Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
12-Apr-2023 13:11
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душеполезную
завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть,
Человеколюбче, чтобы прославить в ее дни величие Твое и неизреченный Твой
замысел о нас, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!
Итак,
Страстная неделя, последние дни земной жизни Христа, Великая среда.
В этом
аудио будет несколько размышлений или приглашений к размышлениям над евангельским
чтением Великой среды, где описаны события, когда Христос в гостях у Симона
Прокаженного. Это трапеза. И к нему приходит женщина, которая вытирает
Его ноги своими волосами и возливает на Него драгоценное миро.
Это, в частности, 26-я глава Евагелия от Матфея, начало.
Можно
по-разному читать Евангелие. Один из способов, к которому я снова приглашаю, –
это такое вслушивание, вдумывание, молитвенное вглядывание с такими вопросами:
а что со мной, если я там; а что со мной, если я участник
этих событий и если я тоже нахожусь на этой трапезе,
в гостях у какого-то человека, и там есть разные люди, далеко не все
из них благочестивой жизни люди и, может быть, не всех я там знаю...
и среди гостей, в том числе Иисус Христос... и осталось очень
мало до Его кре́стной смерти... и вот так Он проводит
время. Это, кстати, важная деталь: что́ Он делает в последние
почти что сутки, другие двое суток до своей смерти, как Он проводит
время и что Он нам говорит? В прошлом аудио я делала акцент на том,
что́ Он говорит, а здесь мы можем больше смотреть на то,
что́ Он делает. В этом отрывке не так много слов Христа.
Мы видим сцену: Иисус в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и приступила
к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного, и возливала
Ему, возлежащему, на голову... Здесь сюжет про голову, а в другом
Евангелии сказано, что она помазала миром ноги Иисуса {Ин.12:1-8}.
Так или иначе, мы можем видеть, с кем проводит Христос время, эти последние
дни – заметьте, не с близкими учениками, хотя с ними
тоже, – и это люди, не отличающиеся особым благочестием.
Мне кажется, это важная деталь, может быть, и для нас. И если
я там, за этим столом, может быть, и если я вижу, как есть
кто-то, кто рядом со Христом, есть кто-то, кто омывает Ему ноги
или возливает миро Ему на голову (есть разные прочтения)... но что со мной.
И я вижу каких-то мужчин и женщин, и как мне это? Я хотел бы
как-то спрятаться от этих людей, быть от них подальше или, может быть,
я хотел бы, наоборот, быть максимально близко к Спасителю... Может
быть, у меня возникает какая-то ревность, что какие-то люди с Ним так близко,
но это не я... А может быть, наоборот, мне нравится быть как-то
подальше, потому что мне очень неуютно в таком обществе, мне неловко...
как я сюда попал... я недостоин... Может быть, я чувствую, что это
как-то слишком высоко для меня, и это слишком близко для меня,
и мне удобнее представлять себе Бога на гораздо большем расстоянии...
Это могут быть важные вопросы, которые дают нам, какую-то информацию о нас
самих, о нашем образе Бога и о каких-то чувствах в такой ситуации.
И интересно, что женщина делает то, что социально осуждаемо, и при этом
она получает поддержку Христа, Его принятие и некоторое оправдание.
Он говорит: "Что́ вы её смущаете? Она доброе дело сделала
для Меня, она возлила это миро, приготовив Меня к погребению".
Как будто бы эта женщина предчувствовала, что будет, тогда
как умные люди не догадывались. И есть интерпретации, толкования о том,
что она любящим сердцем как будто бы прозревала будущее, как будто бы
чувствовала, что сейчас нужно для Христа. Главное, что она была движима
просто каким-то теплом, любовью, заботой. Похоже, что так... Может быть,
нет... может быть, я чувствую, когда смотрю на эту сцену что-то другое,
и мне приходят какие-то другие версии, почему она делает то, что́ она делает...
И также
в среду происходит событие предательства. В Евангелии от Матфея
мы читаем: "Тогда один из Двеннадцати, называемый Иуда Искариот,
пошёл к первосвященникам и сказал: 'Что вы дадите мне, я вам
предам Его?', и они предложили ему 30 серебренников. И с того
времени он искал удобного случая предать Его". Понятно, что это решение
вынашивалось Иудой не один день, это не был спонтанный какой-то эффект,
это было достаточно взвешенно, и есть традиция церковная: мы по средам
вспоминаем в течение всего года события предательства. Что-то произошло с этим учеником,
что он пошёл и это сделал... До конца мы не знаем. Есть
очень много прочтений, толкований, что было с Иудой, почему он так поступил,
как он умудрился так близко знать Христа и так... всё-таки на это
пойти... Мне кажется, очень важно нам не зарекаться в стиле: "Ой,
я бы так никогда не сделал!" "Ой не, ну я бы...
Ну если я вот так 3 года с человеком ходил, и он был
мой друг, учитель, то, конечно... ну я точно нет!" Ну знаете
что, дорогие друзья, мы себя мало знаем... Мне кажется, никто не застрахован,
и, может быть, у вас есть опыт, когда вы в какой-то жизни вдруг совершили
что-то, чего вообще от себя не ожидали. Это, кстати, может быть и что-то
очень хорошее, очень благородное, чего-то вообще от себя не ждали, а может
быть, что-то, наоборот, очень подлое, противное, такое, пошлое, что-то тоже от себя
не ждал. Вот, как говорится, от сумы и от тюрьмы...
И вот
в этот день происходит в среду такое событие, когда один из учеников,
один из ближайших людей, которые с тобой уже 3 года ходит, знает тебя
очень близко, он, оказывается, имеет второе дно, или камень за пазухой,
или какую-то ложь... и улыбается, и будет целовать, и приветствовать...
очень скоро, но за этим поцелуем будет стоять что-то совсем другое... Мы тоже
можем представить и подумать: а каково было Христу в этом... каково
было Ему, когда это – последние дни, последние часы жизни, ты проводишь
их с какими-то людьми – вот с какими людьми Он их проводит,
эти последние дни, часы и, может быть, так важно, чтобы рядом были близкие
люди. И они есть, кажется, что они есть, но и в этой среде
близких людей находится тот, кто совершает вот это предательство. И нельзя
сказать, что остальные ученики какие-то очень прекрасные, они до последнего
не очень понимают, что происходит, не понимают, что Он им
говорит... и легко догадаться, мы можем предполагать, скажем так, каково
было Христу... И мне кажется, что это очень много непонятости,
неразделённости, отсутствие по-настоящему близких людей рядом, и мы знаем,
как ученики после Тайной Вечери не смогут пободрствовать с Христом.
Он будет говорить: "Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною".
Это тот сюжет, когда капли пота с кровью будут стекать с лица...
А ученики не могут даже этого, они просто засыпают, что вполне
естественно... Ну а каково Христу? Даже самые близкие, которые вроде бы
не предали, не могут с тобой побыть, они до конца не понимают
ни твоих трехлетних проповедей, ни того, что сейчас происходит,
и похоже, что в таком, в том числе довольно сильном, одиночестве
Господь идёт на то, на что Он идёт. Да, есть контакт с Отцом,
есть молитва Отцу. Я забегаю вперёд, это уже не среда... но мы знаем,
что у того, что происходило на кресте есть классическое, традиционное
толкование, что слова́ Христа "Зачем Ты Меня оставил? Почему Ты Меня
оставил?", обращённые к Отцу, что это тоже опыт абсолютного одиночества,
когда нет даже контакта с Отцом... есть разные толкования на это
место, но тем не менее, просто хочу обратить внимание, дорогие друзья, что
в эти дни можем вглядываться в то, что происходит со Христом,
как Он проводит время, с кем Он его проводит, что Он делает, и возможно,
что Он переживает. И попробуем своим вниманием в эти дни быть
с Ним, насколько мы можем. Ученики заснули, и мы тоже не очень-то
можем дать Ему это бодрствование, это внимание... Мы можем в течение
дня вспоминать какой-то момент: а что сейчас со Христом, что Он сейчас
переживает, как Ему, что с Ним в эти дни...
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Блудница
приступила к Тебе, мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
и от смрада зол избавляется повелением Твоим! Дышавший же благодатию
Твоею ученик неблагодарный, ее отвергает и нечистотою покрывается,
по сребролюбию продавая Тебя. Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе
не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с
любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка,
прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: "От дел
моих нечистых меня избавь!"* *Прежде распутная женщина / внезапно целомудренной
явилась, возненавидев дела постыдного греха и наслаждения
телесные, в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
которому блудники и распутные подвергнутся. Я являюсь первым из
их числа, и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
Блудная же жена, убоявшись и приложив старание, скоро пришла,
взывая ко Искупителю: "Человеколюбивый и Милосердный, от
дел моих нечистых меня избавь!"* *Оказавшись неблагодарным / и коварным
завистником, лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога, ради
которого был отпущен долг грехов, торгуя боголюбезной благодатью.
Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
(Из богослужения Великой Среды/*/)
*********************************************
/*/
перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.