Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4314 *Расправиться с врагами ясного мышления*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 05-Apr-2023 13:07

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

5 апреля / 23 марта, 38-й день Великого Поста у православных христиан.

 

Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.

 

"Глаза – это светильник для человека.
Когда глаза здоровы, весь человек полон света,
когда глаза больны, человек окутан тьмой".
(Лука 11,34. Перевод В.Кузнецовой)

> Мы полагаем, что мир можно спасти, если проявлять больше доброй воли и терпимости. Это не так.

> Мир спасут не добрая воля и терпимость, а ясное мышление. Какой толк от терпимости, если вы убеждены в своей правоте, а всех, кто с вами не согласен, считаете неправыми? Это уже не терпимость, а снисходительность, и приводит это не к единению сердец, а к разделению: <вы вверху, а другие внизу. Такое положение может привести только к ощущению превосходства над другими с вашей стороны <и обиде {resentment} в ответ>, а значит, между вами продолжится конфронтация.

> Истинная терпимость вырастает из четкого осознавания каждым из нас колоссального невежества в том, что касается истины. Истина – это необъяснимая тайна.

> Ум способен ощутить <истину>, но не способен <ее постичь {"схватить", grasp}, не говоря уже о том, чтобы> сформулировать. Вера может указать на нее, но не может выразить ее словами. <Тем не менее>, люди страстно говорят о важности диалога, который, в худшем случае, является закамуфлированным стремлением убедить других в правильности своей позиции, а в лучшем – поможет не превратиться в <лягушку в колодце>, полагающую, что <ее колодец – это и есть весь мир>.

> Представьте, что лягушки из разных колодцев собрались на конференцию, <чтобы обсудить свои убеждения и опыт>. Горизонт их познаний расширится, и теперь, помимо своего собственного, будет включать в себя <знание о том, что есть и другие колодцы>. Но и в этом случае у них не будет ни малейшего представления о существовании океана истины – ведь его невозможно уместить в границах концептуальных колодцев. Наши бедные лягушки по-прежнему остаются разобщенными и дискутируют в терминах «мое–твое»: твой опыт, твои убеждения, твоя и моя идеология. <Если поделиться друг с другом схемами, формулами, это не обогатит собеседников, ведь формулы и схемы разобщают, как сте́ны колодца>,  только безграничный океан объединяет.

> Для того чтобы достичь этого океана истины, не ограниченного <формулами>, необходимо обладать ясным мышлением.

> Что такое ясное мышление и каким образом можно <к нему прийти>?

> I. <Прежде всего нужно понять, что> развитие ясности мышления не требует долгой и упорной учебы. Задача настолько проста, что с ней справится и десятилетний ребенок. Для этого нужно не учиться, а разучиваться; нужен не талант, а смелость.

> <Вы поймете это, если представите> себе маленького ребенка <на руках у старой>, уродливой няни. Ребенок еще слишком мал, чтобы <усвоить> предрассудки взрослых. <Поэтому>, когда он прижимается к <ней>, то руководствуется не шаблонами в голове вроде «это белая женщина, негритянка, уродливая, симпатичная, молодая, мама, служанка и т.д.». Ребенок реагирует не на подобные штампы, а на саму реальность. Женщина <удовлетворяет потребность> ребенка в любви, и ребенок отвечает на эту реальность, а не на имя женщины, ее фигуру, расу, принадлежность к какой-нибудь религии или <конфессии>. Всё это не имеет для него абсолютно никакого значения.

> У ребенка еще не пояились предрассудки и убеждения. Именно в такой атмосфере и может появиться ясное мышление. Для того чтобы его достичь, нужно <отбросить всё, чему вы научились> и обрести ум младенца, у которого нет ни прошлого опыта, ни .<запрограммированости, мешающей> нам видеть истинное положение вещей.

> II. <Загляните в себя и исследуйте свои реакции на людей и ситуации, и вы будете потрясены, обнаружив предвзятость, стоя́щую за вашими реакциями.> По существу, мы никогда не реагируем на реального человека или предмет. Вместо этого мы реагируем на принципы, идеологию, мировоззрение человека, его экономическую, политическую, религиозную ориентацию, психологические установки, <на устоявшееся представления и предубеждния, позитивные и негативные>.

> III. Возьмите в отдельности каждого человека, предмет или ситуацию и постарайтесь обнаружить <вашу предубежденность, отделяя реальность от запрограммированных представлений> и проекций ума. <Это упражнение даст вам такое же сверхъестественное откровение {a revelation as divine...}, какое может дать cвященное Писание.>

> Предрассудки и убеждения – не единственные враги ясного мышления.

> Есть еще пара врагов, именуемых желанием и страхом. Мышление, не отравленное эмоциями, а именно – желанием, страхом и <корыстью, требует аскетизма>, который многих ужасает.

> Люди ошибочно полагают, что процесс мышления происходит у них в голове. На самом же деле он происходит в сердце, которое вначале делает определенный вывод, а затем дает команду голове найти аргументацию для его защиты.

