КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 19.03.2018
Юридический форум России
Форум посвящен проблемам деофшоризации, изменениям в ГК, корпоративному праву. Участники обсудят вопросы правового обеспечения в финансовой сфере, в ТЭК, электроэнергетике, фармацевтике. Кроме этого будет обсуждаться совершенствование судебной системы и эффективность исполнения судебных решений.
В
План счетов кредитных организаций и порядок его применения внесены изменения
Введены новые счета для отражения операций по переоценке требований и обязательств по поставке драгоценных металлов и финансовых активов.
Исключены некоторые счета, касающиеся доходов и расходов будущих периодов.
Уточнены наименования счетов и порядок отражения в учете денежных средств в банкоматах и автоматических приемных устройствах (термин "платежный терминал" заменен на "автоматические приемные устройства").
Скорректировано наименование и назначение счета N 40824 "Счета эскроу физических лиц, физических лиц - нерезидентов (депонентов) по сделкам с недвижимым имуществом".
Уточнены требования, касающиеся отражения в учете операций, связанных с выпущенными ценными бумагами.
Конституционный Суд РФ потребовал устранить неопределенность в отношении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась
Не соответствующим Конституции РФ признано положение части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие
чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
Часть четвертая статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяет ряд предусмотренных частью первой той же статьи мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с
чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.
По буквальному смыслу названной нормы ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров предоставляется членам семьи умершего инвалида, которому данная выплата производилась или могла производиться, безотносительно к тому, получали ли они сами такую компенсацию при жизни кормильца. Аналогичным образом сформулирован абзац второй пункта 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 года N 751), в котором среди получателей данной выплаты прямо названы не только поименованные в пункте 13 части первой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследс
твие чернобыльской катастрофы, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающие с ними дети, не достигшие 14-летнего возраста, но и граждане, указанные в части четвертой той же статьи.
Приведенные законоположения в их взаимосвязи толкуются правоприменительными органами как наделяющие правом на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров только тех членов семей умерших граждан из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, которые получали данную выплату при жизни кормильца.
Подобный подход нашел отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2016 года N 5-КГ15-125, которым были отменены вынесенные нижестоящими судами решения об удовлетворении исковых требований вдовы инвалида-чернобыльца об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и принято решение об отказе в иске. Тем самым данная правовая позиция приобрела характер ориентира для нижестоящих судов при рассмотрении дел той же
категории.
Между тем ранее, в том числе после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 года N 751, которым в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были внесены изменения, Верховный Суд РФ удовлетворял аналогичные требования о назначении данной выплаты. Расходятся правоприменительные органы в толковании части четвертой статьи 14 Закона РФ
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с пунктом 13 части первой данной статьи и по вопросу определения размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, устанавливаемой членам семей инвалидов-чернобыльцев, который - в отличие от вопроса о размере ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда - не получил четкого законодательного разрешения.
Противоречивая практика судебного истолкования части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в значительной степени обусловлена сложностью выявления правовой природы и целевого предназначения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в контексте развития правового регулирования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Как отмечал Конституционный Суд РФ, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, входящая в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие воздействия радиационного излучения, призвана компенсировать потерпевшим дополнительные расходы на приобретение продовольственных товаров в пределах суммы, определенной законодателем (Определение от 2 апреля 2009 года N 476-О-П). Данный вывод подтверждается тем, что первоначально социальная защита, направленная на обеспечение
доступности для инвалидов-чернобыльцев полноценного рационального питания в условиях продовольственного дефицита предоставлялась в натуральной форме (за половину стоимости). В дальнейшем - с изменением социально-экономических условий - законодателем было принято решение о предоставлении этой меры социальной защиты в денежной форме, что позволяло ее получателям свободно распоряжаться соответствующей денежной суммой, расходуя ее не только на приобретение продовольственных това
ров, но и на другие цели.
Такое изменение в правовом регулировании породило в правоприменительной практике сомнения относительно наличия прямой целевой связи между ежемесячной компенсацией на приобретение продовольственных товаров и восстановлением здоровья инвалидов-чернобыльцев, особенно с учетом того, что Законом РФ от 18 июня 1992 года N 3061-I, которым Закон РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был изложен в
новой редакции, право на получение данной выплаты было предоставлено не только самим гражданам из числа получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, но и проживающим с ними детям, не достигшим возраста 14 лет. В результате члены семей инвалидов-чернобыльцев стали рассматриваться как сохраняющие право на ежемесячную компенсацию на приобре
тение продовольственных товаров лишь при условии, что они получали ее при жизни кормильца, безотносительно к тому, что инвалид-чернобылец при жизни мог расходовать причитающиеся лично ему средства, составляющие данную выплату, на семейные нужды.
Таким образом, при неизменности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в разных субъектах РФ в различные хронологические периоды имеет место различное понимание правоприменителем как круга лиц, которые вправе рассчитывать на предоставление соответствующих мер социальной поддержки, включая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, так
и условий установления данной выплаты, что свидетельствует о неопределенности ее предписаний, позволяющих принимать прямо противоположные решения - как о назначении данной выплаты тем членам семей, которые при жизни кормильца ее не получали (в частности, вдовам инвалидов-чернобыльцев), так и об отказе в ее назначении.
Поскольку при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования - допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим
данную выплату при жизни кормильца, социальная поддержка граждан, относящихся к одной категории - членов семей умерших инвалидов-чернобыльцев, нуждающихся в социальной защите в связи со смертью кормильца, несмотря на совпадение правовых и фактических оснований для предоставления данной выплаты, оказывается в разном объеме. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или с
ходной ситуации.
С учетом изложенного федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
До 1 января 2019 года приостановлено применение требований ДОПОГ к свидетельствам об
официальном утверждении типа цистерны при перевозке опасных грузов
Не применяются требования, установленные подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах.
21 марта 2018 года во втором чтении могут быть рассмотрены поправки в Жилищный кодекс РФ о переходе
к "прямым" договорам ресурсоснабжения
Законопроектом предусматривается возможность заключения договоров ресурсоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями соответствующих услуг.
Прямые договоры смогут заключать собственники и наниматели при принятии соответствующего решения на общем собрании при наличии согласия ресурсоснабжающей организации или оператора по обращению с ТКО.
Кроме того, предлагается установить, что в случае прекращения договора ресурсоснабжения в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организацией ввиду накопления задолженности управляющей организации по таким договорам заключение "прямого" договора между собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме будет обязательным.
Согласно законопроекту ресурсоснабжающая организация будет иметь право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает "прямой" договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. При этом заключение указанных договоров в письменной форме не требуется.
Расширен перечень информации, которая включается в реестр договоров,
заключенных заказчиками по результатам закупки
В данный перечень включены сведения об осуществлении заказчиком, определяемым Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", закупки у субъекта малого и среднего предпринимательства.
Росприроднадзор предложил формы трех новых проверочных листов
Приказом предлагается утвердить формы:
- проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
- проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации;
- проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Кроме того, проектом предусматривается дополнение новыми вопросами проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановых проверок в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, при осуществлении федерального государственного экологического надзора и проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области
использования и охраны водных объектов.
ФАС
России предложены уточненные правила установления тарифов в области обращения с ТКО
Проектом, в частности:
- предусматривается отказ от установления тарифов на обращение с ТКО для организаций, осуществляющих обработку ТКО с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих такой организации на праве собственности или на ином основании;
- уточняются особенности определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду для малых и средних предприятий;
- уточняется порядок учета расчетной предпринимательской прибыли;
- устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расходов на капитальные вложения (инвестиции) и расходов на возврат займов и кредитов, включая проценты по ним, понесенных до начала осуществления регулируемой деятельности;
- корректируется порядок расчета приведенной стоимости в части закрепления возможности учета прогнозируемых значений предельных тарифов операторов по обращению с ТКО;
- предусматривается включение в состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО расходов на обработку;
- вводится перечень организаций, для которых при установлении тарифов не учитывается размер расчета предпринимательской прибыли (к ним отнесены ГУПы и МУПы, а также организации, владеющие объектом (объектами) исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет).
Для целей налогообложения разъяснен термин "выпуск" продукции (товара)
Сообщается, что в нормативных правовых актах Российской Федерации под термином "выпуск" понимается изготовление продукции.
Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.
В отношении легковых автомобилей могут использоваться данные о годе выпуска транспортного средства российских каталогов, а также данные каталогов иностранных издательств.
В отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами, на основании данных бухгалтерского учета дата выпуска определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве объекта основных средств.
ФНС России предложен порядок списания задолженности по страховым взносам, переданной из ПФР, решения по которым будут приниматься на заседаниях специальных комиссий
Проект предусматривает процедуру принятия решения и списания сумм, признанных безнадежными к взысканию:
недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 года;
страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Задолженность подлежит списанию в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания в связи с истечением установленного срока в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи.
Согласно проекту решение о признании безнадежной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также решение об ее списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) на основании следующих документов:
протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания соответствующих сумм;
справки налогового органа о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Комиссия проводит заседания не реже 1 раза в квартал при наличии соответствующих оснований.
С 25 марта 2018 года начнет действовать обновленный порядок открытия и ведения лицевых счетов ТО ФК
Вносимыми поправками, в частности, установлен порядок открытия и ведения лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами КФХ и ИП.
Кроме того, предусмотрена новая редакция некоторых форм документов, в том числе: "Карточка образцов подписей", "Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств", "Отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств".
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 февраля 2018 года по 14 марта 2018 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 456,6 доллара США за тонну.
Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за февраль 2018
года
Величина коэффициента определена в размере 10,4787 (в январе 2018 года данный коэффициент составлял 11,6621).
Это связано с изменением показателей, исходя из которых рассчитывается коэффициент:
средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в феврале 2018 года данный показатель составил 63,14 долл. США за баррель);
среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в феврале 2018 года - 56,8124).
ФСС РФ утвердил форму квитанции, выдаваемой местными администрациями при приеме денежных средств у физических лиц в счет оплаты страховых взносов, пеней и штрафов по обязательному страхованию от профзаболеваний
Согласно части 5 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при отсутствии банка (иной кредитной организации) страхователи - физические лица могут уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации. В этом случае местная администрация обязана выдавать страхователям квитанции, подтверждающие прием денежных средств. Настоящим приказом утверждается форма
такой квитанции.
Квитанция содержит, в частности: код по ОГРН местной администрации; сведения о получателе платежа; номер счета, на который зачисляются средства и реквизиты банка - получателя средств; ИНН страхователя и его регистрационный номер в территориальном органе страховщика; паспортные данные; сумма принятых денежных средств и иные сведения.
Квитанция подписывается страхователем, уполномоченным лицом местной администрации и заверяется печатью местной администрации.
Минсельхозом России утверждены формы заявок о закреплении долей квот вылова
водных биоресурсов
Утверждены следующие формы заявок:
- о закреплении доли квоты, представленной России в районе действия соответствующего международного договора для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей указанных квот, и (или) договоров о закреплении долей квот для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, и (или) договоров о закреплении долей квот для осуществления прибрежного рыболовства
во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 года;
- о закреплении доли квоты вылова во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, у которых срок действия договоров о закреплении долей квот для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и (или) договоров о закреплении долей квот добычи для
осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 года.
Минэкономразвитя России названы 8 индикаторов риска, наличие которых является
основанием для проведения Росаккредитацией мероприятий по государственному контролю в отношении аккредитованных лиц
Данными индикаторами являются:
- непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от органа по сертификации сведений о выданных им сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии;
- непоступление в течение 3 месяцев от испытательной лаборатории (центра) сведений о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
- двукратный и более рост количества выданных аккредитованным лицом сертификатов соответствия или протоколов исследований (испытаний) и измерений, либо свидетельств о проверке средств измерений за единицу времени в сравнении с предшествующим периодом;
- двукратное и более превышение средних для аналогичных аккредитованных лиц показателей количества выданных сертификатов соответствия или протоколов исследований (испытаний) и измерений, или свидетельств о проверке средств измерений за период, определяемый Росаккредитацией;
- выдача органом по сертификации сертификата в срок, не обеспечивающий соблюдение правил выполнения работ по сертификации;
- изменение (увольнение, прием на работу) половины и более персонального состава работников в сравнении с персональным составом работников, работавших в аккредитованном лице по состоянию на дату проведения последней по времени процедуры оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации или проверки аккредитованного лица при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
- наличие фактов выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия на основании протоколов исследований (испытаний) и измерений, выполненных испытательной лабораторией (центром), в отношении которой Росаккредитацией было установлено нарушение требований законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц;
- наличие по месту осуществления деятельности одного аккредитованного лица места осуществления деятельности иного аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации.
Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев с даты его официального опубликования.
Актуализирован порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий
Поправками, внесенными в Административный регламент по предоставлению Росаккредитацией соответствующей государственной услуги, в том числе:
предусмотрен перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в предоставлении госуслуги посредством межведомственного взаимодействия;
установлена возможность направления документов для получения аккредитации только в электронном виде, заверив усиленной квалифицированной цифровой подписью руководителя юрлица;
расширены основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий и основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части внесения изменений в реестр аккредитованных лиц и предоставления сведений из него;
предусмотрена новая форма заявления об изменении сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре.