Утверждена форма извещения о факте совершения контролируемой сделки, сведения о которой налогоплательщиком
не были представлены в налоговую инспекцию
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, налоговая инспекция самостоятельно извещает ФНС РФ о факте выявления контролируемых сделок в соответствии с утвержденной формой.
Направление Извещения осуществляется в электронной форме не позднее одного рабочего дня со дня подписания Извещения на бумажном носителе.
Мосгорсуд рассмотрел вопрос об обложении НДФЛ процентов, полученных российскими гражданами по вкладам в иностранных банках
Многие граждане Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами, размещают денежные средства во вкладах или на банковских счетах иностранных банков.
Для обозначенной категории граждан актуальным является вопрос налогообложения в России доходов, получаемых от такого размещения денежных средств. Данная проблема практически не отражена в судебной практике, и только недавно Мосгорсуд вынес апелляционное определение (по делу N 11-25333/2012), в котором был разрешен спор о налогообложении доходов, полученных налоговым резидентом РФ от размещения денежных средств на вкладе в иностранном банке. Безусловно, данный судебный акт не будет иметь обязательного значения
для неопределенного круга лиц, но он может быть полезен участникам аналогичных споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции.
По информации, содержащейся на официальном сайте Мосгорсуда (http://www.mos-gorsud.ru/inf/infa/ga/?pn=0&id=4254), текст данного определения только готовится, и в преддверии официальной публикации судебного акта представляется целесообразным привести небольшую справку по рассматриваемой правовой ситуации, которую можно охарактеризовать как неопределенную.
Подробнее по данной проблеме см. Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды (раздел "Проценты по вкладам", подраздел 1.2 "В каком порядке облагаются доходы в виде процентов по вкладам в иностранных банках (ст. 214.2, п. 2 ст. 224 НК РФ)?").
Налогообложение процентов по вкладу, размещенному в иностранном банке
1. Нормативная база
Тот факт, что денежные средства размещены в иностранном банке, не влияет на обязанность физического лица - налогового резидента РФ уплатить НДФЛ с полученных доходов, если последние облагаются налогом. Это следует из пп. 1 п. 3 ст. 208 и п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Денежные средства на банковских вкладах в иностранном банке размещаются, как правило, в иностранной валюте. Согласно ст. 214.2 НК РФ налоговая база по НДФЛ в отношении доходов в виде процентов, получаемых по банковским вкладам, определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых.
Доходы, превышающие данный порог, облагаются НДФЛ по ставке 35 процентов, что следует из п. 2 ст. 224 НК РФ.
Приведенное положение ст. 214.2 НК РФ существенным образом снижает вероятность уплаты НДФЛ с указанного дохода по макроэкономическим причинам, так как проценты по вкладам в иностранном банке, как правило, достаточно низкие. Это вызвано, в частности, тем, что в развитых странах установлены низкие ставки рефинансирования (например, ставка рефинансирования, установленная ЕЦБ, составляет 0,75 процента годовых, см. http://www.ecb.int).
При этом следует отметить, что в отсутствие специальных положений Налогового кодекса РФ полученные налоговым резидентом РФ доходы облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В ст. 214.2 НК РФ говорится о доходах в виде процентов по вкладам в банках. В то же время в целях налогообложения под банком понимается только кредитная организация, имеющая лицензию ЦБ РФ (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов по вкладам в иностранной валюте, если установленная ставка по таким вкладам не превышает 9 процентов годовых. Однако такое освобождение применяется, если банки, выплачивающие проценты, находятся на территории РФ.
Минфин России и ФНС России, рассматривая вопрос об обложении НДФЛ доходов в виде процентов, полученных физическими лицами - резидентами РФ, от размещения денежных средств во вкладах в иностранных банках, дают противоречивые разъяснения.
2. Разъяснения Минфина России
Последние разъяснения Минфина России по рассматриваемой проблеме (Письма от 12.03.2010 N 03-04-05/6-95, от 20.01.2010 N 03-04-05/6-10) сводятся к следующему. Налоговая база в отношении процентов по вкладам в иностранных банках определяется в порядке, определенном ст. 214.2 НК РФ. Сумма превышения процентов по договору над процентами по ст. 214.2 НК РФ облагается по ставке 35 процентов. Также в данных письмах было указано, что если доход налогоплательщика не превышает 9 процентов, то у него отсутствует и обязанность
по декларированию этого дохода. В то же время в более раннем Письме Минфина России от 03.06.2009 N 03-04-05-01/410 разъяснено, что все суммы процентов, полученные налогоплательщиком - резидентом РФ от размещения средств на депозитном счете в иностранном банке, являются доходом, облагаемым НДФЛ и декларируемым на территории России. Отметим, что в данном письме финансовое ведомство не упоминало ст. 214.2 НК РФ.
3. Разъяснения ФНС России
ФНС России по рассматриваемой проблеме занимает прямо противоположную позицию. Она сводится к тому, что ст. 214.2 НК РФ не распространяется на налогообложение доходов, полученных от размещения денежных средств на вкладе в иностранном банке, поскольку согласно Налоговому кодексу РФ под банком понимается только кредитная организация, имеющая лицензию ЦБ РФ (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ). Следовательно, в этой ситуации, по мнению ФНС России, соответствующие доходы должны облагаться НДФЛ в полном размере, а не только
в части превышения указанных в ст. 214.2 НК РФ предельных значений, и по ставке 13 процентов. В частности, такая точка зрения отражена в Письме ФНС России от 24.02.2010 N 3-5-04/227@.
Кроме того, в другом Письме ФНС России отметила, что освобождение, предусмотренное п. 27 ст. 217 НК РФ, не применяется в отношении доходов в виде процентов, полученных от иностранных банков (Письмо ФНС РФ от 27.03.2009 N 3-5-04/331@). Дело в том, что в данной норме прямо указано, что она действует в отношении процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ.
Обращаем внимание на то, что в настоящий момент на официальном сайте Мосгорсуда приведена только резолютивная часть апелляционного определения: "Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения". Ознакомиться с правовой позицией суда по данному делу можно будет только после изготовления судебного акта в полном объеме.
Верховный Суд РФ разъяснил различные аспекты порядка пересмотра судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
В постановлении затронуты вопросы, касающиеся, в частности:
обстоятельств, которые могут рассматриваться как вновь открывшиеся или новые;
возможности пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам определений судов, которыми дело не разрешается по существу;
перечня лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
содержания заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
соблюдения в т.ч. порядка исчисления срока, предусмотренного для обращения в суд о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (в соответствии с ГПК РФ этот срок составляет три месяца со дня установления оснований для пересмотра);
непосредственно процедуры рассмотрения заявлений о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
сроков рассмотрения судом таких заявлений;
последствий вынесения определения об удовлетворении заявления либо об отказе в пересмотре дела по указанным обстоятельствам, а также порядка обжалования этих определений.
Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии
или выплачивающего пенсию)
В связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения отдельных вопросов, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии.
В частности, обращается внимание на то, что при проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336.36 Налогового кодекса РФ. Также уточняется, что Пенсионный фонд РФ не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ при обращении
в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Отмечается, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Также обращается внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении.
Признано утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Верховный Суд РФ разъяснил вопросы, возникающие у судов при применении главы ГПК РФ о производстве в суде кассационной инстанции, действующей в редакции Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ
В Постановлении затронуты все аспекты кассационной процедуры, в том числе:
виды судебных актов, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке;
понятие исчерпанности иных способов обжалования судебного акта, являющейся условием для обращения в кассационную инстанцию;
определение лиц, имеющих право кассационного обжалования;
определение судов кассационной инстанции для судебных актов некоторых категорий;
порядок исчисления шестимесячного срока, установленного для кассационного обжалования;
порядок восстановления пропущенного срока на кассационное обжалование;
порядок уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы;
основания и порядок приостановления исполнения решения суда первой инстанции судьей кассационной инстанции в связи с истребованием дела;
основания и порядок отказа в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
порядок принятия судьей кассационной инстанции решения о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (в т.ч. содержание соответствующего определения);
вопрос о возможности подачи лицом, по кассационной жалобе которого вынесено определение судьи о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании, дополнений к кассационной жалобе;
порядок надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени судебного заседания;
необходимость учета судом кассационной инстанции при вынесении кассационного определения и таких обстоятельств, как нарушения судами первой или апелляционной инстанций норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств;
возможность выхода суда кассационной инстанции при проверке законности обжалуемого судебного акта за пределы доводов кассационной жалобы.
Значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многокварт!
ирного дома
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306),
нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам установления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам установ!
ления и определения нормативов), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления
коммунальных услуг).
За возвратом излишне уплаченного НДФЛ с дохода, полученного в виде бесплатно предоставленного в 2009 году в собственность земельного участка из государственной или муниципальной собственности, необходимо обратиться до окончания 2012 года
ФНС России поручила налоговым инспекциям организовать работу по информированию граждан, получивших в 2009 году доход в виде жилого помещения или земельного участка из государственной или муниципальной собственности и уплативших с него соответствующую сумму НДФЛ, о праве граждан на возврат этой суммы налога.
Связано это с тем, что с 29 ноября 2012 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2009 года указанные доходы освобождены от уплаты НДФЛ.
