Перевозчиков могут обязать осуществлять прямые смешанные
перевозки по единым для всех видов транспорта правилам
Минтранс России разработал проект Федерального закона, в соответствии с
которым предлагается урегулировать перевозки в прямом смешанном сообщении
(далее - Проект). Документ содержит, в частности, порядок заключения
соглашения об организации прямого смешанного сообщения, договора прямой
смешанной перевозки груза, нормы об ответственности перевозчиков по
договорам о таких перевозках. Новые положения будут обязательны для
транспортных организаций независимо от вида транспорта при перевозках и
грузов, и пассажиров.
Сейчас законодательно урегулированы прямые смешанные перевозки грузов
только с участием железнодорожного и внутреннего водного транспорта.
Соответствующие нормы предусмотрены в гл. 5 Федерального закона от
10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации" (далее - УЖТ РФ) и гл. 14 Кодекса внутреннего водного
транспорта РФ (далее - КВВТ РФ). Если Проект будет принят, то данные нормы
утратят силу. Правила перевозок в прямом смешанном сообщении без
использования железнодорожного или внутреннего водного транспорта (например,
перевозки воздушным и автомобильным транспортом) законодательно не
установлены.
Независимая антикоррупционная экспертиза Проекта на сайте
www.regulation.gov.ru продлится до 17 октября 2013 г. Если Проект будет
принят, то его положения вступят в силу по истечении 180 дней со дня
официального опубликования.
Причиненный при перевозке ущерб будет возмещать перевозчик,
выдающий груз или багаж в пункте назначения
Если при исполнении договора прямой смешанной перевозки грузоотправителю,
грузополучателю или пассажиру будет причинен ущерб, то согласно Проекту его
должен будет возместить тот перевозчик, в обязанности которого входит выдача
груза или багажа в пункте назначения. Из этого правила планируется сделать
ряд исключений. Так, за неподачу в срок транспортного средства
ответственность будет нести перевозчик, в обязанности которого входит прием
груза к перевозке. За задержку отправления или опоздание транспортного
средства - перевозчик, виновный в таком опоздании или задержке.
Меры ответственности также содержатся в Проекте. Например, за
несоблюдение сроков доставки груза или багажа перевозчик, выдающий груз в
пункте назначения, должен будет уплатить получателю пени в размере 3
процентов провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимальный размер
пеней ограничен 30 процентами. Кроме того, указанный перевозчик должен будет
возместить причиненный просрочкой реальный ущерб.
Перевозчик, возместивший убытки, сможет предъявить регрессные требования
к другим виновным транспортным организациям, участвующим в прямом смешанном
сообщении. Размер требований будет зависеть от вины каждой из таких
организаций.
Сейчас вопрос об ответственности перевозчиков решен только в отношении
железнодорожно-водных прямых смешанных перевозок. Ответственность за
несохранность груза до его передачи с одного вида транспорта на другой несет
передающая сторона, а после - принимающая. Перед грузополучателем отвечает
перевозчик, выдающий грузы (ст. 79 УЖТ РФ, ст. 114 КВВТ РФ). Если выяснится,
по чьей вине возникла утрата, недостача или повреждение груза, то возмещать
ущерб должна виновная сторона.
По-разному в отношении железнодорожного и водного транспорта урегулирован
вопрос об организации, ответственной за нарушение общего срока доставки
грузов в прямом смешанном сообщении. Согласно ст. 75 УЖТ РФ ответственность
несет перевозчик, выдавший груз. В ст. 109 КВВТ РФ, напротив, указано, что
ответственность несет сторона, по вине которой допущено нарушение сроков.
Это создает неопределенность при решении вопроса о выборе надлежащего
ответчика.
При перевозках иными видами транспорта названные вопросы могут решаться
по общим нормам Гражданского кодекса РФ либо по аналогии с
железнодорожно-водными перевозками (например, при воздушно-автомобильных
прямых смешанных перевозках). Организации, возмещающие ущерб, возникший при
пассажирских перевозках, не определены.
Любая транспортная организация сможет присоединиться к соглашению
об организации прямого смешанного сообщения
Статьей 788 ГК РФ предусмотрено, что транспортные организации могут
заключать между собой соглашения об организации прямых смешанных перевозок.
В таких соглашениях могут быть урегулированы отношения транспортных
организаций при перевозках грузов, порядок осуществления перевозок.
Соглашения должны соответствовать закону о прямых смешанных
(комбинированных) перевозках, однако он пока отсутствует.
В случае принятия Проекта право на заключение соглашения может быть
реализовано любыми транспортными организациями в полном объеме. Для этого
заинтересованная организация должна направить предполагаемым участникам
соглашения предложение присоединиться к нему. Соглашение открыто для
присоединения любых транспортных организаций. Оно будет считаться
заключенным с момента, когда направившая предложение организация получит
уведомление о принятии предложения.
Предполагается, что в данном соглашении в обязательном порядке будут
указываться, в частности, пункты прямого смешанного сообщения, условия
работы пунктов пересадки пассажиров, порядок розыска груза или багажа.
Поскольку такие условия названы в Проекте как существенные, если они не
будут согласованы, то соглашение будет являться незаключенным (ч. 1 ст. 432
ГК РФ).
Перевозчикам опасных грузов могут предоставить
возможность получать разрешения на их перевозку во всех случаях в
Ространснадзоре
Порядок получения разрешений на перевозку опасных грузов может быть
существенно упрощен. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму
Правительством РФ. Специальное разрешение на перевозку опасного груза будет
выдавать Ространснадзор вне зависимости от того, по каким дорогам будет
осуществляться перевозка. Сейчас лицу, осуществляющему перевозку такого
груза автомобильным транспортом, необходимо перед подготовкой маршрута
движения выяснить категории дорог на пути следования транспортного средства.
От того, в чьем владении находятся дороги (федеральное, региональное,
муниципальное или частное), зависит, в какой орган или к какому лицу нужно
обратиться за получением специального разрешения. В его выдаче могут
отказать, если обращение неверно адресовано.
Другие поправки касаются перевозки тяжеловесных грузов. Предлагается
допустить перевозку тяжеловесных грузов без оформления специальных
разрешений, если максимально разрешенная масса
транспортного средства (с грузом или без) или максимальная нагрузка
на ось транспортного средства превышает предельно допустимые значения не
больше, чем на два процента. Например, превышение может составить для
двуосного автомобиля 360 кг, а для пятиосного - 640 кг. В любом случае при
решении вопроса о том, нужно ли получить специальное разрешение на перевозку
тяжеловесного груза, юридическим лицам стоит учитывать, что за перевозку
таких грузов без специальных разрешений установлена ответственность - штраф
от 400 до 500 тыс. руб. Контроль за предельной массой автомобиля
осуществляется в процессе следования по маршруту Ространснадзором либо
Госавтоинспекцией в зависимости от того, по дороге какого значения
осуществляется перевозка тяжеловесного груза, а также от того, международная
это перевозка или внутренняя. Порядок осуществления весового и габаритного
контроля закреплен Приказом Минтранса России от 27.04.2011 N 125.
В законопроекте содержится еще одно нововведение. Минтранс России может
получить полномочия, позволяющие устанавливать порядок согласования
маршрута. Но сами требования к согласованию в законопроекте не содержатся.
Сейчас Минтранс России уже установил правила
согласования маршрута для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Этими правилами подробно определен порядок и сроки совершения действий всех
участвующих в согласовании лиц. Однако для перевозки
опасных грузов такие правила не установлены. Соответственно, перевозчик
сталкивается с ситуацией, при которой владельцы автомобильных дорог могут
затягивать согласование маршрута без каких-либо негативных последствий для
себя.