Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23St4 (4321) *Главная мысль Мк.14 -- "и пили из неё все". Апостол Пётр. Вставки* 13/IV/23 (чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 13-Apr-2023 12:25

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

  Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими!..

 

 

* 31 марта 2023 г. ст.ст., Великий Четверг.
  Воспоминание Тайной Вечери.
  литургические чтения: 1Кор.11:23-32;
  Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2.

 

 

С праздником!

 

 

 

Стихи 22-26. Главная мысль главы — "и пили из неё все". Стихи, где, когда они ели, взял Иисус хлеб, преломил его, и сказал: "Примите, ядите, съесть тело Мое!" И взяв чашу, возблагодарил и пили из нее все.

Я не буду говорить, что это единственный смысл, но у Марка смысл именно не в том, что это евхаристия, а в том, что здесь есть аллюзия на Псалом, где псалмопевец говорит, что ядущий со мной поднял на меня пяту. Важно то, что Иисус вкладывает в эту чашу, в этот хлеб. В эту чашу и хлеб Он вкладывает всего себя, "Это весь Я, и вот чаша — это Моя кровь". И самое главное фразы из евхаристического сюжета, это 23-й стих — "И пили из нее все". Вот это "все". Все предадут, пили все и все говорили, что я Тебя не предам. Когда Пётр стал говорить: "Не передам", тоже все так говорили, а потом все оставили... Это, собственно говоря, главная мысль вот этой, 14-й от Марка. "И пили из нее все".

"И сказал: 'Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая...." и так далее — это отдельная тема о евхаристии, но здесь Марк и не хочет раскрывать ее, и я, значит, не хочу раскрывать. Он не собирается этого делать, он упоминает об этом только для того, чтобы показать единство, которое так быстро распадется, и полная открытость Христова Своим ученикам, и невозможность ученикам быть последователями Иисуса в этой открытости.

Дальше 25-й стих. "Истинно говорю вам, Я уже не буду пить от плода виноградного от того дня, когда буду пить новое вино в Царстве Божием". Толкователи говорят о том, что здесь речь идет... короче, я считаю это вставкой. Почему вставкой? Потому что она оптимистична, она опять выруливает ситуацию... Что означает "пить новое вино в Царстве Божием?" Как толкователи говорят, речь идет о мессианском пире. Было учение, отраженное в Талмуде, о том, что Мессия, когда придет, начнет с того, что закатит пир, потому что Царствие Божие в традиционном понимании — это было новое мироустройство, в котором будет пир на весь мир, все будут гулять и веселиться. Так вот, Он пьет с ними как бы в последний раз, а следующий раз Он будет пить уже с ними на пиру... И таким образом, в раннехристианском тексте мы видим некоторую надежду на то, что очень скоро ситуация разрешится, потому что Христос как бы сейчас отсутствует, между 3-й и 4-й чашами на этой вечере. Поэтому 25-й стих как бы немного выбивается... словно зуб, который шатается...

"И, воспев, взошли на гору Элеонскую". Дальше опять рефреном 27-й стих: "И говорит им Иисус...:" — это начинается следующий эпизод — 'Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: 'Поражу пастыря, и рассеются о́вцы'". Естественно "ибо написано..." — это вставка, потому что... но это глупо... он не в том смысле "пастырь"... Он скорбит не от того, что они рассеются. И вообще, адресация к этой цитате мне кажется очень натянутой, потому что эта цитата переворачивает сюжет в таком направлении, что вот мы, дескать, партизаны, и если убить главного, мозг партизанской организации, тогда остальные будут искать пятый угол, они будут рассеяны, и так далее... то есть такой стратегический маневр со стороны противников. Но Христос во всей остальной главе рассматривает Свое отшествии, оставление апостолов, в том смысле, что Он их любит, Он хочет быть с ними, а они не могут быть с ним, не могут Ему сопутствовать. То есть это личная драма, драма личных отношений. И поэтому вторая половина 27-го стиха тоже никуда не годится, в целом она отводит линию толкования в сторону.

Почему вставка 28-й стих, я уже говорил: потому что "по воскресении Моем Я предварю вас в Галилее"... Итак, Он сообщает: "вы все соблазнитесь и по воскресении Я предварю вас в Галилее", и Петр сказал ему: "Если и все соблазнятся, но не я". Как видим, Петр реагирует на 27-й стих, то есть для него не существует 28-го стиха! Он каким-то образом пропускает поворотный смысл 28-го стиха: если Христос воскреснет и будет ждать их где-то "в Галилее", то актуальность "соблазна", того, что все предадут Его, снята в принципе! Но для Петра нет 28-го стиха, то есть вы понимаете: дело не в том, что все соблазнятся, "вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь" — это ужасное известие, но если оно тут же гасится тем, что — ну ничего как бы, я воскресну и вас буду ждать где-то там, в Галилее, в конкретной области, это делает цельный рассказ о предательстве совершенно безобидным, ну пусть не "совершенно", но очень-очень погашенным... "Вы Меня предадите, но это ничего страшного — Я потом тут же воскресну и вас буду ждать..." И Пётр реагирует не на этот какой-то очень странный конец: "Я воскресну и Я вас буду ждать...", а только на 27-й стих: "Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь". "Петр сказал Ему: 'Если и все соблазнятся, но не я!" Если в предыдущем эпизоде был выведен Иуда как главное действующее лицо, как наиболее авторитетный из апостолов, то тут летит голова номер два, то есть голова апостола Петра. Вот Пётр выставляется действующим лицом, он говорит: "Ты знаешь, я самый лучший! Вот если все..." Но Иисус говорит ему: "Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух...", то есть Он еще более конкретизирует: "Прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня". У апостолов сознание как бы пытается уйти в абстрактные величины: в принципе, вообще, не предадим, или вообще Тебя не предам, в принципе, а Христос постоянно конкретизирует: "Ты ныне, в эту ночь...", и конкретно: "прежде нежели дважды пропоет петух, трижды от Меня отречешься. Но он еще с бо́льшим усилием говорил: 'Хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя!' То же и все говорили". (По 31-й стих.) То, что то же самое говорили все... то есть на примере Петра, как наиболее доверенного ученика, показано апостольское такое предательство. Опять говорю "предательство" не в смысле "плохой поступок", а в смысле, что они иначе мыслят, у них другая смысловая парадигма.

[ Прот. Вячеслав Рубский.
Из беседы
"Ев. от Марка 14 гл. 10-72 ст. Предательство как неизбежность".
Расшифровка публикуется впервые
 ]

 

 + + + Геза Вермеш: Преломление хлеба / евхаристия / общинная трапеза в раннем христианстве (+ссылки!)
 + + + Л.Буйе: священная трапеза (+ссылки)
 + + + о. Александр Шмеман: Последняя схватка
        (+ ссылки, в т.ч. к др. дням Страстной недели)
 + + + игумен Евмений (Перистый):
         Правда Божия и правда человеческая (+ссылки)

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Будучи Господом и Создателем всего,
 Бог бесстрастный, сделавшись нищим,
  создание с Собой соединил,
 и, Сам являясь Пасхой,
 тем, за кого собирался умереть,
 Себя в снедь заранее предлагал,
 взывая: "Вкусите тело Мое / и верою утвердитесь!"
  Спасительной для всего рода смертного,
  напоил Ты, Благой, Своих учеников
  собственною чашей, наполнив её веселием;
  ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь,
  взывая: "Пейте кровь Мою, / и верою утвердитесь!"*
*Держащая неудержимую / и возвышенную в воздухе воду,
 усмиряющая бездны и укрощающая моря
 Премудрость Божия воду в умывальницу вливает
 и Владыка омывает ноги рабов.
  Ученикам подает / Владыка пример смирения;
  и Облекающий облаками небо / полотенцем опоясывается,
  и преклоняет колена, чтобы омыть ноги рабов,
  Тот, в Чьей руке дыхание / всего существующего.*
 *К таинственной трапезе / все со страхом приблизившись,
  чистыми душами примем хлеб, / оставаясь вместе с Владыкой,
  чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников
   и отирает полотенцем,
  и сделать так, как мы увидели,
  друг другу покоряясь / и друг другу ноги омывая, -
  ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал;
  но не услышал Иуда, / раб и коварный лжец.*
*Агнец, о Котором провозгласил Исаия,
 добровольно идет на заклание
 и спину отдает на раны, щеки на удары,
 лица же не отвращает от позора оплеваний
 и осуждается на бесчестную смерть.
 Безгрешный всё принимает добровольно,
 чтобы всем даровать воскресение из мертвых.*
                      (Из богослужения Великого Четверга/*/)

*********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23St4.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное