Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 29.03.2018


Открыта регистрация на VIII Петербургский Международный Юридический Форум

Одно из самых значимых событий в сфере юриспруденции, Форум ежегодно объединяет тысячи участников более чем из 80 стран мира.

Форум пройдет 15–19 мая 2018 в Санкт-Петербурге.

Организатор − Министерство юстиции при поддержке Президента Российской Федерации. КонсультантПлюс оказывает Форуму информационную поддержку.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Telegram Twitter
"Горячие" документы от 29.03.2018
  • Приказ Россельхознадзора от 19.12.2017 N 1230 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения"

    Утверждены формы 9 проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения

    Проверочные листы подлежат использованию при проведении плановых проверок соблюдения требований законодательства при осуществлении:

    производства лекарственных средств для ветеринарного применения (в части общих требований);

    обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

    производства жидкостей, кремов и мазей;

    производства биологических (в том числе иммунобиологических) фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов и производства иммунобиологических лекарственных средств для ветеринарного применения;

    производства дозированных аэрозольных лекарственных препаратов под давлением для ингаляций;

    производства лекарственных растительных препаратов;

    производства стерильных лекарственных средств;

    хранения субъектами обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (производителями, организациями, занимающимися оптовой и розничной торговлей, индивидуальными предпринимателями, организациями, осуществляющими разведение выращивание и лечение животных);

    хранения субъектами обращения лекарственных средств для ветеринарного применения наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств.

    В проверочных листах указываются сведения о лице, в отношении которого проводится проверка; место проведения проверки; реквизиты приказа или распоряжения о проведении проверки; учетный номер проверки в едином реестре проверок и дата его присвоения; сведения о лице, проводящем проверку.

    Перечень вопросов, отражающих содержание установленных обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом установленных требований, составляющих предмет проверки в каждом проверочном листе представлен в виде таблицы, включающей в себя вопрос, отражающий содержание обязательного требования, реквизиты нормативного правового акта и указание на его конкретную структурную единицу, в которой установлено проверяемое обязательное требование, а также место для ответа на вопрос.

    Предмет плановой проверки ограничивается установленными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.


  • "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    Верховный Суд РФ представил первый обзор судебной практики в 2018 году

    В нем рассмотрены в том числе:

    споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, с защитой неимущественных прав;

    споры, возникающие вследствие причинения вреда;

    споры, возникающие в сфере жилищных отношений, а также из трудовых и пенсионных отношений;

    процессуальные вопросы;

    практика применения законодательства о банкротстве, о защите конкуренции, о налогах и сборах, а также земельного, таможенного законодательства, положений КоАП РФ;

    порядок назначения наказания по уголовным делам.

    Кроме того, даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, рассмотрена практика международных договорных органов.

    Содержатся следующие выводы, в частности:

    общее собрание автовладельцев многоквартирного дома не относится к органам, полномочным принимать решения об ограничении прав собственников помещений на пользование придомовой территорией в целях размещения на ней принадлежащих им автомобилей;

    действующее законодательство не относит имя к объектам исключительных прав, однако использование имени конкретного физического лица без его согласия другим лицом в качестве псевдонима в его творческой деятельности, а также причинение вреда носителю имени другим его носителем не допускается;

    гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым ими жилым помещениям;

    доходы муниципальных служащих в виде ежемесячных доплат за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, выплачиваемых за счет средств местных бюджетов, не подлежат налогообложению;

    суд, рассматривающий заявление должника об отсрочке исполнения решения суда, в каждом конкретном случае должен принимать во внимание все обстоятельства, препятствующие исполнению должником решения в установленный срок.


  • Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны"

    Утвержден Устав подразделений пожарной охраны

    Устав определяет порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны. Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений.

    Уставом определяются права и обязанности должностных лиц подразделения, порядок смены караулов в подразделениях, внутренний наряд в подразделении, порядок допуска на территорию подразделения.

    Признан утратившим силу Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны".


  • <Информация> ФНС России <О получении налоговых вычетов по НДС при ремонте объектов общего пользования>

    ФНС России разрешила заявить вычет НДС по операциям, связанным с ремонтом общественной дороги к месту, где налогоплательщиком строился цементный завод

    По мнению налоговой инспекции, проведенные налогоплательщиком работы по ремонту дороги не использовались им в деятельности, облагаемой НДС. Следовательно, он не мог претендовать на включение соответствующих сумм налога в состав налоговых вычетов.

    При рассмотрении жалобы налогоплательщика ФНС России пришла к выводу, что для него ремонт автодороги был обусловлен производственной необходимостью (возможностью доставки грузов на строительную площадку и последующей реализацией готовой продукции, облагаемой НДС).

    Таким образом, в случае если налогоплательщик получает экономически оправданный результат для своего бизнеса, ремонтируя или строя объекты общего пользования, принадлежащие государству, то он может заявить вычет по НДС.


  • Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций" (извлечение)

    Минтрудом России предложен обновленный порядок организации обучения по охране труда и проверки знания этих требований работниками организаций

    Проект разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предусматривает обязательные требования к обучению по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

    Порядок обязателен для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями (кроме работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля.

    Согласно проекту обучение по охране труда подразделяется на следующие виды:

    - обучение по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитованных в установленном порядке и (или) у работодателя;

    - обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;

    - инструктажи по охране труда (вводный; на рабочем месте; целевой);

    - стажировки на рабочем месте;

    - обучение оказанию первой помощи пострадавшим.

    Определено, в частности, что целевой инструктаж проводят в том числе при проведении массовых мероприятий на подконтрольной работодателю территории или в иных случаях, определяемых руководителем организации.

    Также уточнено, что периодичность прохождения обучения оказанию первой помощи пострадавшим определяется с учетом специфики трудовой деятельности работников, но не реже 1 раза в 5 лет.

    В приложении к проекту приведены перечни вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, программы инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также примерный перечень вопросов для включения в программу обучения по охране труда.

    Проектом предусмотрено, что удостоверения о проверке знания требований охраны труда, выданные до введения в действие нового порядка, будут действительны до окончания срока их действия.


  • Письмо МВД России от 20.02.2018 N 3/187701634359 "О вопросах контроля требований к перевозкам опасных грузов"

    МВД России: выдача свидетельств о допуске к перевозке опасных грузов при отсутствии свидетельств на цистерны будет возможна после вступления в силу поправок в акт Правительства РФ

    Принимая во внимание, что требования к наличию свидетельств об официальном утверждении типа цистерны, а также свидетельств об испытании или проверке цистерны, предусмотренных Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России 29.11.2017 N 900, установлены Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и являются обязательными для выполнения субъектами правоотношений, возникающих в сфере перевозок опасных грузов, правовые основания для приостановления действия данного Административного регламента отсутствуют.

    В целях урегулирования проблемных вопросов, возникающих при выдаче свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, внесены изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, о переносе до 1 января 2019 г. требований к наличию свидетельств на цистерны, предусмотренных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 ДОПОГ. После вступления в силу вышеуказанных изменений выдача свидетельств о допуске будет возможна при отсутствии свидетельств на цистерны.


  • Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 N 324 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459"

    Уточнен перечень информации, предоставляемой в ЕГАИС организациями и ИП, использующими основное технологическое оборудование для учета использования фармацевтической субстанции этилового спирта

    Предусмотрено, в частности, что организации и ИП, использующие емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в целях производства спиртосодержащих лекарственных препаратов или спиртосодержащих медицинских изделий, в целях производства других лекарственных средств или медицинских изделий, а также использующие оборудование для учета объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов или спиртосодержащих медицинских изделий и в процессе производства других лекарственных средств или медицинских изделий, помимо информации, указанной в подпунктах 1 - 3 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7 - 9, 11 - 15, 18, 20, 25 и 30 пункта 6 данных Правил.

    К такой информации относятся, в том числе:

    сведения, содержащиеся в уведомлении о закупке (в том числе для собственных нужд) этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

    ФИО, место жительства и ИНН - для ИП или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    наименование, местонахождение производителя продукции, в том числе являющейся товаром ЕАЭС;

    сведения о стране происхождения продукции.


  • <Письмо> ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

    ФАС России разъяснена процедура принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

    Сообщается, что Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) одним из указанных в данной статье способов.

    Выполнение заказчиком требований данной нормы считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.

    В случае невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в том числе, если тридцатый день приходится на нерабочий день.

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Первым днем начала исчисления десятидневного срока будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. На одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

    Если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.


  • Проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)"

    ФАС России предложены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования цен (тарифов)

    Проектом регламентируются:

    - способы и методы государственного регулирования цен (тарифов);

    - требования к структуре необходимой валовой выручки регулируемых субъектов;

    - полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

    - порядок установления цен (тарифов);

    - порядок информирования о деятельности органа регулирования тарифов, органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов);

    - государственный контроль (надзор) в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

    Проектом также закрепляется статус советов потребителей.

    Предусматривается, что советы потребителей будут вправе:

    участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного регулирования цен (тарифов);

    проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной регулируемыми субъектами информации о них;

    осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в регулирующие органы информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

    участвовать в процессе утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов;

    распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;

    вносить в регулирующие органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг);

    вносить в регулирующие органы и органы прокуратуры материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

    обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).


  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации"

    ФАС России предлагает установить антимонопольные требования для владельцев "цифровых платформ"

    В частности, проектом предлагается установить, что положение хозяйствующего субъекта, владеющего инфраструктурой (платформой), которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия других хозяйствующих субъектов и (или) потребителей, может быть признано доминирующим в случае, когда сетевые эффекты, являющиеся результатом деятельности хозяйствующего субъекта, и (или) данные, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, дают такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

    При проведении установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку в том числе наличию сетевых эффектов, использованию хозяйствующим субъектом данных, включая данные о потребителях, инновационное развитие товарных рынков. При этом предлагается установить, что при соблюдении ряда требований, установленных антимонопольным законодательством, координация действий хозяйствующих субъектов, выполняемая с использованием ценовых алгоритмов, может быть признана допустимой.


  • Проект Федерального закона N 428033-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

    В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий значительное увеличение размеров административных штрафов за введение потребителей в заблуждение

    В частности, предусматривается:

    установление штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, гражданином, зарегистрированным в качестве ИП, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством, для граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, для должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (в настоящее время соответственно от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, от трех тысяч до четырех тысяч рублей и от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей);

    увеличение штрафа за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов: для граждан - в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. В настоящее время соответственно от одной тысячи до двух тысяч рублей, от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

    увеличение штрафа за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия: для должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. В настоящее время соответственно от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.


  • Проект Федерального закона N 428404-7 "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

    В Госдуму внесен депутатский законопроект о введении для граждан альтернативного вида административного наказания в виде предупреждения  за отдельные правонарушения в сфере земельного законодательства

    Согласно законопроекту предупреждение или наложение административного штрафа предусматривается за следующие правонарушения:

    самовольное занятие земельного участка;

    использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием;

    неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;

    невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.


  • Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 N 239 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

    ФСТЭК России утверждены требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ при проведении в отношении них компьютерных атак

    Действие Требований распространяется на информационные системы, автоматизированные системы управления, информационно-телекоммуникационные сети, которые отнесены к значимым объектам критической информационной инфраструктуры.

    Предусмотрены требования к обеспечению безопасности в ходе создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации значимых объектов, требования к организационным и техническим мерам, принимаемым для обеспечения безопасности значимых объектов. В приложении приведен состав мер по обеспечению безопасности для значимого объекта соответствующей категории значимости.


  • Приказ Минприроды России от 17.10.2017 N 567 "Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений"

    Минприроды России актуализирован типовой договор купли-продажи лесных насаждений

    Договор включает в себя, в числе прочего:

    условия заготовки;

    размер и условия внесения платы;

    права и обязанности продавца и покупателя, ответственность сторон договора;

    порядок изменения и расторжения договора.

    В приложениях к договору приведены образцы необходимых документов.

    Приказ вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 31.10.2015 N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений".


  • Проект Приказа Минобороны России "Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (извлечение)

    Минобороны России предложен проект административного регламента о порядке осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов"

    Согласно проекту предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, замену, модернизацию и монтаж лифтов, требований технического регламента.

    Государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению
    ‎последствий выявленных нарушений.

    Министерство обороны исполняет государственную функцию через свои структурные подразделения - Главное управление ‎и территориальные отделы.

    В проекте приводятся в числе прочего права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.

    Предусматривается, что исполнение государственной функции осуществляется непрерывно.

    Срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать тридцать рабочих дней.

    В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может ‎превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

    В исключительных случаях, связанных с необходимостью ‎проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц уполномоченного органа, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть ‎продлен руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на пятьдесят часов, в отношении микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

     В приложении приводится перечень уполномоченных органов по предоставлению государственной услуги, а также перечень документов и информации, запрашиваемых уполномоченными органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия.


  • Указание Банка России от 21.12.2017 N 4657-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 28 марта 2016 года N 3984-У "О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)"

    Скорректирован порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций

    Указанием, в частности:

    - уточняется содержание государственного реестра микрофинансовых организаций;

    - расширяется перечень документов, представляемых микрокредитной компанией для получения ею статуса микрофинансовой компании;

    - корректируется перечень оснований для отказа микрокредитной компании в изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании;

    - изменяется форма заявления, представляемого заявителем для внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций.


  • Указание Банка России от 24.01.2018 N 4704-У "О случаях неприменения ограничений на совершение управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого предназначены для квалифицированных инвесторов, сделок по приобретению имущества у владельцев инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда либо по отчуждению имущества указанным лицам и выдачу поручений на совершение таких сделок"

    Банком России предусмотрены случаи неприменения ограничений на совершение управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда сделок с владельцами инвестиционных паев и выдачу поручений на совершение таких сделок

    Ограничения не применяются, если:

    сделка совершается с владельцем инвестиционных паев, являющимся на дату ее заключения владельцем 100 процентов инвестиционных паев фонда;

    сделка с владельцем инвестиционных паев единогласно одобрена инвестиционным комитетом фонда при условии, что порядок формирования инвестиционного комитета предусматривает включение в его состав всех владельцев инвестиционных паев фонда (назначенных ими физических лиц), за исключением лиц, которые в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" не могут в него входить.

    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.


  • Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2018 N 305-ЭС17-11710(3) по делу N А40-177466/2013

    Показатели бухгалтерской, налоговой или иной финансовой отчетности не имеют решающего значения для определения соответствующего признака неплатежеспособности, так как данный признак носит объективный характер и не должен зависеть от усмотрения хозяйствующего субъекта, самостоятельно составляющего отчетность (должника) и представляющего ее в компетентные органы

    Судами установлено, что 31.08.2013 между должником и обществом был заключен договор о прекращении обязательств путем зачета встречных однородных требований, согласно которому прекратились взаимные обязательства сторон.  

    Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения статьи 61.1, пунктов 1 и 3 статьи 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пришли к выводу, что оспариваемая сделка от 31.08.2013 совершена в пределах полугода до возбуждения дела о банкротстве должника (20.01.2014) в условиях его неплатежеспособности и в результате осуществления зачета общество получило преимущественное удовлетворение своих требований перед иными кредиторами должника.

    При этом судами установлена аффилированность сторон оспариваемой сделки, в частности общество владело 20% голосующих акций должника, из чего судами сделан вывод о том, что общество на момент зачета было осведомлено о плохом финансовом состоянии должника.

    Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемый договор недействительным и в порядке реституции восстановили взаимные встречные требования сторон сделки.

    Отменяя названные судебные акты, суд округа указал, что суды не проверили доводы общества о возможности оспаривания договора о зачете только по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве, а также о совершении зачета в процессе обычной хозяйственной деятельности (пункты 2 и 3 статьи 61.4 Закона о банкротстве).

    Кроме того, суд округа счел, что нижестоящие инстанции, устанавливая признак неплатежеспособности должника на момент совершения сделки, исходили только из аффилированности ее сторон, не проанализировав финансовые показатели хозяйственной деятельности.

    Суд округа также указал, что судами не дана оценка доводу о пропуске срока исковой давности, поскольку полномочия на оспаривание сделок возникли у конкурсного управляющего 27.03.2015 (даты объявления резолютивной части решения об открытии конкурсного производства), при этом конкурсный управляющий исполнял обязанности временного управляющего должником.

    Для проверки соответствующих возражений общества суд округа направил обособленный спор на новое рассмотрение.

     Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ считает, что постановление суда округа подлежит отмене, в частности, по следующим основаниям.

    Указания суда округа относительно выводов нижестоящих инстанций в части установления неплатежеспособности должника противоречат содержанию судебных актов, в которых суды на основе оценки и анализа представленных в дело доказательств отметили, что в спорный период у должника имелись обязательства перед иными кредиторами с более ранним сроком исполнения, в том числе наступившим к моменту заключения соглашения о зачете с обществом. Данные обязательства впоследствии исполнены не были, в связи с чем вытекающие из них требования в настоящее время включены в реестр требований кредиторов.

    По смыслу абзаца тридцать шестого статьи 2 Закона о банкротстве и абзаца третьего пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указанные обстоятельства подтверждают факт неплатежеспособности должника в период заключения оспариваемой сделки.

    При этом вопреки выводу суда округа не имеют решающего значения показатели бухгалтерской, налоговой или иной финансовой отчетности для определения соответствующего признака неплатежеспособности, так как данный признак носит объективный характер и не должен зависеть от усмотрения хозяйствующего субъекта, самостоятельно составляющего отчетность (должника) и представляющего ее в компетентные органы. В противном случае, помимо прочего, для должника создавалась бы возможность манипулирования содержащимися в отчетах сведениями для влияния на действительность конкретных сделок или хозяйственных операций с определенными контрагентами, что, очевидно, противоречит требованиям справедливости и целям законодательного регулирования института несостоятельности.

    Таким образом, неправильно изложив выводы нижестоящих инстанций по вопросу определения признака неплатежеспособности, суд округа неверно указал на недоказанность (связанную с неисследованием) соответствующего признака, чем фактически вышел за пределы своих полномочий по смыслу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Кроме того, следует признать ошибочным толкование судом округа положений пункта 3 статьи 61.4 Закона о банкротстве. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2016 N 302-ЭС15-18996(1, 2), погашение обязательств путем зачета не предполагает предоставления какого-либо встречного исполнения (статья 328 ГК РФ), поэтому к такому соглашению не подлежат применению положения пункта 3 статьи 61.4 Закона о банкротстве.

    Однако суд округа не учел данную правовую позицию, в связи с чем дал неправильные указания о необходимости при новом рассмотрении проверить довод о допустимости оспаривания соглашения о зачете только в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.

    Аналогичным образом суд округа ошибочно счел, что в рассматриваемом случае может быть применен пункт 2 статьи 61.4 данного Закона, по смыслу которого признаются действительными сделки, совершенные в процессе обычной хозяйственной деятельности.

    Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 25.01.2016 N 310-ЭС15-12396, к сделкам, предусмотренным пунктом 2 статьи 61.4 Закона о банкротстве, не могут быть отнесены сделки, совершенные при наличии обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности контрагента несостоятельного должника, то есть о его осведомленности о факте неплатежеспособности (недостаточности средств) должника.

    При этом спорная сделка совершена в условиях неплатежеспособности должника в отношении аффилированного лица, в связи с чем данное лицо презюмируется осведомленным о соответствующем финансовом состоянии должника (абзац второй пункта 3 статьи 61.3 Закона). Данная презумпция ответчиком опровергнута не была.

    Следовательно, у суда округа не было оснований для направления обособленного спора на новое рассмотрение и в связи с указанным вопросом.

    Также нельзя согласиться и с выводом суда округа относительно исчисления срока исковой давности.

    Исходя из положений пункта 2 статьи 126, статьи 129 Закона о банкротстве и разъяснений, изложенных в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункте 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", моментом возникновения у конкурсного управляющего (исполняющего обязанности конкурсного управляющего) полномочий на оспаривание сделок, предусмотренных статьями 61.2 или 61.3 названного Закона, является дата объявления резолютивной части решения о признании должника банкротом и открытия процедуры конкурсного производства.

    В случае неутверждения конкурсного управляющего одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает последнего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего (абзац третий пункта 3 статьи 75 Закона о банкротстве).

    Как указал суд округа, временный управляющий исполнял обязанности конкурсного управляющего должником с даты объявления резолютивной части решения об открытии в отношении должника конкурсного производства (27.03.2015), в связи с чем с этого момента он приобрел соответствующие полномочия, в том числе на оспаривание сделок должника.

    Однако судебным актом о признании должника банкротом вопрос об утверждении конкурсного управляющего (исполняющего обязанности конкурсного управляющего) не разрешался, временному управляющему должником поручено исключительно проведение собрания кредиторов по выбору саморегулируемой организации арбитражных управляющих или кандидатуры арбитражного управляющего, судебное разбирательство по вопросу об утверждении конкурсного управляющего назначено на 13.05.2015.

    Конкурсный управляющий был утвержден определением суда от 13.05.2015 (объявлена резолютивная часть), именно с этой даты у него возникли предусмотренные статьей 129 Закона о банкротстве полномочия. Заявление об оспаривании договора о зачете поступило в арбитражный суд 04.04.2016.

    При таких обстоятельствах является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что установленный пунктом 2 статьи 181 ГК РФ годичный срок исковой давности для признания оспариваемой сделки недействительной в данном случае не пропущен, в связи с чем правовых оснований для отмены принятых по настоящему обособленному спору судебных актов у суда округа не имелось.

    С учетом изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила постановление суда округа, решения нижестоящих судов оставила в силе.


  • Приказ ФНС России от 26.03.2018 N ММВ-7-6/164@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

    Обновлен унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

    Изложены в новой редакции: раздел 2 и 9 приложения N 1; таблица 16.5 приложения N 16, а также таблицы 4.3, 4.4 и 4.5 приложения N 4 к Унифицированному формату, утвержденному приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@.

    Изменения внесены в целях обеспечения унификации информационного взаимодействия в электронном виде между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.


  • <Письмо> Минфина России от 27.03.2018 N 09-02-10/19405 <О применении пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации>

    Минфин России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся включения в соглашения о предоставлении субсидий согласия на проведение проверок

    Обязательным условием предоставления субсидий ЮЛ, ИП и ФЛ, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным соглашениям о предоставлении субсидии, является согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

    Соответствующие положения пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 БК РФ вступили в силу с 1 января 2018 года.

    Указанные положения распространяются на договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с 1 января 2018 года.

    По мнению Минфина России, согласие на проверку не подлежит включению в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках предоставления субсидий на возмещение фактически произведенных затрат (недополученных доходов).

    Также данные требования не распространяются на договоры (соглашения), заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которыми являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставном (складочном) капитале.


  • <Письмо> Минфина России от 19.03.2018 N 09-07-07/16802 <Об осуществлении территориальными органами Федерального казначейства операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам бюджетных (автономных) учреждений пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, которые не указаны в статье 129 ТК РФ, в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения>

    ТО Казначейства России вправе осуществлять выдачу денежных средств для оплаты пособий по временной нетрудоспособности в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетных (а втономных) учреждений

    Свою позицию Минфин России аргументировал следующим.

    При нарушении бюджетным учреждением сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа Федеральное казначейство приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

    Исключение составляют, в том числе, операции по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование.

    При этом сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и иным выплатам, осуществляемым за счет средств ФСС РФ, по своей экономической сути являются суммой страховых взносов на обязательное социальное страхование.

    Следовательно, территориальным органам Федерального казначейства возможно осуществлять операции в период приостановления операций на лицевых счетах бюджетного (автономного) учреждения при предоставлении платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.


  • <Информация> ПФ РФ от 29.03.2018 "С 1 апреля на 2,9% индексируются социальные пенсии"

    Повышение с 1 апреля 2018 года пенсий на 2,9% коснется 3,9 млн пенсионеров

    ПФР напоминает об индексации социальных пенсий, а также о повышении госпенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей, граждан из числа работников летно-испытательного состава и некоторых других граждан.

    Средний размер социальной пенсии увеличится на 255 рублей и составит 9 062 рубля.

    Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы вырастет соответственно на 378 и 382 рубля и составит 13 410 и 13 556 рублей.

    Средние размеры пенсий инвалидов вследствие военной травмы и участников ВОВ, получающих две пенсии, после индексации вырастут до 30 694 рублей и 35 387 рублей соответственно.


  • Решение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N АКПИ17-1063 <О признании частично не действующими Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967>

    Верховным Судом РФ признаны частично не действующими Правила отбора организаций, реализующих проекты по расширению или локализации производства медицинских изделий из поливинилхлоридных пластиков в целях их госзакупок

    Суд признал не действующим пункт 5 Правил отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967, в части, предусматривающей установление до 11 сентября 2017 года срока для принятия и рассмотрения поступивших от организаций заявлений с документальным подтверждением критериев, которым должны соответствовать организации, указанных в пункте 4 данных правил, а в остальной части административные исковые требования оставил без удовлетворения.

    В целях реализации Постановления Правительства РФ N 967 года издан Приказ Минпромторга России от 09.09.2017 N 3107, который зарегистрирован в Минюсте России 21 сентября 2017 года и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" 22 сентября 2017 года (вступил в силу 3 октября 2017 года).

    Суд указал, в частности, что в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, установление пресекательного срока при отсутствии надлежащего нормативно-правового регулирования свидетельствует о неопределенности данной правовой нормы.

    Кроме того, суд посчитал несостоятельными доводы административного истца о том, что критерии, установленные Правилами, носят заведомо дискриминационный характер и сформулированы таким образом, чтобы им удовлетворяла лишь одна единственная организация. Данные критерии отбора организаций обусловлены фискальными целями, необходимостью подтверждения компетенции организаций, подающих заявки на участие в проекте, наличия у них возможностей для выполнения поставленной задачи и адресованы неопределенному кругу хозяйствующих субъектов.


  • Информация ФТС России "О применении переходных положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части предоставления обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя"

    ФТС России разъяснен порядок обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя

    Сообщается, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставлено в целях соблюдения условия включения в реестр таможенных представителей до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, на основании пункта 2 статьи 464 ТК ЕАЭС признается в качестве обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, с даты вступления ТК ЕАЭС в силу.

    Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которое предоставлено в целях соблюдения условия включения в реестр таможенных представителей до вступления в силу ТК ЕАЭС в размере, эквивалентном не менее 1 млн. евро, с 1 января 2018 года обеспечивает исполнение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя.

    При этом пунктом 4 статьи 464 ТК ЕАЭС установлено, что, в случае если Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) будет определен иной, чем указанный в пункте 3 данной статьи ТК ЕАЭС размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, лица, включенные в реестр таможенных представителей до вступления соответствующего решения Комиссии в силу, обязаны не позднее шести месяцев с даты вступления этого решения в силу предоставить указанное обеспечение в размере, определенном Комиссией.

    Согласно Решению Совета Комиссии от 15 сентября 2017 г. N 64 обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, предоставляется в размере, эквивалентном не менее пятисот тысяч евро.

    В связи с тем, что Решение Совета Комиссии от 15 сентября 2017 г. N 64 вступило в силу с 1 января 2018 года, подлежит применению пункт 4 статьи 464 ТК ЕАЭС.


  • Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 330 "Об утверждении критериев отнесения железнодорожных путей общего пользования к малоинтенсивным линиям (участкам)"

    Правительством РФ установлено 2 критерия отнесения железнодорожных путей общего пользования к малоинтенсивным

    К таким критериям относятся:

    - приведенная грузонапряженность (5 млн. тонно-километров брутто/км в год и менее);

    - суммарное фактическое движение грузовых и пассажирских поездов (8 пар поездов в сутки и менее).

    Напомним, что в отношении малоинтенсивных участков железнодорожных путей общего пользования установлены, в частности, ограничения на передачу их в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог.


  • Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2018 N 293-р <О возложении на публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" функций оператора единой информационной системы персональных данных>

    Функции оператора единой биометрической системы возложены на "Ростелеком"

    Единая биометрическая система представляет собой информационную систему персональных данных, обеспечивающую обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ.

    Оператор системы:

    - осуществляет передачу информации о результатах указанной проверки в государственные органы, банки и иные организации;

    - предоставляет в органы внутренних дел и органы в области обеспечения безопасности в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка и противодействия терроризму сведения, содержащиеся в системе.

    Распоряжение вступает в силу с 30 июня 2018 года.


Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (29.03.2018)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное