КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 15.12.2016
Обзоры новой судебной практики по ГК РФ
В системы КонсультантПлюс включены разъяснения по важным для юристов темам: обусловленное исполнение обязательства, судебная неустойка, положения ГК РФ о рамочном договоре, переговоры о заключении договора. В обзорах по этим темам представлена судебная практика за последний год.
Регламентирован порядок подтверждения Минэнерго России и Роснедрами факта добычи нефти с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на отдельных месторождениях
Заявителями в рамках предоставления данной госуслуги являются организации, осуществляющие пользование участками недр и добычу сырой нефти, указанной в пункте 5 статьи 3.1 закона о таможенном тарифе.
Предоставление госуслуги начинается со дня подачи заявителем в Минэнерго России заявления о подтверждении факта добычи нефти сырой с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 миллипаскаль-секунд или с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на отдельных месторождениях, установленной формы (приведена в приложении к регламенту), с приложением следующих документов, заверенных в установленном порядке:
а) копии суточных актов приема-сдачи нефти сырой за отчетный месяц либо транспортных (перевозочных) документов;
б) копии паспортов качества нефти за отчетный месяц;
в) сведения о добыче нефти сырой и физико-химических характеристиках этой нефти за отчетный месяц, содержащие:
- наименование месторождения;
- наименование пункта сдачи-приема нефти сырой (в случае ее вывоза трубопроводным транспортом);
- номер системы измерений количества и показателей качества нефти сырой;
- объем добычи нефти сырой;
- вязкость нефти сырой в пластовых условиях (в отношении нефти сырой, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 3.1 закона о таможенном тарифе);
- плотность нефти сырой при 20 градусах Цельсия;
- массовую долю серы в нефти сырой.
Документы представляются заявителем в письменной форме не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Срок предоставления государственной услуги не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления в Минэнерго России необходимых документов.
При рассмотрении дела о защите интеллектуальных прав суду необходимо руководствоваться принципами справедливости, равенства и соразмерности при взыскании компенсации
Конституционный Суд РФ признал положения подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ:
не противоречащими Конституции РФ, как предусматривающими в качестве специального способа защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности предоставление правообладателю возможности в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты соответствующей компенсации в случае нарушения прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в результате совершения индивидуальным
предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одного противоправного действия;
не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системной связи с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ и другими его положениями они не позволяют суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности, определить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации ниже
минимального предела, установленного данными законоположениями, если размер подлежащей выплате компенсации, исчисленной по установленным данными законоположениями правилам с учетом возможности ее снижения, многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков (притом что эти убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что
правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.
Конституционный Суд РФ отметил, что в гражданское законодательство должны быть внесены необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления, с тем чтобы обеспечить возможность снижения размера компенсации за нарушение одним действием прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации ниже установленных в законе пределов в случае, если рассматривающий дело суд на основании критериев, которые также должны быть определены в законе в соответствии с
конституционными принципами справедливости и равенства, придет к выводу о явной несоразмерности компенсации, даже исчисленной в минимально допустимом общими правилами размере, характеру совершенного правонарушения.
Уточнен порядок определения коэффициента риска, применяемого при расчете показателей текущей ликвидности активов страховщика
Согласно Указанию коэффициент риска определяется исходя из уровня кредитного рейтинга активов страховщика, связанных с банками, перестраховщиками, эмитентами или выпуском ценных бумаг. Уровни кредитных рейтингов и соответствующие им коэффициенты риска устанавливаются Советом директоров Банка России.
Ранее указанные коэффициенты определялись согласно приложению к Указанию Банка России от 18.01.2016 N 3935-У "О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности страховщиков" в зависимости от рейтинга, присвоенного страховщику одним из перечисленных в приложении рейтинговых агентств.
Показатель текущей ликвидности активов страховщика (ПЛ1) определяется при проведении оценки качества и ликвидности активов при проведении мониторинга деятельности страховщиков.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Определены минимальные нормы доходности для установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Устанавливается, что для инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году, минимальная норма в номинальном выражении составит:
в первом году периода регулирования - 5,48 процента;
во втором году - 10,95 процента;
в третьем году - 13,95 процента.
Для инвестированного капитала, созданного после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году, норма доходности в номинальном выражении составит 13,95 процента.
Увеличены минимальные нормы доходности для расчета тарифов в сфере теплоснабжения
Указано, что для инвестированного капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2017 году норма доходности в номинальном выражении составит 10,95 процента, а для капитала, созданного после осуществления такого перехода, - 13,95 процента.
Аналогичные нормы доходности на 2016 год были установлены в размере 89,93 процента и 11,93 процента соответственно.
Надбавка к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию будет устанавливаться в том числе при наличии группового несчастного случая со смертельным исходом на производстве
В настоящее время скидка (надбавка) устанавливается страховщиком страхователю по обязательному социальному страхованию исходя из ряда показателей, предусмотренных утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 года N 524 правилами, в числе которых количество страховых случаев, количество дней временной нетрудоспособности на 1 страховой случай, отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых
взносов.
Постановлением вводится дополнительный случай установления надбавки - наличие у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц. В таком случае размер надбавки рассчитывается в зависимости от количества погибших в результате несчастного случая.
В 2017 году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях для лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установлена в размере, не превышающем 1174,8 рублей
Указанная стоимость действует также в отношении лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов.
Для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость одного дня установлена в размере, не превышающем 1837,5 рублей.
В 2016 году стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях составляла для указанных категорий граждан 1109,4 рублей и 1735,2 рублей соответственно.
Признаны утратившими силу Приказы Минтруда России от 07.12.2015 N 1003н и от 17.03.2016 N 109н.
ФНС России разъяснен порядок действий налоговых органов в случае перерасчета ранее исчисленных налогов на имущество физических лиц
Сообщается, в частности, что налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.
В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие/отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии
оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:
проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);
определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;
информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России;
после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.
В приложении приводится типовой лист информирования.
ФНС России напоминает о порядке заполнения платежных поручений в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В связи с этим, в целях своевременного поступления в бюджетную систему РФ денежных средств, перечисляемых плательщиками в счет уплаты страховых взносов, и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов особое внимание обращается на заполнение следующих реквизитов платежных поручений:
в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
в поле "Получатель" указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
в поле код бюджетной классификации указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.
Разъяснен порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте
Сообщается, в частности, что в отношении операций РЕПО с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, положительная или отрицательная разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО является не финансовым результатом, а доходами или расходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, которые определяются в иностранной валюте без пересчета цены приобретения ценных бумаг или цены их реализации из
иностранной валюты в рубли.
Таким образом, при совершении операций РЕПО с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, для продавца по первой части РЕПО доходы (расходы) определяются на дату исполнения им обязательств по второй части РЕПО и на эту дату пересчитывается из иностранной валюты в рубли разница между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО, являющаяся в соответствии с пунктом 4 статьи 214.3 Налогового кодекса РФ доходом или расходом.
Налоговая база по операциям РЕПО определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 214.3 Налогового кодекса РФ как доходы в виде процентов по займам, полученные в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО, уменьшенные на величину расходов в виде процентов по займам, уплаченных в налоговом периоде по совокупности операций РЕПО. При этом доходы или расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли на дату их получения (осуществления) в соответствии с пунктом 10 статьи 214.3
Налогового кодекса РФ.
Отсутствие обязательных платежей в бюджетную систему РФ может не рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о возможном отсутствии реальной деятельности
Банк России в связи с обращениями кредитных организаций по вопросам классификации ссуд, прочих активов, а также условных обязательств кредитного характера информирует о следующем.
При классификации кредитными организациями ссуд, прочих активов, а также условных обязательств кредитного характера в целях формирования резервов на возможные потери, заемщиками (контрагентами) по которым являются юридические лица, применяющие налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ, отсутствие (незначительный размер по сравнению с размером, предусмотренным общим налоговым режимом) уплаченных ими в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей может не
рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о возможном отсутствии у заемщика (контрагента) - юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах.
Росстатом утверждена новая годовая форма статистического наблюдения N 3-аудит "Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов", действующая с отчета за 2016 год
Форму представляют Минфину России юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями - саморегулируемыми организациями аудиторов. Срок предоставления - 1 апреля после отчетного периода.
С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу Приказ Росстата от 02.12.2014 N 684 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством финансов Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов".
Росстатом утверждена новая годовая форма статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", действующая с отчета за 2016 год
Приказом утверждены также указания по заполнению формы. Данные по указанной форме предоставляются по адресам и в сроки, установленные в форме.
С введением указанного статистического инструментария признается утратившим силу Приказ Росстата от 16.11.2015 N 550 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием субъекта Российской Федерации".
На первое полугодие 2017 года утверждены температурные коэффициенты для приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации
Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549) объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Росстандартом.
Новым приказом Росстандарта такие коэффициенты утверждены для 35 субъектов РФ.
Росприроднадзором даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
В частности, сообщается следующее:
объект хозяйственной деятельности, не подпадающий ни под один из утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 критериев, не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет;
заявка о постановке объекта НВОС на государственный учет готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый лицом по месту нахождения объекта в территориальный орган Росприроднадзора (для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) или орган исполнительной власти субъекта РФ (для объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору);
все действия по ведению государственного реестра, включая выдачу свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, необходимо осуществлять в электронном виде;
наполнение реестра "пустыми" заявками по объектам НВОС, ошибочно отнесенным к III или IV категориям, не допускается;
объект НВОС, связанный с недропользованием, например, с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка и соответствует I категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами НВОС II категории, поселки вахтовиков и прочие объекты жилой и обеспечивающей инфраструктуры являются объектами НВОС наименьшей категории, если соответствуют установленным критериям.
Росприроднадзор также обращает внимание, что основная информация о постановке на государственный учет объектов НВОС и о ведении реестра объектов НВОС размещена на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет".
С 1 января по 31 декабря 2016 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, составляет 2000 рублей в месяц
В указанной сумме учтены оклад по воинской должности, ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс), ежемесячная надбавка за особые условия военной службы и ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Кроме того, в Приказе приводятся размеры надбавок, которые устанавливаются с 1 января по 31 декабря 2016 года военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с командованием (руководством) воинскими подразделениями, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских формированиях Вооруженных Сил РФ, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, проходящим военную службу по
призыву, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ.
Определен порядок сообщения военнослужащим (сотрудником) войск Росгвардии о факте проникновении в жилое помещение
Согласно Приказу военнослужащий (сотрудник) Росгвардии, осуществивший проникновение (вхождение) в жилое помещение, обязан в возможно короткий срок сообщить об этом своему непосредственному командиру (начальнику) и в течение 24 часов с момента начала вхождения (проникновения) представить рапорт об этом факте с указанием адреса жилого помещения, сведений о времени, основаниях и обстоятельствах вхождения, иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной
гвардии Российской Федерации".
Командир (начальник) воинской части обеспечивает информирование собственника помещения и (или) проживающих в нем лиц в максимально короткий срок путем вручения информационного письма. Письмо вручается собственнику или иному проживающему гражданину лично под расписку. При отсутствии возможности произвести информирование лично командир обеспечивает их информирование посредством телефонограммы, факсимильной связи или электронной почты, либо с использованием иных средств связи, позволяющих достоверно
установить факт его направления. Информационное письмо в таком случае направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Вручение информационного письма лично собственнику или иному проживающему в помещении гражданину осуществляется должностным лицом, определенным командиром (начальником) воинской части. При вручении письма лично гражданин, получивший письмо, расписывается на втором экземпляре информационного письма. При отказе от получения первого экземпляра письма (проставления росписи) должностным лицом делается соответствующая запись на втором экземпляре информационного письма. Информационное письмо (или заверенная
копия его второго экземпляра) направляется лицу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Кроме того, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан направить уведомление о вхождении (проникновении) в жилое помещение прокурору. Указанное уведомление, помимо прочего, должно содержать сведения о наличии (отсутствии) ущерба, причиненного имуществу собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан в результате вхождения (проникновения) в жилое помещение.
Ростехнадзором обновлена форма акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте, а также извещения об аварии на опасном объекте
Речь идет об опасных объектах, техническое расследование причин аварий на которых осуществляется в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 19.08.2016 N 818. К таким объектам относятся лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (кроме метрополитена).
В новой форме извещения об аварии на опасном объекте в число опасных объектов включен также пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.08.2014 N 848, в случае аварии на опасном объекте, владелец объекта в течение 24 часов принимает решение о проведении технического расследования причин аварии и создании комиссии по расследованию, в состав которой включаются представители владельца, органа местного самоуправления, на территории которого располагается объект, и страховщика, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца объекта. Результаты
технического расследования оформляются актом о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте.
Кроме того, в случае возникновения аварии владелец объекта в течение 24 часов направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения объекта извещение об аварии.
Признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 18.11.2014 N 519, которым были утверждены ранее действовавшие формы извещения об аварии на опасном объекте и акта технического расследования причин аварий на опасных объектах.