ФНС России представлен обзор правовых позиций
по вопросам применения вычетов по НДС
В обзоре отмечается, в частности, следующее - неприменение налогоплательщиками освобождения от уплаты НДС не влечет безусловного отказа в применении ими вычетов по указанному налогу в случаях, когда хозяйствующие субъекты добровольно вступили в правоотношения по уплате НДС и сформировали цену договора с учетом данного налога.
Впервые данная позиция нашла отражение в Определениях Конституционного Суда РФ в 2008 - 2009 годах, затем была закреплена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, и впоследствии получила развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П.
Из анализа судебной практики следует, что применительно к пункту 5 статьи 173 НК РФ, предусматривающему обязанность налогоплательщиков исчислить и уплатить в бюджет сумму налога в случае выставления ими счета-фактуры с выделением суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, юридическим фактом, с которым связывается обязанность продавца уплатить налог и право покупателя на принятие данного налога к вычету, является факт выставления
надлежаще оформленного счета-фактуры, а не характер спорной операции.
Обращено внимание на то, что формальный подход, связанный с отказом в применении вычетов по НДС по мотиву осуществления операций, освобожденных от налогообложения НДС, недопустим.
В письме ФНС России приведены также рекомендации по проведению налогового контроля в отношении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов при осуществлении услуг по международной перевозке товаров.
Так, в частности, указано, что налоговым органам необходимо выявлять обстоятельства, прямо или косвенно подтверждающие нереальность выполнения работ (услуг) силами спорного контрагента. Посредством анализа налогового и бухгалтерского учета следует устанавливать, в каком объеме контрагентом исчислен и уплачен НДС в бюджет со спорных операций с налогоплательщиком. Необходимо также устанавливать лицо, являющееся декларантом при экспорте груза.
ФНС России напоминает также, что статья 164 НК РФ дополнена пунктом 7, согласно которому при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик вправе выбрать, по какой налоговой ставке производить налогообложение соответствующих операций.
К третьему чтению подготовлен законопроект о праве налоговых органов запрашивать у
аудиторов информацию о налогоплательщиках
Согласно статье 93.2 НК РФ, которой предлагается дополнить НК РФ, налоговые органы будут вправе истребовать документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:
если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были им представлены в налоговый орган;
при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются требования к решению должностного лица об истребовании документов.
Так, например:
в первом случае в решении должно содержаться, в частности, указание на документ о направлении налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), а также сведения о факте непредставления документов в установленный срок проверяемым налогоплательщиком;
во втором случае в том числе реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории).
Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2019 года.
Минпромторг России предлагает при продаже размещать молочные и молокосодержащие продукты на разных полках
Согласно проекту с 1 января 2019 года в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных и молочных составных продуктов должно осуществляться отдельно от молокосодержащих и иных пищевых продуктов, произведенных с замещением молочного жира немолочным, в том числе растительным.
По мнению разработчика проекта, предлагаемое изменение позволит покупателям избежать путаницы при выборе молочной продукции, создаст удобство для их ориентирования
в ассортименте, поскольку потребитель будет четко понимать, какой вид молочной продукции покупает.
Банком России разъяснены некоторые вопросы, связанные со страхованием гражданской ответственности застройщика перед участниками долевого строительства
В Информационном письме приводятся, в частности, следующие позиции Банка России:
страховым случаем по страхованию гражданской ответственности застройщика является неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору долевого участия в строительстве вследствие банкротства застройщика при наличии решения арбитражного суда о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства;
представление участником строительства при наличии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, выписки из реестра требований кредиторов или реестра требований о передаче жилых помещений является основанием для осуществления страховой выплаты;
необходимость формирования страховщиком резерва заявленных, но неурегулированных убытков (далее - РЗНУ) в размере страховой суммы по договорам страхования гражданской ответственности застройщика возникает с даты опубликования сведений о банкротстве застройщика;
по истечении сроков, предусмотренных для формирования и закрытия реестра требований кредиторов, корректировка размера РЗНУ осуществляется страховщиком на основании выписок из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований участников строительства;
допускается также корректировка размера РЗНУ при обращении участника строительства к страховщику для получения страховой выплаты в размере требований, содержащихся в выписке из реестра требований кредиторов или реестра требований о передаче жилых помещений.
Скорректирована формула расчета нормативов достаточности
капитала банка
В новой редакции приведена формула расчета нормативов достаточности капитала банка, а также уточнены отдельные показатели, участвующие в расчете (показатели БК, ПКi, ПКвi).
Изменения коснулись также перечня активов, включаемых в классификационные группы в соответствии с оценкой рисков.
Отдельные поправки внесены в порядок расчета норматива Н6 (в том числе в части применения коэффициентов риска в отношении кредитных требований к заемщикам).
Скорректированы правила направления в Банк России уведомлений о видах страхования, которые намерена осуществлять страховая компания
Устанавливается единственный способ направления такого уведомления - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета".
До 10 рабочих дней сокращается срок, предоставляемый страховой организации на устранение несоответствий, выявленных Банком России в полученном уведомлении. Одновременно с этим, устанавливается обязанность Банка России в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направить в страховую организацию подтверждения исполнения ею обязанности по уведомлению об осуществляемых видах страхования.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Скорректированы требования к признанию доходов и расходов кредитными организациями
Внесение уточнений связано с необходимостью приведения норм Положения Банка России от 22.12.2014 N 446-П в соответствие с требованиями МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями".
Уточнения коснулись, в частности, процентных доходов (расходов), доходов (расходов) от валютных операций и операций с драгоценными металлами.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Банк России информирует об изменениях в регламенте проведения расчетов по операциям Банка России
Сообщается, что с 16 июля 2018 года возврат Банком России средств по депозитным операциям будет осуществляться до 9:00 часов по местному времени.
Основное время выставления инкассовых поручений в адрес кредитных организаций для погашения кредитов Банка России останется неизменным - с 16:00 до 17:00 по местному времени.
Одновременно с указанной даты кредитным организациям будет предоставлено дополнительное время для погашения кредитов Банка России. Если кредитная организация намерена использовать высвобождающееся из залога обеспечение для получения в тот же день нового кредита, погашение кредита по запросу кредитной организации может быть осуществлено с 10:00 до 11:00 по местному времени.
При этом погашение кредитов Банка России на основании обращений кредитных организаций будет осуществляться строго в установленные Банком России периоды времени.
Изменение времени погашения кредитов Банка России не затронет погашение кредитов овернайт, а также кредитов, в обеспечение по которым отбираются активы, находящиеся в залоге по другим кредитам.
Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа обобщены процессуальные нарушения при возвращении апелляционных жалоб
В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:
заявителю не может быть отказано в принятии апелляционной жалобы к производству в случае, если она подана лицом, действовавшим от имени стороны спора и на основании выданного последней поручения;
отказ в пересмотре судебного акта арбитражного суда первой инстанции по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не является препятствием для принятия к производству апелляционной жалобы на этот судебный акт, если возможность его обжалования допускается нормами АПК РФ;
возвращая апелляционную жалобу, суд должен проверить, какой именно судебный акт и по какому делу обжалуется заявителем;
срок на апелляционное обжалование не пропущен, если апелляционная жалоба подана заявителем в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем, на который приходится истечение процессуального срока;
апелляционная жалоба не подлежит возврату, если она сдана на почту в пределах срока на апелляционное обжалование;
если заявителем своевременно приняты надлежащие меры по устранению обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судом не может быть отказано в принятии такой жалобы к производству.
Обновлены формы выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества
Речь идет о следующих формах:
- форма краткой выписки (любому лицу) из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям);
- форма краткой выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям);
- форма расширенной выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (включая сведения об уведомлениях о залоге, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям).
Формы выписок приведены в соответствие с последними изменениями законодательства о залоге движимого имущества и законодательства о нотариате. Также в формы внесен ряд изменений технико-юридического характера.
Утратившим силу признан Приказ Минюста России от 17.06.2014 N 132 "Об утверждении форм выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества".
Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 июня 2018 года
В информации приводятся:
средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;
средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;
средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;
средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
Минэнерго России утверждены форм
ы отчетов сетевых организаций о реализации инвестиционных программ
Приказом, в частности, установлены формы отчета об исполнении плана финансирования капитальных вложений по источникам финансирования инвестиционных проектов инвестиционной программы; отчета об исполнении плана освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам инвестиционной программы; отчета об исполнении плана ввода основных средств по инвестиционным проектам инвестиционной программы и ряд иных отчетов.
В приложении к приказу приводятся подробные указания по заполнению каждой из утвержденных форм отчетов.
Указывается также, что раскрытие информации осуществляется в электронной форме; файлы электронных документов формируются сетевой организацией в формате электронных таблиц "xlsx" (Microsoft Exсel) в соответствии с формами раскрытия сетевой организацией информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах, утверждаемыми Минэнерго России. Шаблоны электронных документов размещаются на официальном сайте Минэнерго России в сети "Интернет".
Каждый файл электронного документа должен содержать информацию о реализации инвестиционной программы, подготовленную сетевой организацией в соответствии с не более чем одной формой раскрытия информации. Информация направляется сетевыми организациями в формате архивных файлов "ZIP".
Конституционный Суд РФ потребовал определенности в вопросе о возмещении расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги
Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса РФ и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, в той мере, в какой ими не обеспечивается
определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченн
ого государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.
Конституционный Суд РФ, отметил, в частности, следующее.
Существующим в настоящее время порядком предоставления субсидий в целях возмещения организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за них, баланс интересов участников соответствующих правоотношений обеспечивается только в том случае, когда федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрено достаточно бюджетных
ассигнований на цели предоставления таких субсидий, а до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета доведено достаточно лимитов бюджетных обязательств для удовлетворения требований всех субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих названные услуги.
Согласно утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 года N 37 Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (как и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года N 1665),
предоставление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности заявок в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Соответственно, не исключены случаи, когда те субъекты предпринимательской деятельности, которые подадут соответствующее заявление до 1 мая года, следующего за годом, за который запрашивается возмещение, т.е. в пределах нормативно установленных сроков, и которые имеют правовые основания для удовлетворения своих требований, мог
ут не получить необходимых денежных средств, если лимиты бюджетных обязательств будут исчерпаны в связи с выплатами тем, кому субсидии уже предоставлены в порядке очередности их заявок.
При этом отсутствует как механизм (порядок) возмещения расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, так и порядок возмещения организациям недополученных доходов от их предоставления в части, не покрытой посредством соответствующего субсидирования, а возможность решения вопроса об их возмещении в последующих финансовых годах также действующим
законодательством не предусмотрена. Тем самым фактически допускается возможность несения организацией этих расходов в ряде случаев полностью или частично за свой счет.
Следовательно, несмотря на наличие правовой регламентации порядка субсидирования возмещения организациям недополученных доходов от предоставления указанных услуг, направленного на поддержание баланса между частными и публичными интересами, отсутствие в действующем правовом регулировании надлежащего механизма возмещения - в случае выявления в конкретном финансовом году недостаточности предусмотренных в федеральном законе о бюджете на эти цели бюджетных ассигнований, исчерпания доведенных лимитов бюджетных
обязательств и отказа уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине - создает неопределенность в вопросе о возмещении расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, и свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, который вступает в прот
иворечие с конституционными гарантиями свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.
Конституционный Суд РФ указал, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения (дополнения), которые обеспечивали бы надлежащие условия осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности посредством предоставления возможности возмещения расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за эти
услуги, с тем чтобы исчерпание лимитов бюджетных обязательств не являлось препятствием для такого возмещения, а субъекты предпринимательской деятельности не ставились в неравное положение в зависимости от времени обращения за таким возмещением в пределах нормативно установленных сроков.
Впредь до внесения указанных изменений в целях обеспечения конституционных принципов справедливости и равенства возмещение расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от взимания платы за оказанные услуги, субъектам предпринимательской деятельности, обратившимся за таким возмещением в пределах сроков, установленных действующими правилами предоставления субсидий на возмещение
недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг, должно осуществляться посредством планируемого выделения на эти цели необходимых дополнительных бюджетных средств не позднее следующего финансового года; при этом субъекты предпринимательской деятельности в любом случае не вправе приостанавливать оказание соответствующих публично значимых услуг.