На рекламораспространителей будет возлагаться
ответственность за нарушение большего числа норм законодательства о
рекламе
23 июля 2013 г. на портале pravo.gov.ru был опубликован Закон N 200-ФЗ,
которым, в частности, установлены дополнительные требования к рекламе
биологически активных добавок (БАД), а также предусмотрена ответственность
рекламораспространителей за ряд нарушений законодательства о рекламе. Данный
Закон вступит в силу с 22 октября 2013 г.
Будет расширена сфера ответственности рекламораспространителя
Напомним, что ст. ст. 14.3, 14.37, 14.38 КоАП РФ содержат положения об
ответственности за различные нарушения законодательства о рекламе. Субъекты
данных правонарушений определены в ч. 6 - 8 ст. 38 Федерального закона от
13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Закон N
200-ФЗ существенно увеличивает количество оснований для привлечения к
ответственности рекламораспространителя.
Одним из таких оснований станет указание на лечебные свойства объекта
рекламирования, не являющегося лекарственным средством или медицинской
услугой (п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе). Напомним, что сейчас в
соответствии с ч. 6 и 8 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за подобное
нарушение несет рекламодатель либо рекламопроизводитель (если будет доказана
его вина). Что касается рекламораспространителей, то существует
немногочисленная судебная практика, согласно которой на них возлагались
обязанности по устранению нарушений (см., например, Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 09.08.2010 по делу N А63-19829/2009).
Согласно Закону N 200-ФЗ рекламораспространители будут нести
ответственность и за использование рекламной конструкции не в целях
распространения рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе). В ст. 38 Закона о
рекламе субъект данного нарушения не назван. Сложившаяся судебная практика
показывает, что подобное правонарушение влечет аннулирование разрешения на
установку и эксплуатацию рекламной конструкции без привлечения виновного
субъекта к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ за
нарушение законодательства о рекламе (см., например, Постановления ФАС
Московского округа от 12.09.2012 по делу N А40-86439/11-122-604, ФАС
Московского округа от 22.03.2012 по делу N А40-79341/11-93-689, ФАС
Уральского округа от 22.03.2013 N Ф09-908/13 по делу N А47-8181/2012).
Отметим, что Законом N 200-ФЗ впервые установлена ответственность как
рекламодателей, так и рекламораспростанителей за рекламирование деятельности
по обеспечению проведения процедуры медиации лицами, не прошедшими
необходимого профессионального обучения.
Кроме того, Закон N 200-ФЗ возлагает на рекламораспространителей
ответственность за несоответствие рекламной конструкции и ее
территориального размещения требованиям технического регламента, за
установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения.
В рекламу БАД нужно будет включать предупреждение о том, что
добавки не являются лекарствами
В Законе N 200-ФЗ установлено требование сопровождать рекламу БАД
предупреждением о том, что они не являются лекарственными средствами.
Продолжительность сообщения должна составлять не менее трех секунд в
радиопрограммах и не менее пяти секунд при показе телепрограмм, демонстрации
кино- и видеопродукции. В последнем случае соответствующей информации
необходимо отводить не менее семи процентов площади кадра. При размещении
рекламы иными способами (например, в печатных изданиях) предупреждение
должно занимать не менее 10 процентов рекламной площади.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе запрещено создавать впечатление,
что БАД являются лекарственными средствами либо обладают лечебными
свойствами. Предупреждать об обратном законодательство рекламодателей не
обязывает. Впрочем, по действующим нормам такая информация должна
присутствовать на этикетке БАД (п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03).
Следует отметить, что Закон N 200-ФЗ дополняет ст. 14.3 КоАП РФ новым
составом административного правонарушения, заключающимся в несоблюдении
требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, а
также БАД. Для организаций оно влечет административную ответственность в
виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. В качестве нарушителя
могут привлекаться как рекламодатели, так и
рекламораспространители.