Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 30.10.2013


 

Новое! Проекты правовых актов Правительства РФ, Банка России, министерств и ведомств - в системе КонсультантПлюс

В системе КонсультантПлюс новый информационный банк "Проекты нормативных правовых актов", материалы которого помогут своевременно узнавать о готовящихся изменениях законодательства. Это проекты постановлений Правительства РФ, указаний Банка России, приказов министерств и ведомств. Ознакомиться с сутью предлагаемых нововведений можно из краткой аннотации в начале текста каждого документа.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 30.10.2013

∙ ФИНАНСЫ

Федеральный закон от 21.10.2013 N 276-ФЗ
"О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности

На основании дополнений, внесенных в статью 15.11 КоАП РФ, такими основаниями являются:

- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;

- исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

Уточнено также понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета: таковым будет признаваться, в частности, не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

Приказ ФНС России от 27.08.2013 N ММВ-7-13/292@
"О внесении изменений в приказы ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@, от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 N 30166.

Скорректированы формы документов, применяемые налоговыми органами при реализации своих полномочий

В новой редакции изложены: "Требование о предоставлении документов (информации)"; "Постановление о назначении экспертизы"; "Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля". Формы данных документов предусмотрены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Кроме того, вводится в действие форма "Решения об отложении рассмотрения материалов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения".

Письмо ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@
"Об отмене письма ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@"

Полномочия представителя индивидуального предпринимателя в налоговых органах должны подтверждаться нотариально заверенной доверенностью

ФНС России сообщила об отмене письма от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@, в котором указывалось, что гражданское законодательство индивидуального предпринимателя приравняло в правах к юридическому лицу. В этой связи на доверенности, которую выдает индивидуальный предприниматель, достаточно наличия его подписи и печати. Нотариальное удостоверение не требуется.

Отмена данных разъяснений связана с тем, что Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 была сформулирована иная позиция. Сообщалось, в частности, о том, что требования Налогового кодекса РФ об осуществлении полномочий представителя налогоплательщика - физического лица на основании нотариально удостоверенной доверенности распространяются также на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

<Письмо> ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585
"О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы"

С 1 января 2014 года в налоговых декларациях в поле ОКАТО следует указывать код ОКТМО

Данные рекомендации даны ФНС России в связи с переходом с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18589@
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за сентябрь 2013 года"

В сентябре 2013 года величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в отношении нефти, составила 12,0010

В августе 2013 года величина коэффициента была несколько выше и составляла 12,2183.

Данное изменение связано со снижением цен на нефть. В сентябре 2013 года уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья снизился со 111, 59 (в августе) до 110,98 долл. США за баррель, а также изменением курса доллара США к рублю РФ с 33,0156 до 32,6344.

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18590@
"О направлении разъяснений Минфина России" с приложением письма Минфина России от 13.09.2013 N 03-11-09/37786"

Разъяснен порядок уменьшения единого налога при применении индивидуальным предпринимателем ЕНВД на суммы уплаченных страховых взносов за себя и за наемных работников

Изданы очередные разъяснения Минфина России по вопросу принятия к учету сумм страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕНВД. Теперь это касается ситуаций, когда:

- ИП осуществляет один вид деятельности в разных муниципальных образованиях и использует труд наемных работников в одном из них (в этом случае ИП не вправе уменьшить сумму исчисленного единого налога на вмененный доход на уплаченные за себя страховые взносы в фиксированном размере);

- ИП осуществляет разные виды деятельности и использует труд наемных работников только по одному виду деятельности (в этом случае уменьшать сумму единого налога на страховые взносы, уплаченные за себя в фиксированном размере, без применения ограничения в 50 процентов в части суммы ЕНВД, исчисленной в отношении предпринимательской деятельности, которая осуществляется без привлечения наемных работников, предприниматель также не вправе).

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18591@
"О направлении разъяснений Минфина России"

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, его стоимость подлежит пересчету

Стоимость патента рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению годового дохода и срока (количества месяцев), на который выдан патент.

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, величина налога, уплачиваемого при применении указанного специального налогового режима (стоимость патента), подлежит перерасчету исходя из фактического периода времени осуществления указанного вида предпринимательской деятельности в календарных днях.

Сообщается при этом, что образовавшаяся в результате пересчета переплата по налогу на основании заявления налогоплательщика может быть возвращена или зачтена в счет уплаты других налогов; неуплаченная сумма налога подлежит перечислению в бюджет не позднее сроков, указанных в патенте.

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18593@
"О налоге на добавленную стоимость"

Для целей применения вычета по НДС информация, содержащаяся в авиабилете, оформленном на иностранном языке, должна быть переведена на русский язык

Суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в том числе по расходам на проезд, подлежат вычету на основании пункта 7 статьи 171 НК РФ.

Поскольку Положением по ведению бухгалтерского учета установлено требование об осуществлении документирования фактов хозяйственной деятельности на русском языке, сообщается, что реквизиты перевозочных документов, необходимые для применения вычета по НДС, должны быть переведены на русский язык.

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18594@
"О налоге на добавленную стоимость"

При реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, ставка НДС ноль процентов не применяется

В обосновании данной позиции ФНС России ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ, в соответствии с которым для подтверждения правомерности применения ставки НДС ноль процентов необходимо представить в том числе контракт российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза. Следовательно, при реализации товара по договору между российскими организациями НДС ноль процентов не применяется.

Письмо ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18595@
"О направлении письма Минфина России от 23.09.2013 N 03-11-09/39228"

В налоговые органы направлено разъяснение Минфина России, касающееся определения понятия "индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам"

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения ЕНВД, УСН, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму исчисленного единого налога на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС без ограничения их суммы в виде 50 процентов от суммы единого налога.

В письме Минфина России, направленном в налоговые органы, поясняется, что под индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следует понимать индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и не выплачивающих вознаграждений физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), вне зависимости от факта регистрации в органах ПФР в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

<Письмо> ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18727
"О применении положений статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

Медицинские организации вправе пересчитать налог на прибыль организаций за 2011 год по налоговой ставке 0 процентов при соблюдении всех установленных условий

О намерении использовать льготный режим налогообложения организация должна была уведомить налоговый орган до 31.12.2011 года. Применение налоговой ставки 0 процентов правомерно при соблюдении условий: о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей сумме доходов; о штатной численности работников; о численности медперсонала, имеющего сертификат специалиста (п. 6 ст. 284.1 НК РФ).

Сообщается, что организации могут воспользоваться данной льготой за 2011 год при условии направления в налоговый орган сведений, подтверждающих соблюдение требований, установленных п. 6 ст. 284.1 НК РФ, не позднее даты представления уточненной налоговой декларации.

<Письмо> ФНС России от 18.10.2013 N ЕД-4-3/18750
"О порядке расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел"

ФНС России подготовила подробные разъяснения, касающиеся порядка принятия к учету при исчислении налога на прибыль расходов подразделений вневедомственной охраны, понесенных при оказании платных услуг

Разъяснения подготовлены с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в Постановлении от 23.04.2013 N 12527/12. В данном постановлении Суд согласился с выводом налогового органа о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны от оказания платных услуг, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения. Вместе с тем Президиум ВАС РФ счел необоснованным исчисление налоговым органом налога на прибыль, исходя из всей суммы полученных доходов, без учета понесенных при этом расходов.

В этой связи в письме ФНС России разъясняются: порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций с применением метода начисления и кассового метода признания доходов и расходов, правила принятия к учету расходов, непосредственно связанных с выполнением договоров, заключенных с физическими и юридическими лицами по охране имущества, и иных расходов (в том числе общехозяйственных, расходов на оплату труда персонала, а также расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и пр.), принимаемых к учету при исчислении налога на прибыль в доле, пропорциональной объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общем объеме доходов (включая средства целевого финансирования).

С учетом изложенного указано на правомерность отмены решений налоговых органов, принятых без учета указанной выше правовой позиции Президиума ВАС РФ, а также на возможность заключения налоговыми органами и налогоплательщиками мировых соглашений по судебным делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@
"Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры"

ФНС России разработала рекомендуемую форму универсального передаточного документа (УПД) для оформления фактов хозяйственной деятельности в целях бухгалтерского и налогового учета

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" предусмотрена самостоятельность хозяйствующих субъектов в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни (установлен только перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов).

В этой связи сообщается о возможности объединения информации ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур.

С учетом изложенного ФНС России предлагает к применению форму универсального передаточного документа (УПД) на основе формы счета-фактуры.

Сообщается, в частности, что форма УПД при надлежащем заполнении позволяет отразить в документе все необходимые показатели, не только предусмотренные законодательством в области бухгалтерского учета для первичных учетных документов, но и установленные для счета-фактуры как документа, служащего основанием для принятия к вычету сумм НДС. Кроме того, данная форма может использоваться в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по НДС.

В письме приведен перечень операций, для оформления которых может использоваться форма УПД, рекомендации по его заполнению, а также определены реквизиты, установленные законодательством в качестве обязательных.

<Письмо> ФСТ России от 05.06.2013 N ЕП-5446/12
"Об исключении налога на прибыль из размера платы за технологическое присоединение"

Включение налога на прибыль в плату за технологическое присоединение не предусмотрено

ФСТ России рассмотрено обращение по вопросу исключения налога на прибыль из состава расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, и сообщается, в частности, следующее.

С 1 января 2011 года в состав платы за технологическое присоединение заявителя, в том числе и по индивидуальному проекту, включаются только затраты по мероприятиям, осуществляемым сетевой организацией от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, определенным в Приложении 1 к Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1, на основании выданных ему технических условий. Все остальные затраты сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, учитываются в тарифе на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Так как сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям, то согласно подпунктам 4 и 7 пункта 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, они обязаны по указанным видам деятельности вести раздельный учет.

Пунктом 1.5.2 Приложения N 3 Методических указаний определено, что в расчет необходимой валовой выручки сетевой организации на технологическое присоединение включаются налоги и сборы, уменьшающие налогооблагаемую базу на прибыль организации. Исходя из положений данного пункта Методических указаний, являющихся нормативным правовым актом, включение налога на прибыль в плату за технологическое присоединение не предусмотрено.

Вместе с тем пунктом 20 Основ ценообразования предусмотрено включение в необходимую валовую выручку суммы налога на прибыль, который согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации определяется только по итогам налогового периода. Таковым признается календарный год (п. 1 ст. 285 Налогового кодекса РФ).

При этом налог на прибыль не исчисляется раздельно по регулируемым видам деятельности, а определяется по итогам финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации в целом.

Сетевая организация, как добросовестный хозяйствующий субъект, обязана нести все затраты по оплате налогов, сборов и иных платежей, установленных действующим законодательством, включая и Налоговый кодекс РФ. Согласно нормам пункта 7 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в предыдущем периоде регулирования, в том числе и не учтенные затраты на уплату налога на прибыль, учитываются регулирующим органом в следующем периоде регулирования.

<Письмо> Минфина России от 09.10.2013 N 21-03-05/42211
"Об актуализации таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО"

В срок до 8 ноября 2013 года финансовым органам субъектов РФ необходимо осуществить работы по актуализации данных в Таблице соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО

Переход на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований - ОКТМО, планируется осуществить с 1 января 2014 года.

Для этих целей с использованием Единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности (ЕИАС) составлена Таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО, по состоянию на 1 июня 2013 года.

Минфином России сообщается о необходимости актуализации содержащейся в Таблице информации в соответствии с Методическими рекомендациями, размещенными на сайте в разделе "Информационные системы Минфина России/ Единая информационно-аналитическая система сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации" по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/.

Указание Банка России от 04.09.2013 N 3053-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2013 N 30198.

Изменения, внесенные в План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, вступят в силу 1 января 2014 года

В Минюсте России прошло регистрацию Указание Банка России, вносящее изменения в правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Поправками, в частности, в новой редакции изложены наименования некоторых счетов бухгалтерского учета. Так, например, в наименовании счета N 30232 "Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры" упоминаются также операторы по переводу денежных средств; наименование счета N 427 "Привлеченные средства Минфина России" изменено на "Привлеченные средства Федерального казначейства".

Отдельные корректировки коснулись применяемой терминологии (в некоторых случаях слова "не оплаченные в срок" заменены на "не исполненные в срок", "перечисленные" - на "депонированные").

Из Плана счетов исключены балансовые счета N N 40310 и 40311, предназначенные для учета просроченной задолженности и просроченных процентов по кредитам, предоставленным в соответствии с заключенными межправительственными договорами с иностранными государствами.

С учетом указанных выше изменений скорректированы характеристики и назначение счетов.

Кроме того, в соответствии с требованиями нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" внесены изменения в формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций. Так, в частности, вместо "Отчета о прибылях и убытках" кредитными организациями должен будет представляться "Отчет о финансовых результатах".

∙ ЭКОНОМИКА

Федеральный закон от 21.10.2013 N 278-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

Созданы равные условия для отечественных производителей и импортеров транспортных средств в отношении уплаты утилизационного сбора

В новой редакции изложены положения статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми с 1 января 2014 года не будет применяться освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств:

произведенных и изготовленных организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеющих статус товаров Таможенного союза;

воздушных и водных судов, железнодорожного подвижного состава, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Принятие данного закона приведет к исполнению Российской Федерацией своих обязательств как члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 282-ФЗ
"О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан Закон, направленный на правовое регулирование хозяйственного освоения паводкоопасных территорий

Соответствующие поправки внесены в Водный и Градостроительный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты.

В частности, определен порядок предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, усилена административная ответственность за отдельные виды правонарушений. Также установлена административная ответственность в том числе за такие правонарушения, как несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления.

Также установлено, что в границах водоохранных зон запрещается:

размещение автозаправочных станций, складов ГСМ (кроме случаев, когда автозаправочные станции, склады ГСМ размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей), станций технического обслуживания, используемых для техосмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, за исключением объектов, уже введенных в эксплуатацию или получивших разрешение на строительство;

размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

сброс сточных, в том числе дренажных, вод на водосборные площади;

разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением отдельных случаев).

Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 929
"Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями"

С 1 января 2014 года устанавливается предельное значение начальной цены контракта, при превышении которого не могут быть предметом одного контракта лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями

Цена устанавливается в размере:

- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил менее 500 млн. рублей;

- 2,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил от 500 млн. рублей до 5 млрд. рублей;

- 5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году, составил более 5 млрд. рублей.

Постановление Правительства РФ от 17.10.2013 N 930
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416"

До 1 января 2017 года продлен срок действия регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения и медицинскую технику бессрочного действия

Согласно порядку, предусмотренному ранее, данный срок заканчивался 1 января 2014 года.

До 1 января 2017 года регистрационные удостоверения подлежат замене на новые удостоверения по форме, утверждаемой Росздравнадзором.

∙ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Федеральный закон от 21.10.2013 N 277-ФЗ
"О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

Право на получение денежной компенсации предоставлено гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам семей, независимо от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

До внесения поправок в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений полагалась только тем гражданам, которые встали на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений до 1 января 2005 года. Лица, вставшие на учет после этой даты, были лишены возможности получения указанной меры социальной поддержки.

Конституционным Судом РФ данная норма, связывающая право граждан на получение ежемесячной денежной компенсации с датой принятия их на учет, признана не соответствующей Конституции РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2013 N 21-П
"По делу о проверке конституционности положения пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"

Наличие определенной специфики прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не означает, что правовое положение их сотрудников - женщин, совмещающих прохождение службы с выполнением материнских обязанностей, должно существенно отличаться от правового положения других государственных служащих

Конституционный Суд РФ признал пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствующим Конституции РФ, в части, предусматривающей, что в отношении сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, не применяется часть седьмая статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1).

Суд в частности отметил, что прохождение государственной службы определенного вида само по себе не может служить оправданием для отмены в отношении избравших ее женщин, в том числе одиноких матерей, воспитывающих детей, не достигших 14 лет, правовых гарантий, имеющих целью их защиту от увольнения по сокращению штатов.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, гарантий, обеспечивающих защиту от увольнения в связи с сокращением замещаемой должности вследствие реорганизации учреждений и органов, входящих в состав уголовно-исполнительной системы.

Конституционный Суд РФ определил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - одиноким матерям, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, предоставляются социальные и правовые гарантии, которые они, как лица с семейными обязанностями, получали ранее на основании части седьмой статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П
"По делу о проверке конституционности абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации"

Конституционный Суд РФ подтвердил право профсоюзов самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру

Конституционный Суд РФ признал положения абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющие профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в данном Федеральном законе.

∙ ГОСУДАРСТВО

Федеральный закон от 21.10.2013 N 270-ФЗ
"О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Судья (суд) теперь может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ

Данный подход соответствует уже существующему правовому механизму, закрепленному в КоАП РФ, в соответствии с которым обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается совершение административного правонарушения в состоянии опьянения, а также содержащейся в УПК РФ норме о том, что судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 271-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 32 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ по вопросам территориальной подсудности дел приведены в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.10.2012 N 22-П часть первая статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ ("Территориальная подсудность уголовного дела") признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования не позволяет однозначно определять территориальную подсудность уголовных дел частного обвинения о преступлениях, совершенных гражданами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации вне пределов РФ.

Федеральным законом установлено, в частности, что, в случае если преступление совершено вне пределов РФ и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории РФ в порядке исполнения запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации (статья 459 УПК РФ) по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса РФ ("Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации"), уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место жительства или место пребывания потерпевшего в РФ либо на место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне ее пределов.

Уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, подлежит рассмотрению мировым судьей, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 272-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка ознакомления с особым мнением судьи"

Определен порядок ознакомления участников судебного разбирательства с особым мнением судьи

Закон принят в целях реализации Определения Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 174-О-О. В нем рассмотрены вопросы соответствия Конституции РФ отдельным положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ в той степени, в которой эти положения препятствуют ознакомлению с особым мнением судьи по уголовному делу.

В указанном Определении, признавая нормы УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, Конституционный Суд РФ указал, что изложенная в Определении правовая позиция не препятствует законодателю урегулировать в уголовно-процессуальном законодательстве вопрос о допуске осужденного (его защитника) к ознакомлению с особым мнением судьи по его делу - подобно тому, как данный вопрос регламентирован в законодательстве о конституционном, арбитражном и гражданском судопроизводстве.

Установлено, в частности, что особое мнение судьи должно быть изготовлено не позднее 5 суток со дня провозглашения приговора. Особое мнение судьи приобщается к приговору и оглашению в зале судебного заседания не подлежит. При провозглашении приговора председательствующий объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет участникам судебного разбирательства право в течение 3 суток заявить ходатайство об ознакомлении с особым мнением судьи и срок такого ознакомления. Указаны категории лиц, которые вправе заявить такое ходатайство.

Аналогичные изменения внесены также в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 273-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Максимальный штраф за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях увеличен с 2 до 4 тыс. рублей - для физических лиц, с 4 до 20 тыс. рублей - для должностных лиц и с 60 до 500 тыс. рублей - для юридических лиц

Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

В КоАП РФ внесены изменения, направленные на ужесточение борьбы с потреблением табака

В частности, за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках на граждан может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения размер административного штрафа составляет: для должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

За демонстрацию табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, предусмотрены следующие размеры административного штрафа: для должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака предусматривает административный штраф: на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

За продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий виновный гражданин будет оштрафован на сумму от трех тысяч до пяти тысяч рублей, должностное лицо - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, юридическое лицо - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2014 года.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 275-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Усилена мера административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным использованием водных объектов

В новой редакции, в частности, изложены положения статьи 7.6 КоАП РФ, устанавливающие санкцию за самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Теперь, например, за данные правонарушения предусматривается наложение штрафа:

на граждан - в размере от 1 до 3 тысяч рублей (ранее от 300 до 500 руб.);

на юрлиц - от 50 до 100 тысяч рублей (ранее от 5 до 10 тысяч руб.) или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 279-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов исключены из перечня документов, в отношении которых проводится антикоррупционная экспертиза

Проекты концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов не содержат норм права, а антикоррупционная экспертиза самого закона, в случае его принятия, будет проводиться Минюстом России в обязательном порядке.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 281-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

К ведению Правительства РФ отнесено определение порядка проведения в РФ работ по международно-правовой защите присвоения радиочастот или радиочастотных каналов

К таким работам отнесены, в том числе, работы, связанные с заявлением, координацией и регистрацией в Международном союзе электросвязи радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите.

Уточнено, что для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ обязательным является создание российских сегментов глобальных, региональных спутниковых сетей связи в целях обеспечения взаимодействия с единой сетью связи РФ и обеспечение управления российскими сегментами глобальных, региональных спутниковых сетей связи с территории России.

Федеральный закон от 21.10.2013 N 283-ФЗ
"О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнен порядок доведения до всеобщего сведения информации о политических партиях, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, в выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы

Установлено, что с 1 января 2014 года списки указанных политических партий, помимо публикации в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях (в общероссийских государственных периодических печатных изданиях), должны размещаться на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, в сети "Интернет".

Федеральный закон от 22.10.2013 N 284-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений"

Дополнительным основанием для удаления главы муниципального образования в отставку будет являться допущение им массового нарушения государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина, если это способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов

Установлены полномочия должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений.

Так, к основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ отнесено, в частности, осуществление мер по социальной и культурной адаптации мигрантов и профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия.

К вопросам местного значения поселения, муниципального района, городского округа отнесено создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Также, соответствующие взаимосвязанные дополнения внесены в федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части уточнения требований к служебному поведению гражданского служащего и установления требований к служебному поведению муниципального служащего).

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное