КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 02.07.2013
Новое в Путеводителях КонсультантПлюс
- практическое пособие по квартальной отчетности бюджетных
организаций
Новое "Практическое пособие по квартальной бухотчетности бюджетных и
автономных учреждений" поможет подготовить отчетность в соответствии с
требованиями законодательства. Оно содержит общие требования к отчетности,
порядок и образцы заполнения форм с контрольными соотношениями показателей.
Уникальный раздел пособия - "Взаимоувязка показателей форм
отчетности" - позволяет проверить, правильно ли сформирована
отчетность.
ФНС России сообщает о неясности в толковании норм
Налогового кодекса РФ по вопросу начисления амортизации с 1 января 2013 года
До 1 января 2013 года начало начисления амортизации должно было
совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных
средств в эксплуатацию и документальное подтверждение факта подачи
документов на регистрацию.
С учетом позиции Президиума ВАС РФ (постановление
от 30.10.2012 N 6909/12) внесены изменения в статью
259 НК РФ, в соответствии с которой момент возникновения права на
начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в
эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Минфином России разъяснено, что изменения, внесенные в НК
РФ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию
до 1 января 2013 года.
Однако, по сообщению ФНС России, указанное выше постановление
Президиума ВАС РФ N 6909/12, а также имеющиеся неясности в порядке
применения новой редакции статьи
259 НК РФ способствуют толкованию положения о возможности начисления
амортизации по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию до 1
января 2013, а также представлению уточненных налоговых деклараций по налогу
на прибыль организаций с целью уменьшения ранее заявленной суммы налога.
Данное обстоятельство (с учетом проведенного анализа) явилось причиной
значительного сокращения поступлений налога в бюджетную систему РФ.
ФНС России разъяснено понятие "предыдущий налоговый
(отчетный) период" для целей расчета суммы налога, подлежащей удержанию из
доходов налогоплательщика - получателя дивидендов
Сумма налога на прибыль, которую организация - налоговый агент должна
удержать из выплачиваемых доходов, рассчитывается по формуле, одним из
показателей которой является показатель "Д", определяемый как общая сумма
дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном
(налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (с учетом
установленных условий и оговорок) (пункт
2 статьи 275 НК РФ).
Сообщается, что текущему налоговому периоду может предшествовать
только тот отчетный (налоговый) период, который находится непосредственно
перед настоящим (текущим) периодом. Указано также, что в контексте
приведенной выше нормы слово "предыдущий" используется в единственном числе
и не предполагает выбор одного из более ранних периодов по отношению к
текущему периоду. При этом отмечено, что "текущим" является период, в
котором принято решение о распределении прибыли.
Величина коэффициента, корректирующего ставку НДПИ в
отношении нефти, в мае 2013 года определена в размере 10,4376
В апреле этого года его величина была несколько ниже и составляла
10,3281.
ФНС России ежемесячно определяет величину коэффициента, исходя из цен
на нефть и курса доллара к рублю.
В мае 2013 года уровень мировых цен на нефть сорта "Юралс" на
средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определен в сумме
102,20 долл. США за баррель (в апреле - 101,04, в марте - 106,56 долл. США
за баррель).
Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, -
среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового
периода. В мае данный показатель определен в размере 31,2411 (в апреле -
31,3300, в марте - 30,7987).
ФНС России доводит до сведения позицию Минфина России о
порядке использования пенсионером своего права на перенос остатка
имущественного налогового вычета по НДФЛ в отношении расходов на
приобретение жилья
На основании статьи
220 НК РФ пенсионеры, которые не получают дохода, облагаемого НДФЛ по
ставке 13 процентов, могут перенести остаток имущественного налогового
вычета по расходам на приобретение жилья на предыдущие налоговые периоды, в
которых такой доход имелся, но не более трех.
Согласно позиции Минфина России, если и в этом случае имущественный
налоговый вычет получен не в полном объеме, то его остаток может быть
перенесен на последующие налоговые периоды, при условии получения
пенсионером в эти периоды дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 процентов.
Это возможно, например, в случае устройства на работу или получения дохода
от сдачи имущества в аренду.
Налогоплательщики, применяющие ЕНВД до 1 января 2013 года
и продолжающие применять данную систему налогообложения после этой даты, не
обязаны подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет
Указанные лица будут поставлены на учет в качестве налогоплательщика
ЕНВД на основании представленной налоговой декларации по ЕНВД за I квартал
2013 года либо на основании заявления, в котором указана фактическая дата
начала применения данной системы налогообложения.
Заявление о постановке на учет в обязательном порядке подается теми
организациями и индивидуальными предпринимателями, которые ранее не
применяли систему налогообложения в виде ЕНВД, но изъявили желание перейти
на уплату единого налога в 2013 году.
По мнению Минфина России, в отношении земельного участка,
у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость,
земельный налог целесообразно исчислять с применением коэффициента
В письме, направленном в налоговые органы, говорится о
целесообразности применения в указанных ситуациях коэффициента, аналогичного
коэффициенту, установленному в пункте
7 статьи 396 НК РФ (данный коэффициент учитывает количество полных
месяцев нахождения участка в собственности налогоплательщика к числу
календарных месяцев в налоговом периоде).
Отмечено также, что вопрос об установлении особого порядка
определения налоговой базы в отношении таких земельных участков будет
рассмотрен в рамках проводимой работы по совершенствованию положений главы
31 "Земельный налог" НК РФ.
Закон о бухгалтерском учете не содержит положений,
ограничивающих право руководителя передать свое полномочие по подписанию
бухгалтерской (финансовой) отчетности иному лицу на основании доверенности
Данный вывод содержится в письме
ФНС России, размещенном на сайте ведомства. Сообщается также, что
полномочием по подписанию отчетности и, следовательно, правом на передачу
данного полномочия иному лицу обладает руководитель экономического субъекта
или управляющий, которому данное полномочие передано на основании решения
органов управления экономического субъекта.
Налогоплательщиком налога на имущество физических лиц
признается тот из супругов, на кого зарегистрировано право собственности на
соответствующий объект недвижимости
В письме
ФНС России указано также, что в случае если право на объект недвижимости
зарегистрировано на обоих супругов в общую совместную собственность, то
налог на имущество уплачивается каждым супругом в равных долях. При наличии
оснований супруги вправе использовать установленные законодательством
налоговые льготы.
Расширен перечень работ и услуг в составе видов
предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необходимо
представлять уведомление
В указанный Перечень
включены, в частности, следующие виды предпринимательской деятельности:
производство готовых и консервированных продуктов из мяса и мяса
птицы, мясных субпродуктов и крови животных;
предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам
переработки мясных продуктов;
переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов;
производство готовых кормов для животных;
производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий, чая,
кофе, пряностей, приправ;
производство детского питания и диетических пищевых продуктов.
Помимо этого, уточнены наименования видов предпринимательской
деятельности и разделов "Производство соковой продукции из фруктов и
овощей", "Производство масложировой продукции", "Производство мукомольной
продукции", "Производство безалкогольных напитков".
Плановый контроль состава и свойств сточных вод должен
осуществляться не реже 1 раза в год
При проведении контроля организация, осуществляющая водоотведение,
проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на
соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ или лимитам
на сбросы загрязняющих веществ, указанным абонентами в декларации о составе
и свойствах сточных вод.
Контроль включает в себя отбор проб сточных вод и последующий их
анализ.
Организацией, осуществляющей водоотведение, разрабатывается и
утверждается программа контроля состава и свойств сточных вод по
установленной форме. Срок действия программы составляет не менее 3 лет.
Программа контроля включает в себя:
перечень абонентов;
указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных
вод и основания для проведения внепланового контроля;
указание мест отбора проб сточных вод.
Установлен порядок отбора проб сточных вод и анализа отобранных проб,
а также порядок ведения организацией, осуществляющей водоотведение, журнала
контроля состава и свойств сточных вод.
Установлен перечень сведений, содержащихся в положении о
производственном контроле за соблюдением требований промышленной
безопасности опасных производственных объектов
Такими сведениями, в частности, являются:
должность работника, ответственного за осуществление
производственного контроля или описание организационной структуры службы
производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения
требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации
отчетов об их результатах;
порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях,
освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на
опасных производственных объектах;
порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и
несчастных случаев на опасных производственных объектах;
порядок подготовки и представления сведений об организации
производственного контроля.
Предусмотрено, что сведения об организации производственного контроля
представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной
власти в области промышленной безопасности (в его территориальный орган) в
письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного
квалифицированной электронной подписью.
Признаны утратившими силу отдельные нормативные правовые акты
Правительства РФ, в том числе постановления Правительства РФ от 01.07.1995
N
675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской
Федерации", от 02.02.1998 N
142 "О сроках декларирования промышленной безопасности действующих
опасных производственных объектов", от 11.08.1998 N
928 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных
производственных объектах и подлежащих сертификации".
Кроме того, Перечень
работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о
начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем представляется уведомление, дополнен новым разделом -
"Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов IV класса опасности".
Определена последовательность действий организации -
производителя пива и пивных напитков в случае поломки или технических сбоев
в работе автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции
Установлено, что в случае поломки, технических сбоев в работе средств
измерений, на время ремонта средств измерений, организация, не
останавливающая процесс производства пива и пивных напитков:
- направляет в территориальный орган Росалкогольрегулирования по
месту осуществления деятельности организации уведомление в электронной
форме, отсканированное в формате PDF, включающее сведения о номерах пломб,
сведения о времени произошедшего технического сбоя средств измерения с
кратким описанием причины сбоя, а после устранения поломки - уведомление,
содержащее сведения о времени возобновления работы в штатном режиме, с
одновременным представлением в форме электронного документа заявления на
пломбирование средств измерений и акта организации, осуществляющей
техническое обслуживание средств измерения об устранении поломки средств
измерения;
- заполняет графы 1, 2, 3, 5 формы
"производство" Журнала учета объемов производства и оборота или
использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции (утв. Приказом ФНС России от 17.08.2006 N
ММ-3-07/534@), по фактическому объему производства в период устранения сбоя.
Организации, использующие основное технологическое оборудование для
производства пива, пивных напитков и оснащенное средствами измерения, для
производства безалкогольной продукции:
- направляют уведомление в территориальный орган
Росалкогольрегулирования по месту осуществления деятельности организации, в
электронной форме по установленным адресам электронной почты,
отсканированного в формате PDF, включающего информацию о времени начала
розлива безалкогольной продукции, а после окончания такого розлива -
уведомление о времени окончания розлива безалкогольной продукции;
- заполняют графы 1, 2, 3, 5 формы
"производство" Журнала учета объемов производства и оборота или
использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции (утв. Приказом ФНС России от 17.08.2006 N
ММ-3-07/534@).
В приложении к документу приведены формы документов, используемых в
данном процессе.
Электронный документ, подписанный электронной цифровой
подписью после даты признания утратившим силу Федерального закона от 10
января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", не может
считаться подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью
Кроме того, Минкомсвязи России сообщает, что электронный документ,
подписанный электронной цифровой подписью, признается электронным
документом, подписанным квалифицированной электронной подписью только до
даты признания утратившим силу Федерального закона
от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
электронная подпись, для создания и проверки которой используются
средства, получившие подтверждение требованиям Федерального закона
"Об электронной подписи", а сертификат ключа проверки выдан аккредитованным
удостоверяющим центром, не может быть признана электронной цифровой
подписью, а является усиленной квалифицированной.
Увеличены размеры бюджетных ассигнований для покрытия
расходов на осуществление выплат лицам, пострадавшим в результате
чрезвычайной ситуации или террористического акта
Бюджетные ассигнования выделяются из резервного фонда Правительства
РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение
соответствующих мероприятий.
Гражданам, пострадавшим от ЧС, помимо установленного ранее
единовременного пособия (в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего члена
семьи) будут выплачиваться также денежные средства на оплату услуг по
погребению погибших членов семьи и единовременное пособие за утрату здоровья
с учетом степени тяжести (тяжкий или средний вред - 400 тыс. рублей, легкий
- 200 тыс. рублей).
Кроме того, скорректированы размеры выплат пострадавшим в результате
террористического акта в связи с утратой имущества: предусмотренные ранее
суммы (за частично и полностью утраченное имущество 50 и 100 тыс. рублей
соответственно) будут выплачиваться на каждого человека (ранее - семью);
размеры выплат юридическим лицам за утрату имущества увеличены вдвое.
Расширен перечень видов технических средств реабилитации,
предоставляемых инвалиду
В утвержденную классификацию включены, в частности, опоры для
ползания, сидения, лежания, стояния для детей-инвалидов и некоторые другие
технические средства (изделия).
Признан утратившим силу Приказ
Минздравсоцразвития России от 28.07.2011 N 823н "Об утверждении
классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках
федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера
компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные
инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет
собственных средств услуги по их ремонту".
В принятии к рассмотрению заявлений о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может
быть отказано по одному лишь формальному основанию - в связи с тем, что
подозреваемый или обвиняемый по данному уголовному делу не был установлен,
притом что имеются данные, свидетельствующие о возможном нарушении разумных
сроков уголовного судопроизводства
соответствующими Конституции
РФ в той мере, в какой, будучи направленными на обеспечение гарантий
судебной защиты права на судопроизводство в разумный срок, эти
законоположения по общему правилу предполагают, что потерпевшему может быть
отказано в признании за ним права на подачу заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок
на том формальном основании, что подозреваемый или обвиняемый по делу не был
установлен, если этим лицом не представлены данные, свидетельствующие о
возможном нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства, в том числе
в связи с непринятием должных мер судом, прокурором, руководителем
следственного органа, следователем, органом дознания, дознавателем в целях
своевременного осуществления досудебного производства по уголовному делу и
установления подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, с учетом
общей продолжительности производства по уголовному делу;
не соответствующими Конституции
РФ в той мере, в какой эти законоположения по смыслу, придаваемому им
судебным толкованием, служат основанием для отказа потерпевшему в признании
его лицом, имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за
нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, на том лишь
формальном основании, что подозреваемый или обвиняемый по делу не был
установлен, притом что имеются данные, свидетельствующие о возможном
нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства, в том числе в связи с
непринятием должных мер судом, прокурором, руководителем следственного
органа, следователем, органом дознания, дознавателем в целях своевременного
осуществления досудебного производства по уголовному делу и установления
подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления лиц, с учетом общей
продолжительности производства по уголовному делу.
Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит
внести в правовое регулирование судебной защиты права граждан на
судопроизводство в разумный срок изменения, направленные на уточнение
порядка и условий подачи потерпевшими заявлений о присуждении компенсации за
нарушение данного права.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих
изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды общей юрисдикции не
вправе отказывать потерпевшим в принятии к рассмотрению заявлений о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный
срок по одному лишь формальному основанию - в связи с тем, что подозреваемый
или обвиняемый по данному уголовному делу не был установлен, - если имеются
данные, свидетельствующие о непринятии должных мер судом, прокурором,
руководителем следственного органа, следователем, органом дознания,
дознавателем, необходимых в целях своевременного осуществления досудебного
уголовного судопроизводства.