КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 08.10.2013
С 18 октября 2013 года под эгидой Петербургского Международного
Юридического Форума при содействии Министерства юстиции Российской Федерации
будет проведен цикл семинаров, посвященных модернизации Гражданского
кодекса Российской Федерации.
Компания "КонсультантПлюс" оказывает мероприятию информационную
поддержку.
Место проведения: Санкт-Петербург, Гранд Отель Европа
Подведены итоги исполнения федерального бюджета за 2012
год
Согласно документу поступления в доходную часть бюджета составили
12855,5 млрд. рублей, что на 59,1 миллиарда рублей меньше показателя,
установленного законом о бюджете 2012 года. При этом доля нефтегазовых
доходов в их общем объеме составила 50,2 процента, ненефтегазовых - 49,8
процента.
Общий объем расходов бюджета также утвержден в сумме меньшей, чем
было запланировано, на 62,3 млрд. рублей и составил 12895,0 млрд. рублей.
Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2012 году составил 39,5
млрд. рублей против планируемых 42,7 млрд. рублей.
Годовая инфляция зафиксирована на уровне 6,6 процента.
Наибольший удельный вес в кассовых расходах федерального бюджета в
2012 году, как и в предыдущие годы, занимают расходы на безвозмездные
перечисления бюджетам - 35,3 процента. Объем указанных расходов по сравнению
с 2011 годом снизился на 2,3 процента, что связано с передачей с 1 января
2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
На погашение государственных заимствований было направлено 186,685
млрд. рублей, на обслуживание госдолга - 320 млрд. рублей, в Резервный фонд
перечислено 713,475 млрд. рублей.
Утвержден отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда
РФ за 2012 год
Общий объем доходов бюджета ПФР за 2012 год составил 5 890,4 млрд.
рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
- 2 815,6 млрд. рублей. Поступление страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в 2012 году составило 3,03 триллиона рублей, что на
7,5 процента больше, чем в 2011 году.
Расходы бюджета Фонда в 2012 году превысили запланированные объемы и
составили 5 451,2 млрд. рублей.
Таким образом бюджет Пенсионного фонда РФ за отчетный период исполнен
с профицитом в объеме 439,2 миллиарда рублей.
Из средств бюджета Фонда осуществлялось финансирование трудовых
пенсий, дополнительного материального обеспечения, доплат к пенсиям, пособий
и компенсаций, а также выплаты лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами.
Бюджет ФФОМС за 2012 год исполнен с профицитом в сумме 34
384,4 млн. рублей
Доходы бюджета ФФОМС за 2012 год составили 966 542,2 млн. рублей, из
них 51 810,0 млн. рублей - за счет межбюджетных трансфертов, полученных из
федерального бюджета.
Расходная часть бюджета составила 932 157,8 млн. рублей.
Основные статьи расходов: финансирование программ модернизации
здравоохранения; финансовое обеспечение реализации программы государственных
гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; расходы на
диспансеризацию работающих граждан, детей- сирот и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Фондом социального страхования исполнен бюджет за 2012
год с профицитом в сумме 99 557,8 миллиона рублей
Доходы Фонда социального страхования РФ за 2012 год составили 630
783,5 млн. рублей, расходы - 531 225,7 млн. руб.
Средства Фонда направлялись, в том числе, на выплаты пособий по
временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий и компенсаций
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве.
С 1 января 2014 года изменены базовые ставки НДПИ при
добыче нефти и газового конденсата
В настоящее время налогообложение при добыче нефти производится по
налоговой ставке 470 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной,
обессоленной и стабилизированной (с применением корректирующих
коэффициентов). С 1 января 2014 года базовая ставка налога устанавливается в
следующих размерах: 493 рубля в 2014 году, 530 рублей в 2015 году, 559
рублей в 2016 году.
Одновременно поправками, внесенными в закон
РФ "О таможенном тарифе", скорректирован порядок определения предельной
величины ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую с учетом
сложившейся средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках
нефтяного сырья.
