Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
08-Apr-2023 10:43
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душеполезную
завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страданий Твоих просим увидеть,
Человеколюбче, чтобы прославить в ее дни величие Твое и неизреченный Твой
замысел о нас, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе! (Триодь,
русский перевод)
*
26 марта 2023 г. ст.ст., Лазарева суббота, воскрешение
Лазаря. литургические чтения: Евр.12:28-13:8;
Ин.11:1-45.
С
праздником!
>
11.17-27 ИИСУС – ВОСКРЕСЕНИЕ И ЖИЗНЬ
> 17Придя
туда, Иисус узнал, что Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле.
18Вифания была недалеко от Иерусалима, верстах в двух,
19и много иудеян пришло к Марфе и Мариам погоревать
с ними о брате.20Марфа, как только услышала,
что Иисус идет к ним, тут же пошла Ему навстречу. А Мариам
осталась сидеть дома.> 21–Господь, если бы Ты
был здесь, мой брат не умер бы! – сказала Марфа Иисусу. –
22Но и теперь, я знаю, Бог даст Тебе всё, о чём
Ты Его ни попросишь.> 23–Твой брат снова
воскреснет, – говорит ей Иисус.> 24–
Знаю, что воскреснет – во время Воскресения, в последний
День, – отвечает Марфа.> 25Иисус сказал:>
– Я – Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня,
даже если умрет, будет жить.26А всякий, кто жив и верит
в Меня, вовек не умрет. Веришь ты в это?> 27–
Да, Господь, – отвечает она. – Я верю, что Ты –
Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир.>
11.21 Господь –
в некоторых рукописях этого слова нет. > 11.25 и Жизнь –
в некоторых древних рукописях и переводах эти слова отсутствуют.>
11.18 Мф 21.17 11.21 Ин 11.32 11.24 Дан 12.2;
Ин 5.28-29; 6.39-40; Деян 24.15 11.26 Ин 8.51 >
11.27 Ин 6.14, 69; Мф 16.16
>
Ст. 17 – Придя туда, Иисус узнал, что Лазарь вот уже
четыре дня, как в могиле – То, что пошел уже четвертый день
(см. ст.
39), как Лазарь умер и был, согласно еврейскому обычаю, в тот же
день похоронен, очень важно. В первые три дня родственники покойника
должны были посещать гробницу, чтобы удостовериться, что он действительно мертв.
Дело в том, что люди верили, что в течение трех дней душа находится
неподалеку от гробницы, надеясь возвратиться в тело. Лишь увидев, что
лицо покойника затронуто тлением, а в жарком климате Палестины это обычно
наступало дня через три, она окончательно расстается с телом, после
чего умершего уже нельзя возвратить к жизни.
> Как
и в случае с другими великими чудесами Иисуса, условия для чуда –
самые нереальные, отчего оно становится еще более величественным (парализованный
болеет тридцать восемь лет, слепой таким родился и т.д.) Так и воскрешение
совершается не через несколько минут после смерти, как в случае
с дочерью Иаира (Мк 5.22-43), и не в день смерти,
как в случае с сыном наинской вдовы (Лк 7.11-16), а через три дня.
О гробнице Лазаря см. ст.
38.
> Ст. 18-19 – Вифания была недалеко от Иерусалима,
верстах в двух, и много иудеян пришло к Марфе и Мариам погоревать
с ними о брате – Близостью Вифании к Иерусалиму
объясняется то, что к семье покойного пришло много людей из Иерусалима.
Погоревать с ними о брате – В еврейской традиции
считалось благочестивым долгом посетить осиротевших родственников и друзей,
чтобы разделить их го́ре. Траур по усопшему продолжался в течение
семи дней, но по близким родственникам обычно длился тридцать дней.
Иудеяне – См. коммент.
на ст. 8. Нельзя исключить вероятности того, что среди посетителей
были представители религиозной элиты.
> Ст. 20 – Марфа,
как только услышала, что Иисус идет к ним, тут же пошла Ему навстречу.
А Мариам осталась сидеть дома – Как уже говорилось выше
(см. коммент.
на ст. 1), Марфу и Марию упоминает евангелист Лука, и характеры
женщин в обоих Евангелиях изображены одинаково: Марфа деятельная, у Марии
же скорее созерцательный характер. Осталась сидеть – Женщины
во время траура сидели на полу. Кроме того, из ст. 28 понятно,
что Марфа не сказала Марии о приходе Иисуса.
>
Ст. 21-22 – Господь, если бы Ты был здесь, мой брат
не умер бы! – сказала Марфа Иисусу – В словах
Марфы нет упрека Иисусу, она лишь горюет, что обстоятельства сложились
так, что Иисуса не было с ними раньше. Она убеждена, что Иисус
спас бы друга от смерти. Но и теперь, я знаю, Бог даст
Тебе всё, о чём Ты Его ни попросишь – Смерть брата
не разрушила ее веру в Иисуса. Хотя некоторые толкователи понимают
эти слова как потаенную просьбу воскресить брата, вряд ли это так,
судя по ее реакции, когда открывали гробницу (см. ст. 39).
>
Ст. 23-24 – Твой брат снова воскреснет, – говорит ей Иисус. –
Знаю, что воскреснет – во время Воскресения, в последний
День, – отвечает Марфа – Марфа поняла слова Иисуса как
обычное утешение. В то время вера в воскресение была широко распространена
в народе и даже вошла в синагогальные молитвы (второе из так называемых
Восемнадцати
Благословений). Марфа исповедует веру в то, что в Новом Веке будет
всеобщее воскресение, когда люди предстанут на Суд Божий, чтобы получить
вечную жизнь или вечную гибель. Но она еще не осознаёт в полной
мере, что Свет и Жизнь уже вошли в мир.
>
Ст. 25 – Иисус сказал: – Я – Воскресение
и Жизнь – Когда Иисус называет себя Воскресением, это означает,
что то, что относилось к последним временам, уже присутствует
здесь и сейчас в Его лице. Эта новая жизнь невозможна помимо Иисуса,
и там, где Он, должны быть и воскресение, и жизнь. Ср. 5.25:
«Час наступает – он уже наступил, – когда мертвые услышат
голос Божьего Сына, и кто услышит Его, те будут жить». Иисус есть сама
Жизнь свыше, или вечная жизнь – величайший из Божьих даров,
которая даруется через Дух и побеждает физическую смерть воскресением. Именно
такую жизнь дарует людям Иисус. Он не отвергает веру Марфы в воскресение
при наступлении Божьего Царства, но расширяет ее, показывая ей, что Царство
уже здесь.
> Тот, кто верит в Меня, даже если
умрет, будет жить – За физической смертью последует жизнь.
«Вера в Иисуса создает такие отношения с Богом, которые могут пережить
смерть (ст. 25б) и таким образом удаляют смерть
из духовной жизни человечества (ст. 26). Физическая смерть еще должна
быть (ст. 25б), но с точки зрения жизни в Боге
смерти нет (ст. 26)»{}. Ср. 6.40: «Ибо вот воля
Отца Моего: чтобы всякий, кто видит Сына и верит в Него, обрел
вечную жизнь».
> Ст. 26 – А всякий,
кто жив и верит в Меня, вовек не умрет. Веришь ты в это? –
Что значит «всякий, кто жив»? Жив физически или духовно?
Хотя среди толкователей есть споры, большинство склоняется к мысли,
что речь идет о духовной, вечной жизни. Так и смерть здесь тоже духовная.
Ст. 27 –
Да, Господь, – отвечает она. – Я верю, что Ты –
Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир – Ответ
Марфы предполагает, что она верит во всё, что Иисус делает и говорит.
Ее исповедание содержит в себе три мессианских титула: Помазанник
(см. 1.41;
экскурс Христос),
Сын Бога (1.49; 10.36; см. экскурс Сын
Бога) и Тот, который должен прийти в мир (6.14).
Ее исповедание очень напоминает собой крещальную формулу ранней Церкви. Интересно
отметить, что в других Евангелиях веру в мессианство Иисуса исповедует
Петр (ср. Мф 16.16), а здесь это делает женщина.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
"...
мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны
Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно,
с благоговением и страхом. Ведь Бог наш – огонь пожирающий.
... Иисус Христос – тот же самый вчера, сегодня и вовеки!"
(Евр.12:28-29;
13:8/&/)
*********************************************
/&/
из апост. чтения Лазаревой субботы.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.