Минтруд России актуализировал правила по охране труда на автомобильном транспорте
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.
Правила не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.
Признано утратившим силу Постановление Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных
вопросов), используемого при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны
В проверочном листе указываются сведения о лице, в отношении которого проводится проверка; место проведения проверки; реквизиты приказа или распоряжения о проведении проверки; учетный номер проверки в едином реестре проверок и дата его присвоения; сведения о лице, проводящем проверку.
Перечень вопросов, отражающих содержание установленных обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом установленных требований, составляющих предмет проверки, представлен в виде таблицы, включающей в себя вопрос, отражающий содержание обязательного требования, реквизиты нормативного правового акта и указание на его конкретную структурную единицу, в которой установлено проверяемое обязательное требование, а также место для ответа на вопрос.
Предмет плановой проверки ограничивается установленными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) с использованием которого будут осуществляться проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хар
актера
В проверочном листе отражаются сведения о:
лице, в отношении которого проводится проверка;
месте проведения проверки;
реквизитах распоряжения или приказа о проведении проверки;
учетном номере проверки в едином реестре проверок и дате его присвоения;
лице, проводящем проверку.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Ростехнадзором при проведении плановых проверок безопасности гидротехнических сооружений
Проверочный лист представлен в виде таблицы, включающей вопрос, отражающий проверяемое обязательное требование, нормативный акт, в котором содержится проверяемое обязательное требование, а также место для ответа на вопрос о соблюдении или несоблюдении соответствующего обязательного требования.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Ространснадзором утверждены формы 3 проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в отношении юридических лиц, осуществляющих поисково-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации
Утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области гражданской авиации в отношении юридических лиц, осуществляющих поисково-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на территории РФ, применяемых при проведении проверок в отношении:
- авиационного поисково-спасательного центра;
- региональной поисково-спасательной базы;
- осуществляющих аэропортовую деятельность и организующих поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на аэродромах (вертодромах).
В проверочных листах указывается, в частности:
основание проведения проверки;
учетный номер проверки и дата его присвоения;
сведения о лице, проводящем проверку;
вопрос, отражающий содержание проверяемого обязательного требования;
реквизиты нормативных правовых актов и их структурных единиц, которыми предусмотрено соответствующее обязательное требование, и ответ на поставленный вопрос.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист. Ответы на поставленные вопросы будут однозначно свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований.
Рострудом разработаны формы 28 новых проверочных листов (списков контрольных вопросов), планируемых к
применению при проведении проверок соблюдения трудового законодательства
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут использоваться для проведения плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и включать в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Проект включает в себя в числе прочего проверочные листы:
по проверке соблюдения требований по порядку оформления материальной ответственности;
по проверке соблюдения гарантий работников, занятых у физических лиц - индивидуальных предпринимателей;
по проверке соблюдения гарантий педагогических работников;
по проверке соблюдения требований гарантий творческих работников;
по проверке выполнения требований охраны труда при кровельных работах;
по проверке выполнения требований охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
Утвержден ФСБУ для организаций
государственного сектора "Отчет о движении денежных средств"
ФСБУ устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств.
Данный отчет характеризует поступления и выбытия денежных средств и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию, а также изменение остатков денежных средств.
Отчет составляется в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий.
Стандарт применяется:
при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года;
при составлении отчетности - начиная с отчетности 2019 года (за исключением положений о ПФИ);
при составлении отчетности с учетом положений о ПФИ - начиная с отчетности 2020 года.
С 1 июля 2018 года вводятся в действие правила ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
Ведение реестра осуществляется ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательства РФ в области персональных данных. Ведение реестра осуществляется на русском языке в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства".
Проекты разделов подготавливаются экспертными организациями и Минстроем России посредством электронного сервиса "Личный кабинет" информационной системы ведения реестра, доступ к которому предоставляется после прохождения лицом, выполняющим данные действия, идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие
информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии технической возможности).
МВД России напоминает об ограничениях в отношении автобусов,
осуществляющих перевозки в международном и межрегиональном сообщении в города - участники Чемпионата мира по футболу FIFA 2018
Сообщается, что в период проведения в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 202 вводятся усиленные меры безопасности, в том числе запрет въезда отдельных видов транспортных средств в населенные пункты, где будут проводиться матчи чемпионата мира.
Так,
- с 1 июня по 17 июля 2018 г. - на территории городов Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи и
- с 1 июня по 30 июня 2018 г. - на территории городов Волгограда, Екатеринбурга, Калининграда, Саранска
запрещается въезд автобусов (категории М2 и М3), осуществляющих перевозки пассажиров по заказам и для собственных нужд, а также регулярные перевозки в международном и межрегиональном сообщении в случае невыполнения собственниками (владельцами) автобусов установленных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2017 г. N 1426 требований в части:
оборудования автобусов аппаратурой спутниковой навигации, идентифицированной в Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС";
направления в автономную некоммерческую организацию "Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" уведомлений о планируемом въезде в города-организаторы.
При этом запрет не распространяется на автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным, а также смежным межрегиональным маршрутам, проходящим в границах городов-организаторов.
В целях обеспечения контроля за соблюдением установленного запрета на въездах в города-организаторы будут осуществляться необходимые проверочные мероприятия.
МВД России обращает внимание пользователей транспортных услуг на выбор альтернативных видов общественного транспорта для перемещения в междугородном и международном сообщении в период проведения чемпионата мира.
Правительством РФ предложен законопроект об ужесточении мер административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте
Законопроектом усиливается административная ответственность, в частности, за такие деяния, как нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна, управление воздушным судном лицом, не
имеющим права управления им, управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо укл
онение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Санкция части 4 статьи 11.17 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки, заменяется административным штрафом в размере одной тысячи рублей с конфискацией материального носителя, содержащего фото- и видеоматериалы, или без таковой.
Законопроектом существенно увеличиваются суммы штрафов за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, а кроме того, вводится административная ответственность за мелкое хулиганство, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
С 1 июня 2018 года до 1 ноября 2018 года на территории РФ
будет проводиться эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
Целями эксперимента являются:
- апробация эффективности введения маркировки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, для обеспечения:
осуществления контроля за оборотом отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
подтверждения подлинности отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (в части заявленного содержания, свойств и характеристик), а также их легального происхождения;
- определение технических возможностей по эксплуатации интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней на всех этапах их оборота.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, включая добычу драгоценных камней (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки), участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте эти юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявки в порядке, устанавливаемом Минфином России.
В приложении к настоящему Постановлению приводится перечень отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, подлежащих маркировке.
Росалкогольрегулирование информирует о введении с 1 июля 2018 года новых федеральных
специальных марок, акцизных марок и порядке использования марок старого образца
Сообщается, что Федеральным законом от 28.12.2017 N 433-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", вступающие в силу с 1 июля 2018 года, согласно которым федеральная специальная марка и акцизная марка будут содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО
"Гознак" и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.
Одновременно Законом N 433-ФЗ организациям - производителям и импортерам алкогольной продукции разрешено маркировать алкогольную продукцию федеральными специальными марками и акцизными марками, на которые нанесены сведения о такой продукции, установленные пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 433-ФЗ.
Срок маркировки алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками "старого образца" Федеральным законом N 433-ФЗ не установлен. Также не ограничен срок их получения и нанесения на них сведений, установленных пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 433-ФЗ.
Таким образом, полученные федеральные специальные и акцизные марки "старого образца" подлежат использованию в срок, установленный в обязательстве об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.
ИП отказали в применении ЕНВД в отношении услуг по ремонту кровли
многоквартирных домов
В целях оказания данных услуг ИП заключал договоры с управляющими компаниями.
Налоговая инспекция указала, что такая деятельность не подпадает под применение специального налогового режима (ЕНВД), и доначислила предпринимателю налоги в соответствии с общей системой налогообложения.
ИП не согласился с позицией налогового органа, полагая, что управляющие организации, заключая с ним договоры, действовали в интересах жильцов дома, от их имени и за их счет, что свидетельствует о правомерности применения ЕНВД.
Однако суды трех инстанций, а затем и Верховный Суд РФ подтвердили доводы налогового органа, указав, что для применения ЕНВД услуги должны носить характер бытовых и оказываться непосредственно физическим лицам.
Банк России информирует об изменении с 26 марта 2018 года размера процентных ставок по ряду специализированных
инструментов рефинансирования в связи со снижением ключевой ставки Банка России
Сообщается, что Банк России установил процентные ставки равными минимальной из двух величин: 6,50% годовых или ключевая ставка Банка России - по следующим инструментам:
кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО "МСП Банк" с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, имеющими целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства;
кредитам, обеспеченным поручительствами АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям;
кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ОАО "ЭКСАР").
Таким образом, процентные ставки по указанным инструментам сохранены на уровне 6,50% годовых.
Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы "Военная ипотека", снижена до уровня 7,25% годовых.
Процентные ставки по кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, и кредитам, обеспеченным залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов и включенных в Ломбардный список Банка России, снижены до уровня 6,25% годовых. Указанное решение распространяется на проекты, отобранные до 1 января 2016 года.
Актуализирован порядок получения согласия Банка России на приобретение более 10 процентов акций и долей финансовой
организации и установление контроля в отношении ее акционеров или участников
Инструкция издана в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций" и предусматривает в том числе:
перечень сделок, при заключении которых должно быть получено согласие;
порядок направления ходатайства о получении предварительного или последующего согласия (одобрения) на приобретение акций или долей финансовой организации, в т.ч. группой лиц, и при установлении контроля в отношении акционеров или участников финансовой организации;
порядок рассмотрения ходатайства о получении предварительного или последующего согласия (одобрения) на приобретение акций (долей) финансовой организации и на установление контроля в отношении ее акционеров или участников.
В приложениях приведены формы документов (уведомления, ходатайства, решения).
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования. Со дня вступления в силу Инструкции признаны утратившими силу инструкции Банка России от 25.10.2013 N 146-И, от 29.06.2015 N 165-И.
Обновлен порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации и иных контролирующих ее лиц
Обновление связано с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ, предусматривающего изменение обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций.
Действие порядка распространяется на учредителей (участников) кредитной организации, а также на лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации, на установление контроля в отношении ее акционеров (участников), и лиц, осуществляющих такой контроль.
Также определены основания для признания финансового положения указанных лиц неудовлетворительным, регламентированы процедуры запроса и получения информации об их финансовом положении, установлен перечень документов для оценки их финансового положения.
Нормативные акты Банка России, регламентировавшие данные вопросы, признаны утратившими силу (в том числе Положения Банка России от 18.02.2014 N 415-П, от 18.02.2014 N 416-П и от 29.06.2015 N 475-П).
Установлен порядок раскрытия неопределенному кругу лиц информации о лицах, контролирующих банки - участники системы страхования вкладов, а
кционерах НПФ, УК инвестфондов, микрофинансовых компаний
Положением установлен, в частности:
- перечень организаций, обязанных направлять в Банк России информацию для размещения на сайте Банка России в сети "Интернет";
- перечень информации, подлежащей раскрытию неопределенному кругу лиц;
- порядок размещения информации на сайте Банка России в сети "Интернет";
- порядок направления информации в Банк России;
- документы, подлежащие направлению в Банк России в рамках процедуры размещения информации;
- требования к формату файла, содержащего информацию, подлежащую размещению на сайте Банка России;
- основания отказа в размещении информации и требования к сообщению о таком отказе;
- сроки и основания направления в банк России корректировки информации, подлежащей размещению, а также порядок направления в Банк России указанной информации.
В приложениях к Положению приведены формы документов, используемых при взаимодействии с Банком России по вопросам размещения информации, подлежащей раскрытию в сети "Интернет".
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Определены особенности заключения Внешэкономбанком договоров репо, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений
Установлено, что государственная управляющая компания (государственная управляющая компания средствами выплатного резерва) (далее - ГУК) заключает договоры репо с центральным контрагентом, соответствующим требованиям Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте", в отношении государственных ценных бумаг РФ, за исключением ОФЗ, переданных российским кредитным организациям в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 11
Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", являясь покупателем по первой части договора репо, на организованных торгах на основе заявок по наилучшим из указанных в них процентным ставкам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников тор
гов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам. ГУК не вправе распоряжаться приобретенными ценными бумагами, за исключением их возврата по второй части договоров репо.
Доли активов в расширенном инвестиционном портфеле определяются в процентах от рыночной стоимости расширенного инвестиционного портфеля (в рублях).
Максимальная доля в расширенном инвестиционном портфеле денежных средств, предоставленных ГУК по первой части договора репо, составляет 10 процентов расширенного инвестиционного портфеля на дату заключения договора репо. Минимальное значение процентной ставки размещения средств пенсионных накоплений ГУК по договору репо устанавливается на уровне действующей на дату его заключения ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 2,5 процентных пункта.
Определен порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период с применением системы "Электронный бюджет"
Правилами определены полномочия субъектов бюджетного планирования, а также установлены требования к формированию, согласованию (одобрению), утверждению и представлению документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Утрачивают силу ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, в том числе Постановление от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".
Утверждены требования к организации технического обслуживания объектов электроэнергетики, входящих в электроэнергетические системы
Действие утвержденных Правил распространяется на используемые в процессах производства, передачи, распределения электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике оборудование, здания и сооружения объектов по производству электрической энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленной мощностью 5 МВт и более и объектов электросетевого хозяйства.
Правилами регламентируются:
- основные положения организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики;
- требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства, ремонта и приемки из ремонта оборудования, зданий и сооружений тепловых электростанций;
- требования к организации планирования, подготовки, производства технического обслуживания, ремонта и приемки из ремонта оборудования, зданий и сооружений гидроэлектростанций;
- требования к организации планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта подсистем АСУ ТП (средств ТАИ);
- требования к организации планирования, подготовки, производства ремонта ЛЭП и оборудования ПС;
- требования к организации технического обслуживания устройств РЗА.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня его официального опубликования.
В Госдуму внесен законопроект Президента РФ о закреплении в уголовно-процессуальном законодательстве статуса
помощника судьи
Законопроектом:
устанавливается, что помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия;
предусматривается, что помощник судьи по поручению председательствующего ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, производит иные процессуальные действия в случаях и порядке, которые предусмотрены УПК РФ;
регламентируются положения об отводе помощника судьи;
закрепляется, что в ходе судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное слушание), а также при производстве вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме (при этом в закрытом судебном заседании использование средств аудиозаписи не допускается);
предусматриваются правила о подаче сторонами ходатайства об ознакомлении с аудиозаписью судебного заседания, рассмотрения председательствующим замечаний на аудиозапись.
Президентом РФ предложен законопроект об обязательной аудиозаписи судебных заседаний
Согласно законопроекту аудиозапись в обязательном порядке будет осуществляться в судах при рассмотрении гражданских и уголовных дел в первой и апелляционной инстанции. Также сторонам предоставляется право подавать замечания относительно неточности и неполноты аудиозаписи судебного заседания.
Кроме того:
- в соответствующие положения ГПК РФ и КАС РФ предлагается внести нормы о статусе помощника судьи, аналогичные имеющимся в АПК РФ;
- корректируется порядок распределения дел между судьями. В частности, в качестве основного способа распределения нагрузки между судьями устанавливается использование автоматизированной информационной системы, учитывающей нагрузку и специализацию судей. Распределение дел иными способами будет допускаться только в случае невозможности функционирования в суде автоматизированной системы и при условии исключения влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного заседания.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2019 года.
Минобрнауки России предложена обновленная версия проекта закона о научной деятельности в РФ
Проект направлен на регулирование отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами, органами власти в сфере осуществления и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также правовых основ реализации государственной политики в области научно-технологического и инновационного развития.
Проект включает в себя, в частности, положения, определяющие:
особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
порядок подготовки научных кадров;
принципы международного сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
государственные меры поддержки и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Проектом предусматривается, что организации, которым на момент вступления в силу настоящего проекта присвоен статус государственных научных центров Российской Федерации, сохраняют свой статус на 2 года. В течение указанного срока данные организации обязаны подтвердить свой статус.
Государственные научные организации, подведомственные государственным академиям наук до вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются имеющими статус академической научной организации, предусмотренный настоящим проектом, в течение 2-х лет с момента вступления его в силу.
Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившими силу федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", а также "О статусе наукограда Российской Федерации".
При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта РФ обязан максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края":
соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий законодателя субъекта РФ и согласуется с правовой природой материнского (семейного) капитала как дополнительной меры социальной поддержки, предоставляемой многодетным семьям за счет собственных средств субъекта РФ;
не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он, исключая материнский (семейный) капитал из числа мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям Ставропольского края, не предусматривает какой-либо компенсаторный механизм, позволяющий смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
Устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), федеральный законодатель предоставил субъектам РФ право вводить для таких семей за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки, которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством.
Законодатель Ставропольского края наряду с иными мерами социальной поддержки многодетных семей предусмотрел предоставление им материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка или последующих детей в размере 100 000 рублей. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 3 и статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", материнский (семейный) капитал должен был предоставляться многодетной семье по достижении ребенком (детьми), на которого (которых)
он подлежал выплате, трехлетнего возраста независимо от наличия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и мог использоваться многодетной семьей в полном объеме или по частям по определенным направлениям (улучшение жилищных условий многодетной семьи на территории Ставропольского края, получение образования ребенком (детьми), получение образования родителями (одним из них) ребенка (детей)). По буквальному смыслу на
званных законоположений возникновение права на материнский (семейный) капитал не обусловливалось уровнем дохода семьи, ее нуждаемостью в социальной помощи и поддержке, т.е. данная выплата имела как социальное, так и стимулирующее предназначение и, соответственно, носила комплексный характер. Следовательно, по своей правовой природе она является дополнительной мерой социальной поддержки многодетных семей, введенной субъектом РФ, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а ее
установление, будучи направлено на создание благоприятных условий для воспитания детей в многодетных семьях с учетом задач социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта РФ.
Действие положений Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", предусматривавших выплату многодетным семьям материнского (семейного) капитала, с 1 января 2014 года было приостановлено.
Поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей" материнский (семейный) капитал должен был предоставляться лишь по достижении ребенком (детьми), на которого (которых) он подлежал выплате, трехлетнего возраста, при рождении третьего ребенка или последующих детей с 1 января 2011 года право на материнский (семейный) капитал могло быть реализовано не ранее 1 января 2014 года. Между тем именно с этой даты действие соответствующих
положений названного закона было приостановлено, а затем, с 1 января 2016 года, они были отменены. В результате такого регулирования ни одна многодетная семья данной дополнительной меры социальной поддержки получить не смогла.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта РФ обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в
действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.
В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия
к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если с учетом состояния бюджета субъекта РФ это оказывается объективно невозможным, - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Между тем законодатель Ставропольского края, отменяя меру социальной поддержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере.
Законодателю Ставропольского края, исходя из требований Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем постановлении, надлежит в шестимесячный срок внести в правовое регулирование изменения, направленные на его совершенствование в части, касающейся установления соответствующего компенсаторного механизма. При осуществлении необходимого правового регулирования законодатель Ставропольского края вправе учитывать как свои финансовые возможности (поскольку
в противном случае нарушался бы принцип бюджетной сбалансированности), так и материальное положение многодетных семей, утративших возможность реализовать право на предоставление материнского (семейного) капитала, с тем чтобы в рамках действующей в Ставропольском крае системы социальной защиты обеспечить в первую очередь основанную на объективных критериях адресную поддержку тех многодетных семей, которые в силу малообеспеченности нуждаются в ней в большей степени.
К третьему чтению подготовлен законопроект о возможности проведения контрольных
закупок при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при
продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Настоящим законопроектом Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предлагается дополнить положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав
потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Предусматривается, что, если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.