Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4320 *Христос в гостях у Симона Прокаженного. Предательство* 12/IV/23 (ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 12-Apr-2023 13:11

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

  Душеполезную завершив Четыредесятницу,
и святую седмицу страданий Твоих
просим увидеть, Человеколюбче,
чтобы прославить в ее дни величие Твое
и неизреченный Твой замысел о нас,
единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

 

 

Итак, Страстная неделя, последние дни земной жизни Христа, Великая среда.

В этом аудио будет несколько размышлений или приглашений к размышлениям над евангельским чтением Великой среды, где описаны события, когда Христос в гостях у Симона Прокаженного. Это трапеза. И к нему приходит женщина, которая вытирает Его ноги своими волосами и возливает на Него драгоценное миро. Это, в частности, 26-я глава Евагелия от Матфея, начало.

Можно по-разному читать Евангелие. Один из способов, к которому я снова приглашаю, – это такое вслушивание, вдумывание, молитвенное вглядывание с такими вопросами: а что со мной, если я там; а что со мной, если я участник этих событий и если я тоже нахожусь на этой трапезе, в гостях у какого-то человека, и там есть разные люди, далеко не все из них благочестивой жизни люди и, может быть, не всех я там знаю... и среди гостей, в том числе Иисус Христос... и осталось очень мало до Его кре́стной смерти... и вот так Он проводит время. Это, кстати, важная деталь: что́ Он делает в последние почти что сутки, другие двое суток до своей смерти, как Он проводит время и что Он нам говорит? В прошлом аудио я делала акцент на том, что́ Он говорит, а здесь мы можем больше смотреть на то, что́ Он делает. В этом отрывке не так много слов Христа. Мы видим сцену: Иисус в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного, и возливала Ему, возлежащему, на голову... Здесь сюжет про голову, а в другом Евангелии сказано, что она помазала миром ноги Иисуса {Ин.12:1-8}. Так или иначе, мы можем видеть, с кем проводит Христос время, эти последние дни – заметьте, не с близкими учениками, хотя с ними тоже, – и это люди, не отличающиеся особым благочестием. Мне кажется, это важная деталь, может быть, и для нас. И если я там, за этим столом, может быть, и если я вижу, как есть кто-то, кто рядом со Христом, есть кто-то, кто омывает Ему ноги или возливает миро Ему на голову (есть разные прочтения)... но что со мной. И я вижу каких-то мужчин и женщин, и как мне это? Я хотел бы как-то спрятаться от этих людей, быть от них подальше или, может быть, я хотел бы, наоборот, быть максимально близко к Спасителю... Может быть, у меня возникает какая-то ревность, что какие-то люди с Ним так близко, но это не я... А может быть, наоборот, мне нравится быть как-то подальше, потому что мне очень неуютно в таком обществе, мне неловко... как я сюда попал... я недостоин... Может быть, я чувствую, что это как-то слишком высоко для меня, и это слишком близко для меня, и мне удобнее представлять себе Бога на гораздо большем расстоянии... Это могут быть важные вопросы, которые дают нам, какую-то информацию о нас самих, о нашем образе Бога и о каких-то чувствах в такой ситуации. И интересно, что женщина делает то, что социально осуждаемо, и при этом она получает поддержку Христа, Его принятие и некоторое оправдание. Он говорит: "Что́ вы её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня, она возлила это миро, приготовив Меня к погребению". Как будто бы эта женщина предчувствовала, что будет, тогда как умные люди не догадывались. И есть интерпретации, толкования о том, что она любящим сердцем как будто бы прозревала будущее, как будто бы чувствовала, что сейчас нужно для Христа. Главное, что она была движима просто каким-то теплом, любовью, заботой. Похоже, что так... Может быть, нет... может быть, я чувствую, когда смотрю на эту сцену что-то другое, и мне приходят какие-то другие версии, почему она делает то, что́ она делает...

И также в среду происходит событие предательства. В Евангелии от Матфея мы читаем: "Тогда один из Двеннадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: 'Что вы дадите мне, я вам предам Его?', и они предложили ему 30 серебренников. И с того времени он искал удобного случая предать Его". Понятно, что это решение вынашивалось Иудой не один день, это не был спонтанный какой-то эффект, это было достаточно взвешенно, и есть традиция церковная: мы по средам вспоминаем в течение всего года события предательства. Что-то произошло с этим учеником, что он пошёл и это сделал... До конца мы не знаем. Есть очень много прочтений, толкований, что было с Иудой, почему он так поступил, как он умудрился так близко знать Христа и так... всё-таки на это пойти... Мне кажется, очень важно нам не зарекаться в стиле: "Ой, я бы так никогда не сделал!" "Ой не, ну я бы... Ну если я вот так 3 года с человеком ходил, и он был мой друг, учитель, то, конечно... ну я точно нет!" Ну знаете что, дорогие друзья, мы себя мало знаем... Мне кажется, никто не застрахован, и, может быть, у вас есть опыт, когда вы в какой-то жизни вдруг совершили что-то, чего вообще от себя не ожидали. Это, кстати, может быть и что-то очень хорошее, очень благородное, чего-то вообще от себя не ждали, а может быть, что-то, наоборот, очень подлое, противное, такое, пошлое, что-то тоже от себя не ждал. Вот, как говорится, от сумы и от тюрьмы...

И вот в этот день происходит в среду такое событие, когда один из учеников, один из ближайших людей, которые с тобой уже 3 года ходит, знает тебя очень близко, он, оказывается, имеет второе дно, или камень за пазухой, или какую-то ложь... и улыбается, и будет целовать, и приветствовать... очень скоро, но за этим поцелуем будет стоять что-то совсем другое... Мы тоже можем представить и подумать: а каково было Христу в этом... каково было Ему, когда это – последние дни, последние часы жизни, ты проводишь их с какими-то людьми – вот с какими людьми Он их проводит, эти последние дни, часы и, может быть, так важно, чтобы рядом были близкие люди. И они есть, кажется, что они есть, но и в этой среде близких людей находится тот, кто совершает вот это предательство. И нельзя сказать, что остальные ученики какие-то очень прекрасные, они до последнего не очень понимают, что происходит, не понимают, что Он им говорит... и легко догадаться, мы можем предполагать, скажем так, каково было Христу... И мне кажется, что это очень много непонятости, неразделённости, отсутствие по-настоящему близких людей рядом, и мы знаем, как ученики после Тайной Вечери не смогут пободрствовать с Христом. Он будет говорить: "Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". Это тот сюжет, когда капли пота с кровью будут стекать с лица... А ученики не могут даже этого, они просто засыпают, что вполне естественно... Ну а каково Христу? Даже самые близкие, которые вроде бы не предали, не могут с тобой побыть, они до конца не понимают ни твоих трехлетних проповедей, ни того, что сейчас происходит, и похоже, что в таком, в том числе довольно сильном, одиночестве Господь идёт на то, на что Он идёт. Да, есть контакт с Отцом, есть молитва Отцу. Я забегаю вперёд, это уже не среда... но мы знаем, что у того, что происходило на кресте есть классическое, традиционное толкование, что слова́ Христа "Зачем Ты Меня оставил? Почему Ты Меня оставил?", обращённые к Отцу, что это тоже опыт абсолютного одиночества, когда нет даже контакта с Отцом... есть разные толкования на это место, но тем не менее, просто хочу обратить внимание, дорогие друзья, что в эти дни можем вглядываться в то, что происходит со Христом, как Он проводит время, с кем Он его проводит, что Он делает, и возможно, что Он переживает. И попробуем своим вниманием в эти дни быть с Ним, насколько мы можем. Ученики заснули, и мы тоже не очень-то можем дать Ему это бодрствование, это внимание... Мы можем в течение дня вспоминать какой-то момент: а что сейчас со Христом, что Он сейчас переживает, как Ему, что с Ним в эти дни...

[ Марина Филоник. "Страстная среда. Размышления по мотивам евангельского чтения" (подкаст).
Расшифровка аудио, публикуется впервые
 ]

 

к чтениям среды:
+++ Маркус Борг: Самая важная из всех историй. Предатель
+++ прот. Вячеслав Рубский об Иуде (аудио)
+++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):
     Зачем Церковь проклинает Иуду?
+++ "Вот, Жених приходит в полночь..."
+++ св. Ефрем Сирин: о грешнице, помазавшей Господа миром
              messia.ru/rasylka/011/2675.htm#B (+ссылки!)
+++ священник Федор Людоговский, Ольга Седакова.
     Стихира Великой среды: почему вспоминают про Магдалину?

 

 

++ протопресвитер Александр Шмеман: пошлость
++ игумен Петр Мещеринов: есть всё же какая-то фальшь во всём этом

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Блудница приступила к Тебе,
 мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец,
 и от смрада зол избавляется повелением Твоим!
 Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный,
 ее отвергает и нечистотою покрывается,
 по сребролюбию продавая Тебя.
 Слава, Христе, милосердию Твоему!*
*Больше чем блудница беззаконий совершив,
 слез потоков я Тебе вовсе не принес;
 но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой,
 с любовью целуя пречистые ноги Твои,
 дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов,
 взывающему Тебе, Спаситель:
 "От дел моих нечистых меня избавь!"*
*Прежде распутная женщина / внезапно целомудренной явилась,
 возненавидев дела постыдного греха
  и наслаждения телесные,
 в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием,
 которому блудники и распутные подвергнутся.
 Я являюсь первым из их числа,
 и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный.
 Блудная же жена, убоявшись
  и приложив старание, скоро пришла,
 взывая ко Искупителю:
 "Человеколюбивый и Милосердный,
  от дел моих нечистых меня избавь!"*
*Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником,
 лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога,
 ради которого был отпущен долг грехов,
 торгуя боголюбезной благодатью.
 Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!*
                          (Из богослужения Великой Среды/*/)

*********************************************

/*/ перевод: иером. Амвросий (Тимрот) (с изменениями).

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4320.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное