Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23Pe (4325) *когда Он объяснял нам Писания - наши сердца пламенели!* 18-19/IV/23 (вт-ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 18-Apr-2023 12:19

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

 

Во вторник Светлой седмицы в православной Церкви на литургии читается повествование о встрече путников, шедших в Эммаус, с Воскресшим (Лк.24:12-35). Этому эпизоду и посвящен сегодняшний выпуск.

 

 

 

 

> Дорога в Эммаус

> Если бы Лука был художником, перед нами было бы одно из его самых грандиозных полотен:

В тот же самый день двое из учеников шли в селение под названием Эммаус, примерно в шестидесяти стадиях от Иерусалима. При этом они обсуждали всё, что произошло. И вот пока они разговаривали и спорили, к ним приблизился Сам Иисус и пошел вместе с ними. Но у них была словно пелена на глазах, Они его не признали. А Он им сказал:
– Что это вы обсуждаете по дороге?
Они остановились с печальным видом. Один из них, по имени Клеопа Ему ответил:
– Похоже, из всех, кто был в эти дни в Иерусалиме, только Ты не знаешь, что там произошло.
– Что же? – спросил Он их.
Они ответили:
– Что случилось с Иисусом из Назарета. Он был настоящим пророком, Он словом и делом являл Свою силу перед Богом и перед всем народом. Но наши первосвященники и правители приговорили Его к смертной казни и распяли. А мы-то надеялись, что именно Он станет избавителем Израиля! При всём том вот уже третий день, как всё это завершилось, но есть среди нас женщины, которые нас смутили. Рано утром они пришли к гробнице и не обнаружили там Его те́ла. Они пришли к нам и рассказали, что видели явление ангелов, а те объявили, что Он жив. Некоторые из наших пошли к гробнице, они увидели, что всё именно так, как рассказали женщины, а Его Самого не видели.
Он им ответил:
– До чего же вы непонятливы, как же трудно дается вам вера во всё, что предрекали пророки! Ведь именно так должен был пострадать Христос, чтобы достичь Своей славы!
И вот Он объяснил им, что сказано о Нём в Писаниях, начиная от Моисея и у всех пророков. Так они приблизились к селению, в которое шли ученики, а Он им показал, что пойдет дальше.
Они стали Его уговаривать:
– Останься с нами, ведь уже вечереет, день клонится к закату.
Он вошел в дом и остался с ними. И вот когда Он за общей трапезой взял хлеб, с благословением его разломил и стал им раздавать, у них пелена пала с глаз, они Его узнали – а Он стал для них невидим. Они сказали друг другу:
– А ведь когда Он говорил с нами по дороге, когда объяснял нам Писания – наши сердца пламенели!
И они тотчас поднялись и отправились обратно в Иерусалим. Там они нашли Одиннадцать учеников и тех, кто был с ними. Они говорили, что Господь действительно воскрес и явился Симону. А эти двое стали рассказывать, что было по дороге и как они узнали Господа, когда Он преломил хлеб.
{Перевод А.С.Десницкого.}

> Прежде всего нам необходимо разобраться в событиях, описанных Лукой. Речь идет о первом пасхальном воскресении. Утром того же дня происходили странные вещи, и ученики теряются в догадках: «Что бы это могло значить?» На исходе дня двое из них отправляются домой в Эммаус. По дороге к ним присоединяется таинственный незнакомец и заводит разговор о происшедших событиях. Чтобы правильно оценить этот отрывок с исторической точки зрения, необходимо понять eгo главную мысль, заключенную в ст. 21: «<А мы-то надеялись>, – говорит один из учеников, – <что именно Он станет избавителем Израиля!>» Так кто были эти люди, и о какой надежде идет речь?

> Эти ученики жили внутри истории‐повествования, причем Повествования с большой буквы. Оно складывалось из исторических событий, пророческих обетований и, разумеется, псалмов. А фоном для всего этого служил Исход. Каждое последующее освобождение Богом своего народа от очередных завоевателей образовывало новый уровень повествования, и все они указывали в одном и том же направлении. Когда иноземный гнет становился невыносимым, Бог Израиля вмешивался и вновь даровал своему народу избавление.

«Что ж ты унываешь, душа моя,
 и что ты печальна?
 Уповай на Бога! Я еще буду славить Его,
 Он мой спаситель и Бог мой». {Пс.41:12, СРП.}

> Как мы уже убедились, большинство иудеев, живших в первом веке, верили, что конец изгнания еще не наступил. Великие пророческие обетования еще не исполнились. Израиль по‐прежнему ожидал «избавления», которое на их языке явно указывало на Исход. Он стал великим моментом исполнения завета, который теперь нуждался в обновлении. Потому несложно представить, что и́менно в этой ситуации израильтяне повторяли вслед за псалмопевцем:

«Будь, Боже, моим судьей
и рассуди тяжбу мою.
От народа неправедного,
от людей лживых и подлых избавь меня...
Пошли свет Твой и истину Твою,
пусть они поведут меня,
приведут на святую Твою гору и в жилище Твое...
Что же ты унываешь, душа моя...
Уповай на Бога». {Пс.42:1,3,5, СРП.}

> Итак, иудейские Писания давали Иисусу и его современникам незаконченную историю. Последователи Иисуса надеялись, что он сам станет ее завершением. Однако этого не случилось.

> Но как они себе это представляли? История мессианских и пророческих движений на протяжении веков, до и после земной жизни Иисуса, дает ясный ответ на этот вопрос. Требовалось немногое: праведность, ревностная любовь к Богу и Закону и вооруженное восстание. Остаток святых Израиля должен был с Божьей помощью поразить о́рды язычников. Так сказано в Писании, и именно так должно было случиться, когда наступит решающий момент, и Бог Израилев воцарится над всей землей. «<А мы-то надеялись, что именно Он станет избавителем Израиля!>». Иудеи в точности следовали совету Псалмопевца:

«Уповай на Бога! Я еще буду славить Его,
Он мой спаситель и Бог мой». {Пс.41:6,12; 42:5, СРП}

> Посему распятие Иисуса нанесло сокрушительный удар по их чаяниям. Ведь такая смерть ожидала всех, надеявшихся освободить Израиль и убеждавшихся, увы, слишком поздно, что они ошибались. Дело не только в том, что, согласно Второзаконию, распятый на древе проклят Богом; и даже не в отсутствии на данный момент тщательно разработанного учения об искупительной жертве Иисуса. Распятие для иудеев уже в то время имело вполне определенное богословское и политическое значение. Оно означало, что изгнание продолжается, что Бог не простил еще грехов Израиля, а язычники по‐прежнему правят миром. Их жажда свободы и Божьего водительства так и не была утолена. Обо всём этом необходимо помнить нам, историкам, желающим понять хотя бы основную идею Лк.24.

> Сказанное выше объясняет недоумение и возмущение двух учеников. Они надеялись, что находятся на пути к свободе, но он оказался тупиком. По их словам, обращенным к таинственному незнакомцу, все знамения были налицо. Иисус Назарянин действительно был пророком «сильным в слове и деле». Бог благоволил к нему, и люди ему верили. Разве не его пришествие должно было стать кульминацией истории и часом спасения Израиля?! Как же они могли так заблуждаться? Он был казнен иудейскими начальниками и правителями, а теперь странные рассказы о пропавшем теле и явлении ангелов внесли еще большее смятение в души учеников. Всё это не имело ничего общего с их ожиданиями. Тревожные вести лишь усилили их го́ре и разочарование. Эти двое учеников вовсе не испытывают чувства вины за свое бегство, вопреки тому, что часто можно услышать в анализе пасхальных событий. Они огорчены, подавлены, возможно даже разгневаны.

«Ты – Бог мой и Сила моя.
 Для чего Ты оставил меня?
 Почему я поникший хожу
 и меня оскорбляет враг?» {Пс.42:2, СРП.}

> Незнакомец в ответ по‐новому пересказывает повествование Израиля таким образом, чтобы показать, что через все его события, через все пророческие обетования и молитвы псалмопевцев проходит одна мысль, которую раньше они не замечали. Страдания Израиля в Египте стали до боли нестерпимыми, и тогда пришло избавление. Когда Израиль в бедствиях своих воззвал к Господу, он услышал их и послал им судей. Ассирийская армия пронеслась по стране и осадила Иерусалим. Но Яхве́ сам обратил ее в бегство в тот момент, когда город был уже практически взят. Бог и теперь не оставит Израиль, «<ходящий поникшим> от оскорблений врага». Он пошлет им свет и истину и поведет свой народ, подобно тому, как вел их в пустыне огненный столом.

Н.Т.Райт.
Из кн. «Иисус. Надежда постмодернистского мира»
(PDF и др. форматы для членов клуба "Эсхатос") ]

 

 

см. тж.:
 + + + Т.Райт: «Искупление Израиля» обрело совершенно новый смысл
       (+ссылки)
 + + + митр. Сурожский Антоний:
        идти дальше, вперед, с воскресшим Господом (+ссылки)
 + + + время постижения тайн
        www.messia.ru/rasylka/010/2550.htm#0
         (Р. Гвардини, Х. Яннарас, свящ. Александр Мень +ссылки)
 + + + митр. Антоний (Блум): "Разве не горело в нас сердце...?"
                 www.messia.ru/rasylka/005/1135.htm#0 (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный,
 но уничтожил силу ада
 и воскрес как победитель, Христе Боже,
 женам-мироносицам возгласив: "Радуйтесь!"
 и Твоим Апостолам мир даруя,
 Ты, дающий падшим воскресение.*
  (Кондак, перевод иером. Амвросия, с изменениями)

*********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23Pe.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное