КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 03.07.2013
Расширенный поиск и другие полезные
сервисы - в новой версии мобильных приложений для
iPhone/iPad
Обновлены мобильные приложения "КонсультантПлюс:
основные документы" и "КонсультантПлюс:
Студент" для iPhone/iPad. Теперь в приложениях доступны новые
функции, улучшен интерфейс. Так, появились расширенный поиск документов (по
дате, принявшему органу, статусу и пр.), история работы с документами по
датам и другие полезные сервисы. Подробнее о приложениях - www.consultant.ru/mobile.
Проект Федерального закона N 180008-6 "О внесении
изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях" (окончательная ред., принятая
ГД ФС РФ 02.07.2013)
Штрафы за изготовление и продажу товаров с нарушением
прав на средства индивидуализации будут исчисляться в зависимости от
стоимости товаров
2 июля Госдума приняла в третьем чтении закон, устанавливающий
административную ответственность за производство в целях сбыта либо
реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного
знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или
сходных с ними обозначений для однородных товаров (далее - Закон).
Соответствующие изменения будут внесены в ст. 14.10 КоАП РФ "Незаконное
использование товарного знака". В Госдуме Закон проходил как проект
Федерального закона N 180008-6. Закон не содержит специальных правил
вступления в силу, поэтому в случае одобрения Советом Федерации и подписания
Президентом РФ он вступит в силу по истечении 10 дней после дня его
официального опубликования.
Размер штрафа за совершение нового правонарушения будет определяться в
зависимости от стоимости товара, явившегося предметом правонарушения. Самые
существенные штрафы предусмотрены для юрлиц: трехкратная стоимость товара,
явившегося предметом правонарушения, но не менее 40 тыс. руб., с
конфискацией предмета правонарушения.
Отметим, что возможность рассчитать штраф в зависимости от стоимости
товаров, явившихся предметом правонарушения, закреплена в общих положениях
Кодекса РФ об административных правонарушениях (п. 1 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ),
а также в отдельных статьях данного Кодекса. Например, в ст. 14.50
"Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении
внешнеторговых бартерных сделок" или в ст. 16.1 "Незаконное
перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или)
транспортных средств международной перевозки", ст. 16.2
"Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров".
Вопрос о правилах исчисления стоимости товаров исследовал Конституционный
Суд РФ (см. Постановление от 26.11.2012 N 28-П). Он указал, что в Кодексе РФ
об административных правонарушениях отсутствуют положения, конкретизирующие
понятие стоимости и способы ее определения в целях назначения
административного наказания в виде штрафа. Однако для его расчета могут
применяться положения ст. 27.11 КоАП РФ, регламентирующие оценку стоимости
изъятых вещей и других ценностей. Согласно положениям данной статьи
стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных
регулируемых цен, если они установлены, в остальных случаях стоимость
изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости.
В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ исследовал вопрос о
стоимости товаров для определения размера штрафа применительно к конкретному
правонарушению (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ). Однако он сделал выводы,
которые, по нашему мнению, могут быть применены и при исчислении стоимости
товаров для определения размера штрафа за правонарушение, установленное
Законом.
Отметим, что иногда стоимость товаров при привлечении к ответственности
за нарушения в таможенной сфере рассчитывается по результатам
товароведческой экспертизы (см., например, Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 11.12.2012 по делу N А56-67953/2011).
Также стоит отметить, что и в настоящее время существует возможность
привлечения к ответственности продавцов товара, содержащего незаконное
воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования
места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных
товаров. Как указал Пленум ВАС РФ, за нарушение, заключающееся в реализации
товаров, которые содержат незаконное воспроизведение товарного знака, к
административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 КоАП РФ, может
быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только
первый продавец соответствующего товара (абз. 5 п. 8 Постановления Пленума
ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной
части Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях").
Дела об административных правонарушениях за изготовление или
распространение товара, на котором незаконно воспроизведены чужие средства
индивидуализации, будут рассматривать судьи арбитражных судов (абз. 4 ч. 3
ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы будут составлять должностные лица
Роспотребнадзора (п. 63 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) или, в отношении некоторых
видов товаров, органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Стоит отметить, что административная ответственность за изготовление или
распространение товара, на котором незаконно воспроизведены чужие средства
индивидуализации, будет наступать, только если в действиях виновного лица
отсутствует уголовно наказуемое деяние. Так, если виновное лицо совершит
указанные действия неоднократно (два и более раза) или причинит крупный
ущерб (свыше 1,5 млн руб.), то оно может быть привлечено к ответственности
на основании ст. 180 УК РФ.
В настоящее время Закон передан на рассмотрение Совета Федерации.
Ближайшее заседание Совета Федерации назначено на 10 июля 2013 г.
С текстом проекта Федерального закона N 180008-6 к третьему чтению можно
ознакомиться на сайте
Госдумы.