Поскольку на основании статьи 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты, налогоплательщикам следует до окончания 2012 года представить в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ.
ФНС России информирует о повышении ставок акцизов с 2013 года
Со второго полугодия 2013 года будут проиндексированы ставки акцизов на бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го классов, а также начнут применяться акцизы с печного топлива бытового.
Сообщается также, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом будут увеличены ставки акцизов на все подакцизные товары, за исключением тех, что облагаются акцизами по нулевым ставкам.
ФТС России обращает внимание участников внешнеэкономической деятельности, что при подаче декларации на товары в электронной форме не требуется предоставление паспорта сделки, при этом его номер следует указывать в декларации
Приказ ФТС России от 20 июля 2012 года N 1470 "О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров" исключает требование о представлении паспорта сделки при подаче декларации на товары в электронной форме с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары, вне зависимости от их вида и заявляемой таможенной процедуры. Таким образом, требование о представлении паспорта сделки сохраняется только при подаче декларации на товары и документов
на бумажном носителе.
Участникам ВЭД следует учитывать, что паспорт сделки может быть истребован таможенными органами в ходе проведения контрольных мероприятий после выпуска товаров, в том числе при выявлении несоответствия сведений о паспорте сделки, заявленных в декларации на товары, и сведений, полученных от Банка России в ходе информационного обмена.
ФНС России разъяснила некоторые вопросы, касающиеся проявления налогоплательщиками "должной осмотрительности" при выборе контрагентов
Сообщается, в частности, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
При этом обращено внимание на то, что сведения налогового органа о представлении контрагентом налоговой декларации, в том числе не "нулевой", не являются подтверждением его благонадежности, поскольку достоверность отчетности, а также реальность осуществления контрагентом финансово-хозяйственной деятельности может быть подтверждена только после проведения выездной налоговой проверки.
Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Отмечено также, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, а также сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), и наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные
лица.
На 2013 год утверждены тарифы на электроэнергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка
Тарифные ставки на электроэнергию и тарифные ставки на мощность, на первое и на второе полугодия 2013 года, утверждены в отношении генерирующих объектов, расположенных в северных и дальневосточных районах России, а также в Калининградской области, и принадлежащих ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", ОАО "РусГидро", ОАО "ТГК-2", ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго", ЗАО "Воркутинские ТЭЦ", ОАО "ТГК-9", ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
Утверждены индикативные цены на электроэнергию и мощность для покупателей - субъектов оптового рынка на территориях неценовых зон оптового рынка
Новые индикативные цены на электроэнергию и на мощность утверждены на первое и на второе полугодие 2013 года для Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Архангельской и Калининградской областей.
Индикативные
цены на электроэнергию и на мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей утверждены на первое и на второе полугодия 2013 года по субъектам РФ
Утверждены также индикативные цены на электроэнергию и на мощность для различных покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, расположенных на Северном Кавказе и в Республике Тыва.
Установлены тарифные ставки на электроэнергию (мощность), поставляемую отдельными субъектами оптового рынка электроэнергии в 2013 году
Федеральная служба по тарифам утвердила тарифные ставки на электроэнергию (мощность) в отношении субъектов оптового рынка, поставляющих электроэнергию (мощность) в ценовых зонах оптового рынка через гарантирующих поставщиков в целях обеспечения электроэнергией населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также покупателям, функционирующим в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, особый порядок поставки электроэнергии (мощности) которым установлен Правительством РФ. Тарифные ставки
на электроэнергию и на мощность, на первое и на второе полугодия 2013 года, установлены для АЭС, ГРЭС, ГЭС, ТЭЦ и других генерирующих мощностей, принадлежащих, в частности, ОАО "Концерн Росэнергоатом", ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", ОАО "ОГК-2", ОАО "ОГК-5", ОАО "Э.ОН Россия", ОАО "РусГидро", ОАО "Мосэнерго" и т.д. (всего в отношении 63-х субъектов оптового рынка).
Определены содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима и круг лиц, в отношении которых они действуют
Установлены:
правила пограничного режима в пограничной зоне (в том числе правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий);
правила пограничного режима в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ (в том числе правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов и средств передвижения по льду);
правила промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
В приложениях приведены образцы необходимых документов, в том числе образец предупреждающего знака, устанавливаемого в местах въезда (прохода) в пограничную зону.
Правила пограничного режима, утвержденные Приказом ФСБ России от 10.09.2007 N 458, признаны утратившими силу.
Внесены изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011)
В частности, в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Технического регламента, включены дополнительные позиции 17.1, 40.1 и 78.1.
Дополнительные позиции включены также в Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований данного Технического регламента, при этом ряд позиций изложен в новой редакции.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.