Кроме того, ставка налога при добыче газового конденсата из всех
видов месторождений углеводородного сырья устанавливается в размере 42
рублей за тонну. При этом указанная ставка будет умножаться на базовое
значение единицы условного топлива () и на коэффициент, характеризующий
степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового
конденсата из залежи углеводородного сырья (), определяемые в соответствии с
установленным порядком (НК РФ дополнен новой статьей
342.4, устанавливающей порядок расчета необходимых показателей).
"Принцип взаимности" при установлении ограничений на
осуществление банковских операций не распространяется на страны - члены
Организации экономического сотрудничества и развития
Согласно ранее действовавшей редакции части
6 статьи 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках
и банковской деятельности", Банк России вправе по согласованию с
Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными
инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в
соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими
инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их
создании и деятельности.
Поскольку данное положение вступает в противоречие с международными
соглашениями, применяемыми в рамках функционирования ОЭСР, которыми не
предусмотрен "принцип взаимности", в часть
6 статьи 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
внесено дополнение,
согласно которому Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций
с иностранными инвестициями взаимные ограничения на осуществление банковских
операций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
С 2014 по 2029 год устанавливаются налоговые льготы для
организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях
Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики
Бурятия и Иркутской области
В Налоговом кодексе
РФ вводится новая категория налогоплательщиков - участник инвестиционного
проекта, реализуемого на территориях ДФО, Забайкальского края, Республики
Бурятия и Иркутской области.
Организация может быть признана участником инвестиционного проекта
при условии соответствия определенным критериям (регистрация на территории
субъекта РФ, в котором реализуется инвестиционный проект, отсутствие
обособленных подразделений на иных территориях, определенная
организационно-правовая форма и т.д.).
Законопроект устанавливает также требования к инвестиционному
проекту, в том числе: он не может быть направлен на добычу (переработку)
нефти, природного газа, а также производство подакцизных товаров (за
исключением автомобилей и мотоциклов); объем капитальных вложений в
соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять не
менее чем 50 млн. рублей при его реализации в течение трех лет или не менее
500 млн. рублей при реализации проекта в течение пяти лет.
Для участников инвестиционных проектов предлагается установить ставку
налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в
размере ноль процентов и пониженную ставку налога, зачисляемого в бюджет
субъекта РФ.
При исчислении НДПИ к установленным налоговым ставкам вводится
применение понижающего коэффициента, характеризующего территорию добычи
полезного ископаемого. Величина коэффициента может принимать значения от 0
до 1.
Организациям, осуществляющим деятельность по добыче
углеводородного сырья на новых морских месторождениях, предоставлены
налоговые и таможенно-тарифные преференции
Принят закон, направленный на повышение инвестиционной
привлекательности новых морских месторождений углеводородного сырья.
Так, в частности:
- вводятся (уточняются) понятия и термины, применяемые при
налогообложении добычи углеводородного сырья, а также вводится новая
категория налогоплательщиков - операторы нового морского месторождения
углеводородного сырья;
- устанавливаются особенности налогообложения НДС, налога на прибыль
организаций и НДПИ в отношении деятельности, связанной с добычей
углеводородного сырья (в том числе установлены особенности ведения
налогового учета, порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль
организаций и НДПИ, определены условия применения пониженных налоговых
ставок, а также налоговой ставки 0 процентов по НДС и НДПИ);
- предусмотрена льгота по налогу на имущество, а также исключены из
объекта налогообложения транспортным налогом морские стационарные и плавучие
платформы, передвижные буровые установки и буровые суда;
- установлена льгота в виде освобождения от таможенных пошлин
отдельных категорий товаров, вывозимых из РФ и полученных (произведенных)
при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья.
Подписан закон, предусматривающий новые ставки акцизов на
период 2014 - 2016 годов
В 2014 и 2015 годах будут сохранены действующие ставки акцизов на
нефтепродукты. Исключение составят акцизы на бензин 4-го и 5-го класса:
- акциз на бензин 4 класса в 2014 году установлен в размере 9916
рублей за тонну (вместо 9416 рублей, предусмотренных ранее), в 2015 году -
10858 рублей (вместо 10358);
- акциз на бензин 5 класса в 2014 году установлен в размере 6450
рублей за тонну (вместо 5750), в 2015 году - 7750 рублей (вместо 6223).
Проиндексированы ставки акцизов на спиртосодержащую и алкогольную
продукцию на 2016 год (к уровню 2015 года индексация составит 10 процентов).
Кроме того, принятым законом
внесены поправки, касающиеся введения уплаты авансовых платежей акцизов
производителями алкогольной продукции, осуществляющими закупку этилового
спирта в государствах - членах Таможенного союза. Производители алкоголя
будут обязаны предоставлять в налоговые органы извещение об уплате
авансового платежа либо извещение об освобождении от его уплаты при условии
предъявления банковской гарантии.
Уточняется также порядок корректировки первичных извещений об уплате
(освобождении от уплаты) авансового платежа в связи с изменением объема
поставленного этилового спирта.
Внесены также дополнения, в соответствии с которыми ФНС России
наделена полномочиями по утверждению административных регламентов,
определяющих порядок выдачи свидетельства о регистрации организации,
совершающей операции с денатурированным спиртом, и свидетельства о
регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, а также по
утверждению форм соответствующих свидетельств и форм заявлений об их
выдаче.
С 1 января 2014 года декларации по НДС должны
предоставляться только в электронном виде
Все плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны будут
представлять декларации по НДС только в электронной форме по
телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного
документооборота.
Списки операторов электронного документооборота для каждого субъекта
РФ размещены на информационных стендах территориальных налоговых органов и
сайтах Управлений ФНС России по субъектам РФ.
В рамках ликвидации последствий наводнения в ряде
субъектов РФ страховщикам рекомендовано ускорить выплату денежных средств по
договорам страхования, сократив перечень представляемых документов и
упростив процедуры их представления
В этой связи субъектам страхового дела необходимо, в частности:
определить количество договоров, заключенных на терпящих бедствие
территориях;
при обращении страхователя незамедлительно осуществлять страховую
выплату в неоспариваемой части;
сократить сроки рассмотрения заявлений о страховой выплате;
при рассмотрении заявления о страховой выплате не применять такое
основание для отказа. Как несвоевременное уведомление страховщика о
наступлении события, имеющего признаки страхового случая;
рассмотреть вопрос о расширении числа офисов, принимающих заявления о
наступлении страхового случая в терпящих бедствие регионах, об изменении
графика их работы и увеличении численности задействованных в урегулировании
убытков сотрудников.
Правительство РФ распорядилось предпринять меры по
сдерживанию роста цен на авиационные и железнодорожные перевозки, а также
услуги прачечных и химчисток на период проведения Олимпиады в г. Сочи
Обязательства по регулированию цен на отдельные виды услуг во время
проведения Олимпийских игр были приняты Российской Федерацией на этапе
выдвижения Сочи как города-кандидата на проведение Олимпийских зимних игр.
В перечне услуг, цены на которые подлежат регулированию, -
транспортные услуги по пассажирским и грузовым перевозкам авиационным и
железнодорожным транспортом до (от) аэропортов и железнодорожных станций на
территории Краснодарского края, перевозки маршрутным и легковыми такси, а
также услуги прачечных и химчисток в городе Сочи.
Соглашения с хозяйствующими субъектами, оказывающими соответствующие
услуги, должны быть заключены до 31 октября 2013 года.
Инвалидам-спортсменам будет выплачиваться компенсация за
технические средства или услуги по их ремонту при их участии в официальных
спортивных мероприятиях
Установлено, что инвалид из числа спортсменов - кандидатов в
спортивные сборные команды Российской Федерации, членов спортивных сборных
команд Российской Федерации либо лицо, представляющее его интересы, вправе
обратиться в орган, осуществляющий обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации в субъекте РФ, на территории которого проводятся
официальные спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план
межрегиональных всероссийских и международных физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий, в которых инвалид-спортсмен принимает участие, в
целях получения компенсации.
Выплата компенсации инвалиду-спортсмену осуществляется уполномоченным
органом на основании документов, установленных порядком выплаты компенсации
за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту инвалидам, а
также на основании документа, подтверждающего участие инвалида-спортсмена в
официальных спортивных мероприятиях, по форме, утверждаемой Минспорта России
по согласованию с Минтруда России.
Выплата инвалиду-спортсмену компенсации осуществляется уполномоченным
органом в порядке и в сроки, которые определены для выплаты компенсации за
технические средства и (или) услуги по их ремонту инвалидам, начиная со дня
поступления указанных документов от уполномоченного органа по месту
проведения официальных спортивных мероприятий.
Закон о реорганизации Российской академии наук подписан
Президентом РФ
Со дня вступления Закона
в силу предусматривается присоединение к РАН Российской академии медицинских
наук (РАМН) и Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).
Организации, подведомственные в настоящее время РАН, РАМН и РАСХН,
будут переданы в ведение федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного Правительством РФ на осуществление функций и полномочий
учредителя и собственника закрепленного за ними имущества.
Принятым законом
определены правовое положение, полномочия и функции федерального
государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (РАН), а
также порядок управления и порядок финансового обеспечения его деятельности.
Функции и полномочия учредителя РАН осуществляются Правительством РФ.
Высшим органом управления РАН является общее собрание ее членов.
Постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом определен
Президиум РАН. За нынешним Президентом РАН сохранены его полномочия в
течение трех лет после проведения первого общего собрания членов РАН.
В структуру РАН входят региональные отделения, региональные научные
центры и представительства. В рамках возложенных на нее задач и функций РАН
обладает независимостью в своей деятельности. Органы государственной власти
не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность
РАН.
С 1 ноября 2013 года вступят в силу новые, а также
измененные нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие гражданско-правовой
институт международного частного права
Раздел
VI "Международное частное право" ГК РФ дополнен нормами, в частности,
регулирующими:
ответственность учредителей (участников) юридического лица,
учрежденного за границей, по его обязательствам;
сферу действия права, подлежащего применению к вещным правам;
право сторон по достижению договоренности о применении к
возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на
движимое имущество лица, подлежащего применению к их сделке, без ущерба для
прав третьих лиц;
определение права, применяемого в отношении договоров коммерческой
концессии, отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной
деятельности, лицензионных договоров;
закрепляющих защиту прав потребителя при выборе права, подлежащего
применению к конкретному договору;
определение права, подлежащего применению к переходу прав кредитора к
другому лицу на основании закона;
определение права, подлежащего применению к отношениям
представительства;
определение права, подлежащего применению к прекращению обязательства
зачетом;
предъявление требования о возмещении вреда непосредственно
страховщиком;
определение права, подлежащего применению к обязательствам,
возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении
договора;
выбор права сторонами обязательства, возникающего вследствие
причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения.
Кроме этого в статьи раздела
VI ГК РФ внесены многочисленные изменения, в частности уточняющие
терминологию института международного частного права, в том числе вводящие
более четкие формулировки применяемых понятий.
Лицам, замещающим муниципальные должности, федеральными
законами может быть предоставлено право совмещения различных государственных
и муниципальных должностей
До внесения данного уточнения в Федеральный закон
"О противодействии коррупции" было установлено, что лица, замещающие
муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности
Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской
Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или
муниципальной службы.
Уточнены полномочия органов, осуществляющих рассмотрение
дел об административных правонарушениях в сфере землепользования
Установлено, что дела о нарушении сроков и порядка переоформления
права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных
участков в собственность рассматривают органы, осуществляющие
государственный контроль за использованием и охраной земель.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689
утверждено "Положение
о государственном земельном надзоре", возложившее земельный надзор на ряд
федеральных органов исполнительной власти, в том числе на Федеральную службу
государственной регистрации, кадастра и картографии.
Официальное опубликование правовых актов региональных
органов государственной власти теперь может проводиться в Интернете
Субъектам РФ предоставлено право, наряду с печатным изданием,
учреждать сетевое издание, на котором будет осуществляться официальное
опубликование нормативных правовых актов субъектов РФ.
Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено
право участвовать в финансировании мероприятий по модернизации циркового
имущества, находящегося в федеральной собственности
Согласно дополнению, внесенному в статью
39 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства
Российской Федерации о культуре", органы государственной власти субъектов РФ
теперь вправе участвовать в финансировании мероприятий по реконструкции, в
том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению и
капитальному ремонту расположенного на территории субъекта РФ имущества,
находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве
хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными
цирками.
В России начинается осенний призыв на военную службу
С 1 октября по 31 декабря 2013 года на военную службу будут призваны
граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не
состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в
запасе, в количестве 150 030 человек.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву
которых истек, подлежат увольнению с военной службы.
В связи с принятием Федерального закона, реорганизующего
систему государственных академий наук, в системе федеральных органов
исполнительной власти образовано новое ведомство - Федеральное агентство
научных организаций, руководство деятельностью которого будет осуществлять
Правительство РФ
Правительству РФ поручено установить предельную численность
работников центрального аппарата данного агентства и его территориальных
органов, решить вопросы его финансирования, а также уточнить функции
федеральных органов исполнительной власти с учетом его образования и
привести свои акты в соответствие с данными нововведениями.
Минэкономразвития России даны разъяснения о нововведениях
в сфере кадастрового учета, вступающих в силу с 1 октября 2013 года в связи
с принятием Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ
Разъяснения касаются, в частности, порядка представления межевого
плана, технических планов и акта обследования в форме электронных
документов, представления заявления о государственном кадастровом учете,
заявления об исправлении технической ошибки в электронном виде, учета части
земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми
условиями использования территории а также порядка и сроков хранения
содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов и порядка
предоставления сведений из ГКН и ЕГРП.
Среди прочего определено, что в отношении объектов недвижимости
(частей объектов недвижимости), поставленных на государственный кадастровый
учет до 1 октября 2013 года, при условии, что до указанной даты срок
действия сведений временного характера не истек, с 1 октября 2013 года такой
срок должен быть пролонгирован до пяти лет (с момента постановки на
государственный кадастровый учет).
Сообщается также, что в случае когда, заявителю необходимо подать
заявление о возражении в отношении зарегистрированного права на объект
недвижимости либо заявление о невозможности проведения государственной
регистрации без личного участия, специалист, ответственный за прием
документов, самостоятельно формирует такое заявление.
Определено, что по требованию правообладателя проведенная
государственная регистрация прав может быть удостоверена выпиской из ЕГРП,
выдаваемой по форме, установленной приложением
1 к Приказу Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обобщены основные изменения,
внесенные в Федеральные законы "О государственном кадастре недвижимости" и
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Федеральным законом
от 23.07.2013 N 250-ФЗ, вступающим в силу с 1 октября 2013 года (за
исключением отдельных положений), были внесены изменения в отдельные
законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и
государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе в
Федеральный закон
от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее -
Закон о кадастре) и в Федеральный закон
от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В Закон
о кадастре были внесены, в частности, следующие изменения:
расширен состав сведений государственного кадастра недвижимости
(ГКН), в части дополнительных характеристик объекта недвижимости;
исключены положения, которые обязывали орган кадастрового учета при
кадастровом учете в связи с изменением, в частности, сведений о кадастровой
стоимости уведомлять правообладателя об осуществленном кадастровом учете;
постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта
недвижимости или его части, снятие с учета объекта недвижимости должны
осуществляться в течение восемнадцати календарных дней со дня получения
органом кадастрового учета соответствующего заявления (ранее - 20 рабочих
дней);
заявление предоставляется в орган кадастрового учета или
многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в
пределах кадастрового округа;
дополнен список лиц, которые вправе обратиться за учетом изменений
объекта недвижимости;
межевой план, технический план и подтверждающий прекращение
существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган
кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной
квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера;
за счет сокращения перечня оснований для отказа в осуществлении
государственного кадастрового учета расширен список оснований для
приостановления в осуществлении ГКН.
Изменениями, внесенными в Закон
о регистрации, в частности:
исключается положение, предусматривающее, что государственная
регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в
пределах регистрационного округа;
установлено, что государственная регистрация возникновения и перехода
прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя
свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРЮЛ; при
этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке
оформляется только свидетельство;
установлено, что представление документа об уплате государственной
пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными
необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется.
Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в
орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной
инициативе. Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в
Государственной информационной системе о государственных и муниципальных
платежах и документ об оплате не был представлен вместе с заявлением,
документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению
не принимаются.