КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 19.06.2013
В КонсультантПлюс - новый
"Путеводитель по спорам в сфере госзаказа"
Новый Путеводитель КонсультантПлюс для юристов содержит информацию о
подходах госорганов и судов к решению спорных вопросов в сфере госзаказа. В
нем проанализированы акты Федеральной антимонопольной службы,
Минэкономразвития, арбитражных судов. Рассмотрены спорные вопросы по
различным процедурам госзаказа.
Минкультуры России разработан
проект порядка классификации объектов туристской индустрии в России:
гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей
Согласно проекту, выработкой единой политики по вопросам классификации
объектов туристской индустрии будет заниматься Совет по классификации,
формируемый Минкультуры России. В число его функции войдут, в
частности:
- ведение единых перечней классифицированных объектов туристской
индустрии, органов по аккредитации и аккредитованных организаций, а также
размещение их в Интернете;
- аттестация экспертов по классификации, определение требований к ним,
организация их подготовки и повышения квалификации.
Оценка соответствия объектов туристской индустрии установленным в системе
классификации требованиям и аттестация таких объектов на категорию
проводится аккредитованными организациями. Проектом подробно регламентирован
порядок проведения работ по классификации вышеуказанных объектов туристской
индустрии. В приложении к проекту приведены требования к
гостиницам, горнолыжным трассам и пляжам, а также критерии их оценки и
отнесения к той или иной категории.
По итогам прохождения процедуры оценки соответствия объектов туристской
индустрии требованиям системы классификации заявитель получает свидетельство
о присвоении категории - официальный документ установленного образца.
Свидетельство о присвоении категории выдается на три года. Объекты
туристской индустрии, которым присвоена категория, имеют право применять
соответствующий знак категории.
Для гостиниц предусмотрены категории "пять звезд", "четыре
звезды", "три звезды", "две звезды", "одна
звезда" и "без звёзд".
Горнолыжные трассы классифицируются по следующим категориям:
"зеленая" - для начинающих, "синяя" - низкого уровня
сложности, "красная" - среднего уровня сложности и
"черная" - высокого уровня сложности.
Классификация пляжей осуществляется по категориям I, II и III: высшая
категория пляжа - I, низшая - III. Информация о категории пляжа доводится до
потребителей путем вывешивания флага. Рекомендуемые цвета флагов: синий флаг
- для пляжа I категории; зеленый флаг - для пляжа II категории; желтый флаг
- для пляжа III категории.
Обращаем ваше
внимание, что с 1 июля 2013 года существенно изменяется правовое
регулирование
В частности:
1 июля 2013 года:
повышаются ставки акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го
классов. Возникает обязанность по уплате акциза в отношении печного
топлива;
вступают в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся исчисления НДС
в случае изменения стоимости отгруженных товаров;
увеличивается ставка НДПИ при добыче природного газа;
утрачивает силу Федеральный закон "Об электронной цифровой
подписи". Электронные документы, подписанные электронной цифровой
подписью до указанной даты, признаются электронными документами,
подписанными квалифицированной электронной подписью в соответствии с новым
Федеральным законом "Об электронной подписи". Также можно
использовать в дальнейшем сертификаты ключей подписей, выданные в
соответствии со старым законом;
вступает в силу Положение Банка России N 390-П, которым установлен
порядок направления таможенным органом в банк решения о приостановлении
операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или
индивидуальных предпринимателей) в банке и решения об отмене такого
приостановления в электронном виде;
осуществлять перевозки этилового спирта (в том числе денатурата),
нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более
25% объема готовой продукции можно только при наличии лицензии;
вступает в силу новый порядок переработки или уничтожения алкогольной
продукции, изъятой из незаконного оборота, а также уничтожения
конфискованной алкогольной продукции;
вступает в силу Порядок формирования и ведения автоматизированных
централизованных баз персональных данных о пассажирах (АЦБПДП), а также
предоставления содержащихся в них данных;
вводится новый дорожный знак дополнительной информации (табличка)
"Фотовидеофиксация" и соответствующая дорожная разметка;
за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими
движение грузовых автотранспортных средств, совершенное в Москве или
Санкт-Петербурге, взимается административный штраф в повышенном
размере;
вводится в действие новый бланк рецепта на наркотические средства или
психотропные вещества;
изменяется порядок возмещения вреда, причиненного в результате разрушения
или повреждения объектов капитального строительства;
эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов IV класса опасности относится к видам деятельности, о начале
осуществления которых необходимо уведомить уполномоченные органы;
вступают в силу 7 технических регламентов Таможенного союза.
