редкая еще и чисто физиологически. Наличие одного необычного гена вынуждает ее проверять на его присутствие своих возлюбленных. Точнее, тех, с кем она планирует детей. Потому что, если у мужика такой же ген, то ребенок не жилец. Роковой ген у лысого отсутствовал, он был первым, с кем она все расписала надолго. Чуть ли не имена малышам придумала. Потеряв мужика, она потеряла еще и наклевывающуюся беременность. Поведение этого человека меня заинтересовало, и я расспросил о нем поподробнее. Он художник. Я спросил, хороший ли? Спросить спросил, а ответа не помню. Полагаю, что не слишком хорош. Особенные девушки всегда западают на чмошников. Тем временем матери снова потребовался заграничный доктор. Ее состояние резко ухудшилось, неделю пришлось провести с ней в больнице, выносить горшок и потакать любому капризу. Можно было бы положиться на медсестер, но нельзя же доверить мамочку чужим. Не успев рассчитаться с предыдущими займами, она набрала новых. Вложения себя оправдали: мать поставили на ноги. У неотлучно находившейся рядом дочери появилось свободное время. Результатом стал пляжный роман, который она себе позволила в свободные дни. Почуяв неладное, мать отнеслась ревниво, утроила жалобы на самочувствие и взялась выдумывать немыслимые просьбы. Интрижку пришлось свернуть, да и все равно близился отъезд. С тех пор прошло несколько месяцев. Анализы у матери хорошие. Ей так понравилось быть центром внимания, что она чуть что звонит дочери. Отец, умудрившийся постареть в самом начале этой истории, чувствует себя комфортно и молодеть обратно не собирается. Да и зачем, если что — дочь всегда под рукой. Старший брат вообще не при делах, он человек хрупкий, ему вредно волноваться.
Выходило, что сидевшая напротив меня служила для всех этих людей живым искушением. Совершая, с одной стороны, добрые, правильные, самоотверженные поступки, она невольно подталкивала брата к еще большей апатии, отца — к старческому инфантилизму, мать — к эгоистической капризности, а любовника — к трусости. Своей волей и желанием помочь она пробудила в них худшие черты. Я смотрел на нее, слушал и думал, что человечность человечностью, а мне тоже хочется ее использовать. Хорошенькая голубоглазая блондинка с соблазнительной фигурой. Вовремя вспомнив, что я порядочный человек, я решительно отринул посетившие меня мысли. Час истек, ей пора было везти мать к парикмахеру. Таксистов та недолюбливает. Я попросил счет и, получив его, отметил, что он больше, чем ожидалось. Тут для поучительного завершающего закрута можно было бы сказать, что, не имея достаточной суммы, я вынужден был одолжиться у собеседницы. По крайней мере, предложить ей заплатить за себя. А что если бы мне не хватило и на собственный заказ тоже? Пришлось бы ей раскошелиться, в очередной раз подтвердив, что она создана для того, чтобы выручать всех из беды, принося себя в жертву. И совсем уж круто было бы вынудить ее оплатить счет, а затем переспать с ней, стрельнув напоследок деньжат. Посулить финансовую поддержку, воспользоваться ее телом и обмануть. Поднять до предела показатель человеческих слабостей, которые она провоцирует. Принести себя в жертву литературной концепции. И девушку, и свое честное имя, конечно, ужасно жаль, но ради красоты истории… Вот уж ядреный бы получился финал. Прекрасная мученица в окружении негодяев. Однако ничего подобного не случилось. А если бы и случилось, то я бы вам об этом не рассказал. Денег при мне было достаточно, а профессиональная фантазия на тему сюжета быстро сменилась размышлениями о доверии. Возможен ли такой разговор без него? Возможен ли вообще какой-либо разговор, если между собеседниками нет доверия? Не обмен светскими