Размер взносов, уплачиваемых в ПФР за себя, для
самозанятых граждан будет определяться в зависимости от получаемого дохода
23 июля 2013 г. был опубликован Закон N 237-ФЗ, в соответствии с
которым размер взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых
за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными
лицами, занимающимися частной практикой (самозанятыми гражданами), будет
дифференцирован в зависимости от доходов. Закон N 237-ФЗ вступит в силу с 1
января 2014 г.
Напомним, что с 1 января 2013 г. размер пенсионных взносов,
уплачиваемых самозанятыми гражданами за себя, увеличился более чем в два
раза. В 2012 г. сумма данных взносов составляла 14 386,32 руб. Взносы в
Пенсионный фонд России за 2013 г. уплачиваются в размере 32 479,2 руб.
независимо от получаемого лицом дохода.
При сохранении общего принципа исчисления пенсионных взносов Закон N
237-ФЗ предусматривает дифференциацию их размера в зависимости от получаемых
плательщиками доходов. Так, если годовой доход гражданина составит не более
300 000 руб., взносы будут рассчитываться как увеличенное в 12 раз
произведение установленного на начало финансового года МРОТ и тарифа
пенсионных взносов. Соответственно, если МРОТ, установленный Федеральным
законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ, в 2014 г. останется неизменным, то
самозанятые граждане, получающие указанный доход, должны будут уплатить
взносы в ПФР в фиксированном размере в сумме 16 239,6 руб.
Лицам, имеющим доход более 300 000 руб., к названному размеру взносов
необходимо будет прибавлять 1 процент от суммы, на которую полученный доход
превышает 300 000 руб. При этом максимальный размер взносов не может
превышать увеличенное в 12 раз произведение восьмикратного размера МРОТ,
установленного на начало финансового года, и тарифа взносов в ПФР. При
сохранении в 2014 г. размера МРОТ, установленного в 2013 г., максимальная
сумма пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми лицами за себя,
составит 129 916,8 руб.
В соответствии с Законом N 237-ФЗ страховые взносы, которые исчислены
с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., должны будут уплачиваться не
позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Порядок определения размера доходов для расчета суммы взносов также
установлен Законом N 237-ФЗ: его необходимо будет определять по правилам
Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который
применяет плательщик взносов.
Отметим, что территориальные органы ПФР будут получать информацию о
доходах самозанятых лиц от налоговых органов. Если ПФР не будет располагать
такими сведениями в связи с тем, что до окончания расчетного периода
самозанятые лица не представили в налоговые органы необходимую отчетность,
пенсионные взносы, перечисляемые ими за себя, будут взысканы в максимальном
размере - 129 916,8 руб.
Изменения, вносимые Законом N 237-ФЗ, затронут только порядок
исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер взносов,
перечисляемых в ФФОМС, и порядок их расчета останутся прежними.
Предлагается установить самостоятельный порядок
привлечения к ответственности за непредставление сведений
персонифицированного учета
На портале regulation.gov.ru был размещен разработанный Минтрудом России
проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект), которым,
кроме прочего, предлагается установить порядок привлечения к ответственности
страхователей за нарушение ими законодательства об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования.
Напомним, что в ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлена
ответственность страхователей, которые уклоняются от подачи сведений,
необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования. За непредставление такой
информации в установленные сроки либо представление неполных и (или)
недостоверных сведений к страхователям могут быть применены финансовые
санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период или
за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд России. Взыскать
данную сумму органы ПФР могут только в судебном порядке.
Однако порядок привлечения страхователей к ответственности Законом N
27-ФЗ не предусмотрен. На практике применяется порядок, установленный
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (см., например, Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 14.08.2012 по делу N А56-62032/2011). Необходимо
отметить, что в случаях существенного нарушения порядка привлечения к
ответственности суды отказывают во взыскании штрафов (Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 09.08.2012 по делу N А56-62521/2011) либо
оставляют заявление ПФР без рассмотрения (см., например, Постановления ФАС
Центрального округа от 14.08.2012 по делу N А64-11477/11, ФАС
Западно-Сибирского округа от 03.12.2012 по делу N А27-11358/2012, от
18.07.2012 по делу N А27-2011/2012).
Разработчики Проекта предлагают законодательно закрепить порядок
привлечения страхователей к ответственности за указанное нарушение. В случае
принятия Проекта органы ПФР обязаны будут в строго определенные сроки
составлять акт о выявлении правонарушения, рассматривать возражения на него,
выносить решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности
страхователя и направлять ему требование об уплате штрафа. При неисполнении
страхователем требования в добровольном порядке в течение 10 календарных
дней с момента его получения территориальный орган ПФР обязан будет
обратиться в суд с иском о взыскании суммы штрафа.
Кроме того, в Проекте предлагается законодательно зафиксировать порядок
исчисления размера штрафа за рассматриваемое нарушение. Согласно Проекту
штраф будет рассчитываться исходя из суммы платежей, подлежащих уплате за
отчетный период в отношении тех застрахованных лиц, по которым не
представлены сведения, поданы неполные или недостоверные сведения. Напомним,
что аналогичный подход высказан в п. 16 Информационного письма Президиума
ВАС РФ от 11.08.2004 N 79.
Регулирование производства и потребления озоноразрушающих
веществ будет усилено
23 июля был опубликован Закон N 226-ФЗ, в соответствии с которым будет
существенно усилен контроль за производством, использованием и утилизацией
веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы. Он вступит в силу с 1 января
2014 г.
С вступлением в силу Закона N 226-ФЗ будут установлены новые ограничения
при обращении с озоноразрушающими веществами. В частности, Правительство РФ
сможет вводить запреты на проектирование и строительство объектов,
осуществляющих производство продукции, содержащей такие вещества. Напомним,
что данный запрет в отношении объектов, осуществляющих производство самих
озоноразрушающих веществ, уже установлен Постановлением Правительства РФ от
05.05.1999 N 490 "Об усилении мер государственного регулирования
производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской
Федерации" (далее - Постановление N 490).
Кроме того, Законом N 226-ФЗ запрещается захоронение содержащей
озоноразрушающие вещества продукции, утратившей свои потребительские
свойства, без извлечения (рекуперации) из нее таких веществ в целях их
восстановления для дальнейшего повторного использования (рециркуляции) или уничтожения. В настоящее время
подобного запрета не установлено, а захоронение озоноразрушающих веществ и
содержащей их продукции осуществляется согласно общим нормам Федерального
закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и
потребления".
За нарушение указанных и иных правил обращения с озоноразрушающими
веществами Законом N 226-ФЗ установлена административная ответственность.
Соответствующие изменения были внесены в ст. 8.2 КоАП РФ. Данной статьей
предусматривается ответственность организаций в виде штрафа в размере от 100
до 250 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок
до 90 суток.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию,
восстановление, рециркуляцию и уничтожение озоноразрушающих веществ, обязаны
будут представлять отчетность в уполномоченные органы. Формы отчетности и
сроки ее представления должно будет установить Правительство РФ.
Отметим, что перечень конкретных веществ, на которые распространено
действие Закона N 226-ФЗ, в настоящий момент не определен. В соответствии с
данным Законом исчерпывающий перечень озоноразрушающих веществ, обращение
которых подлежит государственному регулированию, должно будет утвердить
Правительство РФ. В то же время список рассматриваемых веществ для целей
ограничения их ввоза на территорию России содержится в Постановлении
Правительства РФ от 08.05.1996 N 563 "О регулировании ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих
веществ и содержащей их продукции". На международном уровне перечень
рассматриваемых веществ установлен в приложении А к обязательному для России
Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (подписан в
г. Монреале 16.09.1987). В данные списки включены, в частности, некоторые
виды хладагентов, используемых в холодильниках, кондиционерах, тепловых
насосах, а также веществ, используемых в качестве пенообразователей.
Вероятно, перечень веществ, утвержденный Правительством РФ во исполнение
Закона N 226-ФЗ, будет во многом совпадать с указанными выше.
Напомним, что в настоящее время Постановлением N 490 установлен ряд мер,
направленных на ограничение производства и потребления озоноразрушающих
веществ. В частности, в соответствии с данным документом производство
указанных веществ может осуществляться только в тех случаях, когда они
используются исключительно как сырье для производства других химических
веществ, а также в особых случаях, предусмотренных Монреальским
протоколом.
У операторов связи может появиться обязанность сообщать
экстренным службам о местонахождении абонента
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 316881-6. В соответствии
с ним предлагается обязать операторов связи сообщать персоналу системы
обеспечения вызова экстренных служб о местонахождении абонентского
устройства, с которого осуществлен вызов или передано сообщение о
происшествии (далее - Законопроект). Кроме того, согласно Законопроекту
операторы должны будут передавать экстренным службам иные сведения,
необходимые для обеспечения реагирования на вызов. Порядок представления и
объем такой информации должна будет утвердить Минкомсвязь России. Обработка
и представление персональных данных абонента, осуществившего вызов, будут
производиться без его согласия. В случае принятия соответствующий закон
вступит в силу с 1 декабря 2013 г.
Законопроект не содержит норм об ответственности операторов за нарушение
данных требований. Однако, если экстренная служба является государственным
органом (например, полицией), оператора можно будет привлечь к
ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (за непредставление или несвоевременное
представление в государственный орган сведений, представление которых
предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом
деятельности). Напомним, что согласно указанной статье для организаций
установлен штраф от 3 до 5 тыс. руб.
Отметим, что Законопроектом не предусмотрен срок, в течение которого
операторы должны сообщить необходимую информацию в экстренные службы. Можно
предположить, что таким сроком является период, позволяющий данным службам
оперативно реагировать на сообщение о происшествии.
Исполнение операторами рассматриваемой обязанности, вероятно, повлечет
несение ими дополнительных расходов. Однако их возмещение не предусмотрено
ни Законопроектом, ни действующим законодательством. В соответствии с п. 2
ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"
возмещению подлежат только те расходы операторов, которые понесены в связи с
обеспечением вызова экстренных служб. Такие затраты возмещаются на основании
договоров, заключаемых с создавшими соответствующие службы органами и
организациями. Если подобный договор не заключен, возникают проблемы с
возмещением данных сумм. Это касается, в частности, случаев, когда
экстренным службам не выделены из бюджета средства на оплату услуг
операторов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от
22.02.2008 по делу N А56-45655/2006). Если в договоре не указана стоимость
услуг связи, служба должна их оплачивать по той цене, по которой при
сравнимых обстоятельствах оплачиваются аналогичные услуги. Сравнимость
обстоятельств и аналогичность услуг должен доказать оператор (см., например,
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2011 по делу N
А66-14605/2009).
Представляется, что в случае принятия Законопроекта в подобные договоры
по соглашению сторон можно будет включать условие о возмещении расходов,
понесенных в связи с сообщением в экстренные службы необходимых сведений.
Иначе взыскать соответствующие суммы будет затруднительно.
Разработчики Законопроекта также предлагают установить для операторов
связи обязанность обеспечивать бесплатный вызов экстренных служб не только
по единому номеру, но и по номерам, устанавливаемым согласно системе и плану
нумерации, которые применяются в России.