2 июля 2013 года:
упрощается эмиссия ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг при реорганизации
должна осуществляться с учетом ряда особенностей.
4 июля 2013 года:
вводятся новые формы документов, представляемых в налоговые органы в
целях внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
вступают в силу единые требования, которым должны соответствовать все
юридические лица, предоставляющие плательщикам таможенных пошлин, налогов
услуги по перечислению таможенных платежей в доход федерального
бюджета.
31 августа 2013 года:
истекает срок, в течение которого допускался ввоз алкогольной продукции,
маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с
требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005
N 786.
1 сентября 2013 года:
вступают в силу изменения в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и
статью 1153 части третьей ГК РФ;
вступает в силу новый базовый закон об образовании в России.
6 сентября 2013 года:
вступают в силу изменения в установленные Земельным кодексом РФ основания
и порядок принудительного прекращения права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком, а также права пожизненного наследуемого
владения земельным участком.
О важных изменениях в другие даты смотрите в Правовом календаре. Обращаем
ваше внимание, что Правовой календарь регулярно обновляется по мере
поступления информации о вступлении в силу документов.
Страховщик готов заключить договор ОСАГО только "в
комплекте" с договором дополнительного страхования: антимонопольную
квалификацию даст Президиум ВАС РФ
В настоящее время на рассмотрение Президиума ВАС РФ передано дело
(Определение ВАС РФ от 24.05.2013 N ВАС-2762/13 по делу N А07-23099/2011,
далее - Определение ВАС РФ), связанное с разрешением следующей спорной
ситуации.
Фабула дела
Страховщик готов был заключить со страхователем договор обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
(ОСАГО) только в том случае, если страхователь заключит договор
дополнительного имущественного страхования. Такое требование содержалось в
локальном нормативном акте страховщика, обязательном для его работников.
Данная ситуация стала предметом рассмотрения ФАС России (комиссией по
рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства), которая
пришла к выводу о наличии нарушения законодательства о защите конкуренции.
Соответствующие решение и предписание были обжалованы страховщиком в
арбитражном суде. Суд первой инстанции требования страховщика удовлетворил и
признал указанные акты недействительными, но суд апелляционной инстанции
отменил решение суда первой инстанции. Суд кассационной инстанций не
согласился с этим и решение суда первой инстанции оставил в силе.
Правовая проблема и позиция коллегии судей ВАС РФ
При рассмотрении данного дела перед судами возник вопрос, является ли тот
факт, что возможность заключения договора ОСАГО поставлена страховщиком (в
том числе путем принятия локального нормативного акта, обязательного для его
работников) в зависимость от одновременного заключения договора
дополнительного страхования, навязыванием страхователю условий, не
относящихся к предмету договора.
Коллегия судей ВАС РФ положительно ответила на этот вопрос. Она
квалифицировала поведение страховщика как навязывание страхователю условий,
которые не относятся к предмету договора, что подпадает под запрет,
установленный пп. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции".
Данная позиция основана на том, что нормы действующего страхового
законодательства содержат только одно обязательное условие для владельца
транспортного средства - заключение договора ОСАГО. При этом дополнительно в
добровольной форме могут заключаться иные виды договоров страхования. Однако
возможность заключения договора ОСАГО не ставится в зависимость от
одновременного заключения договора дополнительного страхования. В противном
случае страховщик ставит клиентов в ситуацию, когда условием заключения
договора ОСАГО является обязательное заключение договора дополнительного
страхования, что лишает граждан права принять решение о добровольном
страховании самостоятельно.
Коллегия судей ВАС РФ отметила, что обязание менеджеров страховщика
"заключить договор ОСАГО только при условии одновременного заключения
договора дополнительного страхования" является воздействием на волю
контрагента при заключении договора. Кроме того, это свидетельствует о
принуждении контрагента подписать договор на условиях, не относящихся к
предмету договора, под угрозой наступления негативных последствий (отказ
заключить обязательный для контрагента договор ОСАГО). Также коллегия особо
обратила внимание на то, что "отсутствие данного условия в письменной
форме в договоре ОСАГО не имеет правового значения для квалификации
нарушения".
Следует отметить, что существующая судебная практика по этой проблеме
придерживается сходного подхода (см., к примеру, Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа от 07.12.2012 по делу N А53-9112/2012).
Теперь же данная правовая проблема будет рассмотрена Президиумом ВАС РФ,
который даст окончательную квалификацию рассматриваемой ситуации.
Внимание!
Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит
правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.
Кроме того, Президиум ВАС РФ никак не связан выводами и содержанием
Определения ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ. Он может согласиться
с ними полностью или в части либо не согласиться вовсе.
С 1 ноября 2014
года размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами,
имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, составит 3,5 рубля
на один километр пути, пройденный по указанным дорогам
Установленный размер платы подлежит ежегодной индексации в соответствии с
фактическим изменением индекса потребительских цен.
В Постановлении приводятся Правила взимания указанной платы.
Минобрнауки России разъяснены некоторые
вопросы, касающиеся расходов на содержание детей (присмотр и уход) в
образовательных организациях
Сообщается, в частности, что:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, вступающим в
силу с 1 сентября 2013 года, разделены функции по предоставлению бесплатного
и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и
ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность;
создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к
полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов)
соответствующих организаций;
родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание
детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных
организациях. С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель
организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе
устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее
размер. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по
организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению
соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми
следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение
расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а
также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и
муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную
программу дошкольного образования;
при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми
необходимо учитывать, что семья находится под защитой государства, и это
предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям,
имеющим детей. В контексте Федерального закона такие меры социальной
поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим
образом:
установлено право, а не обязанность учредителя образовательной
организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за
детьми в образовательных организациях;
при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер
родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей
(законных представителей) в определяемых им случаях и порядке;
установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с
туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
дошкольного образования, родительская плата не взимается;
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих
образовательные организации, реализующие образовательную программу
дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается
компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера
родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и
муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории
соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50 процентов
размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой
платы на третьего ребенка и последующих детей.
Нормы Федерального закона, придающие обратную силу
ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих
труд указанной категории работников, правилам определения базы для
начисления этих взносов, признаны не соответствующими Конституции РФ
Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23
декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации":
соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней
предписание направлено на создание условий для выплаты ежемесячной доплаты к
пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской
Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и тем
самым - на достижение целей дополнительного социального обеспечения
указанной категории работников;
не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней
предписание придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов
на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской
авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников,
правилам определения базы для начисления этих взносов.
В целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных
с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему
положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и
необходимостью защиты социальных прав граждан, Конституционный Суд РФ
считает возможным определить следующий порядок исполнения данного
Постановления.
Часть вторая статьи 4 Федерального закона "О дополнительном
социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской
авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N
360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу
настоящего Постановления не подлежит применению при определении базы для
начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных
экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов
гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные в
том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями,
использующими труд названной категории работников, до вступления настоящего
Постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не
подлежат. Не выплаченные до вступления настоящего Постановления в силу
суммы, исчисленные с базы для начисления взносов за 2010 год, превышающей
415 000 рублей, не могут быть взысканы, а решения о взыскании
соответствующих сумм, вынесенные, но не исполненные до вступления настоящего
Постановления в силу, исполнению не подлежат.
С 1 июля 2013 года вступят в
силу новые требования к составлению и представлению отчетности кредитных
организаций
Основная часть изменений, внесенных в перечень и порядок составления
отчетности кредитных организаций, вступает в силу с 1 июля 2013 года. Для
отдельных положений установлен более поздний срок - 1 августа и 1 сентября
2013 года.
Изменения связаны с принятием нормативных актов Банка России и коснулись,
в частности, следующих форм отчетности:
- изложены в новой редакции: ф. 0409110 "Расшифровка отдельных
показателей деятельности кредитной организации", ф. 0409128
"Данные о средневзвешенных процентных ставках по средствам,
предоставленным кредитной организацией", раздел 1 ф. 0409259
"Сведения о деятельности кредитной организации, связанной с переводом
электронных денежных средств", раздел 1 ф. 0409260 "Информация о
банкоматах и платежных терминалах кредитной организации, предназначенных для
оказания платежных услуг";
- скорректированы формы отчетности и порядок их заполнения, в том числе:
ф. 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)",
ф. 0409124 "Расчет показателей достаточности собственных средств
(капитала) кредитной организации в соответствии с Базелем III", ф.
0409401 "Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях", ф.
0409407 "Сведения о трансграничных переводах физических
лиц".
ФСФР России предлагает
упростить существующую систему допуска ценных бумаг к организованным
торгам
Разработанный ФСФР России Порядок допуска ценных бумаг к организованным
торгам предусматривает, в числе прочего, совершенствование системы допуска
ценных бумаг к организованным торгам, либерализацию допуска наиболее
инвестиционно привлекательных ценных бумаг в котировальный лист высшего
уровня с одновременным формированием барьеров для допуска к организованным
торгам менее надежных ценных бумаг, повышение конкурентоспособности
национального финансового рынка и привлечение дополнительной ликвидности на
него, в том числе за счет повышения эффективности национальных организаторов
торговли в целом.
Предусмотрено, что организаторы торговли обязаны в течение одного года с
даты вступления в силу данного приказа привести правила допуска ценных бумаг
к организованным торгам в соответствие с Порядком и сформировать список
ценных бумаг, допущенных к организованным торгам на дату вступления в силу
правил листинга организатора торговли.
На территории РФ вводится в действие
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые
инструменты"
Стандарт применяется ко всем статьям, входящим в сферу применения МСФО
(IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка",
устанавливает принципы подготовки и представления информации о финансовых
активах и финансовых обязательствах.
Применяется стандарт в отношении годовых периодов, начинающихся с 1
января 2015 года и после этой даты. При определенных условиях разрешается
досрочное применение данного стандарта.
На депозитария,
осуществляющего выплату процентных доходов иностранным лицам по
государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам с обязательным
централизованным хранением, обязанности налогового агента по удержанию
налога на прибыль организаций не возлагаются
Указанные разъяснения Минфина России даны в связи с возможным
неоднозначным толкованием положений статьи 310.1 НК РФ (введена Федеральным
законом от 29.12.2012 N 282-ФЗ) и статьи 310 НК РФ.
В первом случае установлена обязанность удержания налога депозитарием,
осуществляющим выплату доходов по федеральным государственным эмиссионным
ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (пункт 1 статьи
310.1 НК РФ), во втором случае предусмотрено освобождение налогового агента
от обязанности удержания сумм налога в случае выплаты им процентных доходов
по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам
субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам.
В этой связи сообщается, что в указанных случаях следует
руководствоваться положениями подпункта 7 пункта 2 статьи 310.3 НК РФ, в
соответствии с которым в случаях выплаты процентных доходов по упомянутым
эмиссионным ценным бумагам исчисление и удержание суммы налога на прибыль
организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям,
соответствующим налоговым агентом не производятся.
Пенсионным
фондом РФ даны разъяснения о порядке работы по учету страховых взносов,
поступивших от реорганизованных юридических лиц
В распоряжении ПФР содержится перечень мероприятий, проводимых его
территориальными органами по местонахождению плательщика, прекратившего
деятельность, а также по месту нахождения правопреемника для случаев
проведения реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и
других формах реорганизации.
Кроме того, разработаны формы документов, необходимых для обмена
соответствующей информацией ("Опись передаваемых документов плательщика
страховых взносов, изменившего местонахождение", "Информация о
суммах страховых взносов", "Реестр переданной отделением ПФР
информации о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов за отчетные
периоды текущего года...").
До 1 января 2019
года Внешэкономбанк будет осуществлять функции государственной управляющей
компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и
государственной управляющей компании средствами выплатного фонда
В этой связи Пенсионным фондом РФ будут заключены с Внешэкономбанком
соглашения о продлении договоров доверительного управления средствами
пенсионных накоплений, договора доверительного управления средствами
выплатного резерва и договора доверительного управления средствами
пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная
пенсионная выплата, на тех же условиях, которые были предусмотрены
ранее.