КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 08.12.2016
Реформа норм договорного права 2014-2016 годов
На семинаре будет обсуждаться закон, вступивший в силу 1 июня 2015 года, о реформе ГК РФ в части о договорах и обязательствах. Он вводит нормативное регулирование ряда новых договорных конструкций и решает проблемы, возникшие в судебной практике.
Семинар пройдет 19-20 января в Москве. Организатор - юридический институт "М-Логос".
С 1 января 2017 года потребители, чьи права нарушены, прежде чем обратиться в Роспотребнадзор, должны будут обращаться непосредственно к хозяйствующему субъекту - нарушителю
Теперь для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзора, необходимо будет подтверждение заявителем факта того, что до обращения в Роспотребнадзор он "обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены".
Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность содержащихся в них сведений, выявленные после начала ее проведения, являются основанием для прекращения такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, надзорный орган вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
Усовершенствована процедура реализации имущества, обращенного в собственность государства
Уточнено, что реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет 100 тыс. рублей и менее, осуществляется путем продажи лицу, подавшему заявку на участие в реализации имущества первым (ранее - путем прямой продажи лицу, подавшему заявку на участие в реализации имущества).
Реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 100 тыс. рублей, осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме (ранее - путем проведения открытого аукциона), при этом, в том числе:
установлена процедура проведения такого аукциона (предусмотрены функции продавца, требования к юридическому лицу (оператору электронной площадки) и его функции, порядок документооборота между претендентами, принимающими участие в реализации имущества, участниками аукциона, оператором электронной площадки и продавцом);
скорректированы содержание информационного сообщения о проведении аукциона и последовательность действий претендента, совершаемых для участия в аукционе;
определены содержание заявки для участия в аукционе и перечень прилагаемых к ней электронных документов, порядок отзыва заявки претендентом;
установлено, что для организации аукциона продавец направляет уведомление о проведении аукциона оператору электронной площадки не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте продавца в сети "Интернет".
Обновлена процедура ведения Банком России государственных реестров кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
Также определены форма, сроки и порядок представления саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, сведений о своих членах - кредитных потребительских кооперативах, число членов которых превысило три тысячи физических или юридических лиц, и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, сведений о своих членах - сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативах, общее число членов и ассоциированных членов которых превысило три тысячи физических лиц или юридических лиц.
Признаны утратившими силу Указания Банка России от 05.10.2015 N 3813-У "О порядке ведения Банком России государственного реестра сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов" и от 16.12.2015 N 3898-У "О порядке ведения Банком России государственного реестра кредитных потребительских кооперативов".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Уточнен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Установлено, в частности, что уплата налогов, зачисляемых в ФСС РФ, за период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством о налогах и сборах за период с 1 января 2017 года подтверждается документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов
или страховых взносов.
Внесены также иные уточнения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в Федеральную налоговую службу.
Установлен порядок проведения центральным контрагентом операционного аудита
Утвержденное положение применяется в отношении центрального контрагента, которому такой статус присвоен Банком России в соответствии с Федеральным законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Операционный аудит проводится путем оценки эффективности его элементов, а именно: оценки эффективности управления рисками ЦК, оценки точности модели ЦК, стресс-тестирования рисков ЦК, определения выделенного капитала ЦК, восстановления финансовой устойчивости ЦК. Оценка эффективности элементов деятельности ЦК включает, в частности, оценку соответствия элемента деятельности ЦК и внутренних документов ЦК законодательству РФ, положениям национальных и международных стандартов; оценку достаточности
необходимых для осуществления элемента деятельности ЦК ресурсов; оценку соответствия процессов создания и эксплуатации автоматизированных систем, входящих в состав средств для осуществления элемента деятельности ЦК, включая обеспечение информационной безопасности, законодательству РФ о техническом регулировании с учетом положений международных стандартов. При этом определение национальных и международных стандартов, оценка на соответствие которым будет проводиться, осуществляетс
я ЦК самостоятельно.
В целях проведения операционного аудита ЦК привлекает одно или несколько юридических лиц-консультантов.
По результатам операционного аудита подготавливается отчет, содержащий, помимо прочего, реквизиты консультанта, информацию об элементах деятельности ЦК, в отношении которых проводилась оценка эффективности, информацию об оценке эффективности элементов деятельности ЦК, результаты проведенных оценок эффективности.
Подготовленный отчет направляется на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) центрального контрагента, а после рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) его копия направляется в Банк России.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Утвержден регламент предоставления информации в Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России
Регламент касается, в частности, информации:
- об угрозе нарушения информационной безопасности;
- об уязвимости (в соответствии с ГОСТ Р 56545-2015) и др.
При передаче информации ограниченного доступа данные передаются в Центр в архиве с паролем, при этом пароль должен быть доведен до Центра с использованием альтернативных каналов связи. Требования к сложности пароля определяются передающей стороной.
В случае передачи образцов вредоносного программного обеспечения (вирусов) образцы передаются в Центр в архиве с паролем, при этом пароль должен быть одним из следующих: virus или infected. В случае, если образцы не запаролены, то они удаляются автоматически.
Регламент служит для апробации выбранных форматов передачи данных и внесения соответствующих изменений по результатам апробации.
Определен порядок списания задолженности по страховым взносам, а также задолженности, признанной безнадежной к взысканию, в случае признания гражданина банкротом
Признание банкротом гражданина отнесено к основаниям для списания "безнадежной" недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенным по итогам завершения расчетов с кредиторами. Установлен перечень документов, на основании которых принимается решение о признании безнадежной недоимки, числящейся за гражданином, и порядок ее списания.
В целях списания задолженности по страховым взносам, признанной безнадежной к взысканию, соответствующие дополнения внесены по тексту документа.
С учетом данных изменений в новой редакции изложена "Справка о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам".
ФСС РФ разработаны формы документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на "травматизм"
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано ФНС России. При этом осуществление функций по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранилось за ФСС РФ.
В этой связи Фондом разработано 7 новых форм документов, в том числе: акт совместной сверки расчетов по страховым взносам на указанное страхование (форма 21 - ФСС РФ), заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов (форма 22-ФСС), решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (форма 26-ФСС).
Если субъектом РФ не принято решение о применении кадастровой стоимости, налог на имущество ФЛ исчисляется с инвентаризационной стоимости с применением коэффициентов
Сообщается, что в этом случае налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, сведения о которой были представлены в налоговые органы до 1 марта 2013 года, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора: на 2015 год в размере 1,147; на 2016 год - 1,329.
В связи с переходом на ККТ с режимом "online" передачи данных подготовлен проект закона о налоговом вычете по расходам на их приобретение
Передача данных о наличных расчетах в адрес налоговых органов будет осуществляться в режиме реального времени, что позволит создать современную систему учета выручки и сократить объем "теневого" оборота.
Минфин России сообщает, что в целях снижения финансовой нагрузки, связанной с приобретением новой ККТ, разработан проект закона, предоставляющий возможность индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, уменьшать сумму исчисленного налога на расходы по приобретению таких ККТ. Соответствующими положениями предлагается дополнить Налоговый кодекс РФ.
Проектом размер вычета ограничен расходами в сумме не более 18000 рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчетов с покупателями.
ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся разграничения полномочий по администрированию страховых взносов, особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов в налоговых органах и порядок их уплаты
В информации приведен перечень полномочий, переданных налоговым органам, а также полномочий, сохраняемых за ПФР и ФСС РФ (это в том числе прием расчетов (уточненных расчетов) и контроль за правильностью исчисления по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года; прием заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм за указанные отчетные периоды).
С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, перенесены в НК РФ.
Все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах. Появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов (международной организации, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного).
Как и ранее, база для исчисления страховых взносов имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков на обязательное пенсионное страхование. Страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10%.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ежегодно увеличивается на повышающие коэффициенты: в 2017 году - 1,9; в 2018 году - 2,0; в 2019 году - 2,1; в 2020 году - 2,2; в 2021 году - 2,3.
Сообщены действующие тарифы страховых взносов для основной категории плательщиков, для плательщиков, имеющих право на применение пониженных тарифов, а также приведены дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на отдельных видах работ.
В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 г. поменяются коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.
Приведены размеры страховых взносов для самозанятой категории плательщиков.
Обновлена процедура ведения учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику
В соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" банки обязаны вести учет обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение 7 календарных дней со дня поступления в банк указанного требования) реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке и по форме, которые
устанавливаются Банком России по предложению АСВ.
Определены процедуры ведения учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, формирования реестра обязательств при наступлении страхового случая.
В приложениях приведены формы реестра обязательств банка перед вкладчиками в электронном виде, а также реестра, представляемого на бумажном носителе, выписки из указанного реестра, требования о формировании и представлении реестра.
Указание придет на замену действующему Указанию Банка России от 01.04.2004 N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками" и вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Банк России актуализирует свою нормативную правовую базу
Признаны утратившими силу:
Указание Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками";
Указание Банка России от 26 ноября 2007 года N 1927-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками".
Настоящее Указание вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Правительство РФ предлагает усилить гарантии защиты прав участников долевого строительства, а также закрепить на законодательном уровне положения, регулирующие порядок обращения закладных в электронной форме
В частности, Фонд единого института развития в жилищной сфере предлагается преобразовать в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, на который будут возложены полномочия по формированию компенсационного фонда долевого строительства за счет обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) других объектов недвижимости, ведению реестра таких застройщиков, осуществлению за счет средств
компенсационного фонда выплаты возмещения гражданам - участникам долевого строительства при банкротстве застройщика, а также оказанию финансовой помощи застройщику или созданному в соответствии с законодательством о банкротстве жилищно-строительному кооперативу для завершения строительства объектов и передачи жилых помещений в них участникам долевого строительства.
Кроме того, Правительством РФ предлагается:
- обязать застройщиков, заключающих договоры участия в долевом строительстве, с 1 января 2017 года производить отчисления в компенсационный фонд (с отменой обязанности по заключению договора страхования ответственности и получению поручительства банка);
- внести изменения в законодательство о банкротстве, наделив Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства полномочиями арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика, вносившего взносы в компенсационный фонд;
- предусмотреть, что Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства обеспечивает возможность завершения строительства объекта путем привлечения нового застройщика в процедуре банкротства, готового взять на себя обязательства перед участниками долевого строительства. При невозможности привлечения нового застройщика участниками долевого строительства, имеющими требования в отношении такого объекта, решается вопрос о выплате им возмещения либо достройке объектов через жилищно-строительный
кооператив, который будет создан участниками строительства. В случае выплаты возмещения гражданам - участникам долевого строительства Фонд приобретает право требования к застройщику-банкроту на сумму таких выплат.
Кроме того, предлагается установить, что электронная закладная составляется путем заполнения в электронном виде ее формы, в том числе размещенной на портале государственных и муниципальных услуг.
Электронная закладная будет считаться выданной первоначальному владельцу электронной закладной с момента внесения депозитарием, осуществляющим учет и переход прав на электронную закладную, записи по счету депо первоначального владельца электронной закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, открытому в депозитарии и указанному в электронной закладной. Вопросы, связанные с хранением и учетом прав по электронной закладной, регулируются Федеральным законом "О рынке ценных
бумаг" с учетом особенностей электронной закладной.
Обновлены правила ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах ограничения вводятся: в случаях установления IV и V классов пожарной опасности в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий; при установлении особого противопожарного режима; при объявлении ЧС, возникших вследствие лесных пожаров.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах ограничения вводятся: в случаях проведения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов; при ликвидации очагов вредных организмов.
Во всех указанных случаях ограничения вводятся органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий на срок не более 21 календарного дня.
Приказом, кроме того, определены требования к содержанию решения об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведению в лесах определенных видов работ, а также устанавливается перечень требований к мероприятиям, проводимым при ограничении пребывания граждан в лесах.
Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Приказа Рослесхоза от 03.11.2011 N 471 "Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах".
В связи с планируемым принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" предусмотрено внесение изменений в отдельные законодательные акты
Соответствующие изменения предусматривается внести в Закон РФ "О государственной тайне", Федеральные законы "О связи" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Внесение изменения в пункт 4 статьи 5 Закона РФ "О государственной тайне" связано с необходимостью защиты сведений о мерах, предпринимаемых для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, а также сведений об оценке степени защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, что позволит отнести указанные сведения к сведениям, составляющим государственную тайну.
Внесение изменения в часть 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" вводит новую обязанность операторов связи в случае установки в сети электросвязи технических средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак, обеспечивать выполнение утвержденных в соответствии с законодательством РФ о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации технических условий установки и эксплуатации технических средств, порядка установки и эксплуатации таких технических
средств, а также сохранность этих технических средств.
Внесение изменения в часть 3.1 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" позволит не применять положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, к деятельности по осуществлению государственного контроля в области безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Кроме того, предлагается установить, что порядок государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации определяется Правительством РФ.
Законопроектом предполагается вступление его в силу с 1 июля 2017 года.
Правительством РФ предложена правовая основа для эффективного функционирования системы безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
Согласно законопроекту безопасность критической информационной инфраструктуры Российской Федерации предполагает такую защищенность информационной инфраструктуры, при которой проведение в отношении нее компьютерных атак не приведет к нарушению (прекращению) ее функционирования и (или) значимых ее объектов.
Законопроектом устанавливаются основные принципы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, полномочия государственных органов Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами критической информационной инфраструктуры, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов.
Законопроектом предусматривается вступление его в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2018 года.
В связи с предполагаемым принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" планируется внести соответствующие изменения в УК РФ и УПК РФ
Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить статьей 274.1 "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации", которая предусматривает ответственность за:
создание и (или) распространение компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации, включая уничтожение, блокирование, модификацию, копирование информации, содержащейся в ней, или нейтрализацию средств защиты указанной информации;
неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, в том числе с использованием заведомо предназначенных для этого компьютерных программ либо иной компьютерной информации;
нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, либо правил доступа к указанной информации.
Санкции за указанные деяния предусматривают наказание в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Внесение изменения в пункт 2 части второй статьи 151 УПК РФ позволит отнести составы преступлений, предусмотренных статьей 274.1 УК РФ, к прямой подследственности органов федеральной службы безопасности. Внесение изменения в часть пятую статьи 151 УПК РФ позволит отнести составы преступлений, предусмотренных статьей 274.1 УК РФ, к подследственности правоохранительных органов, выявивших эти преступления.
Рособрнадзором подготовлены новые редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования в 2017 году
В числе таких документов рекомендации по:
- подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов;
- подготовке, проведению и обработке материалов ЕГЭ в региональных центрах обработки информации;
- организации доставки экзаменационных материалов в субъекты РФ для проведения ГИА-11 в форме ЕГЭ;
- осуществлению общественного наблюдения при проведении ГИА-11;
- организации системы видеонаблюдения при проведении ГИА-11;
- разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ по проведению ГИА-11;
- формированию и организации работы предметных комиссий субъекта РФ при проведении ГИА-11;
- работе конфликтной комиссии субъекта РФ при проведении ГИА-11;
- организации и проведению ГИА-9 и ГИА-11 в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
а также правила заполнения бланков ЕГЭ и сборник форм для проведения ГИА-11.
Ростехнадзором утверждены правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака
Правила предназначены для применения при:
- разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака (ОПО МТТЖА);
- изготовлении, монтаже, пуско-наладочных работах, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО МТТЖА;
- проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение ОПО МТТЖА; технических устройств; зданий и сооружений; деклараций промышленной безопасности; обоснований безопасности ОПО МТТЖА.
Правила не распространяются на внутризаводские трубопроводы организаций, производящих и потребляющих жидкий аммиак.
Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев с момента официального опубликования.