репликами, не каскады хвастовства, которые ошибочно принимают за человеческое общение. Простой, обычный разговор, когда делишься самым главным. Доверие — это не секретничание, не тайная исповедь. Доверие — это готовность рассказать о себе всем, раздать себя без остатка. За такую мысль любой счет оплатить не жалко. Написав эти строки, я показал их моей тогдашней рассказчице. Она усмехнулась, мол, со стороны ее жизнь кажется на редкость дурацкой. И спросила, ужасно ли выглядела в тот день? Я, как мог, разубедил ее. Ничего дурацкого в ее силе воли нет, а выглядела она волнующе. Как и все настоящие герои. И еще одну вещь забыл. Недавно к ней заезжала мамочка ее лысого экса. Забрала его вещи. Сам он не решился. Анна Быстрова: Montana, или Все когда-нибудь бывает в первый раз 2017-05-18 02:10 dear.editor@snob.ru (Anna Bistroff) Не так давно одна уважаемая редакция обратилась ко мне с просьбой набросать текст по кое-какому поводу: мол, как это было впервые? Я написала... тема, кстати, сугубо материальная. Вроде как в июне материал увидит свет (большего сказать не могу — не смею выдавать чужие секреты). Меж тем это выуженное из недр воспоминание повлекло за собой цепочку других… и на пару дней я зависла в прошлом — эдак тридцатилетней давности. Известно, что наша память — не ксерокс и не фотоаппарат, а воспоминания — не фотокарточки, которые можно достать из архива в первозданном виде. Они не просто «выцветают»: каждый раз, вспоминая что-то, мы видоизменяем след в памяти, добавляя к нему новую ассоциацию или частично стирая прежнюю «запись». Память отражает события прошлого через призму дальнейшего опыта, таким образом «мадленки» М. Пруста и его тезис о «неотягощенности памяти последующими событиями» (т. е. постоянстве воспоминаний) — не более чем фигура речи. Великого француза можно простить: тогда еще не знали о лимбической системе мозга и ее прихотях. При всем при этом мы продолжаем романтизировать прошлое, особенно нашу юность, молодость. Эти мои зарисовки относятся к очень короткому периоду — от 16 до 19 лет, и к тем случаям, когда все было впервые: наверняка у каждого в памяти есть подобные оттиски. Эссе посвящается всем, кому за сорок. Преамбула. Лет десять назад я отдыхала на зимнем курорте в Австрии — одна: отходила от своей околомодной суеты. На горных лыжах я не катаюсь: хватило первого же падения в пропасть… вытаскивали спасатели. А вот беговые — это мое: в Бад-Кляйнкирхайме беговые трассы — загляденье. Через пару дней в лобби отеля познакомилась с интересной женщиной лет семидесяти — тоже одиночкой, англичанкой. С виду — прохладная рафинированная красавица, но в общении — открытая и эмоциональная. К тому же бывшая манекенщица, и, кроме массы занимательных историй на близкие мне темы, я услышала от нее две сентенции. Первая: «Счастье как бабочка: если гоняешься за ним с сачком, оно улетает все дальше и дальше. Иногда стоит просто замереть… прислушаться к тишине внутри — и тогда "бабочка" сама сядет к тебе на плечо». И вторая мысль: «Все когда-нибудь бывает в первый раз!» Итак, про первый раз… Сразу после поступления в Плешку у меня появилась подруга — Натка: чистая, светлая девочка, даром что из номенклатурной семьи (родители крутились где-то там в советских верхах — на уровне Москвы). Натка жила на улице Горького — в одном доме с А. Пугачевой (в бытность ее замужем за Ф. Киркоровым) и в непосредственном соседстве с актером Георгием Тараторкиным: однажды мы столкнулись у лифта — он выносил мусорное ведро. Тогда только вышел прибалтийский сериал «Богач, бедняк» по одноименному роману И. Шоу. О-о-о! Таким я себе его и представляла — Рудольфа Джордаха, и Тараторкин в этой роли был неподражаем: еще долгое время он оставался для меня секс-символом… хоть мы и слов-то таких тогда не знали. По большому счету, мы с Наткой были землячки — обе из Украины, обеих родители в раннем детстве перевезли в Москву. Правда, Натка была красавица — «гарна дiвчина»… яркая хохлушка, внешне — прям Оксана из «Вечеров на хуторе…»: черноволосая, с узкой талией и пышной попой, вишневым ртом и карими глазами с густющими, в два ряда, ресницами: она гордилась, что такая же мутация была у Э. Тейлор (так ей сказал папа). Как-то раз Натка пригласила узкий круг друзей к себе домой — смотреть «видик». Я понятия не имела, как выглядит видеомагнитофон, и в моем воображении он представлялся чем-то дико фирменным, черным и громадным. На поверку «Грюндиг» оказался довольно компактной приставкой, водруженной на такой же марки телевизор. Фильм, который мы тогда смотрели (первое видео в моей жизни), был «Эмманюэль». Надо ли говорить, какое он произвел на меня впечатление! К тому же мой парень тогда меня подготовил: Вадим… моя первая, большая и самая трагическая любовь. «Так о чем кино?» — спросила я накануне. «О том, как одна очень красивая девушка хотела полюбить душой, а полюбила телом», — многозначительно произнес Вадим чью-то чужую фразу и длинно так, с надеждой, на меня посмотрел. Мне было 17, ему — 22. В рамках моего возраста — огромная разница, и тогда эта мысль показалась мне верхом премудрости. А вскоре Наткина мать по профсоюзной линии поехала во Францию, в Париж. Сей факт воспринимался нами с неменьшим восторгом, чем полет человека в космос — настолько это было недосягаемо (в 1984 году-то). На следующий день после ее возвращения Натка позвала нас, трех подружек, к себе домой — кое-что показать... На дверце шкафа в ее комнате висело платье: длиной до щиколотки, черное с бирюзовым, из плотного зернистого шифона, с плиссированной юбкой и вышивкой «пейсли» на лифе. Как магнитом притягивал взгляд золоченый ярлык в вырезе горловины: Made in France — с ума сойти!.. А потом Ната повела всех в гостиную — и тут нас точно едва столбняк не хватил: в центре пустого (для пущей значимости) стола красовалось блюдо со свежей ярко-красной клубникой (это в феврале-то!), а рядом, в картонной коробке, жались друг к другу крошечные, с мизинец, эклеры: из самого Парижа! Это была самая-самая клубника в моей жизни, и самые-самые эклеры — пусть чуть подсохшие, с облупленной глазурью, но с привкусом запретного французского поцелуя… Позже мы, подогретые чаем с пирожными и бутылкой «Киндзмараули», под аккомпанемент «Землян» («И снится нам не рокот космодро-о-о-ма!..») по очереди примерили Наткино платье… Боже мой, какие же по моей спине бегали мурашки — величиной со слона! Платье Натка так и не обновила… ну куда в нем в Москве? Да и мать не разрешала — экономила, все ждала подходящего случая. Через пять месяцев Ната погибла в чудовищной автокатастрофе — в этом платье ее и похоронили. А я тогда же выжила… Нам было по девятнадцать лет. Ну вот. А еще те, кому за сорок, наверняка помнят свои первые джинсы. В то время фирменные «джинЫ» были самой голубой из мечт всех модников. Всякая шняга типа Riorda или Avis не котировалась, а «фирмА» (с ударением на «а») стоила от 120 до 200 рублей — тогда и зарплаты-то такие были не у всех: к примеру, мои родители и не могли, и не хотели себе этого позволить, хоть мать работала в торговле и кое-какие деньги у нас были. Отец же (родители были в разводе) весь год копил на долгожданный отпуск, и каждый июнь мы втроем (с ним и моим младшим братом) «дикарями» уезжали на Азовское море, в Бердянск: снимали в частном секторе халупу и три недели купались и загорали — до одури и дочерна. Каждый такой отпуск нас навещал отцовский старший брат, дядя Роберт: приезжал в Бердянск на пару дней и останавливался в люксе гостиницы «Центральная». Дядя был директором шахты на Донбассе — и этим все сказано: громадный дом в центре шахтерского поселка, две «Волги»… великолепные коллекции антикварных книг и царских золотых монет. Во избежание вопросов дядя в доме артефакты не хранил — разве что пару вещиц… так, при случае похвастать перед гостями. Все редкие и самые дорогие экземпляры разбросал по доверенным лицам — своим ближайшим друзьям. Смерть настигла его внезапно, в возрасте 49 лет: отбыл со всей свитой на рыбалку на Павлопольское водохранилище… там повздорил с любовницей. Психанул, схватил спиннинг, плюхнулся в лодку и погреб на середину озера — как был, в свитере, велел не беспокоить, мол, хочет побыть один. В лодке ему стало плохо: дядя страдал от сердечной недостаточности. Оно и понятно: работа нервная, к тому же подпольный советский миллионер. А нитроглицерин остался в кармане охотничьей куртки — на берегу. Говорят, хватило бы одной таблетки, но дядя так и умер — в лодке… три часа ее кружило по всему водоему, пока компаньоны не заподозрили неладное. Коллекция книг и монет бесследно исчезла: на похоронах все дядины конфиденты говорили пафосные речи, но глаза прятали — никто так и не признался. Ну что ж, как говорится, живым — живое. А с братом, моим отцом, у дяди были сложные отношения: с одной стороны, их связывала глубокая привязанность друг к другу, с другой — разводило в стороны постоянное соперничество. Дядя окончил Московский горный институт — мечтал заняться исследованиями в области горного дела… а на деле стал добывать уголь, причем в особо крупных размерах, и через такие же приписки сколотил состояние. Отец же был перспективным ученым в области биологии растений, но, в силу обстоятельств, так и остался в когорте «подающих надежды», всю жизнь страдал от безденежья: был так же нищ, как богат его брат — чем вам не «Богач, бедняк» в условиях советской действительности? Дяде Роберту ничего не стоило ему помочь, но он ни разу этого не сделал: хотел, чтоб отец попросил, и непросто так, а конкретно — от души. А папа гордец был еще тот… Таки про джинсы. В то лето (мне было 16 лет) дядя Роберт снова заскочил в Бердянск. Ранним вечером мы брели по центральной городской улице — видимо, Ленина. Взрослые о чем-то азартно спорили, но дядя все равно заметил мой жадный взгляд, шарящий по витрине комиссионки. «Валька, — обратился дядя к отцу, — а почему ты до сих пор не купил Анке джинсы?.. Такая девка выросла — прям невеста!» Отец вспыхнул, вяло отшутился; дядя сделал знак своему ординарцу (он всегда ходил с сопровождением), и через пять минут тот выскочил из дверей магазина со свертком в руках. Я отогнула край бумажной упаковки: это была Montana… «Дома примеришь, если что — обменяем!» — упреждая мой обморок, дядя потрепал меня по щеке. …Вечером, едва пришли домой, отец отобрал у меня ненадеванные джинсы и сказал, чтоб «даже не думала»». Утром отнес их обратно в магазин, и на вырученные деньги мы еще две недели объедались отборными рыночными фруктами, покупали качественное мясо — варили борщи и лепили котлеты. А в Москве отец даже вернул мне 25 рублей — по тем временам бешеные для подростка деньги!.. — и оставшиеся пол-лета я на них шиковала. Джинсы у меня все равно скоро появились — в десятом классе: одна мамина приятельница крутила роман с польским дальнобойщиком, и тот время от времени подкидывал ей фирменные вещи — вознаграждение за постой. Через это дело мать и прикупила мне Wildcat — антрацитовые, из вельвета в мелкий рубчик. До сих пор помню трепет во всем теле, с которым я их надевала! До «бабочек» в животе… Вот ведь девчачье счастье! И перед этим счастьем — обладания джинсами — меркли ощущения даже от шикарного, почти неуместного на фоне местных реалий трикотажного костюмчика японского производства (тоже материн подарок): серебряной кофточки и юбки-солнца в тон — из кружева крупной вязки. Как сказал один из приговоренных к расстрелу фарцовщиков по «делу Рокотова» (во всяком случае, эти слова приписывает ему молва), «все-таки джинсы — лучшая одежда!» Да… лучше джинсов могут быть только джинсы… А еще были пакеты. О-о-о! В «совке» фирменные пакеты были наше всё: с глянцевой рекламой «загнивающего Запада», они олицетворяли собой несбыточную мечту о другой жизни. Левак (эстонские пакеты «под фирму») или, того хуже, самопал (сумки производства южных республик: когда внутрь двойного полиэтилена вставлялась бумажная фотография А. Пугачевой или Я. Йоалы) считались моветоном. Другое дело — фирменный Wrangler: тугой женский зад, обтянутый джинсами… или фотка с чуть приоткрытыми пухлыми губами и зажатой между зубов джинсовой пуговицей — ну секс же в чистом виде! Или Montana: парень с девчонкой на байке… А еще Dacota с мужиком на мотоцикле на фоне ночных городских огней: такие пакеты стоили не меньше пяти рублей, а то и весь «чирик»! В сам пакет ничего не складывали — это было бы просто надругательство и десакрализация фетиша: обычно внутрь вставлялся простой пакетик меньшего размера — он и принимал на себя всю нагрузку. Фирменные пакеты бережно стирали, вешали сушиться… и все равно они рвались, расползались по швам и вытирались. «Раны» тщательно реставрировались: рихтовались фломастером, подклеивались скотчем. Помню, году в 82-м все с тем же Вадимом зашли в гости к его другу… тот откинул спальное место у раскладного дивана, и в его чреве обнаружилось сумасшедшее богатство: те самые пакеты — нескольких видов! Товарищ скупал их по три рубля у проводниц международных ж/д сообщений, потом загонял по десять или сдавал оптом по семь. На прощанье он одарил меня «монтаной»… реально на прощанье, ибо вскоре поймал «пятерочку» — сел за фарцу. И вот ведь как: не хотела писать о духовной пище — только о материальной… но все равно возвращаюсь к истокам. И где те джинсы… та толстовка с эмблемой далекого американского университета, японский костюм и сапожки Salamander? Все превратилось в тлен… говорят, только пакеты переживут всех нас: полиэтилен разлагается двести лет. А люди… Иных уж нет, а те — далече. Так что же в сухом остатке? Что осязаемо в этом «призрачно-бушующем мире»? Для меня — книги, и в данном контексте — одна. …Морозным мартовским днем мы вышли с еще живой Наткой из м. «Комсомольская». Пробирались через площадь «трех вокзалов», говорили о высоком: в то время во мне уже тлело, набирая силу, стремление причаститься некоему Абсолюту — чему-то вечному, неподвластному влиянию времени и пространства. Вдруг смотрю — в окошке будки по ремонту обуви выставлена книжка Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол». А я про нее знала! Знала, слышала, читала рецензии... я так ее хотела — и вот она живьем, та самая! Цена — червонец: при студенческой стипендии в 40 руб. — приличная сумма (столько же стоил французский лифчик). В мозгу — вспышка, горячий оранжевый свет: что делать?! Натка: «Давай вместе возьмем — пополам! У меня есть деньги… К тому же у тебя скоро день рождения. Будет тебе обо мне память!» Мы сложились по синенькой пятирублевке, и я купила эту книгу: вот она стоит — уже тридцать лет со мной. Первая и последняя книжка, над которой я плакала. Очень скоро выяснилось, что жизнь гораздо богаче воображения: намного больнее, горше… ярче, слаще и, несомненно, прекраснее… |
В избранное | ||