> Вот вам еще один источник <сверхъестественного> откровения. Исследуйте некоторые <из заключений, к которым вы пришли> и обратите внимание <на то, насколько они искажены корыстью>. Это касается любого вывода, <разве что это промежуточный вывод>. Подумайте, как крепко вы де́ржитесь за свои умозаключения в отношении людей, например. Не зависят ли эти суждения от эмоций? Если вы считаете, что не зависят, значит, вы недостаточно глубоко провели анализ.

> <Это основная причина разногласий и разделений между народами и отдельными людьми.> Твои интересы не совпадают с моими, поэтому твои мысли и выводы противоречат моим.

> Скольких людей вы знаете, чьи мысли хоть иногда противоречили бы их <личным> интересам? <Сколь часто вы сами думали подобным образом? Разве не почти всегда вам не удается> поставить непреодолимый заслон между мыслями в голове и страхами, желаниями, терзавшими сердце? Всякий раз, пробуя выполнить это упражнение, вы будете обнаруживать, что ясное мышление не нуждается в интеллекте. Этого достичь нетрудно, иное дело – набраться решимости, чтобы покончить с желаниями и страхами. Как только мы начинаем чего-то желать или бояться, сознательно или подсознательно, наше сердце становится помехой мышлению.

> <Самые> просветленные люди говорят, что {This is a consideration for spiritual giants who have come to realize that...} для поиска истины нужны не догмы и готовые рецепты, а:
> A. Сердце, способное <избавиться от запрограммированности и личных интересов> всякий раз, когда включается мышление;
> Б. Сердце, которому нечего оберегать, <которое не обременено амбициями, и потому ум впоисках истины будет раскованным, свободным и бесстрашным;
> B. Сердце, <всегда готовое принять новые аргументы и свидетельства и изменить свою точку зрения>.

> Такое сердце станет <светильником>, рассеивающим мрак всего <тела человека>. Будь такое сердце у каждого <.>, мы перестали бы считать себя коммунистами или капиталистами, христианами, буддистами или мусульманами. Ясное мышление убедит нас, что любые концепции, мнения, суждения, <верования – это светильники, излучающие тьму, признаки> нашего неведения. <Достигнув такого мышления>, мы почувствуем, что стены наших индивидуальных колодцев рушатся и что их накроет океан, объединяющий все народы в истине.

[ Энтони дe Мелло.
Из кн. "Свобода и любовь", медитация 30. Ясное мышление, чистое сердце.  
При подготовке выпуска текст сверялся c англ. версией из публикации: Clear thinking, clean heart (отдельные фрагменты пришлось заново перевести). Жирный шрифт оттуда. Подчеркивание – редактора рассылки. 
Др. англ. версия книги в PDF: "The way to love: the last meditations of Anthony de Mello".
]

 

аудио: на knigavuhe.org, ч.6 с 15:15 до 26:00. 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*  Каждый день они взывают ко Мне,
    хотят постичь Мои пути –
   словно народ, что поступает по правде,
    не забывает законов Бога своего.
   Просят они у Меня справедливых решений,
    хотят, чтобы Бог был ближе.
   'Мы постимся – а Ты и не смотришь,
     мы смиряем себя – а Ты и знать не желаешь?!'*
*  Вы и в день поста творите, что хотите,
    угнетаете работников своих.
   Вы поститесь – и множатся раздоры и распри,
    вы жестоко бьете людей кулаками.
   Пока вы поститесь так,
   не будет голос ваш услышан на высотах!
   Разве таков пост, которого Я хочу,
    день, когда человек смиряет себя?
   Склонять голову, словно тростник,
   лежать на дерюге, в пыли, –
   вы зовете это постом,
    днем, что угоден Господу?
*  Пост, которого Я хочу, таков:
   снимите узы несправедливости с человека,
    с его шеи снимите ярмо!
   Порабощенным даруйте свободу,
    всякое ярмо уничтожьте!
   С голодным поделись едой,
    бедняков бездомных к себе домой приведи.
   Увидишь нагого – одень его;
    не отворачивайся от своих родных.
   Тогда воссияет твой свет, как заря,
    и быстро наступит твое исцеленье.
   Перед тобою пойдет избавленье твое,
    а позади – слава Господа, как защита.
   Тогда ты к Господу воззовешь – и Он ответит,
    позовешь на помощь – и Он скажет: 'Я здесь!'
*  Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь,
    перестанешь показывать пальцем и клеветать,
   и ради голодного пожертвуешь всем,
    и дашь угнетенным всё, что им нужно, –
   вот тогда вспыхнет во тьме твой свет
    и твой мрак превратится в яркий полдень.
   Будет Господь вести тебя всегда,
   даже на землях сухих Он даст тебе всё,
   укрепит Он тело твое.
   Ты станешь как орошенный сад,
    как неиссякающий источник.
   Ты отстроишь города на месте древних развалин,
    вновь возведешь строенья былых времен.
   Тебя нарекут: Починивший проломленную стену,
    Восстановивший улицы для жилья.
* (Ис.58:1-11/+/)

       *********************************************

/+/ чтение среды; пер. РБО, 2004 г., А. Графов.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4314.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное